Литературный проект "Книжки всякие нужны, книжки всякие важны"
учебно-методический материал по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Пахомова Елена Владимировна

Опыт реализации проектнрго метода в  приобщении детей к художественной литературе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx29.77 КБ

Предварительный просмотр:

Авторы проекта: воспитатели средней

группы «Дюймовочка»

Пахомова Е.В., Воронюк А.В.

Тип проекта:  творческий, групповой

Продолжительность: долгосрочный

 (ноябрь 2011г. – май 2014г.)

Испокон века книга растит человека.

(народная мудрость)

«Книжки всякие нужны, книжки всякие важны»

Участники проекта: воспитатели, дети, родители.

1 этап:

Проблема: Нужны ли детям  книжки?

2 этап:

Цель проекта:

  1. Формировать у детей устойчивый интерес к литературе как к виду искусства.
  2. Развивать свободную творческую личность ребёнка.

Задачи проекта:

- Закрепить модель поведения ребенка во время чтения, навыки правильного обращения с книгой.

- Познакомить детей с отдельными составляющими частями книги.    

- Познакомить детей с историей создания  книги, детской книги, с понятиями «автор», «писатель», «поэт», «художник-иллюстратор».

- Познакомить детей с жанрами художественной  литературы: сказки, стихи, рассказы.

- Воспитывать грамотного читателя.

- Активизировать желание детей искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом).

- Развивать у детей познавательные способности, творческое мышление, воображение, коммуникативные навыки.

План проекта:

Организованная образовательная деятельность.

Средняя группа:

  1. «Учимся слушать чтение книги».
  2. «Чтобы книжки долго жили» (правила обращения с книгой).
  3. «Кто пишет наши книжки?» (понятия «автор», «писатель»).
  4. «Кто рисует наши книжки?» (понятия «художник-иллюстратор», «иллюстрация»).
  5. «Такие разные книжки» (жанры художественной литературы).
  6. «Мои первые сказки» (сказки о животных).

Старшая группа:

  1.  «Книжкин дом» (экскурсия в библиотеку, посвящение в читатели).
  2. «От глиняной таблички до современной книжки» (история создания  книги, из чего состоит книга).
  3. «За волшебным клубочком» (волшебные сказки).
  4. «Не любо – не слушай» (бытовые сказки).
  5.  «Сказки дальних стран» (сказки народов мира).
  6.  «Любимые сказки детства» (авторские сказки).
  7.  «Путешествие с Оле Лукойе» (авторские сказки зарубежных писателей).

Подготовительная группа:

  1.  «Чудесный мир рифм» (понятия «поэзия», «поэт»).
  2.  «Стихотворная шумиха» (веселые стихи, небылицы).
  3.  «Уж небо осенью дышало…» (изображение природы в русской лирике).
  4.  «В стране детства» (рассказы для детей).
  5.  «Умные книжки – умным детишкам» (познавательная литература для детей).
  6.  «Обо всём на свете» (энциклопедии для детей).
  7.  «Проба пера» (обзор детских журналов).
  8. «Книги моей домашней библиотеки».
  9.  «Как хорошо уметь читать» (история возникновения букваря, истории про буквы).

Неорганизованная образовательная деятельность.

  1. Сюжетно-ролевые игры:

- «Скорая помощь для книжки»;

- «Детская библиотека»;

- «Читальный зал»;

- «Книжное издательство»;

- «Издаём свой журнал»;

- «Книжный магазин»;

- «Играем в театр».

  1. Дидактические игры:
  1. «Что не так?», «Что изменилось?», «Кто лишний?», «Кого не стало?».

Цель: Уточнить усвоение детьми содержание произведения. Закрепить последовательность появления персонажей.

  1. «Из какой книжки пришли эти герои?».

Цель: Закрепить умение узнавать книжку по персонажам. Учить детей давать точное название произведения.

  1. «Кто так сказал?».

Цель: Закрепить умение узнавать произведение по словам главных героев.

  1. «Узнай книжку по обложке», «Узнай книжку по отрывку», «Узнай сказку по коллажу».

Цель: Закрепить умение узнавать книжку по обложке, по отрывку, по коллажу. Учить детей давать точное название произведения.

  1. «Волшебная шкатулка».

Цель: Закрепить умение узнавать произведение по предметам, картинкам, отрывкам.

  1. «Расскажи сказку по модели (мнемотаблице, схеме)».

Цель: Учить детей пересказывать сказку с опорой на модели, мнемотаблицы, схемы.

  1. «Ступеньки доброты».

Цель: Учить детей передавать свое отношение к поступкам героев.

  1. «Сказка наоборот».

Цель: Учить детей изменять в сказке порядок событий.

  1. «Сказка с новым концом».

Цель: Учить детей сочинять к сказке новый конец.

  1. «Сказка продолжается».

Цель: Учить детей придумывать продолжение к знакомой сказке.

  1. «Сочиняем сказку».

