Главные вкладки
Конспект непосредственно – образовательной деятельности с детьми седьмого года жизни по реализации части ООП ДОУ, формируемой участниками образовательного процесса Тема: Знакомство с творчеством И.А.Крылова Чтение басни «Лебедь, Щука и Рак»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Образовательная область: «Чтение художественной литературы»
Интеграция содержания образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация», «Познание», «Музыка», «Здоровье», «Физическая культура».
Цель образовательной деятельности: Развитие потенциальных способностей, заложенных в ребенке, умения слушать взрослого и выполнять его инструкции, а также развитие у детей познавательных интересов и способностей эмоционально воспринимать окружающий мир.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование Алапаевское
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Солнышко» общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельности
по художественно-эстетическому развитию детей
Конспект непосредственно – образовательной деятельности
с детьми седьмого года жизни
по реализации части ООП ДОУ, формируемой участниками образовательного процесса
Тема: Знакомство с творчеством И.А.Крылова
Чтение басни «Лебедь, Щука и Рак»
Автор: Ряпосова
Светлана Валерьевна,
воспитатель
Верхняя Синячиха, 2014
Образовательная область: «Чтение художественной литературы»
Интеграция содержания образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация», «Познание», «Музыка», «Здоровье», «Физическая культура».
Цель образовательной деятельности: Развитие потенциальных способностей, заложенных в ребенке, умения слушать взрослого и выполнять его инструкции, а также развитие у детей познавательных интересов и способностей эмоционально воспринимать окружающий мир.
Задачи:
Образовательный аспект:
- учить осмысливать содержание басни, аллегорию, образный строй языка;
- уточнить представления о жанровых особенностях басни;
- способствовать развитию всех компонентов устной речи детей, свободного общения с взрослыми и детьми;
- расширять словарный запас детей;
- активизировать и расширять речь- рассуждение.
Развивающий аспект:
- развивать умение строить общение со сверстниками и взрослыми людьми;
- способствовать развитию у детей взаимоотношения сотрудничества при решении общих задач, умения сопереживать успехам и неудачам товарищей;
- формировать умение точно, выразительно, ясно излагать свои мысли.
Воспитательный аспект:
- воспитывать эмоциональное восприятие содержания басни и интерес к творчеству баснопасцев;
- способствовать развитию умения соблюдать в ходе НОД правила поведения;
- вызвать интерес детей к художественной литературе;
- способствовать проявлению субъектной позиции ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками;
- способствовать закреплять умения справедливо оценивать свои успехи.
Форма организации ОД: групповая.
Методы и приемы:
наглядный (просмотр мультфильма, рассматривание иллюстраций, портрета Крылова И.А.);
словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения);
игровые: сюрпризный момент, физминутка;
стимулирования и мотивации: создание ситуации успеха, похвала, доброжелательное отношение;
методы воздействия на эмоциональную сферу: музыка, рассматривание иллюстраций, рефлексия;
практический (изготовление книги иллюстраций к басне).
Словарная работа: согласье, лад, поклажа, воз, рваться, судить.
Материал и оборудование: портрет И. А. Крылова, иллюстрации к басне, картинки лебедя, щуки, рака, мультфильм «Лебедь, Щука и Рак», запись песни Шаинского В. «Дружба крепкая», ноутбук.
Результат, выраженный в интегративных качествах:
Любознательный, активный | - проявляет речевую активность, - активно проявляет творчество в процессе общения, - в случаях затруднений обращается за помощью к взрослому, - проявляет активность в коллективных обсуждениях. |
Эмоционально отзывчивый | - эмоционально реагирует на музыкальные и художественные произведения, - испытывает радость от общения со сверстниками и взрослыми. |
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослым и сверстниками | - владеет речевыми умениями, адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, - владеет диалогической речью, - проявляет интерес к общению со сверстниками и взрослыми, задает вопросы. |
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту | - умеет адекватно и точно выражать свои мысли, - стремится уточнять смысл мудрости басен, пословиц, понять, чему учит басня. |
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности | - умеет слушать и слышать взрослого, выполнять его инструкции, - владеет средствами языковой выразительности, - проявляет настойчивость в поиске ответа на вопрос, - может организовать рабочее место, - проявляет аккуратность и собранность в процессе выполнения, бережное отношение к материалам, - владеет элементарным самоконтролем. |
Овладевший необходимыми специальными умениями и навыками | - ребенок проявляет уважение к педагогу к сверстникам, - понимает и знает что такое дружба, помощь друг другу. |
Ход занятия
(Звучит песня В. Шаинского «Дружба верная», дети садятся на стульчики)
- Ребята, сегодня наша беседа началась с прослушивания песни. Скажите, какое слово чаще всего звучит в этой песне? (Ответы детей)
-Прекрасные слова: «Друг в беде не бросит, лишнего не спросит,
Вот, что значит настоящий, верный друг».
-Ребята, что такое дружба? Что значит дружить? (Ответы детей)
- А любого ли человека можно назвать другом? Кого мы можем считать своими друзьями? (Ответы детей)
-Давайте подумаем, какими чертами характера должен обладать друг? (Ответы детей; на мольберт вывешиваются иллюстрации)
-Ребята, посмотрите внимательно на эти иллюстрации. Каких ребят вы видите? (Ответы детей)
-Послушайте стихотворение:
Я слабым помогать готов,
Попавшим вдруг в беду,
Всегда приветлив и здоров
