Главные вкладки

    Методическая разработка для родителей "Познавательно-речевое развитие детей".
    методическая разработка по развитию речи (младшая группа) по теме

    Данный материал содержит информацию и рекоммендации по развитию речи детей.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

                          Методическая разработка для родителей

                   Познавательно-речевое развитие детей

     Большинство  отечественных  и  западных педагогов  склоняются к мнению,  что дошкольный возраст является решающим для дальнейшего обучения малыша:  все, что узнал или не смог узнать ребенок в эти ранние годы, ощутимо отразится на его дальнейшем интеллектуальном развитии, и школьное обучение будет не в состоянии компенсировать пробелы в развитии малышей, и такие дети неизбежно будут отставать от своих сверстников. Поэтому главной задачей воспитателей и родителей  является развитие познавательных способностей ребенка.

    Познавательное развитие ребенка осуществляется под влиянием социальной среды. В процессе общения с окружающими он усваивает язык, а вместе с ним и сложившуюся систему понятий. В результате уже в дошкольном возрасте ребенок овладевает языком настолько, что пользуется им свободно как средством общения.

    Ведущим  значением в развитии познавательных способностей дошкольника является   речь. Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых форм русского языка.

    Успех в работе по познавательно -  речевому развитию детей зависит от тесной взаимосвязи педагогов, родителей и детей.

    Целью этой взаимосвязи  является:

    - объединение усилий взрослых для успешного речевого развития каждого ребёнка;

    - формирование у родителей желания помогать своему ребенку, общаться с ним;

    - уметь правильно реагировать на проблемы и достижения своего ребенка (помогать преодолевать трудности и радоваться его успехам).

    Речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность  детей,  делает более целенаправленной и осознанной трудовую активность, обогащает игры, способствует проявлению творчества и фантазии.

     Вся работа по формированию речевой деятельности условно может быть разделена на этапы:

    -  развитие мотивационной основы речевой деятельности;

    - расширение словарного запаса и совершенствование грамматического строя речи:

    - развитие диалогической и монологической форм речи.

        Каждому из родителей необходимо нацелиться  на систематическую, длительную работу с ребенком. Помнить, что четкая и правильная речь нужна ребенку на протяжении всей его жизни, а скорректировать недостатки предпочтительнее в детском возрасте.

     В повседневной жизни ребенок сталкивается с многообразием форм - это и любимые игрушки,  и окружающие предметы. Видит  произведения искусства -  картины, скульптуры, слышит музыку; но если усвоение этих знаний происходит стихийно, без руководства взрослых, оно часто оказывается поверхностным.

    Поэтому,  ребенка надо знакомить с  цветом,  геометрическими формами предметов -  круг,  овал,  квадрат, прямоугольник, треугольник, шар, куб, кирпич. Развивать познавательные умения - определять цвет, размер, форму предметов путем зрительного, осязательного,  двигательного обследования и  сравнения. Научить  понимать и использовать в речи  названия величин и форм. В среднем дошкольном возрасте у детей должны быть сформированы устойчивые, закрепленные в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами.  Низкий уровень сенсорного развития сильно снижает возможность успешного обучения ребенка в школе.

    Ваш малыш стремительно подрастает. Очень активен, любознателен, любит играть, гулять. Но вот проблема – он совсем  не говорит, хотя его сверстники  уже достаточно активно общаются  на  своём  языке. Что делать...?

    Психологи отмечают, что ребёнок может быть разговорчив ровно настолько, насколько Вы его в этом поощряете. С возрастом его умение хорошо говорить будет определять  степень его готовности учиться самым разным вещам. Поэтому важная  задача родителей – поддержать такой «разговор», который будет стимулировать развитие ребёнка.