Цель: Учить детей сочинять сказку по аналогии с уже известными сказками.

  1. «Изменяем сказку».

Цель: Учить детей дополнять знакомую сказку новыми эпизодами, вводить в сказку дополнительные персонажи.

  1. «Салат из сказок».

Цель: Учить детей смешивать несколько сказочных сюжетов в один для сочинения новой сказки.

  1. «Волшебный ящик» (морфологический ящик).

Цель: Учить использовать знакомые сказочные персонажи для сочинения новой сказки.

  1. Театрализованные игры по мотивам литературных произведений:

- игра – инсценировка;

- игра – драматизация;

- игра – импровизация.

          4. Продуктивная деятельность:

- Модели «Как обращаться с книгой», «Правила поведения в библиотеке», «Как появляется книга».

- «Закладка  для книжки»;

- «Обложка для книжки»;

- «Взял художник краски…»;

- «Рисуем сказку»;

- «Коллаж из сказок»;

- «Мнемотаблицы и модели по сказкам»;

- Ателье «Одеваем сказочных героев»;

- «Сделаем книгу своими руками»;

- «Иллюстрируем свой журнал»;

- «Придумаем свой букварь».

  1. Развлечения, викторины:

- «Путешествие в страну русских  сказок» (развлечение).

- «Сказочная мозаика» (викторина).

- «Кто лучше знает сказки?» (викторина).

- «В гостях у сказки» (развлечение).

- «Путешествие по сказкам К.И. Чуковского» (досуг).

- «Приключения в сказочной стране Лукоморье» (досуг по сказкам А.С. Пушкина).

- «Сказки Г.Х. Андерсена» (викторина) –

- «Час веселой книги» (Г. Остер, Д. Хармс).

- Конкурс чтецов (стихи А.Барто, С.Маршака, С.Михалкова).

- «По страницам любимых книг» (досуг по рассказам Н.Носова).

Работа с родителями.

  1. Диагностика организации домашнего чтения в семье (анкетирование родителей и детей).
  2. Ежедневная информация для родителей: «Что мы читаем».
  3. Информационные листки: «Мама, почитай-ка!».
  4. Дни «открытых дверей» - «Литературная неделя».
  5. Родительские собранияс участием работников детской библиотеки:

- «Ребёнок в информационном пространстве».

- «Организация детского чтения в семье» (круглый стол).

-  «Воспитываем грамотного читателя».

  1. Консультации для родителей:

- «Круг детского чтения».

- «Что и как читать детям».

- «Какие книги покупать для ребёнка».

- «Роль домашнего чтения в развитии и воспитании ребенка».

- «Книги маминого детства».

- «Как привить детям любовь к книге».

- «Нравственное воспитание детей средствами художественной литературы».

- «Роль сказки в организации взаимодействия детей и взрослых».

- «Развитие творческих способностей детей средствами домашнего чтения».

- «Сделаем книгу своими руками».

     7. Организация семейного клуба «Литературная гостиная» (на базе детской библиотеки).

     8. Привлечение родителей к созданию библиотеки литературных новинок и аудиокассет с записями детских сказок и рассказов.

     9. Привлечение родителей к созданию совместно с детьми книжек-малышек, семейной  книги сказок, рукописных книг.

3 этап:

– презентация проекта «Книжки всякие нужны, книжки всякие важны».

 - литературный  праздник  «Папа, мама, я – читающая семья».

Театрализованная игра.

Консультация для родителей.

У детей пятого года жизни при условии систематических занятий театрализованной игрой появляется возрастающий, устойчивый интерес к перевоплощению. Этому способствуют приобретенные ребенком умения и навыки: умение воспринимать художественный образ, видеть его развитие и взаимодействовать с другими детьми; умение играть роль; применять средства театральной выразительности; владение навыками импровизации. Дети под воздействием игровой ситуации легко входят в образ, но ими овладевает желание играть «более существенную» роль. Театрализованная игра как творческая деятельность мотивируется интересом, который взрослые должны поддерживать, не давая ему затухать.

Для развития навыков ролевого воплощения и умения действовать в воображаемом плане следует использовать специальные тренировочные упражнения – гимнастику. Гимнастика способствует накоплению интонационно-образных впечатлений, развитию моторно-двигательных, пространственных представлений.

Взрослый: Капельки. Капельки

Стряхиваем с пальчиков,

Капельки -  долой,

А пальчики – домой!

Ребенок выполняет соответствующие тексту движения.

Используя стремление детей к фантазированию, взрослые могут создавать игровые ситуации – этюды. В них дети оказываются в «предлагаемых обстоятельствах». Темы таких этюдов-ситуаций могут быть разными: «У медвежонка день рождения», «Охотник и заяц», «Морозный день» и др.  Если к этюду добавить текст, то получается готовый мини-спектакль. Театрально-игровые этюды и упражнения положительно влияют на развитие психических качеств детей: восприятия, ассоциативно-образного мышления, воображения, памяти, внимания.

