Технологическая карта занятия в старшей группе по речевому развитию "Пересказ рассказа "Пушок" " (по Г. Скребицкому)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Хулугурова Татьяна Александровна

Конспект отмечен благодарственным письмом Института дополнительного образования ФГБОУ ВО Иркутский государственный университет « Лучший конспект занятия с использованием технологической карты как основы системно-деятельностного подхода реализации ФГОС» 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Группа/Дата/Воспитатель

Старшая группа «Радуга» 14.12.2016г. Воспитатель: Хулугурова Татьяна Александровна

Тема ОС

Пересказ рассказа «Пушок»  (по Г. Скребицкому).

Цель

Создать условия для формирования навыков пересказа достаточно большого по объёму текста с наглядной опорой в виде графических схем.

Задачи

Образовательная задача

(ЗУН)

Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать рассказ. Обогащать словарный запас детей: сарай, ручной, требовал, фыркал, замёрз.

Развивающая задача

Формировать навыки планирования связного развёрнутого высказывания.

Воспитательная задача (ценностные установки)

Способствовать воспитанию внимания к слову, грамматическому, синтаксическому оформлению речи,

воспитанию любви к миру природы, бережное отношение к животным.

Образовательная область

Речевое развитие

Виды детской деятельности

Коммуникативная, восприятие художественной литературы, игровая, двигательная

Образовательные продукты

Пересказ рассказа близко к тексту.

Оборудование

Иллюстрации к рассказу; набор схем для графического плана; дидактическая игра «Кто, где живёт?», картинки зверей: ежа, медведя, лисы, волка, белки и их жилища;

Предварительная работа

Чтение рассказа Г. Скребицкого «Пушок». Изучение лексической темы «Дикие животные». Рассматривание картинок, иллюстраций по изучаемой теме.

Структурная часть

Содержание ОД

Способы организации детей

Предполагаемые результаты

Вводная

Приглашение детей к совместной деятельности, мотивация по трём типам

(С.Г. Якобсон)

Воспитатель: Каким животным посвящена наша выставка картин? (диким животным).

Где живут дикие животные в природе? (в лесу).

Как называется домик ежа? (нора). Медведя? (берлога). Лисы? (нора). Волка? (логово). Белки? (дупло).

Помогите животным найти свой домик.

(Дети получают картинки «домиков» зверей и прикрепляют их к картинкам животных).

Воспитатель: Ребята, хотите вместе со мной послушать интересный рассказ об одном из этих животных, а чтобы узнать о ком он, нужно отгадать загадку.

Шуба — иголки,

Свернется - колкий,

Рукой не возьмешь.

Кто это? (Еж).

Дети свободно играют, воспитатель обращается ко всем желающим, приглашает посетить выставку картин диких животных. Дети собираются вокруг воспитателя, затем подходят к выставке картин (рассматривание картин).

Дидактическая игра «Кто, где живёт?»

Развитие произвольного зрительного внимания детей, мотивация, интерес  к совместной деятельности.

Расширение словаря по теме «Дикие животные».

Основная

Создание условий для вариативной детской деятельности. Непосредственная деятельность детей.

 Чтение рассказа. 
— Ребята, послушайте рассказ Григория Скребицкого «Пушок».

В доме у нас жил ручной ежик. Когда его гладили, он прижимал к спинке колючки и делался мягким. За это мы его прозвали Пушок.

Когда Пушок был голоден, он гонялся за мной, фыркал и кусал за ноги, требуя еды.

Зимой собрался я на санках с горы кататься. Решил взять с собой Пушка. Посадил его в коробку с сеном.

А после поставил санки в сарай. О Пушке я вспомнил только на другой день. Гляжу — мой Пушок не двигается. За ночь, наверное, замерз и умер.

Похоронили мы Пушка в саду, закопали в снег в том самом ящике, в котором он умер.

Весной пошел я в сад. Вдруг из-под старых листьев показалась знакомая мордочка.

Я взял Пушка на руки. А он фыркал и тыкал, мне в ладонь холодным носиком, требуя еды.

Беседа по содержанию.

- О ком говорится в рассказе? (О ежике и мальчике.)

- Где и с кем жил ежик? (Ежик жил в доме у мальчика.)

- Почему его прозвали Пушок? (Когда его гладили, он прижимал к спинке колючки и делался мягким. За это его прозвали Пушок.)

 - Если Пушок был голоден, как он требовал (просил) еды? (Гонялся за мальчиком, фыркал, кусал за ноги.)

- Кого взял с собой зимой на горку мальчик? (Пушка)

- Во что он посадил Пушка? (Посадил его в коробку с сеном.)

- Куда после прогулки поставил санки мальчик? (Мальчик поставил санки вместе с ежиком в сарай — деревянный домик для хранения разных вещей.)

- Когда он вспомнил о Пушке? (О Пушке он вспомнил только на следующий день.)

- Что случилось с ежиком за ночь? (За ночь, наверное, он замерз и умер.)

