Технологическая карта занятия в старшей группе по речевому развитию "Пересказ рассказа "Пушок" " (по Г. Скребицкому)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект отмечен благодарственным письмом Института дополнительного образования ФГБОУ ВО Иркутский государственный университет « Лучший конспект занятия с использованием технологической карты как основы системно-деятельностного подхода реализации ФГОС»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Группа/Дата/Воспитатель | Старшая группа «Радуга» 14.12.2016г. Воспитатель: Хулугурова Татьяна Александровна |
Тема ОС | Пересказ рассказа «Пушок» (по Г. Скребицкому). |
Цель | Создать условия для формирования навыков пересказа достаточно большого по объёму текста с наглядной опорой в виде графических схем. |
Задачи | |
Образовательная задача (ЗУН) | Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать рассказ. Обогащать словарный запас детей: сарай, ручной, требовал, фыркал, замёрз. |
Развивающая задача | Формировать навыки планирования связного развёрнутого высказывания. |
Воспитательная задача (ценностные установки) | Способствовать воспитанию внимания к слову, грамматическому, синтаксическому оформлению речи, воспитанию любви к миру природы, бережное отношение к животным. |
Образовательная область | Речевое развитие |
Виды детской деятельности | Коммуникативная, восприятие художественной литературы, игровая, двигательная |
Образовательные продукты | Пересказ рассказа близко к тексту. |
Оборудование | Иллюстрации к рассказу; набор схем для графического плана; дидактическая игра «Кто, где живёт?», картинки зверей: ежа, медведя, лисы, волка, белки и их жилища; |
Предварительная работа | Чтение рассказа Г. Скребицкого «Пушок». Изучение лексической темы «Дикие животные». Рассматривание картинок, иллюстраций по изучаемой теме. |
Структурная часть | Содержание ОД | Способы организации детей | Предполагаемые результаты |
Вводная Приглашение детей к совместной деятельности, мотивация по трём типам (С.Г. Якобсон) | Воспитатель: Каким животным посвящена наша выставка картин? (диким животным). Где живут дикие животные в природе? (в лесу). Как называется домик ежа? (нора). Медведя? (берлога). Лисы? (нора). Волка? (логово). Белки? (дупло). Помогите животным найти свой домик. (Дети получают картинки «домиков» зверей и прикрепляют их к картинкам животных). Воспитатель: Ребята, хотите вместе со мной послушать интересный рассказ об одном из этих животных, а чтобы узнать о ком он, нужно отгадать загадку. Шуба — иголки, Свернется - колкий, Рукой не возьмешь. Кто это? (Еж). | Дети свободно играют, воспитатель обращается ко всем желающим, приглашает посетить выставку картин диких животных. Дети собираются вокруг воспитателя, затем подходят к выставке картин (рассматривание картин). Дидактическая игра «Кто, где живёт?» | Развитие произвольного зрительного внимания детей, мотивация, интерес к совместной деятельности. Расширение словаря по теме «Дикие животные». |
Основная Создание условий для вариативной детской деятельности. Непосредственная деятельность детей. | Чтение рассказа. В доме у нас жил ручной ежик. Когда его гладили, он прижимал к спинке колючки и делался мягким. За это мы его прозвали Пушок. Когда Пушок был голоден, он гонялся за мной, фыркал и кусал за ноги, требуя еды. Зимой собрался я на санках с горы кататься. Решил взять с собой Пушка. Посадил его в коробку с сеном. А после поставил санки в сарай. О Пушке я вспомнил только на другой день. Гляжу — мой Пушок не двигается. За ночь, наверное, замерз и умер. Похоронили мы Пушка в саду, закопали в снег в том самом ящике, в котором он умер. Весной пошел я в сад. Вдруг из-под старых листьев показалась знакомая мордочка. Я взял Пушка на руки. А он фыркал и тыкал, мне в ладонь холодным носиком, требуя еды. Беседа по содержанию. - О ком говорится в рассказе? (О ежике и мальчике.) - Где и с кем жил ежик? (Ежик жил в доме у мальчика.) - Почему его прозвали Пушок? (Когда его гладили, он прижимал к спинке колючки и делался мягким. За это его прозвали Пушок.) - Если Пушок был голоден, как он требовал (просил) еды? (Гонялся за мальчиком, фыркал, кусал за ноги.) - Кого взял с собой зимой на горку мальчик? (Пушка) - Во что он посадил Пушка? (Посадил его в коробку с сеном.) - Куда после прогулки поставил санки мальчик? (Мальчик поставил санки вместе с ежиком в сарай — деревянный домик для хранения разных вещей.) - Когда он вспомнил о Пушке? (О Пушке он вспомнил только на следующий день.) - Что случилось с ежиком за ночь? (За ночь, наверное, он замерз и умер.) - Что было дальше? (Похоронили Пушка в саду, закопали в снег.) - В чем похоронили