Главные вкладки

    Создание условий для развития речи детей старшего дошкольного возраста (по программе «Развитие» Л.А. Венгера, О.М. Дьяченко)
    презентация к занятию (развитие речи, старшая группа) по теме

    Наталья Петровна Роздорожнюк

    В работе педагогов из МБДОУ "ДС "Дельфин" по программе «Развитие» используется прием наглядного моделирования, где дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели)  применяются символы разнообразного характера.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon teoriya.doc54.5 КБ
    Файл prezentatsiya.pptx2.96 МБ

    Предварительный просмотр:

    МБДОУ «ДС  «Дельфин»»

    Создание условий для развития речи

     детей старшего дошкольного возраста

    (по программе «Развитие» Л.А. Венгера, О.М. Дьяченко)

                                                                                         Авторы:

     

                                                                                            Рахимова С.Р.

                                                                                             Маликова Х.И.

    г. Муравленко 2013г.

    (1 слайд)

    Мы работаем по программе: Л.А. Венгер «Развитие», программа направлена на развитие умственных и художественных способностей детей.

    Концептуальный компонент программы включает в себя следующие положения:

    • теория А.В. Запорожца о самоценности дошкольного периода развития, перехода от утилитарного понимания детства к его гуманистическому пониманию, отсутствие насилия над ребенком, навязывания чуждых ему интересов; основной путь развития ребенка – обогащение, наполнение наиболее значимыми для дошкольника формами и способами деятельности;
    • концепция Л.А. Венгера о развитии способностей, которые понимаются как универсальные действия  ориентировки в окружающем с помощью специфических для дошкольника образных средств решения задач (сенсорных эталонов); развитие способностей имеет важное значение для всей человеческой жизни;
    • теория деятельности А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова о развитии ребенка в процессе различных видов деятельности;
    • теория Л.С. Выготского, согласно которой наиболее существенная линия в развитии человека – это становление его сознания, именно сознание характеризует возможности познания человеком окружающей действительности и самого себя, возможности саморегуляции, особенности его эмоциональной сферы. Сущность развития ребенка – постепенное вхождение его в человеческую культуру через овладение средствами, орудиями  ума (слово, понятия, знаки и т.д.).

    Содержательный компонент программы «Развитие» соответствует современным требованиям к образовательному материалу, а именно:

    • предполагает  разнообразие и вариативность;
    • предполагает проявление творчества педагогов в выборе содержания;
    • в программе выделено общее, стержневое  содержание в каждом разделе программы, которое может дополняться;
    • содержание обусловлено научностью, общечеловеческими ценностями и культурными традициями;
    • содержание отработано в соответствии с возрастными особенностями дошкольников.

    Технологический компонент программы «Развитие» обеспечивает соблюдение прав ребенка и качество образовательного процесса.

    Используются следующие технологии:

    • педагогика сотрудничества;
    • личностно-ориентированное образование;
    • технологии моделирования;
    • экспериментирование и проживание;
    • технология игры Н.Я. Михайленко и Н.А. Коротковой.

    Развивающая среда, необходимая для реализации задач программы «Развитие», служит интересам и потребностям ребенка, способствует его развитию и эмоциональному благополучию.В старшем дошкольном возрасте центральное место занимают условно-символические наглядные модели.

    Одной из основных задач программы является способность дошкольников к наглядному моделированию.

    (2 СЛАЙД - Цели)

    Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды детской деятельности. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, в НОД, при планировании, наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т.д. зависит успешность деятельности ребенка, его приятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.

      (3 слайд -  Проблемы)

    На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни и из личного опыта.

    (СЛАЙД 4 -  схемы)

    В своей работе по программе «Развитие» используем прием наглядного моделирования, где дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели)  применяем символы разнообразного характера:

    • геометрические фигуры;
    • символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);
    • планы и условные обозначения, используемые в них;
    • контрастная рамка – прием фрагментарного рассказывания и многие другие.

    В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет. Например, зеленый треугольник – елочка, серый кружок – мышонок и т.п. На

    последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта. В этом случае они ориентируются на качественные характеристики объекта (злой, добрый, трусливый и т. п.). В качестве модели связного высказывания может быть представленаполоска разноцветных кругов.

    В качестве символов – заместителей при моделировании творческих рассказов используются:

    предметные картинки; 

    силуэтные изображения; 

    геометрические фигуры. 

    (СЛАЙД 5 – Использование наглядных моделей)

    Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка.

    Опыт работы с детьми по развитию  речи, позволил выделить некоторые эффективные приемы наглядного моделирования связного высказывания, применение которых повышает интерес детей к данному виду деятельности и позволяет добиться значительных результатов в развитии  речи дошкольников.

    (СЛАЙД 6,7,8  -  Сериационный ряд «Домик»)

    В работе по развитию связной речи мы используем три вида моделирования – это сериационный ряд, где дети подбирают заместители героев сказки по определённому признаку (цвет, величина) В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет. Например, зеленый треугольник – елочка, серый кружок – мышонок и т.п. На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта. В этом случае они ориентируются на качественные характеристики объекта (злой, добрый, трусливый и т. п.)

