Главные вкладки

    НОД по речевому развитию с использованием приёмов мнемотехники «Игры маленьких мышат».
    план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) на тему

    Довыденко Лена Анатольевна

    Конспект НОД по речевому развитию

    с использованием приёмов мнемотехники

    «Игры маленьких мышат».

    Подготовил: воспитатель Довыденко Л.А.
     

    Цель. Учить детей составлять рассказ при помощи мнемотаблиц связно, последовательно.

    Задачи:

    Образовательные:

    ·         учить воспроизводить последовательность действий при помощи метода моделирования;

    ·         формировать знания детей о характерных признаках мышки;

    ·         учить устанавливать причинно-следственные связи с помощью мнемотаблиц.

    Развивающие:

    ·         развивать умения детей в использовании мнемотаблиц - как вспомогательного средства для развития связной речи;

    ·         развивать интонационную выразительность при воспроизведении отдельных слов и песенок героев сказки, творческую инициативу;

    ·         развивать память, мышление, внимание.

    Воспитвтельные:

    ·         воспитывать интерес к русскому народному творчеству;

    ·         побуждать в детях эмоциональную отзывчивость при рассказывании по мнемотаблицам.

    Оборудование:

    Мнемотаблица для рассказа о мышке, мнемотаблица к сказке «Теремок»; персонажи настольного театра по сказке «Теремок»;

    фартук – «теремок»;

    салфетки;

    тарелки на каждого ребенка, в которые насыпаны разные виды крупы: манная, геркулесовая, рисовая, пшенная, гречневая;

    презентация с фрагментами сказок;

    картинки-загадки про животных из сказок.

     

    Предварительная работа:

    Чтение с детьми сказки «Теремок»;

    рассматривание диких животных и обсуждение символов (признаков) по мнемотаблицам;

    показ педагогом настольного театра по сказке «Теремок»;

    пение песен про животных;

    отгадывание загадок, чтение стихотворений про животных;

    дидактические игры «Кто в домике живёт», «Кто что ест», «Кто как кричит».

    Ход непосредственно-образовательной деятельности.

    Звучит стилизованная народная музыка.

    Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Наверно, случилось что-то необычное, раз они отложили свои дела и пришли к нам. Давайте поздороваемся с гостями. 
    Здравствуйте, гости дорогие!

    Сегодня у нас необычное занятие. Для начала давайте соберемся в круг.

    Физминутка: «Дружные ребята»

    Собрались все дети в круг,

    Я твой друг, ты мой друг.

    Крепко за руки возьмемся

    И друг-другу улыбнемся.

    Молодцы, мы улыбнулись друг другу, а теперь я предлагаю отправиться в сказку.

    Ребята, а вы любите сказки? (ответы детей)

    А какие сказки вы знаете? (Назовите сказки.)

    А вы хотите послушать сказку и поиграть в нее? А кто знает, в какой сказке живет мышка?

    А какого она цвета? Где живет? Чем питается? (рассказ по картинке) Давайте расскажем про мышку (описание детей с помощью мнемотаблицы).

    Мышка живет в доме. Она маленькая, кругленькая, серого цвета. Тело покрыто густой серой шерстью, с длинным хвостом. Своих детёнышей мышка выкармливает молоком, у нее острые зубы.

    Молодцы.

    Ребята, теперь давайте поиграем. Вы будете моими маленькими мышатами, а я ваша мама – Мышка.

    Воспитатель:

    Жила была мышка. И были у нее маленькие ребятки – веселые мышатки. Мышата очень любили свою маму, всегда слушались ее, но иногда шалили. Вот один раз, когда мама ушла, мышата залезли в мешок с мукой и измазались. Запищали жалобно мышата: пи-пи-пи, - испугались, что скоро придет мама и будет их ругать.

    (стук, воспитатель одевает фартук, ушки, превращается в маму-Мышку)

    Мама-Мышка: Мои мышатки, мои ребятки, что случилось, почему вы такие чумазые? Ответы детей.

    Детям раздаются салфетки.

    Давайте и мы с вами умоемся.

