Литературный проект "Книжки всякие нужны, книжки всякие важны"
учебно-методический материал по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Опыт реализации проектнрго метода в приобщении детей к художественной литературе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 29.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Авторы проекта: воспитатели средней
группы «Дюймовочка»
Пахомова Е.В., Воронюк А.В.
Тип проекта: творческий, групповой
Продолжительность: долгосрочный
(ноябрь 2011г. – май 2014г.)
Испокон века книга растит человека.
(народная мудрость)
«Книжки всякие нужны, книжки всякие важны»
Участники проекта: воспитатели, дети, родители.
1 этап:
Проблема: Нужны ли детям книжки?
2 этап:
Цель проекта:
- Формировать у детей устойчивый интерес к литературе как к виду искусства.
- Развивать свободную творческую личность ребёнка.
Задачи проекта:
- Закрепить модель поведения ребенка во время чтения, навыки правильного обращения с книгой.
- Познакомить детей с отдельными составляющими частями книги.
- Познакомить детей с историей создания книги, детской книги, с понятиями «автор», «писатель», «поэт», «художник-иллюстратор».
- Познакомить детей с жанрами художественной литературы: сказки, стихи, рассказы.
- Воспитывать грамотного читателя.
- Активизировать желание детей искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом).
- Развивать у детей познавательные способности, творческое мышление, воображение, коммуникативные навыки.
План проекта:
Организованная образовательная деятельность.
Средняя группа:
- «Учимся слушать чтение книги».
- «Чтобы книжки долго жили» (правила обращения с книгой).
- «Кто пишет наши книжки?» (понятия «автор», «писатель»).
- «Кто рисует наши книжки?» (понятия «художник-иллюстратор», «иллюстрация»).
- «Такие разные книжки» (жанры художественной литературы).
- «Мои первые сказки» (сказки о животных).
Старшая группа:
- «Книжкин дом» (экскурсия в библиотеку, посвящение в читатели).
- «От глиняной таблички до современной книжки» (история создания книги, из чего состоит книга).
- «За волшебным клубочком» (волшебные сказки).
- «Не любо – не слушай» (бытовые сказки).
- «Сказки дальних стран» (сказки народов мира).
- «Любимые сказки детства» (авторские сказки).
- «Путешествие с Оле Лукойе» (авторские сказки зарубежных писателей).
Подготовительная группа:
- «Чудесный мир рифм» (понятия «поэзия», «поэт»).
- «Стихотворная шумиха» (веселые стихи, небылицы).
- «Уж небо осенью дышало…» (изображение природы в русской лирике).
- «В стране детства» (рассказы для детей).
- «Умные книжки – умным детишкам» (познавательная литература для детей).
- «Обо всём на свете» (энциклопедии для детей).
- «Проба пера» (обзор детских журналов).
- «Книги моей домашней библиотеки».
- «Как хорошо уметь читать» (история возникновения букваря, истории про буквы).
Неорганизованная образовательная деятельность.
- Сюжетно-ролевые игры:
- «Скорая помощь для книжки»;
- «Детская библиотека»;
- «Читальный зал»;
- «Книжное издательство»;
- «Издаём свой журнал»;
- «Книжный магазин»;
- «Играем в театр».
- Дидактические игры:
- «Что не так?», «Что изменилось?», «Кто лишний?», «Кого не стало?».
Цель: Уточнить усвоение детьми содержание произведения. Закрепить последовательность появления персонажей.
- «Из какой книжки пришли эти герои?».
Цель: Закрепить умение узнавать книжку по персонажам. Учить детей давать точное название произведения.
- «Кто так сказал?».
Цель: Закрепить умение узнавать произведение по словам главных героев.
- «Узнай книжку по обложке», «Узнай книжку по отрывку», «Узнай сказку по коллажу».
Цель: Закрепить умение узнавать книжку по обложке, по отрывку, по коллажу. Учить детей давать точное название произведения.
- «Волшебная шкатулка».
Цель: Закрепить умение узнавать произведение по предметам, картинкам, отрывкам.
- «Расскажи сказку по модели (мнемотаблице, схеме)».
Цель: Учить детей пересказывать сказку с опорой на модели, мнемотаблицы, схемы.
- «Ступеньки доброты».
Цель: Учить детей передавать свое отношение к поступкам героев.
- «Сказка наоборот».
Цель: Учить детей изменять в сказке порядок событий.
- «Сказка с новым концом».
Цель: Учить детей сочинять к сказке новый конец.
- «Сказка продолжается».
Цель: Учить детей придумывать продолжение к знакомой сказке.
- «Сочиняем сказку».
Цель: Учить детей сочинять сказку по аналогии с уже известными сказками.
- «Изменяем сказку».
Цель: Учить детей дополнять знакомую сказку новыми эпизодами, вводить в сказку дополнительные персонажи.
