Речевое занятие в подготовительной к школе группе "Бабушкин сундучок"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Халиуллина Рузиля Рубиртовна

Речевое занятие в подготовительной к школе группе на тему "Бабушкин сундучок".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель: Ознакомление детей предметами народного прикладного искусства.

Задачи:

1 . Воспитывать интерес и любовь к народному творчеству.

2 . Развивать умение выражать в речи свои впечатления, пополнять словарь новыми словами старинного татарского быта. Продолжать учить анализировать слова (звуковой и слоговой  состав слова). Упражнять в умении согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.

3 . Развивать интонационную выразительность речи, память, художественное восприятие.

Материал: Предметы для рассматривания: фартук, калфак, ичиги, полотенце, салфетка, крючок, клубок, сундук, раздаточный материал: касса букв, прямоугольники, красные и синие квадраты, магнитофон, проектор.  

Предварительная работа: Рассматривание предметов, сделанных руками взрослых: поделки из природного материала, вышивки, вязание. Заучивание потешек, пословиц, загадок. Играть в народные игры. Рисование узоров по мотивам татарской росписи. Подготовить  предметы для рассматривания.  

                                            Ход НОД

1.Вводная часть.

Вос-ль: Дети, с давних пор взрослые люди любили сказки. Они рассказывали их друг другу и конечно детям. Малышей веселили потешками. Знали много пословиц, поговорок и всегда употребляли их к месту. Сообразительность, остроту ума проверяли загадками. И так из уст в уста, т. е. не писали, а в разговорной речи все передавали. Это и называется устным народным творчеством. А вы  знаете потешки, пословицы и загадки?   Давайте это проверим.

- Кто знает потешек и выразительно расскажет нам?  (Дети рассказывают.)

- Кто знает пословиц о труде?  (Дети рассказывают.)

- Молодцы, а загадок  про шитье  вы знаете?  (Дети называют.)

- Молодцы, ребята, вы тоже много знаете произведений устного народного творчества.

2. Основная часть.

Вос-ль: У меня для вас есть сюрприз! Посмотрите на сундук расписной, это - подарок моей бабушки. Он не простой, а волшебный – там лежит… (Вынимает фартук)

- Посмотрите, какой красивый фартук. Девушки его сами шили и украшали. Чем украшен фартук?  (Дети рассказывают.)

Примерный рассказ: Это фартук.  Его вышивали из белой ткани и украсили вышивкой. Узор составили из листьев и цветов. В центре самый большой цветок. Вокруг него четыре листочка. Узор заканчивается бутонами. Получилось очень красиво! Мне он нравится. Этот фартук можно надеть  на праздник.

Вос-ль: (Вынимает калфак.)

- А это калфак. Так называется женский головной убор. Ребята, расскажите, а калфак чем украшен? (Дети рассказывают.)

Примерный рассказ: Это калфак. Калфак  расписной. Он украшен вышивкой, бусами и бисером. Калфак красивый. Мне он очень нравится. Его можно надеть на праздник.

Вос-ль: (Вынимает ичиги.)

- Ребята, посмотрите, это ичиги. Какие узоры! Как украшали их мастерицы?  (Дети рассказывают.)

Примерный рассказ: Это ичиги. Ичиги красного цвета. Мастерицы украшали их листьями, разноцветными цветочками. Очень красивые! Мне они нравятся. Эти ичиги можно надеть  на праздник.

Вос-ль: Молодцы. Я сейчас все это надену. Посмотрите, как нарядно одевались наши прабабушки.

- Давайте, ребята, представим , что мы на празднике и немножко отдохнем. (Дети выполняют движения под музыку «Бас, кызым, Эпипэ».)

(Вос-ль остается в костюме. Вынимает расписное полотенце.)

- Это рушник – руки и лицо вытирать. Давайте, вместе повторим это слово – рушник.  (Дети повторяют.)

- Как теперь называется этот предмет?

- Полотенце.

- Каким узором он вышит? Его моя бабушка сама вышивала.  ( Дети рассказывают.)

Примерный рассказ: Это расписное полотенце. Полотенце белое. Оно вышито крестом цветами. Получилось очень  красиво. Я бы украсила этим полотенцем свой  дом.

(Вос-ль вынимает большую кружевную салфетку.)

- Посмотрите, это кружевная салфетка.  Ее связали из ниток с помощью крючка. Она мне досталась от бабушки, я ее очень берегу и сама научилась вязать кружево. Расскажите об этой салфетке, нравится она вам?  (Дети рассказывают.)

