Главные вкладки

    Конспект непосредственно – образовательной деятельности с детьми седьмого года жизни по реализации части ООП ДОУ, формируемой участниками образовательного процесса Тема: Знакомство с творчеством И.А.Крылова Чтение басни «Лебедь, Щука и Рак»
    план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

    Ряпосова Светлана Валерьевна

    Образовательная область: «Чтение художественной литературы»

     

    Интеграция содержания образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация», «Познание», «Музыка», «Здоровье», «Физическая культура».

     

    Цель образовательной деятельности: Развитие потенциальных способностей, заложенных в ребенке, умения слушать взрослого и выполнять его инструкции, а также развитие  у детей познавательных интересов  и  способностей эмоционально воспринимать окружающий мир.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное образование Алапаевское

    Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад «Солнышко» общеразвивающего вида

    с приоритетным осуществлением деятельности

    по художественно-эстетическому развитию детей

    Конспект непосредственно – образовательной деятельности

    с детьми седьмого года жизни

    по реализации части ООП ДОУ, формируемой участниками образовательного процесса

    Тема: Знакомство с творчеством И.А.Крылова

    Чтение басни «Лебедь, Щука и Рак»

                                                                                     Автор: Ряпосова

    Светлана Валерьевна,

                                                                               воспитатель

     Верхняя Синячиха, 2014

    Образовательная область: «Чтение художественной литературы»

    Интеграция содержания образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация», «Познание», «Музыка», «Здоровье», «Физическая культура».

    Цель образовательной деятельности: Развитие потенциальных способностей, заложенных в ребенке, умения слушать взрослого и выполнять его инструкции, а также развитие  у детей познавательных интересов  и  способностей эмоционально воспринимать окружающий мир.

    Задачи: 

    Образовательный аспект:

    - учить осмысливать содержание басни, аллегорию, образный строй языка;

    - уточнить представления о жанровых особенностях басни;

    - способствовать развитию всех компонентов устной речи детей, свободного общения с взрослыми и детьми;

    - расширять словарный запас детей;

    - активизировать и расширять речь- рассуждение.

    Развивающий аспект:

    - развивать умение строить общение со сверстниками и взрослыми людьми;

    - способствовать развитию у детей взаимоотношения сотрудничества при решении общих задач, умения сопереживать успехам и неудачам товарищей;

    - формировать умение точно, выразительно, ясно излагать свои мысли.

    Воспитательный аспект:

    - воспитывать эмоциональное восприятие содержания басни и интерес к творчеству баснопасцев;

    - способствовать развитию умения соблюдать в ходе НОД правила поведения;

    - вызвать интерес детей к художественной литературе;

    - способствовать проявлению субъектной позиции ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками;

    -  способствовать закреплять умения справедливо оценивать свои успехи.

    Форма организации ОД: групповая.

    Методы и приемы: 

    наглядный (просмотр мультфильма, рассматривание иллюстраций, портрета Крылова И.А.);

    словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения);

    игровые: сюрпризный момент, физминутка;

    стимулирования и мотивации: создание ситуации успеха, похвала, доброжелательное отношение;

    методы воздействия на эмоциональную сферу: музыка, рассматривание иллюстраций, рефлексия;

    практический (изготовление книги иллюстраций к басне).

    Словарная работа: согласье, лад, поклажа, воз, рваться, судить.

    Материал и оборудование: портрет И. А. Крылова, иллюстрации к басне, картинки лебедя, щуки, рака, мультфильм «Лебедь, Щука и Рак», запись песни Шаинского В. «Дружба крепкая», ноутбук.

    Результат, выраженный в интегративных качествах:

    Любознательный, активный

    - проявляет речевую активность,

    - активно проявляет творчество в процессе общения,

    - в случаях затруднений обращается за помощью к взрослому,

    - проявляет активность в коллективных обсуждениях.

    Эмоционально отзывчивый

    - эмоционально реагирует на музыкальные и художественные произведения,

    - испытывает радость от общения со сверстниками и взрослыми.

    Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослым и сверстниками

    - владеет речевыми умениями, адекватно использует вербальные и невербальные средства общения,

    - владеет диалогической речью,

    - проявляет интерес к общению со сверстниками и взрослыми, задает вопросы.

    Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту

    -  умеет адекватно и точно выражать свои мысли,

    - стремится уточнять смысл мудрости басен, пословиц, понять, чему учит басня.

    Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности

    - умеет слушать и слышать взрослого, выполнять его инструкции,

    - владеет средствами языковой  выразительности,

    - проявляет настойчивость в поиске ответа на вопрос,

    - может организовать рабочее место,

    - проявляет аккуратность и собранность в процессе выполнения, бережное отношение к материалам,

    - владеет элементарным самоконтролем.