    Уже с годика говорите малышу, что вы делаете, когда  ухаживаете за ним. Раздевая, называйте одежду, которую вы с него сняли, называйте  части тела.  Когда купаете, говорите, что вы  сейчас будете мыть мылом ручки, ножки, спинку, животик, помоете шампунем головку, поиграете какими-то игрушками в ванной, будете вытираться полотенцем.   Когда кормите ребёнка, расскажите, из чего приготовлено блюдо, что он ещё будет кушать, называйте цвет и форму овощей и фруктов.  Говорите нормально, не упрощая, не сюсюкая. На этом этапе развития  малышу нужна ваша плавная, интересно звучащая речь. Если специально начнёте говорить медленно и упрощённо, если будете стараться говорить понятно для дочки или сына, речь ваша станет неестественной. Если вам всё же нравится «детская» манера говорить – что ж, пользуйтесь ею, но знайте, что, приучив ребёнка называть собаку «ав- ав», или предлагая покушать, говорите «ням-ням»  вы ещё долго будете слышать это упрощение, даже когда малышу уже будет доступна нормальная речь.

    Показывайте ребёнку книжки – картинки, называйте предметы, нарисованные там, и объясняйте  ему, что это за предметы, для чего они предназначены, что они  делают. Малышу понравятся рисунки и разговор о них, хотя возможно, он сначала не поймёт того, что Вы объясняете.

    В процессе  игры обязательно разговаривайте с ребёнком. Это очень важно.  Старайтесь всегда отвечать ребенку вразумительно, поясняя  словами те или иные действия  всякий раз, когда он начинает обращаться  к вам. Помните, что сыну или дочке уже сейчас нужны не замечания по ходу дела, не монолог, сколько бы хорошо вы его не построили, ему нужно разговаривать с родными.  И готовьтесь, что совсем скоро разговорившийся малыш начнёт ставить вас в тупик своими вопросами!

    К трем годам произносительная сторона речи детей еще недостаточно сформирована. Остаются некоторые несовершенства в произношении звуков и  многосложных слов.

    К трем годам происходит интенсивное увеличение словаря.  Одновременно с развитием словаря развивается мышление, память, воображение ребенка.

     Игра – это основная  деятельность  в  дошкольном  детстве.  Именно  через  игру  ребёнок  познаёт  окружающий  мир, узнаёт много нового, учится делать выводы, развивает творческое воображение и пробует разные формы общения. К игре нужно относиться бережно и с большим уважением. К сожалению, очень немногие родители играют с малышами в сюжетные игры.. .А ведь  именно  игра - один из лучших способов показать  ребёнку  эффективные  способы  общения и разрешения детских, но таких непростых проблем!  Итак, давайте поиграем с малышом в вежливость.  Для этого вам понадобятся любые игрушки, которые есть у вас дома. Это могут быть мягкие игрушки - животные,  или человечки из конструктора, куклы, в общем, кто – то способный обозначить живые существа. Сюжетов для игры может быть много, ведь вежливость нужна во многих ситуациях.  В каких же?

    •при встрече со знакомыми

    •при посещении поликлиники

    •при походе в магазин

    •при посещении театра

    •в транспорте

    •в гостях или при встрече гостей у себя

    •и просто в ежедневном общении с  близкими .

    Вежливость – это стиль жизни, это качество, без которого невозможно представить культурного и воспитанного  человека.  Самое главное – будьте вежливы сами, и не только в «публичных» местах, но и дома в ежеминутном общении с ребёнком и другими близкими.

    Игры по дороге в детский сад.

    «Кто самый внимательный».

    Можно предложить ребенку посоревноваться на внимательность. Называется предмет, который встретился на пути, параллельно выделяется отличительный признак этого предмета. Например, «Я увидел дерево, оно высокое»,  или «Я увидел собаку, она маленькая» и т.д.  Можно предложить и такое задание: посоревноваться с ребенком в подборе признаков к одному предмету. Выигрывает, назвавший большее количество  слов. Выполняя такие упражнения, дети учатся согласовывать прилагательные с существительными.

    «Весёлый счет».

    Можно проводить на улице, во время прогулок с ребенком. При проведении этой игры не только закрепляется правильное употребление падежных форм существительных, но и умение вести счет. Необходимо только именовать каждое число при пересчете предметов: например, поднимаясь на крыльцо  детского сада считать  одна ступенька, две ступеньки, три ступеньки  и т.д., и следить за четким проговариванием падежных окончаний числительных и существительных.

    «Отгадай предмет по паре других».

