Главные вкладки

    Мастер-класс по развитию речи с детьми младшего дошкольного возраста "Фрукты"
    методическая разработка по развитию речи (младшая группа) на тему

    Харитонова Светлана Викторовна

    Мастер-класс позволяет в занимательной форме провести занятие по развитию речи "Фрукты" с детьми второй младшей группы. В Приложении к мастер-классу представлены наглядные и игровые пособия, используемые на занятии.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon master-klass2.doc455.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

    «Урайский специализированный Дом ребенка»

    Мастер-класс по развитию речи  с детьми младшего дошкольного возраста

            «Фрукты»

            

    подготовила

    учитель-дефектолог

    Харитонова Светлана Викторовна

    г. Урай

     2014


    Мастер-класс по развитию речи с детьми

    младшего дошкольного возраста «Фрукты».  

    Цели: 

    • уточнять и обогащать представления детей о фруктах;
    • способствовать развитию речи и неречевых психических функций.

    Образовательные задачи: 

    • дать детям представление о месте произрастания фруктов – на дереве в саду, учить употреблять в речи обобщающее слово «фрукты»;
    • формировать  умение описывать фрукты по характерным признакам, согласно схеме;
    •  обогащать словарь детей за счет существительных и прилагательных, обозначающих названия и признаки фруктов.

    Коррекционные задачи:

    • развивать умение поддерживать диалог с педагогом, связную речь;
    • закреплять понятия «один-много», навыки счета до 2, представления о геометрических фигурах, названия цвета предметов;
    • закреплять четкое и правильное произношение звука «у», умение произносить звук «у» с разной силой голоса;
    • упражнять в согласовании числительных «один, два» с существительными (названиями фруктов) мужского и женского рода;
    • развивать  умение ориентироваться в пространстве, понимать значения слов: «впереди», «сзади»;
    • развивать целенаправленный выдох, движения органов артикуляции, слуховое и зрительное внимание, мышление, общую и мелкую моторику.

    Воспитательные задачи:

    • воспитывать бережное отношение к природе;
    • воспитывать культуру речевого общения, уважительное отношение детей друг к другу.

    Оснащение:  кукла; корзинка и поднос для муляжей фруктов; ободок с изображением тучки; деревянные ложки; изображения: яблони с яблоками, дерева с кармашками, фруктов, вырезанные по контуру; тарелки и кусочки натуральных фруктов (яблоко, груша, апельсин, лимон, слива, виноград, банан); схема для описания фруктов; два обруча.

    Предварительная работа: создание предметно-развивающей среды, рассматривание картинок с изображением фруктов, разучивание пальчиковой игры «Лимон», физкультминутки «Тучка», индивидуальные занятия с детьми.

    Словарная работа: предметный словарь: осень, яблоко, груша, апельсин, лимон, банан, виноград, слива, яблоня, фрукты.

    Словарь признаков: большой, маленький, круглый, овальный, сладкий, кислый, красный, желтый, зеленый, оранжевый, фиолетовый.

    Словарь действий: вырос, понюхать, попробовать, помыть, пахнут.  

    Ход занятия.

    1. Вводная часть. Организация детей на занятие.

        - Сегодня к нам в гости пришла кукла Осень (Приложение 1). Почему кукла Осень пришла к нам? (Потому что на улице время года  - осень). Какого цвета платье на кукле? (Желтого цвета). Почему на кукле платье желтого цвета? (Потому что осенью листья на деревьях становятся желтыми). 

        - Кукла Осень приглашает вас в гости в осенний сад.

    Мы в осенний сад пойдем

    И корзиночки возьмем.

    Дружно мы шагаем,

    Ножки поднимаем.

    В сад осенний мы пришли

    И к дереву мы подошли.

    2. Основная часть. «Фрукты».

    На доске – изображение яблони (Приложение 2). 

        - Вот какое чудесное дерево есть в саду! Это дерево называется яблоня. Кто знает, как называются плоды, растущие на яблоне? (Яблоки).

    Дыхательная гимнастика «Подуй на яблоню». Развитие элементарных математических представлений.

