Главные вкладки

    Комплекс диагностических заданий для обследования грамматического строя речи дошкольников
    методическая разработка по развитию речи на тему

    Петрушкова Наталья Сергеевна

          

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon obsledovanie_gram_stroya.doc60 КБ

    Предварительный просмотр:

    Комплекс диагностических заданий

    для обследования

     грамматического строя речи

    дошкольников

    Подготовила

    учитель-логопед

    МАДОУ «Детский сад №21»

    Петрушкова Н.С.

    ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    1. Образование однокоренных слов (медведь, медвежонок, медвежий…).
    2. Образование глаголов с приставками (выбежал, перепрыгнул…).
    3. Подбор синонимов к существительному.
    4. Наличие в речи обобщающих понятий ( «Назови одним словом»)
    5. Образование сложных предложений ребенком самостоятельно (построение сложноподчиненных предложений на основе д/и «Четвертый лишний»)
    6. Выделение главных членов предложения, определение количества слов в предложении.

    ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕОГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    1. Согласование существительных с прилагательным и с числительным (одно желтое яблоко, одного желтого яблока…)
    2. Образование существительные с чередованием согласных в корне и выпадением гласных (пень – пни, день – дни, ухо – уши…)
    3. Употребление слов антонимов («Скажи наоборот»).
    4. Образование уменьшительно ласкательных форм слов.
    5. Наличие в речи обобщающих понятий ( «Назови одним словом»)
    6. Образование сложных предложений (вопросно – ответная форма, ребенок договаривает 2 часть предложения и повторяет все полностью)

    ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    1. Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже (синий шарф, синяя машина, синее платье, синие платья, нет синих машин…)
    2. Согласование существительных с числительными
    3. Употребление существительных в именительном и винительном падежах (вижу кого? что?)
    4. Употребление несклоняемых существительных в единственном и множественном числе, в именительном и родительном падежах.
    5. Образование уменьшительно ласкательных форм слов.
    6. Употребление в речи сложных предложений, составленных из 2 грамматических основ (вопросно – ответная форма).

    ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    1. Согласование существительных с прилагательным в роде, числе, падеже (синий шарф, синяя машина, синее платье, синие платья, нет синих машин…)
    2. Употребление существительных с предлогом (в, на, за, под, около)
    3. Употребление в речи существительных в единственном и множественном числе.
    4. Употребление в речи существительных в единственном и множественном числе в родительном падеже.
    5. Составление простого предложения с ориентировкой на вопросы «кто?», «что?», «что делает?», с введением одного второстепенного члена предложения.

    ДИАГНОСТИКА ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    ЗАДАНИЕ № 1

    Цель:

    Образование однокоренных слов (медведь, медвежий, медвежонок…)

    Инструкции:

    «Подбери слова, похожие на то, которые я тебе назову» (вода, лес, сад)

                                                                                                                                                                                                           ЗАДАНИЕ № 2

    Цель:

    Образование глаголов с приставками

    Материал:

    Сюжетные картинки «Мальчик поливает цветы», «Мальчик переливает воду», «Мальчик наливает воду», «Мальчик выливает воду».

    Инструкции:

    Разложить перед ребенком картинки и спросить: «Посмотри внимательно и скажи, что делает мальчик.»                                          

    ЗАДАНИЕ № 3

    Цель:

    Подбор синонимов к прилагательному

    Инструкции:

    «Как можно сказать по другому…» (грустный, высокий, холодный)                                                                      

    ЗАДАНИЕ № 4

    Цель:

    Наличие в речи обобщающих понятий

    Материал:

    Дидактическая игра «Назови одним словом» или картинки по лексическим темам: «Посуда», «Транспорт», «Птицы», «Овощи», «Фрукты», «Одежда», «Продукты питания», «Школьные принадлежности», «Мебель», «Инструменты» и т.д.

    Инструкции:

    Выкладываем перед ребенком картинки по одной лексической теме: «Назови все эти предметы, одним словом» (предлагает каждому ребенку по 4 набора)

    ЗАДАНИЕ № 5

    Цель:

    Образование сложных предложений ребенком самостоятельно

    Материал:

    Дидактическая игра «Четвертый лишний»

    Инструкции:

    «Найдите лишний предмет и объясните, почему он лишний»

    ЗАДАНИЕ № 6

    Цель:

    Выделение главных членов предложения, определение количества слов в предложении

    Материал:

    Сюжетные картинки «Девочка моет руки», «Дети наряжают елку», «Девочка читает книгу»

    Инструкции:

    Выложить перед ребенком картинку: «Кто изображен на картинке?»  «Что делает девочка?»  «Дай полный ответ, что изображено на картинке?»