И правду говорю.
Не жадничаю никогда.
Жалею я других.
Ошибки всем прощу всегда –
Забуду я о них.
С улыбкой я всегда дружу,
Всегда гостям я рад!
Я дружбой верной дорожу
Люблю я всех ребят!
-Ребята, как вы думаете, кому из детей принадлежат эти слова?
(Ответы детей)
-Послушайте еще одно стихотворение:
А я с улыбкой не дружу
И лишь обидам рад.
Я гневом, злостью дорожу,
Кусаю всех подряд
Не пожалею никогда
Нигде и никого.
Люблю на свете я всегда
Себя лишь одного.
-Ребята, а кому из детей принадлежат эти слова? (Ответы детей)
- А вы, с кем из этих ребят хотели бы дружить? (Ответы детей)
-Конечно, не стоит злиться и сердиться. Нужно быть доброжелательным и веселым, и тогда у вас будет много друзей. А, как известно, дружба начинается с улыбки. Давайте встанем со стульчиков, немного отдохнем и улыбнемся друг другу.
Физкультминутка «Улыбнемся!»
Мы сначала будем хлопать! (Дети хлопают в ладоши)
А потом мы будем топать! (Дети ходят на месте, руки на поясе)
А потом мы повернемся (Дети ходят на месте вокруг себя, кисти собраны в кулак, руки согнуты в локтях)
И друг другу улыбнемся! (На лице улыбка, руки опущены вниз, слегка разведены, ладони открыты наружу, провести два раза; дети садятся на стульчики)
-Наверняка, у каждого из вас есть друг или подруга. Скажите, чем вы любите заниматься вместе с друзьями? (Ответы детей)
-А когда вы играете вместе, вы никогда не ссоритесь или все же бывают ссоры? (Ответы детей)
-Конечно, между друзьями иногда бывают ссоры. Если ссора уже произошла, нужно уметь признать свою ошибку и извинится. Очень важно уметь признавать и главное исправлять свои ошибки. Мне бы очень хотелось, чтобы в нашей группе не было ссор, и вы были бы чуткими и доброжелательными по отношению друг к другу.
-Не зря в народе говорят: «Общими силами скалы ворочают». Прежде, чем приступить к выполнению, какого – либо общего дела, необходимо договориться о том, кто, что выполняет, кто за что отвечает.
- Сегодня, я хочу познакомить вас с произведением Ивана Андреевича Крылова «Лебедь, Щука и Рак».
Воспитатель выставляет на мольберт портрет баснописца.
- «Дедушка Крылов», так его называли, был очень добрым человеком. Он боролся с недостатками и пороками, которые мешают людям жить в мире, согласии и счастье. Его оружием были басни. Басня – это короткая поучительная история. Это маленькое произведение, которое учит жить по справедливости. В баснях Крылов писал о животных, а подразумевал людей.
Воспитатель показывает картинки, где изображены лебедь, рак и щука.
- Это герои басни. Что общего между ними? (Все они живут в воде.)
- В басне вам встретятся незнакомые и непонятные слова: согласье, лад, поклажа, воз, рваться, судить. Давайте, познакомимся с ними, узнаем, что они обозначают, чтобы вам была понятна басня.
Воспитатель знакомит детей с толкованием этих слов.
Согласье – согласиться в чем-либо всем вместе. Прийти к единому мнению, решению.
Лад – согласие, мир, порядок (в полном согласии, в дружеских отношениях).
Поклажа – уложенные для перевозки вещи, груз, багаж.
Воз – колесная повозка с поклажей.
Рваться – стремиться, делать резкие движения, порывистые.
Судить – высказывать свое мнение.
Просмотр мультфильма.
Лебедь, Щука и Рак
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
_________
Однажды Лебедь, Рак, да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав, — судить не нам;
Да только воз и ныне там.
Беседа по содержанию басни.
- За какое дело взялись лебедь, Щука и Рак? (Они собрались везти поклажу.)
- Как вы думаете, почему же «воз и ныне там»? ( Потому, что у них не чего не получилось. Потому, что они не смогли его увезти.)
- Чему учит эта басня? ( Она учит быть дружными. Басня учит нас уметь договариваться между собой, друг с другом.)
- Что заставило вас улыбнуться? (Какие глупые герои – тянули в разные стороны.)
- Случайно ли подобрал Иван Андреевич Крылов именно этих героев? (Нет. Все они живут в воде и могли бы сдвинуть свой воз.)
- Какое отношение вызвали у вас эти герои? Вам жалко героев басни, почему? (Очень жалко, что они такие недружные. Если они друзья, то все вместе надо делать.)
- Запомните эти слова: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет».
- В каком случае, о каких людях можно сказать, что они похожи на героев этой басни? (Это можно сказать о людях, которые не умеют договариваться между собой.)
- А вы умеете договариваться друг с другом?
-А чтобы в этом убедится, так ли это на самом деле, я предлагаю выполнить интересное задание. Давайте нарисуем иллюстрации к данной басне и составим книгу.
- Пусть слова будут напоминанием: там, где дружат, живут - не тужат!
- С каким произведением мы с вами познакомились сегодня?
- Что вам понравилось?
- Мы с вами познакомились с басней И.А. Крылова «Лебедь, Щука и Рак». Эта басня подсказывает человеку, как надо поступать. Учит жить, учит видеть чужие ошибки, а иногда и свои. И.А. Крылов написал более 200 басен, из-за здравого смысла, уникальности они популярны и своевременны и в наши дни. Многие из их заключений и моралей стали пословицами в России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цель образовательной деятельности: выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течение учебного года....

Интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное»....

Конспект образовательной деятельносьт по познавательному развитию....

Социально-коммуникативная деятельность...

Цель: воспитание гуманистической направленности поведения, социальных чувств, эмоциональной отзывчивости, доброжелательности....

Цель занятия: создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания и продемонстрировать навыки комплексного применения математических представлений, знаний и способов действи...

Непосредственно образовательной деятельности с детьми седьмого года жизни познавательному развитию (ФЭМП) на тему: «Спасём Буратино»...