Главные вкладки

    Мастер-класс: «Мнемотехника – один из приёмов формирования связной речи у детей с ОНР ».
    методическая разработка по теме

    Петрушкова Наталья Сергеевна
    • Реализация практических аспектов формирования связной речи у детей дошкольного возраста приёмами мнемотехники;
    • оказание информационной и методической поддержки воспитателям дошкольных образовательных учреждений;

    обобщение, распространение практических рекомендаций по данной проблеме

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

                                         

      Учитель – логопед:  Петрушкова Наталья Сергеевна

    Цель:

    • реализация практических аспектов формирования связной речи у детей дошкольного возраста приёмами мнемотехники;
    • оказание информационной и методической поддержки воспитателям дошкольных образовательных учреждений;
    • обобщение, распространение практических рекомендаций по данной проблеме.

    Оборудование:

    • Мультимедийная презентация для сопровождения выступления учителя-логопеда (мастера);
    • Материалы для проведения практикума.

    Мнемо́ника (греч. τα μνημονιχα — искусство запоминания)

    (мнемоте́хника) — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей). Замена абстрактных объектов, фактов на понятия и представления, имеющие визуальное, аудиальное или кинестетическое представление, связывание объектов для запоминания с уже имеющимися в областях различных типов памяти.

    Мнемотехника - система внутреннего письма, основанная на прямой записи в мозг связей между зрительными образами, обозначающими значимые элементы запоминаемой информации. Мнемоническое запоминание состоит из четырех этапов:

    • кодирование в образы,
    • запоминание (соединение двух образов),
    • запоминание последовательности,
    • закрепление в памяти.

    Мнемотехника помогает развивать:

    • ассоциативное мышление;
    • зрительную и слуховую память;
    • зрительное и слуховое внимание;
    • воображение.

            Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс

    запоминания информации.

    Примером может служить: «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги.

            Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте.

    Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы).

            Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.

    Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

    На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

    Сказка играет особую роль в жизни ребенка. Через сказку дети знакомятся с окружающим миром, обучаются правильному звукопроизношению, выполняют различные игровые задания, способствующие интеллектуальному развитию. Ребенок сопереживает героям, разделяет их чувства, живет вместе с ними в мире сказки.

    Особое место в работе с детьми мы отводим мнемотаблицам.

    Мнемотаблица – это схема, в которую заложенная определенная информация.

    Работа по мнемотаблице состоит из пяти этапов:

    1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. 
    2. Преобразование из абстрактных символов в образы. 
    3. Пересказ сказки с опорой на символы (образы). 
    4. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы. 
    5. Таблица воспроизводиться ребенком при ее показе ему.

    В тематические рамки сказки включается несколько занятий. Занятия в свою очередь, содержат несколько игровых заданий и исследований. Занятия носят комплексный характер и направлены на развитие у детей речевой и психической деятельности:

    • запоминание мнемотаблиц развивает зрительную память, внимание;
    • заучивание стихов, потешек развивает слуховую память;
    • обыгрывание сказки – память и мышление.

    В современных условиях быстро меняющей жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и, в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими.

            

    Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится все более актуальным.

            Задачи:

    • Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки по мнемотаблице и коллажу.
    • Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды).
    • Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
    • Содействовать решению дошкольниками изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера и др.
    • Обучать детей правильному звукопроизношению. Знакомить с буквами.
    • Воспитывать у детей любовь к народным и авторским сказкам.

    Предлагаемая модель обучения рассказыванию с использованием

    мнемотаблиц основывается на комплексном подходе, включающем:

    • использование мнемотаблицы как знаково-символической системы, универсального средства для стимулирования и организации, различных символико-моделирующих видов деятельности в структуре логопедических занятий;
    • решение в единстве коррекционно-развивающих задач, обеспечивающих социально-личностное, коммуникативное, речевое, эстетическое, моторное и эмоциональное развитие ребёнка;
    • специальную организацию пространственно-развивающей среды;
    • развитие мотивационно-потребностной сферы речевой деятельности;
    • взаимодействие специалистов - участников образовательного процесса (логопед, дефектолог, воспитатель, музыкальный руководитель и др.).

    Принцип формирования функциональной системы в обход   пострадавшего звена.