Пушка? (Его похоронили в том самом ящике, в котором он умер.) - Когда вновь мальчик встретился с ёжиком? (Они встретились весной.) - Расскажите, как произошла эта встреча. - Как требовал еды Пушок? (Фыркал, тыкал в ладонь холодным носиком.) - Почему Пушок не замерз зимой и остался жив? (Потому что зимой ежи не умирают, а спят.) Физминутка Жил в лесу колючий ежик, Был клубочком и без ножек, (Обнимают себя за плечи) Не умел он хлопать — Хлоп-хлоп-хлоп, (Хлопают в ладоши). Не умел он топать — Топ-топ-топ. (Выполняют "топотушки"). Не умел он прыгать — Прыг-прыг-прыг (Прыгают на двух ногах). Только носом двигать – Шмыг-шмыг-шмыг А ребятки в лес пришли, Ежика в лесу нашли, Научили хлопать — Хлоп-хлоп-хлоп, (Хлопают в ладоши). Научили топать — Топ-топ-топ. (Выполняют "топотушки"). Научили прыгать — Прыг-прыг-прыг, (Прыгают на двух ногах). Научили бегать… Бегают на месте Повторное чтение рассказа. —Я прочитаю рассказ еще раз. Постарайтесь его запомнить. А помогут вам эти схемы. В процессе чтения расставляются смысловые акценты, выделяются смысловые отрывки, выстраивается графический план рассказа из схем. Коллективное составление алгоритма рассказа. —С чего начнем мы наш рассказ? Что было дальше? И т.д. Рассказ будем рассказывать по цепочке - один начинает, другой продолжает. В своих ответах дети опираются на схемы. Главная мысль каждой части оформляется фразой. | Воспитатель приглашает детей сесть на стульчики. Чтение адаптированного рассказа. Лексический разбор текста с использованием иллюстраций к рассказу (Дети расставляют иллюстрации в нужной последовательности). Дети становятся в круг вместе с воспитателем и выполняют движения в соответствии с текстом. Составление плана — схемы содержания рассказа. Дети пересказывают рассказ по цепочке (один начинает, другой продолжает). | Развитие произвольного внимания. Развитие диалогической речи. Развитие общеукрепляющих упражнений (для снятия повышенного мышечного тонуса). Развитие внимания и памяти. Развитие памяти, мышления, диалогической речи. |
Заключительная Подведение итогов, обсуждение полученных результатов (материальных и нематериальных) и перспектив их использования, рефлексия | - Как называется рассказ, который мы все вместе пересказывали? (Рассказ Григория Скребицкого называется «Пушок».) Мне понравилось, как вы сегодня пересказывали рассказ. А вам, чью работу хочется отметить особенно? Почему? Вы такие молодцы, большое вам всем спасибо. | Дети дают аргументированные ответы. | Положительная дифференцированная оценка рассказов детей. Воспитатель нацеливает детей на закрепление изученного материала вне занятия: Упражнять детей в выстраивании графической мнемодорожки — плана рассказа. Повторить рассказ с опорой на графический план (выборочно). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта занятия в старшей группе на тему: «Мосты»
Цель:- расширять представления детей о мостах (их назначении, постройке, основных элементах);- упражнять в построении схем (чертежей) мостов;- упражнять в конструировании мостов, совершенствовать конс...
Технологическая карта занятия в старшей группе ДОУ «Старая добрая игрушка»
Технологическая карта занятия. В форме игры-путешествия дети знакомятся с народной игрушкой: деревянной Матрешкой, тряпичной куклой, глинянойц свистулькой, соломенной игрушкой. Учатся сами изготавлива...
Технологическая карта занятия в старшей группе "Собери бутерброд"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 «Василёк» ГО «Жатай» Технологическая карта организации проведения образовательного события в старше...
Технологическая карта занятия для старшей группы «Живая шляпа»
Образовательная область: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»Тема занятия: «Живая шляпа»Возрастная группа: старшая группаЦель занятия: формирова...
Технологическая карта занятия в старшей группе Тема занятия: «Путешествие в страну Весны»
Технологическая карта занятия Тема занятия: «Путешествие в страну Весны»Возрастная группа: Старшая группаОбразовательная область: «Развитие речи» В процессе...
Технологическая карта занятия в старшей группе (технология «Ситуация» Л.Г.Петерсон) Монеты. Путь денежной единицы от товара до современных денег и банковских карт. (Муниципальный конкурс "Воспитатель года 2021г)
Технологическая карта занятия в старшей группе (технология «Ситуация» Л.Г.Петерсон) Монеты. Путь денежной единицы от товара до современных денег и банковских карт. (Муниципальный конкурс ...
Технологическая карта занятия в старшей группе. Аппликация "Коврик"
В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого-педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном про...