Главные вкладки

    Мастер-класс для родителей на тему "Использование приемов мнемотехники для развития связной речи дошкольников"
    консультация по развитию речи (средняя группа) на тему

    Дубровина Елена Валентиновна

    Знакомство родителей с приемами мнемотехники для развития связной речи.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл masterklass_dlya_roditeley.docx22.76 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект мастер- класса для родителей на тему: «Использование приема мнемотехники для развития связной речи».
                                                                                                                                 Воспитатель: Дубровина Е.В.

    Цель: ознакомление родителей с методикой, обеспечивающей эффективное запоминание текста.

    Задачи:

    -дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы с мнемотаблицами;

    - дать рекомендации родителям по использованию мнемотаблиц.

                                                                         Ход мастер-класса.
    Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада приветствовать Вас на сегодняшнем мастер-классе, в ходе которого вы познакомитесь с такими понятиями, как  «Мнемотехника», «Мнемоквадрат», «Мнемодорожка», «Мнемотаблица», а  так же узнаете, как и для чего можно использовать мнемотаблицы в домашних условиях.

    Девиз сегодняшнего мастер-класса звучит так:

    Послушай - ты узнаешь!

    Посмотри - ты поймешь!

    Сделай - ты научишься!

    На сегодняшний день богатая речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютером и телевизором, планшетом или телефоном. Поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой.
       При работе с детьми, имеющими нарушения речи я заметила, что они без радости включаются в учебную деятельность. Как правило, дети плохо воспринимают материал на слух, у них снижено внимание, они не отличаются высокой работоспособностью.
    Вы, наверное, замечали, что не все стихи быстро запоминаются детьми, путаются строчки. В то же время ребенок великолепно запоминает рекламу или может легко пересказать очередную серию любимого мультфильма. В чём причина?
          Дело в том, что в первом случае, при разучивании стихотворения,  требуется
    произвольное запоминание (когда мы запоминаем что-то специально, это требует волевых усилий), а во втором - действует непроизвольное, основанное на эмоциях и интересе ребёнка. Вспомните любую рекламу: текст, красочные картинки, быстро сменяющие друг друга, сопровождающиеся музыкой не требуют усилий для запоминания.  

     Одни дети лучше запоминают слова (развита слуховая память - музыкальные, речевые звуки), а другие -  зрительные образы (развита зрительная память).

        Ассоциативная память - память, в которой элементы запоминаемого материала связаны между собой ассоциативно.

        А что такое ассоциация? Это связь между отдельными представлениями, когда одно из них влечет за собой появление другого. Например, мы чувствуем запах пирога и вспоминаем старый деревенский дом, в котором провели свое детство. Или кто-то говорит нам «лес», и в нашем сознании всплывает образ ели.    
       Поскольку мы с вами определили, что память бывает разная, и она влияет на то, как развивается мышление ребёнка и его речь, то нам необходимо найти такие приёмы, которые бы развивали детскую память в целом. Такие приёмы есть. Одним из них является мнемотехника.
       К. Д. Ушинский писал:
    «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

    Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

    Цель обучения мнемотехнике - развитие памяти, мышления, воображения, внимания, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.
    Мнемотехника особенно эффективна при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или строку придумывается картинка (изображение); таким, образом, все стихотворение зарисовывается схематически (кодируется). После чего ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. (Показ мемоквадратов на стихотворение «Зайку бросила хозяйка», «Подарки осени»)

       На начальном этапе взрослый предлагает готовый план (схему), а по мере обучения в процесс создания включаются дети и создают свои схемы.  
         Мнемотехника, как и любая работа, строится от простого к сложному.
     Мнемоквадрат----мнемодорожка----мнемотаблица.

    В качестве символов-заместителей используются:

    - предметные картинки,

    - силуэтные изображения,

    - геометрические фигуры.

    Самое главное правило работы с мнемотаблицей – это передавать условно-наглядную схему так, чтобы нарисованное было понятным.

                           Этапы работы с  мнемотаблицей :

    1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

    2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов  слов в образы.

    3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме. В младших группах с моей  помощью взрослого, в старших – дети должны уметь самостоятельно.(Показ мнемотаблиц воспитателем: по заучиванию стихотворений, по пересказу сказок, по составлению рассказов о предметах).
        Хотелось бы отметить, что детям очень нравится рисовать и работать с мнемотаблицами. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он может начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. А процесс разучивания стихотворения становится интересным и быстрым.