    Взрослый называет пару предметов, действий, образов, а ребенок отгадывает:  папа, мама, я – это семья,  куклы, машинки, пирамидки-  это игрушки, елка, Дед Мороз, подарки- это Новый Год и т.д. Мир детского сознания состоит из одних вопросов. Им все интересно. Важно использовать такие ситуации для совершенствования речи детей.

    «Я дарю тебе словечко».

    Взрослый и ребенок по очереди дарят друг другу словечко, объясняя его значение, при этом ребенок может называть знакомое ему слово, а взрослый - незнакомое для ребенка слово и не просто объясняют значение этого слова. Но и составляют с ним предложение. В ходе таких упражнений обогащается словарный запас ребенка, развивается связная речь.

     «Рыба, птица, зверь».

    На слово взрослого «птица» ребенок должен перечислить виды птиц  и наоборот, если взрослый перечисляет и называет, к примеру, голубь, воробей, ворона, ребенок должен быстро назвать обобщающее слово.

    «Что (кто) бывает зеленым, белым, голубым (веселым, грустным, быстрым …)?»

    На конкретный вопрос типа: «Что бывает белым?» необходимо получить как можно больше разнообразных ответов: снег, машина, бант, рубашка и т.д.

    «Живое предложение».

    Можно играть всей семьей. Совместно составляется предложение из трех, четырех слов, в зависимости от количества членов семьи. За каждым играющим закрепляется одно слово из предложения. По сигналу все должны стать в одну шеренгу и прочесть предложение, которое получилось. Игру можно проводить несколько раз, при этом важным условием является то, что каждый раз играющие должны становиться в другом порядке, тогда предложения будут звучать по-разному. Например, задумано предложение «Землю согревает яркое солнышко». В ходе игры предложение может звучать так: «Яркое солнышко согревает землю» или «Согревает землю яркое солнышко». Каждый раз, когда получается новое предложение, нужно дать возможность ребенку прочитать его. Такая игра способствует развитию интонационной выразительности речи, а также помогает сформировать у ребенка память, внимание.

    «Задом наперед».

    Взрослые и ребенок вместе рассказывают сюжет хорошо известной сказки, рассказа, начиная с конца.

    «Угощение».

    Ребенку предлагается вспомнить вкусные слова на определенный звук: А- арбуз, ананас и т.д.; Б- банан, бутерброд и т.д. Слова произносятся взрослым и ребенком по очереди. Важно, чтобы ребенок проговаривал: «Я угощаю тебя ананасом», «Я угощаю тебя апельсином» и т.д. Параллельно с выполнением этого задания ребенок упражняется в правильном употреблении падежных форм существительных. Для закрепления умения согласовывать существительные с прилагательным можно предложить ребенку добавить к своему слову какой-либо признак: «Я угощаю тебя оранжевым апельсином» или числительное «Я угощаю тебя двумя бананами».

    «Один-два».

    Предложить ребенку стать волшебником, превратить два слова в одно или наоборот, например, голубые  глаза - голубоглазый, короткие ноги – коротконогий  и т.д.

    С целью введения в речь ребенка антонимов можно поиграть в игру «Наоборот».

    Задается вопрос: «дерево  какое?». Необходимо ответить парой слов-антонимов: дерево высокое – дерево низкое, дерево старое - дерево молодое,  или взрослый называет слово, а ребенок подбирает к нему антоним.

    Большое влияние на речь детей оказывает развитие мелкой моторики рук, так как доказано, что если развитие движений пальцев соответствует возрастной норме, то и развитие речи тоже в пределах нормы. Проводя дома упражнения на развитие моторики рук, можно использовать разнообразный подручный материал: бельевые прищепки, пробки от пластиковых бутылок, «сухие бассейны» с горохом, фасолью, рисом.

     «Игры с бельевыми прищепками».

    Различные геометрические фигуры из разноцветного картона с помощью прищепок превращаются в предметы, силуэт животных, птиц и т.д. Все зависит от фантазии играющих. Например, овал можно превратить в рыбку, приделав ей плавники из прищепок, можно превратить в ежика, прищепки будут играть роль иголок. Можно устроить веселую игру-соревнование между членами семьи. Кто быстрее снимет со своей одежды прищепки.

