Главные вкладки

    Су - Джок терапия как нетрадиционный метод коррекции речевых нарушений у дошкольников
    консультация по развитию речи на тему

    Мелёхина Ольга Николаевна

    Нетрадиционные методы воздействия логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающейся работы с детьми, имеющими нарушения речи. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл sudzhok_-_ponravilas.docx22.61 КБ

    Предварительный просмотр:

    Су - Джок терапия как нетрадиционный метод коррекции речевых нарушений у дошкольников

    Большая часть родителей, думая о том, как лучше подготовить малыша к школе, чаще всего обращают внимание на умение ребёнка читать и считать. При этом не предают значения тому, как развита у малыша мелкая моторика рук.

      
              Однако умение производить точные движения пальцами руки является важным показателем готовности к обучению в школе. Исследования многих отечественных ученых (В.М.Бехтеров, Н.М.Кольцова, Л.В.Фомина и др.) свидетельствуют о том, что развитие двигательных импульсов пальцев рук способствуют развитию речи и имеют большое значение для овладения письмом.

    Так, на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает. То задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.


                М.М.Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее, от пальцев. Этот факт необходимо использовать в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. 

    Нетрадиционные методы воздействия логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающейся работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, всё чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста.

    Как известно, массаж – это мощный биологический стимулятор, воздействующий на функции кожи, уровень снабжения организма кислородом и питательными веществами, на сократительные способности и работоспособность мышц массируемой кисти руки, а также на эластичность суставов и связок.

     Исследования невропатологов, психиатров и физиологов показали, что морфологическое и функциональное формирование речевых областей коры головного мозга совершается под влиянием кинестетических импульсов, идущих от пальцев рук. Поэтому наряду с пальчиковыми играми, мозаикой, штриховкой, лепкой, рисованием в логопедических целях су-джок терапия активизирует развитие речи ребенка.

    Осознав актуальность данной проблемы, я начала углубленно работать по теме: «Су-Джок терапия, как нетрадиционный метод коррекции и профилактики речевых нарушений у дошкольников».

    В процессе коррекционной работы с детьми, имеющими различные нарушения звукопроизношения, я пришла к убеждению, что эффективность применения нетрадиционных методов терапии во многом зависит от их сочетания с традиционными средствами коррекции. В процессе такого сочетания ребенок исподволь постепенно овладевает необходимыми речевыми навыками и умениями.

    Анализ литературы по проблеме речевых нарушений, опыт работы и результативность использования традиционных методов таких как: пальчиковая гимнастика, манипуляции с различными предметами, дыхательная гимнастика выявил возможность и необходимость использования в коррекции речевой патологии у детей способов вариативности традиционных и нетрадиционных методов: биоэнергопластика, кинезиология, Су-Джок.

    В своей работе использую разнообразные методы и средства развития, интеллектуальных и речевых возможностей ребенка, успешно апробировала метод Су-джок терапии. Он благотворно влияет на речевую активность детей и положительно сказывается на коррекции других нарушений.

    Су-джок - тренажеры - это шарики, включающие в себя две кольцевые пружины.  сами шарики, и колечки используются при пальчиковой гимнастике. С помощью шаров - «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя психоречевому развитию. Провести самомассаж необходимо до появления ощущения тепла. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день.

    Главные достоинства Су Джок терапии:

    • Высокая эффективность. При правильном применении выраженный эффект часто наступает уже через несколько минут, иногда секунд.

    • Абсолютная безопасность применения. Эта лечебная система создана не человеком – он только открыл ее, а самой Природой. В этом причина ее силы и безопасности. Стимуляция точек соответствия приводит к излечению. Неправильное применение никогда не наносит вред человеку – оно просто неэффективно.

    • Универсальность метода. С помощью Су Джок терапии можно лечить любую часть тела, любой орган, любой сустав.

    • Доступность метода для каждого человека. В Су Джок терапии не нужно ничего выучивать и запоминать. Что заучивается – легко забывается. Метод достаточно понять один раз, затем им можно пользоваться всю жизнь.

    • Простота применения. Ваша рука и знания всегда с вами. А подходящий инструмент для проведения лечения вы без труда найдете.

    Существуют следующие приемы Су – Джок терапии:

    Массаж специальным шариком. Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мышцы рук. В каждом шарике есть «волшебное» колечко.

    Массаж эластичным кольцом, которое помогает стимулировать работу внутренних органов. Так как все тело человека проецируется на кисть и стопу, а также на каждый палец кисти и стопы, эффективным способом профилактики и лечения болезней является массаж пальцев, кистей и стоп эластичным кольцом. Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж зоны соответствующей пораженной части тела, до ее покраснения и появлении ощущения тепла. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день.

    С помощью шаров – «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.

     Ручной массаж кистей и пальцев рук. Очень полезен и эффективен массаж пальцев и ногтевых пластин кистей. Эти участки соответствуют головному мозгу. Кроме того на них проецируется все тело человека в виде мини-систем соответствия. Поэтому кончики пальцев необходимо массажировать до стойкого ощущения тепла. Это оказывает оздоравливающее воздействие на весь организм. Стимуляция систем соответствия (особенно большого пальца, участок соответствия головному мозгу) способствуют созреванию нервных клеток и активном функционировании коры головного мозга.

    Формы работы по использованию Су Джок терапии:

    • это диагностика и стимуляция точек соответствия речевых зон головного мозга и органов артикуляционного аппарата;

    • профилактический ручной массаж кистей и стоп; массаж и самосассаж кончиков пальцев и растирание ногтевых пластинок (массаж проводиться с ребенком до стойкого ощущения тепла и незначительного покраснения);

    • использование Су Джок массажеров: шариков, аппликаторов Кузнецова;

    После проведения обследования тонких движений пальцев рук детей, их действий с предметами, мною был выявлен низкий уровень развития мелкой моторики пальцев рук, сформированности  действий с предметами. В основу исследования положены принципы методик Г.П. Беляковой, Ф.А. Сохина, Г.А. Тумаковой и др.