    Повторить за ребенком предложение и спросить: «Сколько слов в этом предложении» (при затруднении выложить наглядную схему из  полосок).

    ДИАГНОСТИКА ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    ЗАДАНИЕ № 1

    Цель:

    Употребление слов - антонимов

    Материал:

    предметные картинки: толстая и тонкая палки, высокое и низкое дерево, широкий и узкий шарф, большая и маленькая шапка

    Инструкции:

    Показать ребенку картинку: «Что изображено на картинке?»  

                                                                                                                                                                                                           

    ЗАДАНИЕ № 2

    Цель:

    согласование существительных с прилагательными и с числительными.

    Материал:

    Картинки с изображением 1 желтого лимона, 2 желтых лимонов, 3 желтых лимонов, 4 желтых лимонов, 5 желтых лимонов.

    Картинки с изображением 1зеленой груши, 2 зеленых груш, 3 зеленых груш, 4 зеленых груш, 5 зеленых груш.

    Картинки с изображением 1красного яблока, 2 красных яблок, 3 красных яблок, 4 красных яблок, 5 красных яблок.

    Инструкции:

    Показать ребенку картинку: «Давай с тобой посчитаем»

                                             

    ЗАДАНИЕ № 3

    Цель:

    Образование существительных с чередованием согласных и выпадением гласных в корне слова

    Материал:

    Картинки с изображением уха, ушей, пня, пней, цыпленка, цыплят.

    Инструкции:

    Показать ребенку картинку: «Что это?»

                                                                         

    ЗАДАНИЕ № 4

    Цель:

    Наличие в речи обобщающих понятий

    Материал:

    Дидактическая игра «Назови одним словом» или картинки по лексическим темам: «Посуда», «Транспорт», «Птицы», «Овощи», «Фрукты», «Одежда», «Мебель», «Игрушки», «Обувь» и т.д.

    Инструкции:

    Выкладываем перед ребенком картинки по одной лексической теме: «Назови все эти предметы, одним словом» (предлагает каждому ребенку по 4 набора)

    ЗАДАНИЕ № 5

    Цель:

    Образование уменьшительно- ласкательных форм слова

    Материал:

    картинки с изображением большого и маленького яблока, большой и маленькой матрешки, большой и маленькой чашки.

    Инструкции:

    Показать ребенку картинку с изображением яблок, указывая на большое яблоко спросить: «Что это?», «Как ласково можно назвать маленькое яблоко?»

    ЗАДАНИЕ № 6

    Цель:

    Образование сложных предложений, составленных из 2 грамматических основ

    Инструкции:

    (вопросно – ответная форма) Ребенок договаривает вторую часть предложе-ния, а затем повторяет его полностью.  «Я начну, а ты продолжи».

    « Таня обрадовалась…» (потому что…)

    «Пошел дождь…» (и…)

       

    ДИАГНОСТИКА ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    ЗАДАНИЕ № 1

    Цель: 

    согласование существительных с прилагательными в роде и падеже.

    Материал: 

    предметные картинки: красный барабан, красная редиска, красное кресло

    Инструкции: 

    Показать ребенку картинку: «Назови предмет, что это?»  «Барабан по цвету какой?»                                                    

    Перевернуть картинку, спрятать изображение: «Чего нет?», «Какого?»

                                                                                                                                                                                                           

    ЗАДАНИЕ № 2

    Цель: 

    согласование существительных с числительными.

    Материал: 

    объемные морковки – 5 шт., объемные утята – 5шт., картинки с изображение яблока – 5шт.

    Инструкции: 

    Показать ребенку картинку: «Давай с тобой посчитаем. Одна…», «Две…»,                                                                                                                                              «Три…» и т.д.  

                                             

    ЗАДАНИЕ № 3

    Цель: 

    употребление существительных в именительном и винительном падежах.

    Материал: 

    картинки с изображением лодки, ведра, петушка.

    Инструкции: 

    Показать ребенку картинку: «Назови предмет, что это?», «Я вижу что? (кого?)»

                                                                         

    ЗАДАНИЕ № 4

    Цель:

    употребление несклоняемых существительных в единственном и множественном числе, в именительном и родительном падежах.

    Материал: 

    картинки с изображением одного пальто, нескольких пальто,

    Инструкции: 

    1. Показать ребенку картинку с изображением одного пальто: «Что это?»

