Главные вкладки

    Образовательная деятельность "Волшебный сундучок деда Грамотея"
    план-конспект занятия по развитию речи по теме

    Шапорева Марина Борисовна

    План - конспект образовательной деятельности в подготовительной группе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл volshebnyy_sunduchok_deda_gramoteya.docx21.8 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Волшебный сундучок деда Грамотея»

    Цель: Развитие связанной речи

    Задачи:

    1. ОО «Речевое развитие»

    Учить называть слова с заданным звуком. Закрепить знание гласных и согласных звуков. Упражнять в умении составлять предложение с заданным словом. Закрепить умение делить слово на слоги.

    2. ОО «Познавательное развитие»

    Способствовать развитию интереса детей к окружающему миру. Закреплять навыки порядкового счета, умение ориентироваться в пространстве.

    3.ОО «Физическое развитие»

    Развивать координацию движения, умение соотносить слова с движением.

    4. ОО «Социально-коммуникативное развитие»

    Воспитывать социальные навыки: умение договариваться, учитывать мнение партнера, умение работать в парах.

    5. ОО «Художественно-эстетическое развитие»

    Развивать у детей фонематический слух, воображение, творческое мышление. Способствовать снятию эмоционального напряжения через музыкальное сопровождение.

    Предварительная работа. Рассматривание картины о зиме, беседа по картине, обыгрывание физкультминутки «Буратино».

    Формы работы. Индивидуальная, групповая, фронтальная.

    Методы и приемы:

    - словесный: беседа по картине, отгадывание загадок, объяснение, составление предложений, звуковой анализ слова;

    - наглядный: картина зимнего пейзажа, иллюстрации: снеговик, снегирь, подснежник, Снегурочка, мороженое, снегопад, снежинка, санки, снежки, жук, шарик, луна, роза, шапка, носки, стол, книга, ручка, очки, кубик, ключ;

    - практический: музыкальное сопровождение, вырезание и наклеивание игрушек на елку;

    - игровой: сюрпризный момент физкультминутка «Буратино», подвижная, дидактические и речевые игры;

    Оборудование.

    Посылка.

    Сундучок с замками и ключами.

    Письмо.

    Клубки большой и маленький.

    Картинки для игры «Найди лишнюю картинку».

    Картина зимнего пейзажа.

    Картинки: жук, воздушный шарик, луна, роза, шапка, носки, стол, книга, ручка, очки, кубик, ключ.

    Продукты в магазин: сыр, сосиски, сок, колбаса, свекла, капуста, картошка, кофе, шоколад, карамель, макароны, сметана, мука, масло.

    Печенье.

    Елка, нарисованная на ватмане.

    Образовательная деятельность

    1. Организационный момент.

    Воспитатель: Ребята к нам на занятия пришли гости поздоровайтесь с гостями. Вставайте в круг. Посмотрите, у меня в руке клубочек, но не простой, а волшебный. Мы будем передавать его друг другу и вложим в него наше хорошее настроение.

    Дети передают клубочек друг другу из рук в руки.

    Давайте передадим его нашим гостям, пусть они тоже пожелают что-нибудь хорошее. А теперь возьмитесь за руки и закройте глаза и помечтайте о чем-нибудь приятном. Посмотрите, что стало с нашим клубочком? Мы передали ему наше хорошее настроение, и он стал большим. Положим его на полочку, пусть хорошее настроение нас сопровождает на протяжении всего дня.

    Стук в дверь.

    Воспитатель: Ребята! К нам пришла посылка! Написано: «От Деда Грамотея из страны АБВГДейка»! Давайте её распечатаем и узнаем, что там внутри.

    Дети и воспитатель распечатывают посылку, достают оттуда сундук и письмо.

    Воспитатель: Сундучок-то не простой! С шестью замками! Давайте прочитаем письмо:

    «Дорогие дети старшей группы!

    Пишет вам Дед Грамотей из страны АБВГДейка! До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я прислал для вас подарок в сундучке. Но сундучок волшебный, с шестью замками. К каждому замку есть свой ключ. Найти ключи несложно, нужно лишь угадать, где они лежат. Мои волшебные помощники спрятали ключи у вас в группе. Отгадайте мои загадки и узнаете, где искать ключи. Приложите ключи к замкам и сундучок откроется! Правда, есть ещё один секрет! Но об этом вы узнаете позже. Желаю успеха!

                                                                                    Дед Грамотей.

    Воспитатель: Вот это да! Ну, что, интересно узнать, что находится в сундучке? Будем искать ключи?

    Дети: Да.

    2. Основная часть.

    Воспитатель: А вот и загадки здесь в письме. Ищем первый ключ. Он находится там, о чём идёт речь в загадке:

    Есть в комнате портрет,

    Во всём на вас похожий.