- «Салат из сказок».
Цель: Учить детей смешивать несколько сказочных сюжетов в один для сочинения новой сказки.
- «Волшебный ящик» (морфологический ящик).
Цель: Учить использовать знакомые сказочные персонажи для сочинения новой сказки.
- Театрализованные игры по мотивам литературных произведений:
- игра – инсценировка;
- игра – драматизация;
- игра – импровизация.
4. Продуктивная деятельность:
- Модели «Как обращаться с книгой», «Правила поведения в библиотеке», «Как появляется книга».
- «Закладка для книжки»;
- «Обложка для книжки»;
- «Взял художник краски…»;
- «Рисуем сказку»;
- «Коллаж из сказок»;
- «Мнемотаблицы и модели по сказкам»;
- Ателье «Одеваем сказочных героев»;
- «Сделаем книгу своими руками»;
- «Иллюстрируем свой журнал»;
- «Придумаем свой букварь».
- Развлечения, викторины:
- «Путешествие в страну русских сказок» (развлечение).
- «Сказочная мозаика» (викторина).
- «Кто лучше знает сказки?» (викторина).
- «В гостях у сказки» (развлечение).
- «Путешествие по сказкам К.И. Чуковского» (досуг).
- «Приключения в сказочной стране Лукоморье» (досуг по сказкам А.С. Пушкина).
- «Сказки Г.Х. Андерсена» (викторина) –
- «Час веселой книги» (Г. Остер, Д. Хармс).
- Конкурс чтецов (стихи А.Барто, С.Маршака, С.Михалкова).
- «По страницам любимых книг» (досуг по рассказам Н.Носова).
Работа с родителями.
- Диагностика организации домашнего чтения в семье (анкетирование родителей и детей).
- Ежедневная информация для родителей: «Что мы читаем».
- Информационные листки: «Мама, почитай-ка!».
- Дни «открытых дверей» - «Литературная неделя».
- Родительские собранияс участием работников детской библиотеки:
- «Ребёнок в информационном пространстве».
- «Организация детского чтения в семье» (круглый стол).
- «Воспитываем грамотного читателя».
- Консультации для родителей:
- «Круг детского чтения».
- «Что и как читать детям».
- «Какие книги покупать для ребёнка».
- «Роль домашнего чтения в развитии и воспитании ребенка».
- «Книги маминого детства».
- «Как привить детям любовь к книге».
- «Нравственное воспитание детей средствами художественной литературы».
- «Роль сказки в организации взаимодействия детей и взрослых».
- «Развитие творческих способностей детей средствами домашнего чтения».
- «Сделаем книгу своими руками».
7. Организация семейного клуба «Литературная гостиная» (на базе детской библиотеки).
8. Привлечение родителей к созданию библиотеки литературных новинок и аудиокассет с записями детских сказок и рассказов.
9. Привлечение родителей к созданию совместно с детьми книжек-малышек, семейной книги сказок, рукописных книг.
3 этап:
– презентация проекта «Книжки всякие нужны, книжки всякие важны».
- литературный праздник «Папа, мама, я – читающая семья».
Театрализованная игра.
Консультация для родителей.
У детей пятого года жизни при условии систематических занятий театрализованной игрой появляется возрастающий, устойчивый интерес к перевоплощению. Этому способствуют приобретенные ребенком умения и навыки: умение воспринимать художественный образ, видеть его развитие и взаимодействовать с другими детьми; умение играть роль; применять средства театральной выразительности; владение навыками импровизации. Дети под воздействием игровой ситуации легко входят в образ, но ими овладевает желание играть «более существенную» роль. Театрализованная игра как творческая деятельность мотивируется интересом, который взрослые должны поддерживать, не давая ему затухать.
Для развития навыков ролевого воплощения и умения действовать в воображаемом плане следует использовать специальные тренировочные упражнения – гимнастику. Гимнастика способствует накоплению интонационно-образных впечатлений, развитию моторно-двигательных, пространственных представлений.
Взрослый: Капельки. Капельки
Стряхиваем с пальчиков,
Капельки - долой,
А пальчики – домой!
Ребенок выполняет соответствующие тексту движения.
Используя стремление детей к фантазированию, взрослые могут создавать игровые ситуации – этюды. В них дети оказываются в «предлагаемых обстоятельствах». Темы таких этюдов-ситуаций могут быть разными: «У медвежонка день рождения», «Охотник и заяц», «Морозный день» и др. Если к этюду добавить текст, то получается готовый мини-спектакль. Театрально-игровые этюды и упражнения положительно влияют на развитие психических качеств детей: восприятия, ассоциативно-образного мышления, воображения, памяти, внимания.
