Главные вкладки

    Конспект занятия по развитию речи с элементом ТРИЗ в старшей группе на тему: «Средства получения информации в семье»
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

    Желтова Марина Юрьевна

    Рассмотреть с детьми средства информации, используемые в семье. Показать детям         использование принципа «копирования». Развивать умение добывать информацию, воспитывать интерес к самостоятельному поиску нужной информации

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_zanyatiya_s_elementami_triz.docx17.11 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия  по развитию речи с элементом ТРИЗ в старшей группе на тему:  

    «Средства получения информации в семье»

    Цель: Рассмотреть с детьми средства информации, используемые в семье. Показать детям         использование принципа «копирования». Развивать умение добывать информацию, воспитывать интерес к самостоятельному поиску нужной информации.

    Материал: Морфологическая таблица, изображающая телевизор, компьютер, магнитофон, радио, телефон, письмо, книгу, журнал, газету, разные игрушки. Магнитофон, запись спокойной музыки.

    Ход  занятия:

    -Вспомните, какое домашнее  задание я просила вас выполнить?                                                                                       ( Вы просили поговорить с мамой и папой о том, как мы дома получаем информацию.)                                             - Скажите, пожалуйста, какие технические средства информации есть в вашем доме? ( Спросить  3-х детей)        ( У нас в доме есть телевизор, магнитофон, видеомагнитофон, радио, компьютер, видеокамера)      Показываю взглядом, как мне нравится, что в доме много техники.                                                                                   –Да!!! В ваших домах много самой разнообразной техники для получения знаний. (Быстро и незаметно заполняю графу в морфологической таблице «техника»)                                                                                                        

    смотрим

    слышим

    читаем

    пишем

    Телевизор

    Компьютер

    Магнитофон

    радио

    Телефон

    письмо

    - Мне очень интересно, что вы узнаёте по телевизору?                                                                                                          ( По телевизору мы дома смотрим новости, видим их, передачи, разные интересные передачи)                              Спрашиваю 2-х детей.                                                                                                                                                                        – Что сообщает вам радио?                                                                                                                                                                    - Значит, по телевизору вы слышите и видите новости, а по радио только слышите. Что предпочитаете? Почему?                                                                                                                                                                                                   - Слушайте! Что если вдруг по воле какого-то злого волшебника вся названная вами техника – исчезнет из дома!  Как мы тогда  будем  добывать информацию? ( Спрашиваю 2-3 детей)                                                               ( Чтобы что-то узнать, мы можем почитать книги, журналы, газеты. Сходить в музей, посмотреть картины, которые без слов расскажут обо всём.  Посмотреть  фотографии, по ним  узнать о событии.)     (Заполняю соответствующие графы таблицы)                                                                                                                            - С помощью чего  можно получить сообщения?                                                                                                                        ( Позвонить по телефону на телевидение, спросить, что там показывали. Послать письмо в редакцию, попросить, чтобы ответили в письме на ваш вопрос.  Отбить телеграмму.)                                                                                                                                                        - Вы сказали, что по телефону можно получить информацию.  Я знаю одного человека из сказки Корнея Чуковского «Телефон», по которому так надоела эта информация по телефону… Помните?                                                                                                                                            - И такая дребедень                                                                                                                                                                                                             Целый    день                                                                                                                                                                                                    Динь –ди - лень,                                                                                                                                                                                     Динь – ди - лень ,                                                                                                                                                                                      Динь – ди – лень!

    Я три ночи не спал,                                                                                                                                                                                   Я устал.                                                                                                                                                                                                    Мне бы заснуть,                                                                                                                                                                                      Отдохнуть. . .                                                                                                                                                                                          Но только я лёг . . . – звонок!

    -Что бы вы посоветовали человеку, который устал от телефона и хочет отдохнуть?                                                       ( Нужно отключить телефон и отдохнуть)                                                                                                                                              - Отключить телефон и отдыхать – что в этом хорошего?                                                                                                                   ( Можно хорошо отдохнуть, встать здоровым, бодрым, спокойным.)                                                                                         - Отключить телефон и отдыхать, что в этом плохого?                                                                                                                              ( Не узнаешь, о чём звонили. Не сделаешь, что нужно было сделать. Будешь беспокоиться,          что – то ты не узнал важного)                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