        - Если дует сильный ветер, яблоки падают под яблоню. Однажды прилетел слабый ветерок, увидел красивые яблоки и хотел их сдуть с дерева. Дул-дул, но у него ничего не получилось. Поможем ветерку: закроем глаза, подуем на яблоньку и послушаем, сколько яблок упадет с яблони. (Педагог ударяет ложкой о ложку один раз). Откройте глаза и скажите, сколько яблок упало.

        Игра проводится несколько раз, количество ударов меняется (один, два, много).

    Сильный ветер прилетел –

    Громко песню он запел.

        - Давайте медленно, вытягивая руки от губ вперед, произнесем звук «у».

    Легкий ветерок влетел –

    Тихо песенку запел.

        - Так же медленно вытягивая руки от губ вперед, произнесем длительно и тихо звук «у».

        - А еще у куклы Осени в саду есть волшебное дерево.

        На доске – картина с изображением дерева с кармашками для карточек с изображением фруктов (Приложение 3).

        - На волшебном дереве выросли разные фрукты. Какие же фрукты выросли на дереве?

        Дети поочередно выходят к доске, берут карточку с изображением фрукта, помещают ее в кармашек, комментируя свои действия. (На волшебном дереве вырос лимон. На волшебном дереве вырос апельсин и т.д. В случае затруднений произнесения названий фруктов педагог помогает).

        - Вот какое чудо-дерево выросло в саду! (Приложение 4). Как назовем одним словом все, что выросло на дереве? (Фрукты).

        Показать детям корзинку с фруктами (Приложение 5).

        - Вот как много фруктов у куклы Осени в саду!

    Артикуляционная гимнастика.

        - Нашему язычку тоже захотелось посмотреть, какие фрукты выросли в саду.

    Вот и вышел на порог

    Любопытный язычок.

    (Дети кладут широкий язык на нижнюю губу).

        - Увидел язычок, как много красивых фруктов выросло в саду, и запрыгал от радости. (Дети несколько раз поднимают кончик языка к верхней губе и опускают к нижней). Ваши щечки захотели изобразить круглые яблочки (дети надувают обе щеки). А губы захотели изобразить такие фрукты: маленький круглый виноград (дети округляют губы со сжатыми зубами), большой круглый апельсин (дети открывают рот и округляют губы), банан (дети улыбаются, приподняв уголки губ вверх, губы сомкнуты).

       - Какой из фруктов на вкус самый кислый? (Лимон).

    Пальчиковая гимнастика «Лимон».

    Желтый-желтый наш лимон     (одноименные пальцы соединить

    подушечками - показать лимон).

    Желтым соком брызжет он.    (пальцы резко развести в стороны).

    В чай его положим     (соединить большой, указательный, средний

    пальцы одной руки и «опустить лимон в чай»).

    Вместе с желтой кожей.    (пальцы в том же положении, сделать

    вращательные движения – «помешивать чай»).

    Физкультминутка «Тучка».

        - А сейчас прогуляемся по саду. Ой, посмотрите, какая туча!

        На одного из детей надеть ободок с изображением тучи (Приложение 6).

    В садик тучка прилетела

    И ребят догнать хотела.

    Дождик, с нами не шути,

    И ребяток догони.

        На противоположных сторонах группы лежат обручи. Это «домики».

        - Спрячемся от тучки в «домике». Наш «домик» впереди.

        Снова повторить игру.

        - А теперь наш домик «сзади».

    Солнце засияло,

    Дождика не стало.

    В сад осенний мы пойдем

            И к фруктам подойдем.        

    Игра «Цветные квадраты».

        Педагог показывает цветные квадраты и спрашивает, как называются фигуры, какого они цвета. Далее предлагает детям взять с подноса муляжи фруктов и разложить их на цветные квадраты, соответствующие цвету фрукта: грушу – на зеленом квадрате, апельсин – на оранжевом квадрате, лимон и банан – на желтом квадрате, яблоки – на красном квадрате, сливы и виноград – на фиолетовом квадрате (Приложение 7).

        Затем дети рассказывают, сколько фруктов и на каком квадрате лежит. (На зеленом квадрате лежит одна груша, на желтом квадрате – один банан и один лимон, на оранжевом квадрате – один апельсин, на красном квадрате – 2 яблока, на фиолетовом квадрате – две сливы и много винограда).