В этом возрасте ребята охотно разыгрывают знакомые сказки и произведения, которые произвели на них сильное впечатление. Наибольшим успехом среди мальчиков пользуются истории на героическую тему – их привлекают рассказы и сказки, в которых совершаются смелые поступки, преодолеваются преграды. В таких сюжетах добро всегда побеждает зло; герои проявляют выдумку, силу и упорство. Дети подражают положительным героям мультфильмов и кинофильмов, стремясь быть похожими на них. Современные кинофильмы нередко дают эрзац-образ супер-героя, которому все нипочем; ему не свойственны душевные терзания. На фоне этого у детей происходит атрофия чувств, проявляющаяся в том, что ребенок не в силах понять моральное состояние другого человека. Следует акцентировать внимание детей на нравственной стороне поступков героев художественных произведений: почему так поступил тот или иной герой, кто ему помогал (или мешал). Умение встать на позицию героя позволяет ребенку понять мотивацию его поступков, а значит, в дальнейшем понять и самого себя, разобраться в своих чувствах.
При восприятии текста на слух дошкольники не всегда могут представить, как поступил бы тот или иной герой в различных ситуациях, что можно изменить в его поведении. Метод драматизации позволяет прочувствовать образ «изнутри». Для создания вариантов одного и того же образа в драматизации следует предоставлять ребенку возможность экспериментировать, давать время на обдумывание замысла роли, предлагая вначале проговорить ролевые действия.
Взрослый: - Ира, ты – Красная Шапочка. Пойдешь к бабушке быстро или медленно? Покажи, как будешь играть с бабочками, нюхать цветы, собирать букет. А теперь подумай, как пойдешь дальше. (Ребенок проговаривает свои действия)
Воплощаясь в роли, дети средней группы стремятся достоверно изобразить персонаж. Если раньше у них преобладало желание участвовать в драматизации, исполнять роль, то в этом возрасте становится важным качественное исполнение роли. При проведении игр-драматизаций дети обращают внимание на то, насколько правдиво («похоже») сыграна роль (насколько умело ребенок, исполняющий ее, пользуется средствами выразительности), а это уже говорит о способности различать степень артистичности того или иного исполнителя.
У детей средней группы развивается режиссерская игра. Мальчики устраивают бои с игрушечными войсками, девочки наряжают кукол. В этих играх появляются незатейливые сюжеты, которые можно драматизировать, например, концерт для больных игрушек. В режиссерской игре важное место занимает настольный театр. Дети с удовольствием разыгрывают любимые сказки, которые долго живут в их сердцах, если в свое время были выразительно преподнесены артистичным взрослым. Отражаясь в самодеятельной игре, эти сказки способствуют отождествлению с разными героями, вхождению в воображаемую ситуацию проявлению эмоций и чувств, переживанию всех сюжетных коллизий вместе со своими персонажами, ребенок воспринимает ситуацию со стороны, что дает ему возможность изменить сюжетную линию согласно своему замыслу, подчинив себе действие.
Дети с легкостью передвигают фигурки плоскостного театра, разыгрывая небольшие сюжеты в самостоятельной игре. Ребята с удовольствием включаются в игру-сочинение простейших сюжетов для кукольного спектакля, в игру-фантазию в путешествие по сказочным островам и т.д. Разнообразие в игру в настольном театре внесут куклы собственного изготовления: поделки из глины и пластилина, игрушки из киндер-сюрпризов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие " Продукты всякие нужны- продукты всякие важны"
Занятие по ознакомление дошкольников с системой пищеварения, компонентами здорового питания.Вызвать познавательный интерес к знаниям о строении своего организма.Дать понятие о пользе витам...
« ПАПЫ ВСЯКИЕ НУЖНЫ, ПАПЫ ВСЯКИЕ ВАЖНЫ!»
Развлечение для детей средней группы и родителей к 23 февраля....
Конспект познавательного занятия для детей старшего возраста на тему: "Продукты всякие нужны, продукты всякие важны".
Конспект познавательного развития детей. Знакомит детей с многообразием продуктов питания....
Конспект вечера досуга для средней группы: «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны».
Учить подбирать по смыслу существительные к глаголам. Развивать наблюдательность, узнавать по костюму профессию человека. Закреплять умения объединять пр...
Сценарий ко Дню Матери: "Мамы всякие нужны, мамы всякие важны"
Сценарий праздника, посвященный Дню Матери....
Презентация для детей: "Мамы всякие нужны, мамы всякие важны"
Продолжать закреплять знания детей о профессиях. Уточнить знания детей, что женщины могут работать там, где традиционно работают мужчины (космонавты, лётчики, водители и.т.д.). Воспи...
Перспективный план тематической недели "Мамы всякие нужны, мамы всякие важны"
В плане собраны материалы по всем видам детской деятельности в течение недели для 1 младшей группы...