    Формирование связной речи у ребёнка с общим недоразвитием речи в нашем детском саду осуществляется как в процессе разнообразной деятельности (игры, прогулки, режимные моменты), так и на специальных коррекционных занятиях. На коррекционных занятиях происходит сложный многоаспектный процесс перестройки психологических функций. Компенсаторная перестройка включает восстановление или замещение утраченных или нарушенных функций, а также их изменение. Важнейшую роль в развитии компенсации играет ЦНС.

    В своей практике отмечаю, что у детей с различными нарушениями речи наблюдается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. Снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания (забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий).

    Учитывая данные особенности в развитии, мы воспитываем в наших детях лексическое чутьё, учим связно излагать мысли и чувства, формируем способность сообщать, утешать, убеждать, доказывать, сравнивать всевозможными приёмами моделирования связной речи.

    Сравнение  активизирует мысль детей, направляет их внимание на отличительные и сходные признаки предметов, способствует повышению речевой активности.

    Динамические наблюдения, сравнительный анализ состояния связной речи, мониторинговые исследования показали, что использование приёмов мнемотехники в системе при работе над связной речью значительно увеличивает процент показателей информативности и связности речи, улучшает понимание речи, уменьшает количество грамматических и лексических ошибок. Количественно и качественно улучшает параметры связности и цельности языкового оформления речи детей.

    Целесообразность использования мнемотаблиц при формировании связной речи у детей с общим недоразвитием речи очевидна, так как в процессе активно задействованы оба фактора, облегчающие процесс становления связной речи.

    • Один из таких факторов, по мнению С.Л. Рубинштейн, Л.В. Эльконина и др. -наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.
    • Другой фактор – создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л.С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в схеме всех конкретных элементов высказывания, а также то, что каждое звено высказывания должно вовремя сменяться последующим.

    Анализируя результаты проводимой работы, можно сделать вывод, что моделирование связной речи у детей с ОНР приёмами мнемотехники заметно облегчает детям с выраженным речевым недоразвитием овладение данным видом связной описательной речи. Кроме того, наличие зрительного плана делает такие рассказы чёткими, связными, полными, последовательными.

    Практикум.

           При проведении практикума все участники были разделены на четыре творческие группы. Каждой творческой группе было предложено задание:

    1. Составление мнемотаблицы и рассказа-описания по лексической теме «Осень» с использованием мнемокадров.
    1. Составление мнемотаблицы по тексту сказки «Теремок», соблюдая последовательность развития сюжета.
    2. Составление мнемотаблицы для заучивания стихотворения по предложенному тексту.
    3. Составление мнемодорожек по загадкам.

       Художественная рефлексия представляла собой выступление творческих групп.

    Рефлексия участников проводилась по трем вопросам:

    • Цели прихода на мастер-класс;
    • Что взял полезного;
    • Хочется ли что-то отметить.

    В качестве экологической проверки был задан вопрос участникам, как изменилась бы эффективность мастер-класса (по их мнению), если бы они выслушали информацию о структуре и характерных особенностях мастер-класса, но сами не были бы вовлечены непосредственно в деятельность.

    Подавляющее большинство участников отметило высокую ценность деятельностного подхода.

    Послушай – и ты узнаешь, 
    посмотри – и ты поймешь, 
    сделай – и ты научишься.

    Желаем успехов!


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Семинар-практикум на тему: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста по средствам мнемотехники». Выполнила и провела: учитель-логопед Петрушкова Н.С.

    Слайд 2

    «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками и он их усвоит на лету». Константин Дмитриевич Ушинский

    Слайд 3

    Мнемотехника – это искусство запоминания, история которого насчитывает более 2000 лет.

    Слайд 4

    Искусство запоминания названо словом « mnemonikon » по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз.

    Слайд 5

    В наше время первыми начали разрабатывать мнемотаблицы и применять в работе Петербургские педагоги и новаторы во главе с Венгер Александрой Абрамовной

    Слайд 6

    Мнемотехника-это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи.

    Слайд 7

    АКТУАЛЬНОСТЬ ВЫБРАННОЙ ТЕМЫ: Мнемотехника облегчает детям овладение связной речью Применения мнемотехники , использование обобщений позволяют ребёнку систематизировать свой непосредственный опыт Ребёнок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы, развивая тем самым логическое мышление

    Слайд 8

    ЗАДАЧИ: Развивать умение понимать и рассказывать текст с помощью графической аналогии Обучать детей правильному звукопроизношению Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки Содействовать решению изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память Воспитывать у детей потребность в речевом общении для лучшей адаптации в современном обществе