    Дети испытывали трудности, когда им предлагалось, внимательно слушая, выполнить различные позы для пальцев рук. Многие ребята затруднялись в правильном выполнении движений, повторении, либо позы вообще воспроизводились неверно.

    В начале своей работы по данной проблеме мною были поставлены следующие задачи: познакомить с приемами использования массажера Су-Джок в коррекционно-развивающей работе  с детьми:                                                                                    

    - воздействовать на биологически активные точки по системе Су –Джок стимулируя речевые зоны коры головного мозга.

    - повысить уровень компетентности педагогов и родителей в вопросах коррекции речевых нарушений у детей, с использованием нетрадиционных методов.

    Согласно поставленным задачам мною был разработан перспективный план работы по развитию мелкой моторики пальцев рук.

    На сегодняшний день методов развития мелкой моторики рук достаточно много. В нашем детском саду успешно апробирован метод использования су-джок терапии в сочетании с коррекционно-логопедической работой.

    Этот метод направлен на нормализацию мышечного тонуса (который, как правило нарушен у детей с речевой патологией) и улучшение психоэмоционального состояния детей. 

    Игровой самомассаж проводится в виде 2 – 3-х минутных упражнений между основными частями занятия, либоодновременно проговаривая слоги, чистоговорки, стихотворения на автоматизацию нарушенного звука.

    Коррекционное обучение предусматривает развитие круга знаний и представлений об окружающем, развитие словаря, звукового анализа и синтеза, речевых умений и навыков, которые должны быть усвоены детьми на данном возрастном этапе. Работа с детьми-логопатами направлена на преодоление у них речевых и психофизических нарушений путём проведения индивидуальных и подгрупповых занятий. Занятия на логопункте проводятся мной с учётом личностно-ориентированного подхода к детям, страдающими нарушением звукопроизношения. При этом неотъемлемой частью работы является развитие у таких детей фонематического восприятия, внимания, памяти, образного мышления…

     Используя игровые элементы на занятиях с ребёнком легче достигнуть поставленной цели в коррекционной работе.

    Мною была сделана подборка различных игр с использованием массажного шарика су-джок.  

    Работа с родителями - одно из важнейших направлений в нашей работе, по созданию благоприятных условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев и подготовки руки ребенка к письму. Основная задача на начальном этапе работы с родителями - формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми. Для этого обосновываю необходимость работы по развитию мелкой моторики в подготовке руки ребенка письму, обращаюсь с просьбой о помощи, которая может способствовать в формировании мотивационного отношения ребенка обучению в школе.

    Задача логопеда совместно с педагогами и родителями убедить ребёнка в том, что речь можно исправить, можно помочь малышу стать таким, как все. Поэтому для педагогов, родителей составляю консультации, рекомендации, которые помещаю  на стенде «Советы логопеда».

    Анализируя результаты работы за первый год с использованием традиционных пальчиковых игр в параллели с массажем кончиков пальца, стало очевидно, что регулярное и опосредованное стимулирование систем соответствия по Су- Джок оказывает лечебное и профилактическое воздействие на речевые зоны коры головного мозга и положительно сказывается на исправлении речи детей.              

    Использование су-джок массажеров: массажных шариков в комплекте с металлическими кольцами (они свободно  продаются в аптеках и не требуют больших затрат) в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий способствует повышению физической и умственной работоспособности детей, создает функциональною базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребенком.

    Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-граматических категорий, позволяет значительно повысить эффективность занятий в условиях детского сада, оптимизировать выполнение логопедических упражнений с ребенком в домашних условиях.

    Таким образом, Су - Джок терапия - это высокоэффективный, универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод воздействия на активные точки, расположенные на кистях рук, специальными массажными шарами, использование которых в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий способствует повышению физической и умственной работоспособности детей, создает функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной психоречевой работы с ребенком, оказывая стимулирующее влияние на развитие ребенка.

    Библиографический список:

    1. Акименко В. М. Новые логопедические технологии: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.

    2. Ивчатова Л.А. Су-джок терапия в коррекционно-педагогической  работе с детьми//Логопед, №1, 2010. – с.36-38.

    3. Платонова О.А. Су-джок терапия для всех; М.; ACT; СПб.; Сова, 2007

    4. Смирнова Е.А. Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста 2013 г.

    5. Ткаченко Т.А. Логопедическая энциклопедия. / Т.А. Ткаченко. – М.: Мир книги, 2010 г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Нетрадиционные методы коррекции речевых нарушений»

    ПЛАН:Точечный массаж в коррекционной и лечебной педагогике.1.1. Точечный массаж при дизартрии и писчем спазме.1.2. Точечный массаж при заикании.1.3. Точечный массаж при немотивированном упрямстве и не...

    Использование нетрадиционных методов коррекции речевых нарушений в логопедической работе

    Развитие речи — её звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя — одна из важнейших задач обучения детей дошкольного возраста. Вместе с тем, работа по развитию речи — ...

    Су-джок терапия как один из нетрадиционных методов коррекции речевых нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья

    Широкое распространение и успешное применение в логопедической практике нашел метод Су-джок терапии. Использование тренажеров Су-джок совместно с работой по развитию пальчиковой моторики благотворно в...

    Мастер-класс для педагогов "Лого сказки как метод коррекции речевых нарушений у дошкольников""

    Цель: повышение профессиональной квалификации педагогов в процессе ознакомления с технологией сказкотерапии на примере логопедического занятия.Задачи: раскрыть понятие сказкотерапия, на примере логопе...