Главные вкладки

    Педагогический проект "Звук и буква"
    проект по развитию речи (подготовительная группа) на тему

    Воронцова Надежда Сергеевна

    Долгосрочный проект в подготовительной группе - знакомство со звуками и буквами.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt_zvuk_i_bukva.docx34.41 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

     «Центр развития ребенка – детский сад № 18 «Лесовичок»

    Педагогический проект

    «В мире звуков и букв

    Разработчики проекта:

    Воспитатель I кв. категории

    Воронцова Надежда Сергеевна

    Учитель-логопед

    Участники проекта:

    Дети, родители, воспитатели, учитель-логопед

    Сроки реализации проекта:

    6 месяцев (октябрь – март)

    География проекта:

    Архангельская обл. г.Новодвинск

    2015 – 2016г

    Содержание проекта 

    "В мире звуков и букв"

    «Основная задача обучения грамоте в подготовительной группе- формирование у детей общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова»

    (Л.Е.Журова, Н.С. Васнецова «Обучение дошкольников грамоте». М., 2001)

    Актуальность.

    Обучение грамоте дошкольников – это выработка у детей умения ориентироваться в звука-буквенной системе родного языка и на этой основе – развития интереса и способностей к чтению. Последовательное усвоение понятий «слово», «звук», «слог», «буква», «предложение» в различных игровых упражнениях формирует у детей осознание речи, её произвольность.

    Обучение грамоте в подготовительной группе детского сада - одно из самых основных направлений в процессе подготовки к первому классу. Оно необходимо для того, чтобы дети научились понимать звуковые значения произносимых и читаемых слов. Дети шести лет способны овладеть уже более широкой ориентировкой в фонетической стороне речи; они обладают определенной сензитивностью к знаковой действительности языка, испытывают повышенный интерес к буквам и тягу к чтению. Кроме того, дети могут перейти к написанию печатных букв и основных элементов письменных букв.

    В ходе реализации программных задач по грамматическому развитию я знакомила детей подготовительной группы с буквами и звуками. Дети часто задавали вопросы: "Что такое звук и буква,  чем они отличаются друг от друга", «Как написать букву Ж?». В ходе проводимых занятий, мониторинга на начало года, было выявлено, что дети  путают эти понятия,  с трудом запоминают  графические образы букв,  затрудняются дать ответы на такие вопросы, как: «Из чего состоит речь?», «Из чего состоит слово?», «Какой звук мы можем назвать поющимся?» и подобные вопросы.

    В требованиях федерального государственного образовательного стандарта по направлению речевое развитие стоит одна из задач -  развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;  звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Но в группе выявилось больше 60%  детей, которые испытывают большие трудности в осуществлении звукового анализа и синтеза слов, плохо запоминают буквы, искажают слоговую структуру слова. Из всего выше сказанного, возникло противоречие между тем, что дети должны знать в подготовительной группе и что они знают. Поэтому у нас возникла идея разработать проект по теме «В мире звуков и букв».

    В состав проектной группы вошли:

    1. Разработчики проекта – воспитатель Воронцова Надежда Сергеевна

                                             логопед Виктория Григорьевна

    1. Участники проекта – дети подготовительной группы, родители, воспитатели, логопед.

    Решая проблему проекта,  мы поставили следующую цель:

    Учить детей проводить звука- буквенный анализ слова через использование различных видов детской деятельности.

    Задачи:

    • Закреплять знания о звуках, особенностью их артикуляции, формировать понятие «гласный», «согласный» звук, умение их правильно произносить.
    • Формировать умение различать твёрдые и мягкие звуки.
    • Развивать умение называть слова с определённым звуком в определённой позиции: в начале, середине, конце слов. 
    • Формировать умение различать звуки по количественному звучанию в слове.
    • Формировать умения проводить звуковой анализ слов, используя зелёные, синие, красные круги.
    • Знакомить с символами, которые обозначают звуки.
    • Научить ребёнка обводить, штриховать, писать буквы печатного шрифта.
    • Привлечь родителей к созданию альбомов, выставок.
    • Развивать творческие способности.

    Тип проекта: педагогический. 

    По числу участников проекта: групповой

    По продолжительности:  долгосрочный – 6 месяцев

    По характеру контактов: в рамках ДОУ.

    По методам доминирующим в проекте: практико – ориентированные

    Календарный план выполнения проекта.

    Этапы реализации проекта.

    Сроки реализации.

    Содержание

    Ответственные

    (участники)

    Прогнозируемый результат

    Подготовительный этап –

    1 месяц

     

    Октябрь

    Определение целей и задач проектной деятельности.

