Консультация для родителей "Развитие речи ребенка на пятом году жизни"
консультация по развитию речи (старшая группа) по теме

Нясимя Фатиховна Халимова

Для развития звуковой культуры речи в детском саду ведущими являются фронтальные формы работы с детьми в непосредственной образовательной деятельности. Но в силу разных причин некоторые дети плохо усваивают материал, неправильно произносят звуки или  вовсе их пропускают. В этом случае необходима, среди прочих, помощь родителей, как закрепляющий и упражняющий фактор. Не все родители, даже при большом желании, имеют навыки  работы по воспитанию звуковой культуры речи, владеют необходимыми методами и приемами. Одним из самых необходимых условий становления правильного произношения в домашней обстановке можно считать правильную, грамотно построенную, литературно выдержанную речь близких людей, окружающих ребенка дома. Именно она послужит  примером для подражания.

Для закрепления, полученного в детском саду материала, дома можно поиграть с детьми в несложные словесные игры. Вашему вниманию представлены  игры  для чистоты детской речи, упражнения и игры для уточнения, закрепления и различения звуков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_khalimovoy_n.f.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

«РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЁНКА НА ПЯТОМ ГОДУ ЖИЗНИ»

На пятом году жизни речь ребёнка становится разнообразнее, правильнее, богаче. Свои ответы он уже строит из 2-3 и более фраз, всё чаще его речь включает сложносочинённые и сложноподчинённые предложения. Увеличение активного словаря (к 5-ти годам он достигает 3000 слов) даёт возможность ребёнку точнее излагать свои мысли, свободно общаться как со взрослыми, так и с детьми.

Ребёнок пяти лет, называя тот или иной предмет стремиться найти подходящее слово, создаёт свои слова. Слова бывают забавные, но закреплять их в речи ребёнка не стоит. Надо поправить, дать точные названия понятиям.

У пятилетних детей очень велико тяготение к рифме. Подбирают слова, лишённые порой всякого смысла. Но само это занятие далеко не бессмысленное: оно способствует развитию речевого слуха, формирует умение подбирать слова, близкие по звучанию. На пятом году жизни большинство детей овладевают чётким и чистым произношением шипящих звуков «ш», «ж», «ч», «щ»,  многие начинают верно произносить  звуки «р», «р», «л»,  но ещё не всегда умеют верно употреблять их во всех словах. В этом возрасте они смешивают шипящие звуки со свистящими, звуки «р», «р» - со звуками «л», «л» (Звук имеется, но не всегда верно употребляется). Так, н-р, ребёнок правильно произнесёт звук «р» в слове сарай и в то же время этот же звук в слове крыша  может произнести как «л»: клыша 

Овладение новыми звуками, однако, не обходится без трудностей. Так, чётко произнося шипящие и сонорные звуки «р», «р», «л» в слогах и часто правильно употребляя их во вновь усвоенных словах, ребёнок иногда  продолжает произносить их по-старому в словах, давно знакомых. Эти ошибки нельзя оставлять без внимания, надо добиться, чтобы новый звук удавался повсеместно.

У некоторых детей овладение новыми звуками вызывает чрезмерную увлечённость ими. Малыши начинают употреблять их даже в тех словах, в которых их вовсе нет. Если раньше ребёнок не выговаривал некоторые звуки, то теперь он начинает их произносить, даже когда не надо: шумка (сумка), жамок(замок) и т.д

В этом возрасте следует продолжать знакомство ребёнка с новыми словами, приучать его точно называть качество предметов, определять, из  чего они сделаны (стол, стул, шкаф - из дерева; банка, ваза, стакан - из стекла и т.д)  находить в предметах  сходство и различие, знать такие временные понятия, как утро, день, вечер, вчера, сегодня, завтра; пространственные отношения: справа - слева, впереди - сзади, наверху - внизу. 

Во время самостоятельных занятий ребёнка - рисования, лепка, конструирования - обратите  его внимание на то, где, н-р, находятся те или иные предметы на его рисунке.  Спросите его, где на его рисунке солнышко (наверху), дом (внизу), а где ёлочка по отношению к дому (слева или справа).

Необходимо обратить внимание на грамматическую правильность речи ребёнка. Проверьте, как малыш связывает слова между собой.

- Задание : «Найди и исправь ошибку»  Произнося фразу неправильно, согласуйте существительное с глаголом, прилагательным и употребляйте неправильное окончание: «Папа купила игрушку», «Таня спел песню», «У Кати красивый шапка». Ребёнку надо найти ошибку. Спросите его: «так можно сказать?». Ребёнок должен исправить фразы и произнести её ещё раз, но правильно.

Формирование и развитие связной речи происходит прежде всего в процессе повседневного общения со взрослыми. В этом возрасте ребёнок обычно задаёт родителям много вопросов, его интересует буквально всё: откуда берётся хлеб? Почему машина едет? Зачем нужны бабочки? и т.д. Иногда родители стараются уклониться от ответа, но иногда и выговаривают  раздражённо: « Не  приставай с глупыми  вопросами». Конечно, не на все вопросы ребёнка можно дать исчерпывающий ответ, но в любом случае надо в доступной форме объяснить то, что его интересует. Необходимо помнить, что ребёнок дошкольного возраста черпает свои знания, усваивает новые слова только благодаря общению со взрослыми.

Игры и упражнения для чистоты детской речи, для уточнения, закрепления и различения звуков

Звук «ш»

- «Сердитая змея». « Ползала по траве змея. Увидела она ежа, испугалась его и зашипела: ш-ш-ш…» спросите ребёнка, как шипела змея.