    Проблема:  человек должен получить известие и должен отдохнуть, отключить телефон. Как решить эту задачу?                                                                                                                                                                                                    ( Можно купить автоответчик, не выключать телефон, все новости запишутся. Когда человек проснётся, он  прослушает и всё узнает ).                                                                                                                                                                   - Очень хороший совет  вы дали уставшему  от телефонных новостей человеку.  Но вернёмся к нашему разговору. У всех дома есть холодильник, пылесос, электрические светильники, фотоаппараты, часы?                  ( Выставляю карточки)                                                                                                                                                                        -Оля, выбери любую карточку и расскажи, что сообщает о себе выбранный тобою предмет.                                                   Дети, обратите внимание. Оля взяла изображение, а будет говорить о  настоящем предмете. Она держит в руках нарисованную копию предмета.                                                                                                                                           – Люба, расскажи, пожалуйста, какую информацию несёт пылесос. Перед тем, как будет рассказывать, спросить: «Что ты держишь в руках?» ( Я держу копию пылесоса)                                                                                       - Подумайте и скажите, где вы встречали рисованные копии предметов?                                                                       Вы хотели бы  иметь у себя дома ( пауза и хитро ) маленького, красивого, забавного щенка? Щенок у многих есть в квартире?                                                                                                                                                                                    -  Как иметь и не иметь щенка в квартире?                                                                                                                                  ( Купить игрушку )                                                                                                                                                                                - Значит игрушка – это ( копия щенка )                                                                                                                                            - Какая копия?  ( Объёмная )

    Вывод:   лучше иметь игрушку, чем вообще ничего не иметь, правда?                                            

    - Почему мы не играем с настоящими предметами, а с их копиями?                                                                                       ( У нас нет условий, чтобы животные чувствовали себя, как в природе.  Бывает опасно иметь то, что хочется.)                                                                                                                                                                     - Какой предмет дает нам мгновенную копию – сразу? ( зеркало )                                                                                       - Поиграем в игру «Зеркало»?                                                                                                                                                             - Встаньте парами. Выберите, кто будет зеркалом. Зеркало должно мгновенно повторить движения, мимику, которую показывает стоящий перед  зеркалом ребёнок. Потом можно поменяться местами.                                                  – Какую информацию даёт нам зеркало?                                                                                                                                    ( Зеркало даёт  информацию о мимике, жестах, движения человека )                                                                                  Дети садятся.

    - Посмотрите на таблицу. Скажите, откуда в доме можно получить сообщения?

    Вывод: В доме можно получить отовсюду информацию: от техники, приборов, печати, игрушек, предметов – всего. Нужно только захотеть это сделать.

    - У вас дома есть любимая игрушка?                                                                                                                                                      - Что можно сделать, чтобы все дети узнали, какие у вас игрушки?                                                                                     ( Рассказать о ней )                                                                                                                                                                                     - Расскажи, Саша?                                                                                                                                                                                ( Описывает внешний вид, как играет, почему нравится ) Спросить 3- детей.                                                                      – Можно ли нам всем увидеть ваши игрушки? Как?  ( Нарисовать, слепить, выложить )                                                  - Выберите, кто что будет делать.                                                                                                                                                     Обсудить, какая копия может быть интересней: та, на которую можно просто посмотреть или с которой можно поиграть?                                                                                                                                                                                                   Собрать детей в круг.

    -Чем занимались? Что узнали?                                                                                                                                                             - На следующем занятии вы познакомитесь с другими видами информации.                                                                  Спасибо всем.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ГБОУ детский сад № 994 (1971) «Образовательная область» Конспект занятия «Природа» с использованием элементов ТРИЗ в старшей группе №2 «Солнышко».

    Программное содержание.1. Задачи на развитие познавательных способностей: обобщить представления детей о многообразии насекомых (в лесу, в поле, вокруг озера)...

    ГБОУ детский сад № 994 (1971) «Образовательная область» Конспект занятия «Природа» с использованием элементов ТРИЗ в старшей группе №2 «Солнышко».

    Программное содержание.1. Задачи на развитие познавательных способностей: обобщить представления детей о многообразии насекомых (в лесу, в поле, вокруг озера)...

    «В музее головных уборов» Конспект занятия по развитию речи с элементами ТРИЗ в средней группе.

    Цель занятия: 1. Закрепить представления детей о головных уборах, которые носят люди разных профессий....

    Конспект занятия по окружающему миру с элементами ТРИЗ в старшей группе на тему " Ознакомление со свойствами стекла"

    Конспект по окружающему миру с элементами триз технологий на тему " Ознакомление со свойствами стекла" для старшей группы....

    Конспект проведения непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с элементами ТРИЗ в средней группе на тему: «В музее головных уборов»

    Цель:  создание условий для обогащения знаний детей о головных уборах с использованием элементов ТРИЗ.Задачи: 1. Создать условия для побуждения детей к речевой активности.2. Создать условия для р...