В этом возрасте ребята охотно разыгрывают знакомые сказки и произведения, которые произвели на них сильное впечатление. Наибольшим успехом среди мальчиков пользуются истории на героическую тему – их привлекают рассказы и сказки, в которых совершаются смелые поступки, преодолеваются преграды. В таких сюжетах добро всегда побеждает зло; герои проявляют выдумку, силу и упорство. Дети подражают положительным героям мультфильмов и кинофильмов, стремясь быть похожими на них. Современные кинофильмы нередко дают эрзац-образ супер-героя, которому все нипочем; ему не свойственны душевные терзания. На фоне этого у детей происходит атрофия чувств, проявляющаяся в том, что ребенок не в силах понять моральное состояние другого человека. Следует акцентировать внимание детей на нравственной стороне поступков героев художественных произведений: почему так поступил тот или иной герой, кто ему помогал (или мешал). Умение встать на позицию героя позволяет ребенку понять мотивацию его поступков, а значит, в дальнейшем понять и самого себя, разобраться в своих чувствах.

При восприятии текста на слух дошкольники не всегда могут представить, как поступил бы тот или иной герой в различных ситуациях, что можно изменить в его поведении. Метод драматизации позволяет прочувствовать образ «изнутри». Для создания вариантов одного и того же образа в драматизации следует предоставлять ребенку возможность экспериментировать, давать время на обдумывание замысла роли, предлагая вначале проговорить ролевые действия.

Взрослый: - Ира, ты – Красная Шапочка. Пойдешь к бабушке быстро или медленно? Покажи, как будешь играть с бабочками, нюхать цветы, собирать букет. А теперь подумай, как пойдешь дальше. (Ребенок проговаривает свои действия)

Воплощаясь в роли, дети средней группы стремятся достоверно изобразить персонаж. Если раньше у них преобладало желание участвовать в драматизации, исполнять роль, то в этом возрасте становится важным качественное исполнение роли. При проведении игр-драматизаций дети обращают внимание на то, насколько правдиво («похоже») сыграна роль (насколько умело ребенок, исполняющий ее, пользуется средствами выразительности), а это уже говорит о способности различать степень артистичности того или иного исполнителя.

У детей средней группы развивается режиссерская игра. Мальчики устраивают бои с игрушечными войсками, девочки наряжают кукол. В этих играх появляются незатейливые сюжеты, которые можно драматизировать, например, концерт для больных игрушек. В режиссерской игре важное место занимает настольный театр. Дети с удовольствием разыгрывают любимые сказки, которые долго живут в их сердцах, если в свое время были выразительно преподнесены артистичным взрослым. Отражаясь в самодеятельной игре, эти сказки способствуют отождествлению с разными героями, вхождению в воображаемую ситуацию проявлению эмоций и чувств, переживанию  всех сюжетных коллизий вместе со своими персонажами, ребенок воспринимает ситуацию со стороны, что дает ему возможность изменить сюжетную линию согласно своему замыслу, подчинив себе действие.

Дети с легкостью передвигают фигурки плоскостного театра, разыгрывая небольшие сюжеты в самостоятельной игре. Ребята с удовольствием включаются в игру-сочинение простейших сюжетов для кукольного спектакля, в игру-фантазию в путешествие по сказочным островам и т.д. Разнообразие в игру в настольном театре внесут куклы собственного изготовления: поделки из глины и пластилина, игрушки из киндер-сюрпризов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие " Продукты всякие нужны- продукты всякие важны"

Занятие по ознакомление дошкольников с системой пищеварения, компонентами здорового питания.Вызвать познавательный интерес к знаниям  о строении своего организма.Дать понятие о пользе  витам...

« ПАПЫ ВСЯКИЕ НУЖНЫ, ПАПЫ ВСЯКИЕ ВАЖНЫ!»

Развлечение для детей средней группы и родителей к 23 февраля....

Конспект познавательного занятия для детей старшего возраста на тему: "Продукты всякие нужны, продукты всякие важны".

Конспект познавательного развития детей. Знакомит детей с многообразием продуктов питания....

Конспект вечера досуга для средней группы: «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны».

  Учить подбирать по смыслу существительные к глаголам.      Развивать наблюдательность, узнавать по костюму профессию человека.    Закреплять умения объединять пр...

Сценарий ко Дню Матери: "Мамы всякие нужны, мамы всякие важны"

Сценарий праздника, посвященный Дню Матери....

Презентация для детей: "Мамы всякие нужны, мамы всякие важны"

Продолжать закреплять знания  детей о  профессиях. Уточнить знания детей, что женщины могут работать  там, где традиционно работают мужчины (космонавты, лётчики, водители и.т.д.). Воспи...

Перспективный план тематической недели "Мамы всякие нужны, мамы всякие важны"

В плане собраны материалы по всем видам детской деятельности в течение недели для 1 младшей группы...