    Овладевший необходимыми специальными умениями и навыками

    - ребенок проявляет уважение к педагогу к сверстникам,

    - понимает и знает что такое дружба, помощь друг другу.

    Ход занятия

     (Звучит  песня  В. Шаинского  «Дружба верная»,   дети  садятся  на стульчики)

    - Ребята,  сегодня  наша  беседа  началась  с  прослушивания  песни. Скажите,  какое слово  чаще  всего  звучит  в  этой  песне? (Ответы  детей)

    -Прекрасные  слова:  «Друг  в  беде  не  бросит,  лишнего  не  спросит,

                                           Вот,  что  значит  настоящий,  верный  друг».

    -Ребята,  что  такое дружба? Что значит дружить? (Ответы   детей)

    - А  любого   ли   человека  можно  назвать  другом?  Кого  мы  можем  считать  своими   друзьями? (Ответы  детей)

    -Давайте  подумаем,  какими  чертами  характера  должен  обладать  друг? (Ответы  детей;  на  мольберт  вывешиваются  иллюстрации)

    -Ребята,   посмотрите   внимательно   на  эти  иллюстрации.  Каких  ребят  вы  видите?  (Ответы  детей)

    -Послушайте  стихотворение:

    Я  слабым  помогать  готов,

    Попавшим  вдруг  в  беду,

    Всегда  приветлив  и  здоров

    И  правду  говорю.

    Не  жадничаю  никогда.

    Жалею  я  других.

    Ошибки  всем  прощу  всегда –

    Забуду  я  о  них.

    С  улыбкой  я  всегда  дружу,

    Всегда  гостям  я  рад!

    Я  дружбой  верной  дорожу

    Люблю  я  всех  ребят!

    -Ребята,  как  вы  думаете,  кому  из  детей  принадлежат   эти  слова?  

    (Ответы   детей)

    -Послушайте  еще  одно  стихотворение:

         А  я  с   улыбкой  не  дружу

         И  лишь  обидам  рад.

         Я  гневом,  злостью  дорожу,

         Кусаю  всех  подряд

         Не  пожалею  никогда

         Нигде  и  никого.

         Люблю  на  свете  я  всегда

         Себя  лишь  одного.

    -Ребята,  а  кому  из  детей  принадлежат  эти  слова? (Ответы  детей)

    - А  вы,  с  кем  из  этих  ребят  хотели  бы  дружить? (Ответы  детей)

    -Конечно,  не  стоит  злиться  и  сердиться.  Нужно  быть  доброжелательным  и  веселым,  и  тогда  у  вас  будет  много  друзей.  А,  как  известно,  дружба начинается с улыбки.  Давайте   встанем  со  стульчиков,  немного  отдохнем  и   улыбнемся   друг другу.

    Физкультминутка  «Улыбнемся!»

    Мы  сначала  будем  хлопать! (Дети  хлопают  в  ладоши)

    А  потом  мы  будем  топать! (Дети   ходят   на  месте,  руки  на  поясе)

    А  потом  мы  повернемся (Дети  ходят  на  месте  вокруг  себя,  кисти  собраны  в кулак,  руки   согнуты  в  локтях)

    И  друг  другу  улыбнемся!  (На  лице  улыбка,  руки  опущены  вниз,  слегка  разведены,  ладони  открыты наружу,  провести  два  раза; дети  садятся  на  стульчики)

    -Наверняка,   у  каждого  из  вас  есть  друг  или  подруга.  Скажите,  чем  вы  любите   заниматься  вместе  с  друзьями? (Ответы  детей)

    -А  когда  вы  играете  вместе,  вы  никогда  не  ссоритесь  или   все  же  бывают  ссоры? (Ответы  детей)

    -Конечно,  между  друзьями  иногда  бывают  ссоры.   Если  ссора  уже  произошла,  нужно  уметь  признать  свою   ошибку  и  извинится.  Очень  важно  уметь  признавать  и  главное   исправлять свои ошибки. Мне бы очень хотелось, чтобы в нашей группе не было ссор, и вы были  бы  чуткими  и  доброжелательными  по  отношению  друг  к  другу. 

    -Не  зря  в  народе  говорят:  «Общими  силами  скалы  ворочают».  Прежде,  чем  приступить  к  выполнению, какого – либо  общего  дела,  необходимо  договориться   о  том,  кто,  что  выполняет,  кто  за  что  отвечает.

    - Сегодня, я хочу познакомить вас с произведением Ивана Андреевича Крылова «Лебедь, Щука и Рак».

    Воспитатель выставляет на мольберт портрет баснописца.