    (СЛАЙД 9, 10 -  Пространственно временная модель)

    В процессе обучения связной описательной речи прстраннственно – временное  моделирование служит средством планирования высказывания.

    Прием наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания:

    • пересказ;
    • составление рассказов по картине и серии картин;
    • описательный рассказ;
    • творческий рассказ.

     (Слайд 11,12,13  – Двигательное моделирование)

    Также используем двигательное моделирование, где дети самостоятельно в сотрудничестве со взрослым моделируют игровое пространство. Во время режиссёрских игр на игровом поле и во время игр драматизаций и игровом помещении.

    (Слайд 14 – Наглядное моделирование)

    В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера.

    (Слайд 15 - «Алгоритмы»)

       Наглядные модели мы используем в организации ПРС – это алгоритмы, которые мы применяем во всех игровых центрах.

    (Слайд 16 – Применение исследовательских методов обучения)

    Для успешного осуществления задач  по развитию связной речи  детей старшего дошкольного возраста используем методы проектов: исследовательско – творческие, ролево – игровые, информационно - практико-ориентированные,  творческие,  которые, позволяют повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. Кроме того, мы считаем, что проектная деятельность позволяет родителям воспитанников активно участвовать в жизни ДОУ.

    (Слайд 17 – Метод А.И.Савенкова)

    Нами были реализованы ряд проектов: «Я и моя семья», «Азбука безопасности», «Дорога в детский сад» «Времена года» и другие.

    (Слайд 18 – Результат)

    В ходе работы  по развитию связной речи дошкольников мы отмечаем что:

    • у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
    • появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
    • появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
    • словарный запас выходит на более высокий уровень;
    • дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией;
    • формируется мотивационная готовность к обучению в школе.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста по программе «Развитие». Л.А.Венгера

    Слайд 2

    Цели: Развивать у детей речь посредством художественной литературы Учить детей построению и использованию моделей для пересказа сказок, рассказов и сочинения собственных историй.

    Слайд 3

    Проблемы: Не могут грамматически правильно построить предложение; Недостаточный активный словарный запас; Речь односложная, состоящая из простых предложений; Плохая дикция.

    Слайд 4

    Пространственно – временные модели к сказкам

    Слайд 5

    Использование наглядных моделей Модель «Поезд» (раздел «Развитие представлений о мире и о себе») Модель Круговая диаграмма «Времена года» (раздел «Ознакомление с окружающим миром»)

    Слайд 6

    Сериационный ряд Цель : развивать умение использовать заместители для обозначения главного героя, понимать текст на основе построения наглядной модели.

    Слайд 8

    Пространственно – временная модель Цель : развивать умение детей подбирать заместители по заданному внешнему признаку учить строить двигательную модель.

    Слайд 9

    Самостоятельная деятельность по пространственно –временным моделям

    Слайд 10

    Двигательное моделирование Цель : развивать умение детей подбирать заместители по заданному внешнему признаку , учить строить двигательную модель.

    Слайд 12

    Использование заместителей при моделировании игрового пространства и обыгрывании сказок

    Слайд 13

    Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

    Слайд 15

    ПРИМЕНЕНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

    Слайд 16

    Папка исследователя (А.И. Савенков) Подумать Задать себе вопросы Спросить у другого человека Провести эксперимент Понаблюдать Посмотреть в книгах Посмотреть в компьютере

    Слайд 17

    у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире; появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; появляется интерес к заучиванию стихов и потешек ; словарный запас выходит на более высокий уровень; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией Результат


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация "Создание условий в ДОУ по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста"

    Презентация в рамках городского образовательного салона "Речевое развитие дошкольников в разных видах деятельности"...

    Конспект родительского собрания в старшей группе Тема: Возрастные особенности развития детей старшего дошкольного возраста.

    Формирует у родителей практических умений в области взаимодействия с детьми.                                ...

    Конспект родительского собрания в старшей группе. Тема: Возрастные особенности развития детей старшего дошкольного возраста.

    Формирует у родителей практические умения в области взаимодействия с детьми.                                ...

    Конспект родительского собрания в старшей группе на тему: «Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста»

    Конспект родительского собрания в старшей группе на тему:«Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста»...

    План по самообразованию на тему «Создание условий развивающей предметно-пространственной среды (РППС) группы, способствующих сенсорному развитию детей раннего дошкольного возраста" на 2019 – 2020 учебный год

    План по самообразованию на тему  «Создание условий развивающей предметно-пространственной среды (РППС) группы, способствующих сенсорному развитию детей раннего дошкольного возраста" на...

    Рабочая программа «Развитие детей старшего дошкольного возраста с целью профилактики школьной дезадаптации» 6-7 лет на 2019- 2020 учебный год.

    Цель: психологическая готовность детей к обучению в школе, формирование основ элементарных математических представлений, развитие психических процессов (памяти, внимания, мышления) в соответствии с во...