        - Как назовем одним словом все, что лежит на цветных квадратах?

    3. Заключительная часть.

    Игра «Возьми, попробуй и скажи».

        - Дети, а как нам определить, как фрукты пахнут? (Нужно понюхать их). А как определить, какие фрукты на вкус? (Нужно их попробовать). А что нужно сделать перед тем, как есть фрукты? (Нужно помыть их).

        На тарелках разложены кусочки фруктов.  Дети берут фрукт, пробуют, рассказывают о его свойствах: большой или маленький, сладкий или кислый, какого цвета. Педагог помогает.

    Составление рассказа о фруктах по схеме.   

    Педагог предлагает детям взять фрукт с зеленого, красного и др. квадрата и описать его по схеме: размер, цвет, форма, запах, вкус (Приложение 8).

    4. Итог занятия.

        - Ребята, вам понравилось у куклы Осени в саду? Что растет в саду?

        - А теперь нам пора домой. Попрощайтесь с куклой Осенью.

        Кукла Осень тоже прощается с детьми, приглашает таких умных хороших детей еще приходить в гости.

            

            

            

    Список использованной литературы

    1. Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь! - СПб., 2009.
    2. Лукина Н. А., Сарычева И. Ф. Конспекты логоритмических занятий с детьми младшего возраста. – СПб.: Паритет, 2008.

                                                                                                                   

                                                                                                             

                                                                                                           Приложение 1

                                                                                                       

                                                                                                    Приложение 2

    Приложение 3

                                                                                                                     Приложение 4

                                                                                                                   Приложение 5

    Приложение 6

                                                                                                      Приложение 7

       

                                                                                                         

                                                                                               Приложение 8

                                                                   


    Использованные материалы и Интернет-ресурсы

    1. Приложение 1. Фото из личного архива автора.
    2. Приложение 2. http://mediasubs.ru/group/uploads/ku/kulinariya-i-kulinarnyie-retseptyi-vkusnoj-edyi/image2/LTg1NGMtY.jpg
    3. Приложение 3. Фото из личного архива автора.
    4. Приложение 4. Фото из личного архива автора.
    5. Приложение 5. Фото из личного архива автора.
    6. Приложение 6. Фото из личного архива автора.
    7. Приложение 7. Фото из личного архива автора.
    8. Приложение 8. Фото из личного архива автора.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет).

    Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет).Образовательная сфера[1]: речевое развитие.Форма организации: фр...

    Презентация к занятию по развитию речи с детьми младшего дошкольного возраста "Кошка с котенком"

    Презентация закрепляет знания детей о домашних животных: кошке и котенке, их общих и отличительных признаках, повадках, дает представление о нежном и заботливом отношении кошки к котенку, позволяет вы...

    План-конспект занятия по развитию речи (1-я младшая группа) по теме: Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет).

    Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет)."Кто у бабушки живёт?"....

    Конспект занятий по развитию речи с детьми младшего дошкольного возраста использованием инновационных методик по теме "В гости к белочке":

    Конспект занятий с детьми по развитию речи младшего возраста.В конспекте используются инновационные методики - пальчиковая  гимнастика, дыхательная гимнастика, упражнения на координацию слов с дв...

    Мастер-класс: "Игры для развития слухового восприятия детей младшего дошкольного возраста в работе учителя-логопеда".

    Презентация представляет игровые упражнения формирующие фонематические процессы у детей младшего и среднего дошкольного возраста, что является лучшей пропедевтикой возможных нарушений в старшем дошкол...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет).  «Кто у бабушки живёт?» 

    Форма организации: фронтальная.Программное содержание:-Продолжать знакомить с домашними животными.- Побуждать понимать речь взрослого и адекватно реагировать на неё.- Развивать речевую активность...

    Конспект занятия по развитию речи с детьми младшего дошкольного возраста "Путешествие в страну Сказколандию"

    Конспект занятия с детьми младшего дошкольного возраста с элементами логоритмики, пальчиковой гимнастики и артикуляции....