    «Сухой бассейн».

    На дне миски с фасолью (рисом, пшеном и т.д.) спрятать игрушки от киндер-сюрприза. Кто быстрее их достанет.

    «Лепка из теста».

    При приготовлении выпечки дать ребенку кусочек теста и предложить ему слепить любую фигуру.

    С помощью таких игр стимулируется действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на речи детей.

    Развитие речи ребенка напрямую связано с развитием  общей моторики у детей.

      Двигательной активности ребенка тоже нужно уделять большое внимание, играя с ним в игры на развитие координации движений, пространственной ориентации. Спектр игр и игровых упражнений, способствующих решению этих задач, очень велик.

    «Быстрый  зайчик».

    Предложить ребенку попрыгать на двух ногах с продвижением вперед.

    «Сбей кеглю» (любой предмет- коробку, бутылку).

    Нужно сбить кеглю, прокатывая мяч вперед.

    «Пройди, не задень».

    Ходьба на носочках между предметами, поставленными на расстоянии сорок сантиметров друг от друга. Расстояние можно уменьшать или увеличивать, в зависимости от возможностей ребенка.

    Каждую минуту общения с ребенком можно превратить в увлекательную игру, которая будет способствовать не только развитию речи детей, но и  формированию личности ребенка, его морально-волевых качеств, а также станет своеобразным мостиком от мира детей к миру взрослых.

    Развитие познавательно-речевой деятельности  направлено  на умственное развитие ребенка. Чем лучше будет организована познавательно-речевая деятельность детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения.

    Известны случаи, когда бедный словарный запас ведет к агрессивному поведению по отношению к окружающим, т.к. ребенок не может выразить словами то, что видит, что знает, что чувствует, а достижения ребенка в познании окружающего мира не будут заметны, если они не выражаются в его активной речи.

    Приемы, используемые при формировании познавательно-речевого развития традиционны:

    • Наглядные - наблюдения, рассматривание картин, демонстрация фильмов, слайдов, презентаций.

    • Практические –  упражнения,  игры,  эксперименты и опыты, моделирование, проектная деятельность,   исследовательно-поисковая  деятельность.

    • Словесные – рассказ, чтение, вопросы, беседы, использование художественного слова.

    Основные задачи познавательно-речевой деятельности:

    1. Обогащать познавательную сферу детей информацией через занятия, наблюдения, экспериментальную деятельность, речь.

    2. Обогащать эмоционально – чувственный опыт в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми.

    3. Помочь упорядочить сведения об окружающем мире, формировать представления его целостности.

    4. Формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять.

    5. Создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов,  проявления самостоятельности в познавательно – речевой деятельности.

    6. Поддерживать условия для развития познавательно – речевых процессов  во всех видах деятельности.

    Развивать речь ребенка, не включая его в познавательную деятельность невозможно, т.к. речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делая ее более целенаправленной и осознанной.

    Для детей дошкольного возраста познавательно-речевое развитие - это сложный комплексный феномен, включающий в себя формирование умственных процессов. Но если педагоги и родители  подходят к решению этих задач  грамотно и творчески, то проблем в усвоении  у детей не возникнет.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка по "Социально-личностному развитию детей" средней группы

    Основным приоритетом выступает личностно ориентированное взаимодействие педагога с ребенком – принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и за...

    Методическая разработка на тему: "Сенсорное развитие детей в раннем возрасте -дидактические игры"..

    роль  дидактических игр в сенсорном развитии  детей раннего возраста....

    Методическая разработка по познавательно- речевому развитию детей 6-го года жизни на тему: «Такой разный воздух...»

    Развитие познавательной активности детей в исследовательской деятельности....

    Методическая разработка на тему: «Сенсорное развитие детей в раннем возрасте – дидактические игры»

    Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Чтобы оно проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитан...

    Методическая разработка по теме «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста»

    Иван Петрович Павлов, русский физиолог, определил сенсорную систему как часть нервной системы, состоящую из: воспринимающих рецепторов, которые получают стимулы из окружающей среды, нервных путей, по ...