- Что было дальше? (Похоронили Пушка в саду, закопали в снег.)

- В чем похоронили Пушка? (Его похоронили в том самом ящике, в котором он умер.)

- Когда вновь мальчик встретился с ёжиком? (Они встретились весной.)

- Расскажите, как произошла эта встреча.

- Как требовал еды Пушок? (Фыркал, тыкал в ладонь холодным носиком.)

- Почему Пушок не замерз зимой и остался жив? (Потому что зимой ежи не умирают, а спят.)

Физминутка

Жил в лесу колючий ежик,

Был клубочком и без ножек,

 (Обнимают себя за плечи)

 Не умел он хлопать — Хлоп-хлоп-хлоп,

(Хлопают в ладоши).

 Не умел он топать — Топ-топ-топ.

(Выполняют "топотушки").

 Не умел он прыгать — Прыг-прыг-прыг

(Прыгают на двух ногах).

 Только носом двигать – Шмыг-шмыг-шмыг

 А ребятки в лес пришли,

Ежика в лесу нашли,

 Научили хлопать — Хлоп-хлоп-хлоп,

(Хлопают в ладоши).

 Научили топать — Топ-топ-топ.

 (Выполняют "топотушки").

 Научили прыгать — Прыг-прыг-прыг,

 (Прыгают на двух ногах).

 Научили бегать…

 Бегают на месте

 Повторное чтение рассказа. 

—Я прочитаю рассказ еще раз. Постарайтесь его запомнить. А помогут вам эти схемы.

В процессе чтения расставляются смысловые акценты, выделяются смысловые отрывки, выстраивается графический план рассказа из схем.

Коллективное составление алгоритма рассказа. 

—С чего начнем мы наш рассказ? Что было дальше? И т.д. Рассказ будем рассказывать по цепочке - один начинает, другой продолжает. 

В своих ответах дети опираются на схемы. Главная мысль каждой части оформляется фразой.

Воспитатель приглашает детей сесть на стульчики.

Чтение адаптированного рассказа.

Лексический разбор текста с использованием иллюстраций к рассказу (Дети расставляют иллюстрации в нужной последовательности).

Дети становятся в круг вместе с воспитателем и выполняют движения в соответствии с текстом.

Составление плана — схемы содержания рассказа.

Дети пересказывают рассказ по цепочке (один начинает, другой продолжает). 

Развитие произвольного внимания.

Развитие диалогической речи.

Развитие общеукрепляющих упражнений (для снятия повышенного мышечного тонуса).

Развитие внимания и памяти.

Развитие памяти, мышления, диалогической речи.

Заключительная

Подведение итогов, обсуждение полученных результатов (материальных и нематериальных) и перспектив их использования, рефлексия

- Как называется рассказ, который мы все вместе пересказывали? (Рассказ Григория Скребицкого называется «Пушок».)

Мне понравилось, как вы сегодня пересказывали рассказ. А вам, чью работу хочется отметить особенно? Почему?  Вы такие молодцы, большое вам всем спасибо. 

Дети дают аргументированные ответы.

Положительная дифференцированная оценка рассказов детей.

Воспитатель нацеливает детей на закрепление изученного материала вне занятия:

Упражнять детей в выстраивании графической мнемодорожки — плана рассказа.

Повторить рассказ с опорой на графический план (выборочно).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта занятия в старшей группе на тему: «Мосты»

Цель:- расширять представления детей о мостах (их назначении, постройке, основных элементах);- упражнять в построении схем (чертежей) мостов;- упражнять в конструировании мостов, совершенствовать конс...

Технологическая карта занятия в старшей группе ДОУ «Старая добрая игрушка»

Технологическая карта занятия. В форме игры-путешествия дети знакомятся с народной игрушкой: деревянной Матрешкой, тряпичной куклой, глинянойц свистулькой, соломенной игрушкой. Учатся сами изготавлива...

Технологическая карта занятия в старшей группе "Собери бутерброд"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 «Василёк» ГО «Жатай» Технологическая карта организации проведения образовательного события в старше...

Технологическая карта занятия для старшей группы «Живая шляпа»

Образовательная область: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»Тема занятия: «Живая шляпа»Возрастная группа: старшая группаЦель занятия: формирова...

Технологическая карта занятия в старшей группе Тема занятия: «Путешествие в страну Весны»

Технологическая карта занятия  Тема занятия: «Путешествие в страну Весны»Возрастная группа: Старшая группаОбразовательная область: «Развитие речи» В процессе...

Технологическая карта занятия в старшей группе (технология «Ситуация» Л.Г.Петерсон) Монеты. Путь денежной единицы от товара до современных денег и банковских карт. (Муниципальный конкурс "Воспитатель года 2021г)

Технологическая карта занятия в старшей группе (технология «Ситуация» Л.Г.Петерсон) Монеты. Путь денежной единицы от товара до современных денег и банковских карт. (Муниципальный конкурс ...

Технологическая карта занятия в старшей группе. Аппликация "Коврик"

В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого-педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном про...