    Воспитатель Воронцова Н.С., учитель-логопед

    (воспитатели, учитель-логопед, родители)

                               

    Сформированы цели и задачи.

    Распределение функциональных обязанностей между разработчиками проекта.

    Обязанности распределены.

    Проведение мониторинга детей, на выявление первостепенности решаемых в проекте задач.

    Выявлено, какие проблемы будут решаться в первую очередь.

    Подбор наглядно-дидактического материала.

    Приготовлены карточки со слова и схемой, разноцветные круги, картинки на звуки в словах в разных позициях, картинки А4 «На что похожа буква», картотека игр на развитие фонематического слуха.

    Оформление папки-передвижки - информирование родителей по теме проекта (актуальность и значимость).

    Родители заинтересованы в помощи по реализации проекта.

    Технологический

    4 месяца

    Ноябрь-

    февраль

    1 раз в неделю

    Проведение НОД по обучению грамоте

    Воспитатели:

    Воронцова Н.С., Цыганова Н.Н.

    (дети)

    Дети научатся проводить звуковой анализ слова устно и используя цветовые круги.

    Ноябрь,

    январь

     

    Размещение наглядно - информационного материала для родителей.

    Учитель-логопед

    (родители)

    Ноябрь-

    февраль

    1 раз в неделю

    Проведение логопятиминуток

    Учитель-

    логопед

    (дети)

    Ноябрь-

    март

    2 раза в месяц

    Показ презентаций для детей средствами PowerPoint.

    Воспитатель Воронцова Н.С.

    (дети)

    Дети научаться подбирать слова с определённым звуком в разных позициях.

    Ноябрь-

    март

    2 раза в месяц

    Проведение совместной деятельности – рисование на тему «Весёлые буквы».

    Дети познакомятся с буквами. Собраны рисунки детей для Азбуки.

    Ноябрь-

    март

    1 раз в неделю

    Пятиминутки «Рисуем по клеточкам»

    Дети научатся писать буквы печатно.

    Январь-

    февраль

    Конкурс «Сделай букву сам»

    Воспитатель Воронцова Н.С.

    (родители)

    В раздевалке оформлена выставка «Такие разные буквы»

    Февраль

    Проведение нетрадиционного родительского собрания в форме соревнования.

    Воспитатель Воронцова Н.С., учитель-логопед

    (дети, родители)

    Родители получат новые знания о том, как правильно учить детей проводить звуковой анализ слова.

    Дети и родители получат эмоциональный отклик.

    Декабрь-

    март

    1 раз в неделю

    Индивидуальная работа с отстающими детьми.

    Воспитатели Воронцова Н.С., Цыганова Н.Н.

    (дети)

    Дети, которые не посещали ДОО или  не усвоили материал, «догонят» своих сверстников по данной теме проекта.

                     Завершающий этап

                            1 месяц

    Март

    Мониторинг детей, обработка результатов мониторинга. Соотношение целей и результатов проекта.

    Учитель-логопед

    (дети)

    Воспитатели и учитель-логопед увидят из результатов мониторинга все «плюсы» и «минусы» допущенные в ходе работы над проектом.

    Подготовка фотоотчёта о проделанной работе.

    Воспитатель Воронцова Н.С., учитель-

    логопед

    (воспитатели, учитель-логопед)

    Родители, педагоги ДОО познакомятся наглядно, как «протекал» проект.

                                                                                   

    Оформление Азбуки.

    Воспитатели Воронцова Н.С., Цыганова Н.Н.

    (воспитатели, родители)

    Для каждого ребёнка оформлена Азбука с его рисунками букв и подбором картинок на буквы.

    Дети знают буквы, умеют подбирать слова с определённым звуком в разных позициях.

    Итоговое обобщающие открытое НОД «В стране звуков и букв»

    Воспитатель Воронцова Н.С., учитель-

    логопед

    (дети)

    Родители увидят, чему научились дети по теме проекта.

    Дети умеют проводить звуковой анализ слов.

    Анкетирование «Звук и буква»

    Воспитатель Воронцова Н.С.

    (родители)

    Оценена эффективность проекта в работе с родителями.

    Презентация проекта.

    Воспитатель Воронцова Н.С., учитель-

    логопед

    (педагоги ДОО)

    Опыт работы по проекту распространится среди воспитателей ДОО.

    Для успешной реализации проекта мы использовали методы:

    Словесный – объяснение, чтение, рассказ, словесные игры, заучивание                                    стихотворений о букве.