    - «Дедушка Крылов», так его называли, был очень добрым человеком. Он боролся с недостатками и пороками, которые мешают людям жить в мире, согласии и счастье. Его оружием были басни. Басня – это короткая поучительная история. Это маленькое произведение, которое учит жить по справедливости. В баснях Крылов писал о животных, а подразумевал людей.

    Воспитатель показывает картинки, где изображены лебедь, рак и щука.

    - Это герои басни. Что общего между ними? (Все они живут в воде.)

    - В басне вам встретятся незнакомые и непонятные слова: согласье, лад, поклажа, воз, рваться, судить. Давайте, познакомимся с ними, узнаем, что они обозначают, чтобы вам была понятна басня.

    Воспитатель знакомит детей с толкованием этих слов.

    Согласье – согласиться в чем-либо всем вместе. Прийти к единому мнению, решению.

    Лад – согласие, мир, порядок (в полном согласии, в дружеских отношениях).

    Поклажа – уложенные для перевозки вещи, груз, багаж.

    Воз – колесная повозка с поклажей.

    Рваться – стремиться, делать резкие движения, порывистые.

    Судить – высказывать свое мнение.

    Просмотр мультфильма.

    Лебедь, Щука и Рак

       Когда в товарищах согласья нет,

          На лад их дело не пойдет,

    И выйдет из него не дело, только мука.

                _________

          Однажды Лебедь, Рак, да Щука

          Везти с поклажей воз взялись,

       И вместе трое все в него впряглись;

    Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!

    Поклажа бы для них казалась и легка:

          Да Лебедь рвется в облака,

    Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.

    Кто виноват из них, кто прав, — судить не нам;

          Да только воз и ныне там.

    Беседа по содержанию басни.

    - За какое дело взялись лебедь, Щука и Рак? (Они собрались везти поклажу.)

    - Как вы думаете, почему же «воз и ныне там»? ( Потому, что у них не чего не получилось. Потому, что они не смогли его увезти.)

    - Чему учит эта басня? ( Она учит быть дружными. Басня учит нас уметь договариваться между собой, друг с другом.)

    - Что заставило вас улыбнуться? (Какие глупые герои – тянули в разные стороны.)

    - Случайно ли подобрал Иван Андреевич Крылов именно этих героев? (Нет. Все они живут в воде и могли бы сдвинуть свой воз.)

    - Какое отношение вызвали у вас эти герои? Вам жалко героев басни, почему? (Очень жалко, что они такие недружные. Если они друзья, то все вместе надо делать.)

    - Запомните эти слова: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет».

    - В каком случае, о каких людях можно сказать, что они похожи на героев этой басни? (Это можно сказать о людях, которые не умеют договариваться между собой.)

    - А вы умеете договариваться друг с другом?

    -А  чтобы  в  этом  убедится,  так  ли  это  на  самом  деле,  я  предлагаю  выполнить  интересное  задание.  Давайте нарисуем иллюстрации к данной басне и составим книгу.

    - Пусть   слова  будут  напоминанием:  там, где дружат, живут - не тужат!

    - С каким произведением мы с вами познакомились сегодня?

    - Что вам понравилось?

    - Мы с вами познакомились с басней И.А. Крылова «Лебедь, Щука и Рак». Эта басня подсказывает человеку, как надо поступать. Учит жить, учит видеть чужие ошибки, а иногда и свои. И.А. Крылов написал более 200 басен, из-за здравого смысла, уникальности они популярны и своевременны и в наши дни. Многие из их заключений и моралей стали пословицами в России.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект интегрированного занятия с детьми шестого года жизни по реализации части ООП ДОУ, формируемой участниками образовательного процесса Тема: Путешествие в страну математических чудес

    Цель образовательной деятельности: выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течение учебного года....

    План-конспект Образовательной деятельности с детьми седьмого года жизни на тему: «Весеннее чудо».

    Интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное»....

    Конспект непосредственно - образовательной деятельности с детьми седьмого года жизни "Я СЧИТАЮ СЕБЯ ХОРОШИМ"

    Цель: воспитание гуманистической направленности поведения, социальных чувств, эмоциональной отзывчивости, доброжелательности....

    Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми седьмого года жизни познавательному развитию (ФЭМП) на тему: «Спасём Буратино»

    Цель занятия: создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания и продемонстрировать навыки комплексного применения математических представлений, знаний и способов действи...

    Презентация к конспекту непосредственно образовательной деятельности с детьми седьмого года жизни познавательному развитию (ФЭМП) на тему: «Спасём Буратино»

    Непосредственно образовательной деятельности с детьми седьмого года жизни познавательному развитию (ФЭМП) на тему: «Спасём Буратино»...