Главные вкладки

    Формирование коммуникативно-речевой активности старших дошкольников через организацию детской проектной деятельности
    статья по развитию речи (старшая группа) по теме

    Из опыта работы по использованию проектных технологий в развитии социально-коммуникативных способностей старших дошкольников.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Из опыта работы23.91 КБ

    Предварительный просмотр:

    Формирование коммуникативно-речевой активности старших дошкольников через организацию детской проектной деятельности

    Речевое развитие ребенка – один из основных факторов становления личности в дошкольном детстве, определяющих уровень социальных и познавательных достижений дошкольника – потребностей и интересов, знаний, умений и навыков, а также других психических качеств. Эффективность процесса формирования коммуникативно-речевых навыков ребёнка во многом зависит от системы работы педагогов по данному направлению.

    Проблема формирования коммуникативно-речевой активности человека приобретает всё большее значение в современной жизни. Речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием становления личности.

    Разные ситуации общения требуют развитых коммуникативных и диалогических умений, формировать которые важно, начиная с раннего возраста. Учитывая это, одним из приоритетных направлений моей педагогической деятельности, как воспитателя по обучению детей татарскому языку, я считаю -формирование коммуникативно-речевой активности дошкольников.

    Значение сформированности навыков диалогической речи стало для меня  особенно очевидным при обучении татарскому языку старших дошкольников, когда приходится наблюдать отсутствие элементарных умений, затрудняющих общение ребенка со сверстниками и взрослыми, что в свою очередь, приводит к повышению тревожности, нарушает процесс общения в целом.

    В данном вопросе важно учитывать особенность дошкольного возраста, когда у ребенка постоянно изменяется содержание общения, его мотивы, коммуникативные навыки и умения; при этом формируется один из компонентов психологической готовности к обучению в школе – коммуникативность.

    Диалогическая речь представляет собой яркое проявление коммуникативной функции языка. Она рассматривается учеными как первичная естественная форма языкового общения, которая состоит из обмена высказываниями. Для нее характерны такие формы, как вопрос, ответ, добавление, пояснение, распространение, возражение, формула речевого этикета и коммуникативные связи реплик.

    Экспериментальные исследования коммуникативной активности, проведенные мною в старших группах, показали, что в возрасте до 5 лет  диалогическое общение со сверстниками получается только у 24% детей; в 6 лет – у 45%, а в 7 лет – у 68%. По моим наблюдениям, дети проявляют большой интерес к сверстникам, делают попытки привлечь их внимание, но диалог не получается. Причина этого в том, что каждый ребенок в процессе построения общения, говорит о своём, не слышит партнера, не отвечает на его высказывания. А низкий уровень сформированности диалогических умений у дошкольников не позволяет эффективно реализовывать потребности в общении, взаимодействие с окружающим миром, и конечно, затрудняет усвоение программного материала. 

    Поэтому, в работе над развитием диалогической речи я выделяю основные задачи:

    -учить детей отвечать на поставленные вопросы;

    -учить постановке вопросов;

    -формировать способность свободно, непринуждённо вести беседу.

    Поскольку особенностью современных технологий обучения является их взаимная комплиментарность, дополнительность по отношению друг к другу, то наибольшую эффективность они приобретают во взаимодействии. Поэтому, при организации процесса формирования диалогической речи дошкольников необходимо использовать технологии, которые, актуализируя личностные особенности детей, наиболее оптимально включали бы их в деятельность, способствовали бы реализации формируемых коммуникативно-речевых умений.

    В качестве основных методов я использую занимательные беседы с детьми. Общение взрослого с детьми является одним из ведущих факторов развития их речи, однако, это не исключает необходимости использования игр и игровых приёмов. Игры — уроки жизни, они учат ребёнка общению с другими людьми, моделированию различных жизненных ситуаций, способствуют познанию окружающего его мира.

    Чтобы включить различные игры в работу по развитию диалогической речи я подобрала тексты литературных произведений для игр — инсценировок, режиссерских игр, тексты для разыгрывания театральных этюдов, дидактические игры, правила которых предусматривают построение диалога. Преимущество таких игр заключается в том, что их можно использовать не только на занятиях и в совместной деятельности педагога с детьми, но и в самостоятельной деятельности детей. В  игровой деятельности ребёнок условно может занимать позиции других людей, вступать в ролевые взаимоотношения, а это оказывает положительное влияние на формирование взаимодействия и взаимообщения детей.

    Могу сказать уверенно: речь ребёнка- дошкольника развивается в общении со взрослыми и сверстниками в совместной игровой деятельности.