         Уверена, что вы согласитесь со мной, если скажу, что нарисованное запечатлевается в памяти лучше, потому что закрепляется не только слово, но и образ, и движение руки (так же, как Вы сами писали шпаргалки). Верно?

        Как ещё можно использовать мнемотаблицы, занимаясь  с ребёнком дома?    

                                                         Варианты игр с мнемотаблицами:

    1. Восстановить последовательность картинок по памяти;

    2. Смешать их с другими и отбирать среди нескольких картинок те, которые          

         относятся к данной теме;

    3. Определять, где должна находиться “выпавшая” картинка среди других;

    4. Найти лишнюю картинку;

    5. Найти ошибку в последовательности картинок после прочтения текста;

    6. «Распутать» два события (предъявляются вперемешку две разрезанные

         мнемотаблицы);

    7. Игра “Не зевай, нужную картинку поднимай”. Взрослый читает отрывок

         текста, а ребенок находит картинку.

        Таким образом, Вы можете в игровой, ненавязчивой форме разучить стихотворение или пересказать художественный текст и развивать память ребёнка.

    А сейчас мы приступаем к практической части нашего мероприятия.

    Задание №1: нарисовать графически схему к стихотворению: Н Найденовой «Много игрушек в нашем саду».

    Много игрушек в нашем саду

    Наши игрушки стоят на виду

    Кот в сапогах, длинноухие зайки,

    Куклы нарядные в платьях сидят,

    И барабаны и балалайки,

    Куклы на мишек и зайцев глядят

    Мы наши игрушки не бьем, не ломаем

    Их у друзей не отнимаем.

    Задание №2: отгадать сказки  по мнемотаблицам, а потом одну из них рассказать. (Мнемотаблицы в разобранном виде)

    Задание № 3: игра «Не зевай- нужную картинку понимай»- читаются отрывки из описаний времен года, нужно поднять соответствующий мнемоквадрат.

    -к югу потянулись птицы…
    -ветер дует все сильнее…
    -ярко светит солнышко..
    -погода стоит морозная…
    -часто моросит дождь...
    -под ногами слышен шелест листьев…

    Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания стихотворений, составления рассказов, пересказов сказок более простым, интересным, творческим.

    Мнемотехника

    - сокращает время запоминания;

    - развивает основные психические процессы;

    - развивает умение перекодировать информацию;

    - устанавливает причинно-следственные связи;

    - помогает делать выводы и систематизировать материал.
     Обращаю Ваше внимание на то, что при регулярном использовании такого способа запоминания текста, у детей вырабатывается хорошая привычка перекодировать образы в  рисунки. Например, в стихотворении встречается слово «дерево» и ребёнок отображает его в рисунке, т.е. рисует дерево,  и наоборот, когда он смотрит на таблицу, то на увиденный рисунок у него возникает ассоциация со словом «дерево».

         Как вы думаете, этот приём  им пригодится в жизни? А конкретно где? Действительно, это, в дальнейшем, поможет учиться в школе: при написании изложений (для запоминания текста  дети могут выстроить цепочку символов), а так же для сочинений и диктантов, при составлении и решении задач. Этот приём запоминания может пригодиться не только детям, но и Вам самим. Вы только попробуйте и сами  увидите результат!

        Я думаю, что все игры с мнемотаблицами, которые показала сегодня, Вам пригодятся и так же понравятся вашим детям.  Их можно   использовать в домашней игротеке.  Это очень интересно и увлекательно!

     -Уважаемые родители, я предлагаю вам дома совместно с ребенком нарисовать мнемотаблицу к заучиваемому стихотворению или прочитанной сказке. С вашей помощью мы соберем папку мнемотаблиц, которая пригодится нам для развития речи детей.

    Желаю вам успехов и творчества в вашей работе с детьми! А в заключении прошу выразить свое мнение о сегодняшнем мероприятии в мнемодорожке. Давайте ее вместе составим.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для логопедов "Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников с ОНР"

    Мнемоника, или мнемотехника - система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников ...

    Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников

    Мнемоника, или мнемотехника - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры.Мне...

    использование приемов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников

    мнемотехника помогает сделать процесс запоминания детьми более простым, интересным, увлекательным и творческим...

    Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников

    Педагоги от родителей часто слышат такие слова – «У нас стихи не запоминаются!!! Не может быстро запомнить текст, путается в строчках, переставляет слова местами».Дело в том, что в о...

    Консультация для педагогов "Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников"

    Педагоги от родителей часто слышат такие слова – «У нас стихи не запоминаются!!! Не может быстро запомнить текст, путается в строчках, переставляет слова местами».Сегодня я попытаюсь...