    Засмейтесь – и в ответ

    Он засмеётся тоже.

    Дети: Это зеркало! Надо искать там, где зеркало!

    Воспитатель вынимает ключ из-за зеркала.

    Воспитатель: А ключ-то непростой! На нём задание. Вот о каком секрете говорилось в письме Деда Грамотея! Справимся с этим заданием - один замок откроем!

    Д/и «Зима какая?»

    Воспитатель: Помощники Деда Грамотея принесли для вас картину.

    Проходите к мольберту рассмотрите ее внимательно и скажите какое время года изображено на картине?

    Дети: Зима.

    Воспитатель: А зима кая бывает?

    Дети: Зима бывает морозная, суровая, холодная, снежная, студеная.

    Воспитатель: Как называется явление природы, когда идет снег?

    Дети: Снегопад.

    Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Давайте попробуем открыть первый замок.

    Воспитатель: Слушайте следующую подсказку, где искать ключ:

    Не куст, а с листочками,

    Не человек, а разговаривает,

    Не рубашка, а сшита.

    Дети: Книга! Ключ будем искать там, где у нас в группе книги!

    Дети берут ключ на книжной полке.

    Д/и «Назови лишнюю картинку.

    Воспитатель: А вот и следующее задание.

    Садитесь на ковер, разбейтесь на пары. Посмотрите на картинки и скажите, какая из них лишняя. Объясните, почему вы так думаете.

    Дети: Подснежник, мороженое, снежинка, санки, Снегурочка, мороженное.

    Воспитатель: И с этим заданием справились. Пойдемте открывать второй замок.

    Воспитатель: Дед Грамотей любит загадки загадывать, слушайте следующую подсказку, где искать ключ:

    Груша, яблоко, банан,

    Ананас из жарких стран.

    Эти вкусные продукты

    Вместе все зовутся...

    Дети: Фрукты

    Дети достают ключ из корзины с фруктами.

    Д/и «Составь предложение».

    Воспитатель: Ребята дед Грамотей любит зимой кататься на лыжах. А вы на чем любите кататься?

    Дети: На санках, лыжах, коньках.

    Воспитатель: Составьте предложение со словом санки.

    Дети: Я каталась на санках. Мама купила санки.

    Воспитатель: Сколько слов в предложении? Давайте посчитаем.

    Воспитатель и дети считают количество слов в предложения составленными детьми.

    Воспитатель: А сколько слогов в слове санки? Давайте тоже посчитаем. Но считать мы будем шагами.

    Дети вместе с воспитателем считают шагами слоги. Аналогичное задания проводится со словами лыжи и коньки.

    Воспитатель: С заданием справились. Пойдемте открывать следующий замок.

    Воспитатель: Сколько замков мы открыли?

    Дети: Три.

    Воспитатель: Ребята мы много замков открыли давайте отдохнём. Угадайте, кто и в какой сказке искал ключик, только не простой, а золотой?

    Дети: Буратино! В сказке «Золотой ключик».

    Воспитатель: Вставайте в круг. Мира посчитай детей кто будет Буратино?

    Воспитатель надевает шапочку Буратино ребенок проговаривает слова сопровождая их движениями дети повторяют.

    Физкультминутка

    Буратино потянулся,                                  руки вверх потянутся
    Раз – нагнулся,
    Два – нагнулся,
    Три – нагнулся.                                          наклоны вперед
    Руки в стороны развел,                             развести руки в стороны
    Ключик видно не нашел.
    Чтобы ключик нам достать,
    Нужно на носочки встать.                         встать на носочки

    3. Воспитатель: Ну а, чтобы нам найти четвертый ключик, отгадаем ещё одну загадку:

    Пишет он, когда диктуют,

    Он и чертит, и рисует, -

    А сегодня вечерком

    Он раскрасит наш альбом.

    Дети: Это карандаш! Надо искать ключ там, где у нас лежат карандаши!

    Д/и «Страна звуков».

    Воспитатель: Ребята, а чем отличаются звуки от букв?

    Дети: Буквы мы видим и пишем, а звуки произносим и слышим.

    Воспитатель: Проходите садитесь за столы и слушайте следующее задание.

    Перед вами картинки. Вам надо внимательно их рассмотреть, а затем с помощью красных и синих квадратиков сделать звуковой анализ слова и определить, сколько в слове гласных звуков (красные квадратики) и сколько согласных звуков (синие квадратики).

    Дети самостоятельно выполняют задание.

    Воспитатель: Степа сколько в слове жук звуков?

    Дети: Три.

    Воспитатель: Степа сколько в слове жук гласных звуков?

    Дети: Две.

    Воспитатель: Согласных.

    Дети: Одна.