    Подробнее хотелось бы остановиться на опыте использования в образовательной деятельности метода проектов, как варианта интегрированного метода обучения дошкольников поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели. А в моей практике, в целях развития коммуникативно-речевых умений у старших дошкольников.

    Данная технология хороша тем, что в ходе организации проектной деятельности ребенок учится планировать свои действия, исследовать, экспериментировать, пробовать, делать выводы.

    Поэтому, я поддержала инициативу своих подопечных, которые заинтересовались неизвестной для них профессией взрослых –журналистов. Так, к моему удовольствию, в целях развития коммуникативных качеств детей старшего дошкольного возраста и повышения уровня их речевого развития, была организована совместная исследовательская работа по изучению этой  профессии и создан проект «Мы –журналисты».

    В ходе реализации проекта по изучению профессии журналиста, мною решались следующие образовательные задачи:

    -обучить основным навыкам ведения диалога;

    -расширить и активизировать словарный запас детей  двух государственных языков;

    -развить коммуникативность и умение строить личное взаимодействие детей друг с другом, с педагогами;

    -формировать у детей внимательность и наблюдательность;

    -воспитывать доброжелательность, отзывчивость, выносливость и смелость.

    Вместе мы изучили энциклопедическую литературу, создали мини-музей  «История фотоаппарата», познакомились с людьми, работающими по профессии журналист, редактор, фотограф, корреспондент, звукооператор, диктор.

    Данная работа  включала все виды деятельности (игровая, трудовая, учебная, двигательная, коммуникативная, речевая, познавательно-исследовательская). Были игры и беседы, экскурсии и встречи, оформление совместной стенгазеты, посвященной дню Мамы «Кадерле Әнием», оформление фотоальбома о нашей  команде, а потом уже практические пробы детей на роль журналистов, подготовка и съемка видеорепортажа, участие в семинарах-практикумах для педагогов детских садов.

    Я очень рада за своих воспитанников. В процессе такой многообразной деятельности они получили полезные уроки грамотного общения, познакомились с профессиями, в которых очень важно уметь правильно разговаривать, проявлять творчество, побывали в интересных местах родного города и получили массу приятных впечатлений.

    А мне данная исследовательская работа помогла убедиться в эффективности проектного метода работы в развитии коммуникативно-речевых способностей дошкольников.

    А еще я убедилась на практике, что осознанное включение родителей в совместный с педагогами процесс речевого развития ребёнка позволяют значительно повысить его эффективность. Родители приняли активное участие в сборе и изготовлении атрибутов для профессии журналистов. Эффективной формой взаимодействия с ними стали игровые тренинги на следующие темы: «Знаешь ли ты о чём поговорить с ребёнком?», «Как установить доверительное взаимоотношения?», «Как развивать речь детей?» Так, наша совместная деятельность помогла появиться атмосфере свободы, творчества, и, я уверена, созданная речевая среда, способствовала коммуникативно-речевому развитию моих воспитанников.

              Работа по формированию коммуникативно-речевых способностей сложна и многогранна. И точку в ней ставить еще нельзя. Но, я уверена, что нахожусь на верном пути к научению ребенка получать информацию в общении и вести диалог, умению выслушивать другого, спокойно отстаивать своё мнение, соотносить свои желания с интересами других, уметь участвовать в коллективных делах, уважительно относиться к окружающим людям, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.

            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие познавательной активности старших дошкольников через организацию краеведческой деятельности

    Мини-музеи в детских садах рождаются с малого – уголка или выставки, посвященной какой-либо теме. По мере накопления экспонатов возникает необходимость в оформлении уголка в мини-музей в детском саду....

    Развитие познавательной активности старших дошкольников через организацию краеведческой деятельности

    Мини-музеи в детских садах рождаются с малого – уголка или выставки, посвященной какой-либо теме. По мере накопления экспонатов возникает необходимость в оформлении уголка в мини-музей в детском саду....

    Роль семьи в развитии познавательной активности старших дошкольников через проектную деятельность.

    Статья на тему"Роль семьи в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность"...

    "Развитие познавательной активности у старших дошкольников через организацию краеведческой деятельности"

    Проблема развития познавательной активности дошкольников – одна из самых актуальных, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности, а ещё и потому, что а...

    Тема: «Позитивная социализация старших дошкольников через организацию совместной трудовой деятельности с взрослыми и детьми»

                 Последнее время родители и педагоги уделяют большое внимание интеллектуальному и умственному развитию детей, подготовке их обучению в школе и не ...

    Формирование коммуникативных навыков дошкольников через организацию детской игровой деятельности

    Современное общество нуждается в активной, адаптивной, творческой личности, способной устанавливать бесконфликтное общение. Проблема формирования коммуникативных навыков детей в дошкольной педагогике ...