- «Прогони воробьёв». «Накрошила Таня в миску крошек, чтобы покормить цыплят. Но прилетели воробьи и стали клевать крошки. Увидела Таня воробьёв, замахала руками и закричала: «Кыш-кыш кыш». Предложите ребёнку четко воспроизвести эти звукосочетания.

-  Предложите ребёнку повторить чистоговорки : Нашей Маше дали манной каши Не найду я ушки у нашей лягушки.

-   Выучите с ребёнком стихотворение или  русскую народную песенку.( любые где часто встречается звук «ш»)

 Звук «ж»

- «Муха». «Катя играла с куклой. Вдруг в комнату залетела большая муха и громко зажужжала: ж-ж-ж…» Спросите ребёнка , как зажужжала муха.

-  предложите ребёнку повторить чистоговорки: У ужа ужата, у ежа ежата. Лежит ёжик у ёлки, у ежа иголки.

-  Выучите с ребёнком стих-е, где часто встречается звук «ж»

 Различие звуков «ш» и «ж»

- Предложите ребёнку поочерёдно воспроизвести то шипение змеи, то жужжание мухи. То есть произвести протяжно то звук «ш», то звук «ж»: ш-ш-ш..-ж-ж-ж…-ш-ш-ш…

-  Попросите ребёнка повторить чистоговорки: У ежа ежата, а у мишки медвежата. Жёлуди у мышки, а шишки у мартышки.

-  Выучите стихотворение

Мышка в кружечке зелёной

Наварила каши пшённой.

Ребятишек дюжина

Ожидают ужина.

Всем по ложечке досталось-

Ни крупинки не осталось!

Различение звуков «с» и «ш»

-  Предложите ребёнку поочерёдно произнести то звук»с», то звук «ш»: с-с-с…-ш-ш-ш…-с-с-с..

-  Попросите ребёнка повторить чистоговорки: Саша любит сушки, а Соня ватрушки. Саше дали кашу, а Глаше простоквашу. Шапка  да шубка - вот  и весь мишутка.

- Выучите с ребёнком  стихи, где часто встречаются звуки «ш», «с».

Различие звуков «з» и «ж»

- Предложите ребёнку поочерёдно воспроизвести то песню комарика, то жужжания мухи, то есть произнести то звук «з», то звук «ж»: з-з-з…ж-ж-ж…-з-з-з..

- Попросите ребёнка повторить чистоговорки: У Зины много забот: Заболел у зайки живот. У маленькой  Зины медвежонок в корзине.

 -  Выучите с ребёнком

По полю бежал, в огород забежал,

Морковку нашёл, сидит грызёт.

Иди прочь! Хозяин идет!

Убежало, убежало, убежало молоко,

Я с трудом его поймала.

Быть хозяйкой нелегко!

Различие звуков «ц» и «ч»

- Предложите ребёнку поочерёдно то произнести звук «ц», то воспроизвести пыхтение паровозика, который отходит от станции, то есть произнести звук «ч». Звук «ц» произносится протяжно: ц-ц-ц.., звук «ч» - отрывисто: ч-ч-ч..

-  Попросите ребёнка повторить чистоговорки: У  цапли цыплёнок, у зайки зайчонок. Цыплята и курица пьют чай на улице.

-  Выучите с ребёнком стих-я:

Я умею обуваться,

Если только захочу.

Я и маленького братца

Обуваться научу..

Встретил ёжика бычок, и лизнул его в бочок.

Но, лизнув его, бычок- уколол свой язычок.

А колючий ёж смеётся: в рот не суй что попадётся!

Различие звуков «с» «с» и «щ»

-  Предложите ребёнку поочерёдно произносить то звук «с», то звук «щ»: с-с-с…щ-щ-щ…с-с-с..

-  Попросите ребёнка повторить чистоговорку: У осы не усы, не усищи, а усики.

-  Выучите с ребёнком стих-я, где чередуются звуки «с», «с» и «щ».

Звуки «л» - «л»

- Предложите ребёнку громко и протяжно произнести звук «л».

-  Попросите ребёнка повторить чистоговорки: Мама Милу мылом мыла, Мила мыла не любила. У елки иголки колки. На мели мы налима ловили.

 -  Выучите с ребёнком стихотворение и потешки, где часто встречаются звуки «л» и «л»

Звуки «р» - «р»

-  Предложите  ребёнку произнести звук «р» громко и протяжно (как рычит тигр).

-  Попросите ребёнка повторить чистоговорки: Крашу крышу красной краской. На горе, на горе ревёт Егорка. Во дворе горка, под горой Норка. В этой норке крот, горку стережет.

-  Подберите картинки с изображением таких предметов, в названии которых есть звук «р» «р», находящиеся в начале, середине и в конце слова: рыба, Буратино, шар, Редиска, курица, дверь. Предложите ребёнку назвать эти предметы.

-  Выучите с ребёнком стих-я с этими звуками.

Различение звуков «л» и «р» «л» и «р»

- Предложить ребёнку произнести протяжно то звук «л», то звук «р»: л-л-л…-р-р-р…-л-л..

-  Ропросите ребёнка повторить чистоговорки: Лера у Вали играет на рояле. Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель, и матросы три недели карамель на мели ели.

-  Выучите с ребёнком стихи, где чередуются часто эти звуки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ЧЕТВЕРТОГО- ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ

Консультация для родителейРАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ЧЕТВЕРТОГО- ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ...

Развитие речи ребенка на пятом году жизни

Возрастные нормативы речевого развития и диагностика...

Консультация для родителей Развитие речи детей четвертого-пятого года жизни

Главное направление в развитии речи ребенка на пятом году жизни – освоение связной монологической речи. В это время происходят заметные изменения в формировании грамматического строя речи, в освоении ...

Консультация для родителей "Развитие речи ребенка на пятом году жизни"

Консультация для родителей "Развитие речи ребенка на пятом году жизни"...