    Воспитатель: Какой первый звук?

    Дети: Ж.

    Воспитатель: Это гласный или согласный звук? Почему ты так думаешь?

    Дети: Потому что его нельзя пропеть, есть препятствие — это зубы.

    Воспитатель: Какой второй звук?

    Дети: Звук У. Это гласный звук его можно пропеть.

    Воспитатель: И последний какой звук

    Дети: К гласный его тоже нельзя пропеть.

    Аналогичное задание проводится и с остальными словами.

    Воспитатель: И с этим заданием справились. Пойдемте открывать замок.

    Воспитатель: Сколько нам еще осталось открыть?

    Дети: Два.

    Воспитатель: А следующий ключ будем искать вот где:

    Что за чудо – кирпичи

    Я в подарок получил.

    Что сложу из них – сломаю,

    Всё сначала начинаю.

    Дети: Строительные кирпичики.

    Дети идут к кирпичикам, находят ключ.

    Игра «Магазин»

    Воспитатель: Вот он, ключик, а на нём следующее задание – игра Магазин»! Мы пришли в продуктовый магазин. Покупать можно только те продукты, в названиях которых есть звук «С». Какие продукты вы купите?

    Дети берут продукты: сыр, сосиски, сок, колбаса, свекла, капуста.

    Давайте выберем продукты, в названиях которых есть звук «К»:

    Дети берут продукты: картошка, какао, кофе, карамель, крупа, шоколад.

    Воспитатель: Пойдемте открывать пятый замок.

    Воспитатель: Вот и последний ключ нам осталось найти. Ну, а где его искать, постарайтесь угадать:

    Бьют его, а он не плачет,

    Только выше, выше скачет!

    Дети: Это мяч! А мячи у нас в спортивном центре.

    Воспитатель: Слушайте последнее, шестое задание! Ребята, какой праздник мы празднуем зимой?

    Дети: Новый год.

    Воспитатель: А как мы готовимся к этому празднику?

    Дети: Наряжаем елку.

    Воспитатель: Дед Грамотей нам тоже прислал елку, (воспитатель обращает внимание детей на мольберт) давайте с помощью цветной бумаги, ножниц и клея ее нарядим.

    Дети: Давайте.

    Воспитатель: Ребята, а из чего сделаны елочные игрушки?

    Дети: Из стекла, дерева, бумаги, пластмасса.

    Воспитатель: Игрушки, сделанные из стекла значит они какие?

    Дети: Стеклянные.

    Воспитатель: Игрушки, сделанные из дерева какие они?

    Дети: Деревянные.

    Воспитатель: Игрушки, сделанные из бумаги?

    Дети: Бумажные.

    Воспитатель: Игрушки, сделанные из пластмассы?

    Дети: Пластмассовые.

    Воспитатель: Садитесь за столы наряжайте елочку.

    Воспитатель: Справились и с шестым заданием. Давайте откроем последний замок. Интересно какой подарок нам прислал дед Грамотей.

    Дети открывают замок и сундучок открывается.

    Воспитатель: Ребята, посмотрите, что здесь лежит!

    Дети: Это Печенье! Оно в форме букв!

    Воспитатель: Можно и поиграть с буквами, можно и чай с печеньем попить! Спасибо Деду Грамотею!

    1. Ребята, скажите, вам понравилось сегодня выполнять задания Деда Грамотея?

    2. Что больше всего понравилось?

    3. С выполнением какого задания у вас возникли трудности?

    Вы все молодцы! С вашей помощью можно открывать любые замки! А теперь приглашайте гостей будем пить чай с волшебным печеньем!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе "Волшебный сундучок Деда Грамотея"

    Занятие по обучению детей грамоте с использованием занимательного наглядного материала в условиях АСРС.Знакомство с буквой «Р», звуком [Р, Р’]....

    ОО "Коммуникация", Образовательная ситуация "Волшебный сундучок деда Грамотея"

    Конспект ООД по обучению грамоте в подготовительной группе детского сада....

    Волшебный сундучок Деда Грамотея

    Познакомить со звуком С , учить придумывать слово с заданным звуком, составлять предложение с заданным словом, производить звуковой анализ слова, подбирать антонимы к словам. Развивать у детей фонемат...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности «Речевое развитие» (обучение грамоте) в группе «Г» комбинированной направленности для детей 6– 7 лет Тема: «Волшебный сундучок деда Грамотея»

    1. Продолжать учить составлять предложения по схеме, схемы предложений из трёх слов, с предлогом и без предлога.2. Закреплять умения заканчивать, дополнять предложение по смыслу с помощью оп...

    Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе: “Волшебный сундучок Деда Грамотея”

    конспект основан на выполнении детьми различных заданий, в том числе  отгадывании загадок, игры....