       Перевернуть картинку, спрятать изображение: «Нет чего?»

       Показать ребенку картинку с изображением нескольких пальто: «Много  

       чего?»

    2. Показать ребенку чашку с кофе: «Что это?»  «В чашке много чего?».

    ЗАДАНИЕ № 5

    Цель:

    Образование уменьшительно ласкательных форм слова

    Материал: 

    картинки с изображением большого и маленького яблока, большой и маленькой матрешки, большой и маленькой чашки.

    Инструкции: 

    Показать ребенку картинку с изображением яблок, указывая на большое яблоко спросить: «Что это?», «Как ласково можно назвать маленькое яблоко?»

    ЗАДАНИЕ № 6

    Цель:

    Образование сложных предложений, составленных из 2 грамматических основ

    Инструкции: 

    (вопросно – ответная форма)

    «Я начну, а ты продолжи.» Или «Придумай, что было дальше»

    « Таня обрадовалась…» (потому что…)

    «Пошел дождь…» (и…)

       

       

    ДИАГНОСТИКА ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    ЗАДАНИЕ № 1

    Цель: 

    согласование существительных с прилагательными в роде и падеже.

    Материал: 

    предметные картинки: красный карандаш, красная звездочка, красное солнце, красные карандаши

    Инструкции: 

    Показать ребенку картинку: «Назови предмет, что это?»  «Барабан по цвету какой?»                                                    

    Перевернуть картинку, спрятать изображение: «Чего нет?», «Какого?»

                                                                                                                                                                                                           

    ЗАДАНИЕ № 2

    Цель: 

    Употребление существительных с предлогами «в», «на», «за», «под»

    Материал: 

    Кукольная мебель: стол, стул, шкаф; матрешка

    Инструкции: 

    «Сейчас матрешка будет играть с тобой в прятки, а ты будешь ее искать и говорить мне, куда спряталась матрешка.  Закрой глаза (поставить матрешку под стол). Куда спряталась матрешка?»                                    

    ЗАДАНИЕ № 3

    Цель: 

    употребление существительных в единственном и множественном числе

    Материал: 

    картинки с изображением одного карандаша, нескольких карандашей, одного яблока, нескольких яблок, одной книг, нескольких книг

    Инструкции: 

    «Что это?»                                                                      

    ЗАДАНИЕ № 4

    Цель:

    употребление существительных в единственном и множественном числе, в именительном и родительном падежах.

    Материал: 

    картинки с изображением одного карандаша, нескольких карандашей, одного яблока, нескольких яблок, одной книг, нескольких книг

    Инструкции: 

    Показать картинку сначала с одним предметом : «Что это?», перевернуть ее вниз изображением: «Чего нет?»

    Затем показать картинку с несколькими предметами: «Что это?», перевернуть ее вниз изображением: «Чего нет?»

                                                                 

    ЗАДАНИЕ № 5

    Цель:

    Составление простого предложения с ориентировкой на вопросы «Кто это?», «Что делает», с введением одного второстепенного члена предложения.

    Материал:

    Картинка – иллюстрация к сказке «Три медведя»

    Инструкции: 

    Выложить перед ребенком картинку: «Кто это?»

                                                                     «Что делает девочка?»

                                                                     «Что изображено на картинке?»

       

       


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Комплексы диагностических заданий для обследования речи дошкольников.

    Правильная речь ребенка - неотъемлемая часть его полноценного развития. Понимание речи окружающих, выражение собственных мыслей, общение со взрослыми и сверстниками являются необходимыми условия...

    Картотека игр по теме: «Комплекс игр по формированию грамматического строя речи для детей подготовительной к школе группе».

    В данной картотеке  представлены игры на:- образование новых слов с помощью суффикса;- согласование существительных с числительными в роде, числе и падаже;- образование относительных прилагательн...

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО СОЗДАНИЮ КОМПЛЕКСА ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

    Основные задачи речевого развития детей – это: развитие свободного общения со взрослыми и детьми; развитие умения выражать свои мысли, чувства, впечатления. Ребенок овладева...

    Семинар –практикум для воспитателей: Формирование грамматического строя речи дошкольника. Игры с мячом, направленные на развитие грамматического строя речи, обобщение и расширение словарного запаса.

    Данный материал направлен на актуализацию знаний педагогов ДОУ по вопросу формирования грамматического строя речи. Практическая часть поможет вспомнить игры с мячом, направленные на решение задач по р...