Примерный рассказ: Это кружевная салфетка. Ее связали из белых ниток. Узоры этой салфетки похожи на морозные узоры на стекле. Салфетка очень красивая. Она мне нравится. Я бы ее поставила под вазу.

(Игра «Закончи слово».)

- А сейчас поиграем в игру «Закончи предложение». Закройте глаза, и вспомните какие предметы мы сегодня рассмотрели. Кому в руки я положу волшебный клубок должен открыть глаза и закончить предложение: У нас есть вышитое крестом полотенце. В заключении я проверю какие вы внимательные. (Дети играют).

-Скажите, у кого есть старинное полотенце? (дети должны угадать кто говорил про этот предмет). Молодцы! Вы были очень внимательными.  

Вос-ль: Вышивка гладью, крестом, кружево, сшитый фартук, украшенный бусами и бисером калфак – все это бабушка сделала своими руками. Как в сказках таких женщин называли? ( Показ слайдов).

- Рукодельница.

- Назовите сказки, где героинями были рукодельницы?  

- Сказка «Морозка», «Царевна – лягушка».

- В сказке «Морозка» кто рукодельницей была?

- В этой сказке Настенька была рукодельницей.

- А в сказке «Царевна-лягушка» кто?

- Василиса Прекрасная.

- Молодцы, правильно.

- Бабушка сама придумывала узоры, сама подбирала цвета ниток, чтобы было красиво. Все это произведения татарского прикладного искусства.

- После окончания работы в народе любили игры с песнями. Давайте и мы поиграем.

(Татарская народная игра ее вещи –

«Чума урдэк, чума каз»)

- Ребята, давайте скажем слово фартук  по слогам. Сколько слогов в слове ФАРТУК? На каждый слог хлопайте в ладоши. (Дети на каждый слог хлопают в ладоши считают.)

- Назовите первый слог, теперь второй слог.  ( Фар – тук ).

- В слоге фар первый звук какой? ( Ф ).

- Ф согласный или гласный?  ( Согл.)

- Какой согласный: твердый или мягкий?   ( Твердый ).

- Каким цветом мы обозначаем твердые согласные?  (  Синим ).

- Второй звук какой?  ( А ).

- А какой звук согласный или гласный?  (Гласный ).

- Каким цветом обозначаем гласные звуки?  ( Красным цветом).

- А теперь откройте кассу букв и составьте схему слова фартук.  (Показ слайдов).

Заключительная часть.

- Каких новых слов узнали мы сегодня? Молодцы, вы сегодня очень хорошо занимались.

 - Вос-ль: Вот сундук бабушкин и опустел. Теперь я туда буду складывать вещи, которые мы с вами сделаем своими руками.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательно- речевого занятия для подготовительной к школе группы Музыкально-литературная гостиная «У камина».

Данный конспект занятия разработан для детей подготовительной к школе группы. Детям даётся возможность соприкоснуться с культурой и бытом России 19 века. В ходе занятия дети практикуются в рифмовке сл...

Конспект интегрированного физкультурно – речевого занятия в подготовительной к школе группе

Цель: коррекция нарушений в речи и двигательной сфере детей; практика переживания субъективно-ценностного отношения к своему здоровью.  Задачи:1.     Познавате...

Конспект интегрированного физкультурно – речевого занятия в подготовительной к школе группе

Цели: обобщать и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы, продолжать учить самостоятельно находить их; знакомить детей с природными особенностями зимних месяцев; приоб...

Интегрированное физкультурно-речевое занятие в подготовительной к школе группе по теме: "Путешествие в Олимпийский Сочи".

Данное занятие является итогом работы над проектом "Олимпиада 2014". Материал занятия может быть использован на занятии по обучению грамоте с целью развития звуко-буквенного анализа, по закреплению зи...

Познавательно-речевое занятие в подготовительной к школе группе по теме "Насекомые"

Познавательно-речевое занятие (подготовительная к школе группа).Тема «Насекомые». Составление описательного рассказа о насекомом.Вид занятия: комплексное Цели занятия:образовательные:- ...

Познавательно-речевое занятие в подготовительной к школе группе "ДЕНЬ МАТЕРИ"

Познавательно-речевое занятие в подготовительной к школе группе    "ДЕНЬ МАТЕРИ"...