    Наглядный – наблюдение за показом написания букв, показ звукового анализа              с использованием цветных кругов, оформление папок-передвижек для родителей. Рассматривание картинок, иллюстраций, фотографий, альбомов,  графическое изображение букв. Просмотр видео, презентаций PowerPoint.

    Практический – дидактические игры по обучению грамоте и развитию речи, продуктивные виды изобразительной деятельности. Составление схемы слова с использованием цветных кругов. Оформление Азбук для детей с рисунками букв и коллажей «Где спряталась буква?». Оформление выставки «Такие разные буквы», фотоотчёта о проделанной работе.

    В завершающем этапе мы планируем получить такие результаты:

    Дети: получат новые знания (научатся проводить звуковой анализ слова устно и используя цветовые круги, познакомятся с буквами, научатся писать буквы печатно, подбирать слова с определённым звуком в разных позициях), проявят себя творчески в процессе выполнения продуктов деятельности. Получат в подарок Азбуку со своими рисунками букв и коллажами «Где спряталась буква».

    Оценивая эффективность в работе с детьми, мы провели:

    1. Мониторинг детей, обработка результатов мониторинга. Соотношение целей и результатов проекта.
    2. Итоговое обобщающие открытое НОД «В стране звуков и букв».

    Родители: получат новые знания о том, как правильно учить детей проводить звуковой анализ слова, получат эмоциональный отклик от взаимодействия с детьми при выполнении творческих работ.

    Оценивая эффективность в работе с родителями, мы провели:

    1. Анкетирование «Звук и буква».

    Нами были созданы условия по реализации проекта.

    1. Кадровые ресурсы:    учитель – логопед

                                        педагоги группы

    1. Материально – технические ресурсы:     ИКТ

                                                                      фотоаппарат

                                                                      магнитофон

    1. Информационные ресурсы:    папки-передвижки

                                                     рассказы для детей о словах и буквах

                                                     просмотр видео о звуках и буквах

                                                     интернет ресурсы (страница в Контакте)

    1. Финансовые ресурсы:    добровольные пожертвования родителей.

    Смета проекта.

    Материалы

    Кол-во

    Стоимость

    1.

    Цветная бумага

    3 пачки

    2.

    Ксероксная бумага

    2 пачки (500л)

    3.

    Белый картон

    4 пачки

    4.

    Краска в принтер

    2 бут.

    5.

    Гуашь

    4 уп.

    6.

    Кисти

    15 шт.

    7.

    Тетради в клетку

    23 шт.

    8.

    Фотографии

    15 шт.

    9.

    Альбом для рисования (25л.)

    23 шт.

    Всего:

    При реализации данного проекта возможны следующие риски:

    Риски

    Меры по их устранению

    Неисправность ИКТ при показе презентаций для детей средствами PowerPoint.

    Приготовить дидактические игры по содержанию презентаций.

    Не активное участие родителей в конкурсе «Сделай букву сам».

    Дополнить выставку рисунками детей.

    Малая посещаемость при проведении нетрадиционного родительского собрания в форме соревнования.

    Провести соревнование между командами детей.

    В перспективе мы планируем начинать работу по проекту со старшей группы, чтобы  иметь возможность детей 6 – 7 лет обучать первоначальным навыкам чтения.

    Возможность распространения проекта.

    1. Презентация проекта на педсовете в ДОО.
    2. Участие в интернет конкурсах по проектной деятельности.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Педагогический проект «Буквы из всего».

    Использование нетрадиционных методов и приёмов обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста.·        Проект  посвящен актуальной проблеме - воспита...

    Педагогический проект «Буква-раз, буква-два, или Путешествие по Азбуке»

    У современных  детей знакомство с буквами алфавита происходит еще на дошкольной ступени образования. Хотим мы, педагоги ДО,  этого или нет, но тенденция обучения дошкольников грамоте на разл...

    Педагогический проект в подготовительной группе на тему "Страна Букв"

    Главная задача педагогов и родителей дошкольника – сформировать предпосылки к овладению грамотой. И начинать надо с развития фонематического восприятия, то есть умения правильно слышать, в...

    Педагогический долгосрочный проект «В мире звуков и букв»

    Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «ТОПОЛЕК» №1      Педагогический проект«В мире звуков и букв»...

    Педагогический проект «Веселые буквы» овладение грамотой детей с ОНР в подготовительной логопедической группе.

    Овладение грамотой дошкольников с ОНР. Повышение уровня мотивации детей подготовительной логопедической группы на занятиях по обучению грамоте....