    Слайд 9

    МНЕМОНИЧЕСКОЕ ЗАПОМИНАНИЕ СОСТОИТ ИЗ ЧЕТЫРЁХ ЭТАПОВ: КОДИРОВАНИЕ В ОБРАЗЫ ЗАПОМИНАНИЕ (соединение двух образов ) ПЕРЕСКАЗ ИНФОРМАЦИИ С ОПОРОЙ НА СИМВОЛЫ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ МНЕМОСХЕМЫ

    Слайд 10

    Примером мнемонического приёма может служить запоминание последовательности цветов в спектре с помощью фразы, в которой первые буквы слов соответствуют первым буквам названий цветов: Каждый Охотник Желает Знать , Где Сидит Фазан

    Слайд 11

    МНЕМОТАБЛИЦЫ-СХЕМЫ, ИСПОЛЬЗУЮТСЯ КАК ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ Мнемотаблицы - схемы Обогащение словарного запаса Обучение составлению рассказов Пересказ художественной литературы Отгадывание и загадывание загадок Заучивание стихов

    Слайд 12

    ЗАУЧИВАНИЕ СТИХОВ И ПОТЕШЕК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МНЕМОТЕХНИКИ Травка зеленеет, солнышко блестит, ласточка с весною в сени к нам летит. А.Н.Плещеев .

    Слайд 13

    Таким образом, с помощью мнемотаблиц , схем-моделей, удаётся достичь следующих результатов: У детей увеличивается круг знаний об окружающем мире Появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории Появляется интерес к заучиванию стихотворений и потешек Словарный запас выходит на более высокий уровень Дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией

    Слайд 14

    Составление графического плана-рассказа «Зимующие птицы» Составление мнемотаблицы для заучивания стихотворения по предложенному тексту Составление мнемодорожек по загадкам Составление мнемотаблицы и рассказа-описания по лексической теме «Осень» с использованием мнемокадров ЗАДАНИЯ: Работа в творческих группах с последующим выступлением

    Слайд 15

    Результаты работы творческих групп: 1 группа: Задание: Составить мнемотаблицу и рассказ-описание по лексической теме «Осень».

    Слайд 16

    Результаты работы творческих группах. 2 группа: Задание: Составить мнемотаблицу для заучивания стихотворения «Елочка» Перед нами елочка: Шишечки, иголочки. Шарики, фонарики, Зайчики и свечки, Звезды, человечки.

    Слайд 17

    Результаты работы творческих группах. 3 группа: Задание: Составить мнемодорожку по загадке 1 ) В небе плыли смелые Медвежата белые. Прибежал медведь чумазый, Умываться начал сразу, Вымыл поле, крыши, лес, Сам невымытый исчез (Облака и грозовая туча )

    Слайд 18

    1. «Составление описательных рассказов по опорным схемам» Метод. руководство, картинный комплект. М.: Книголюб, 2005. 2. Интернет-ресурсы. 3. М.П.Коробкина использование наглядного моделирования в работе над звуковым и слоговым составом слова. ИСТОЧНИКИ

    Слайд 19

    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мастер - класс: «Мнемотехника – один из приёмов формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР».

    «Мнемотехника – один из приёмов формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста  с ОНР».                          ...

    Мастер – класс на тему «Использование мнемотехники в работе по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста».

    Цель: познакомить педагогов с использованием мнемотехники в работе по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста.Задачи: - популяризация инновационных идей, технол...

    Мастер-класс Моделирование как одно из средств формирования связной речи.

    Актуальность.Ещё К. Д. Ушинский говорил: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучится, но свяжите двадцать таких же слов с картинками, и он и...

    Мастер-класс «Игры и упражнения для профилактики нарушений связной речи у детей дошкольного возраста»

    Мастер-класс «Игры и упражнения для профилактики нарушений связной речи у детей дошкольного возраста»...

    Мастер-класс:" Приёмы формирования связной речи у детей с ОНР"

    Презентация опыта работы учителя-логопеда по формированию связной речи у детей с ОНР. Представлены цели и задачи  работы по развитию связной речи у детей, пути реализации данной проблемы в практи...

    Мастер-класс: «Мнемотехника – один из приёмов формирования связной речи у детей с ОНР».

    Мастер-класс: «Мнемотехника – один из приёмов формирования связной речи у детей с ОНР»....

    Мастер- класс на тему: «Нетрадиционные приёмы развития связной речи у детей»

    Мастер - классна тему: «Нетрадиционные приёмыразвития связной речи у детей»...