    Потешка «Водичка, водичка».

    Водичка, водичка,

    Умой мое личико,

    Чтобы глазки блестели,

    Чтобы щечки краснели,

    Чтоб кусался зубок

    И смеялся роток!

    Мама-Мышка: Посмотрите, какими вы все стали чистыми, глазки ваши заблестели.

    А теперь дружно пальцы разомнем.

    Пальчиковая гимнастика.

    Мама-Мышка: Мышка, мышка в норку пробралась (делаем двумя ручками крадущие движения)

    На замочек заперлась! (слегка покачиваем скрещенные в замочек пальчиками)

    В дырочку она глядит (делаем пальчиками колечко)

    На заборе кот сидит!

    И ушами шевелит (прикладываем ручки к голове как ушки и шевелим пальчиками)

    Вот какие вы молодцы, вот и наши пальчики отдохнули.

    А мои мышатки, любят кашку?

    А вы знаете, из чего делают кашу? (манная, геркулесовая, рисовая, если дети затрудняются, воспитатель может помочь) .

    Исследовательская деятельность. Детям предлагается подойти к столам, на которых стоят тарелки с разными крупами.

    Назови, какая у тебя «каша»?

    Ребята, а давайте, с вами сделаем дорожку для мышки, нарисуем ее на крупе.

    Наелись мои мышата.

    Тест-игра (с использованием ИКТ): «Назови сказку».

    На экране, ребята, будет появляться сказка, а вы должны угадать, что это сказка? («Колобок», «Курочка ряба», «Репка», «Теремок»)

    А кто мне скажет, как называется сказка, в которой все эти звери жили дружно в одном домике? «Теремок».

    Ребята, а какими словами обычно начинаются сказки? Правильно…Жили-были, однажды…

    А с каких слов начинается сказка «Теремок?»

    Обыгрывание русской народной сказки «Теремок», с использованием макета.

    Стоит в поле теремок, он ни низок, ни высок…

    А давайте вспомним героев сказки (воспитатель демонстрирует животных на магнитной доске):

    Мышка… (норушка)

    Лягушка… (квакушка),

    Зайчик… (побегайчик)

    Лисичка… (сестричка)

    Волк… (зубами щёлк),

    Мишка (косолапый).

    Ребята, а теперь давайте вместе вспомним и расскажем сказку «Теремок».

    Рассказывание сказки по мнемотаблице «Теремок».

    Стоял в поле теремок. Мимо бежала Мышка-норушка, стала она в теремке жить. Затем прибежала в теремок Лягушка-квакушка, за ней Зайчик-побегайчик. Затем прибежала Лисичка-сестричка, Волк – зубами щёлк, а потом пришёл Медведь и сломал теремок. Теремок не выдержал и развалился.

    А какими словами заканчиваются сказки? Вот и сказке конец, а кто слушал молодец, стали они жить-поживать да добра наживать…

    Вам понравилось наше путешествие? Ребята, а что мы с вами делали на занятиях. Что вам понравилось больше всего?

    Вы молодцы, заслужили сказочные медальки!

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt.docx22.03 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект НОД по речевому развитию

    с использованием приёмов мнемотехники

    «Игры маленьких мышат».

    Подготовил: воспитатель Довыденко Л.А.

    Цель. Учить детей составлять рассказ при помощи мнемотаблиц связно, последовательно.

    Задачи:

    Образовательные:

    • учить воспроизводить последовательность действий при помощи метода моделирования;
    • формировать знания детей о характерных признаках мышки;
    • учить устанавливать причинно-следственные связи с помощью мнемотаблиц.

    Развивающие:

    • развивать умения детей в использовании мнемотаблиц - как вспомогательного средства для развития связной речи;
    • развивать интонационную выразительность при воспроизведении отдельных слов и песенок героев сказки, творческую инициативу;
    • развивать память, мышление, внимание.

    Воспитвтельные:

    • воспитывать интерес к русскому народному творчеству;
    • побуждать в детях эмоциональную отзывчивость при рассказывании по мнемотаблицам.

    Оборудование:

    Мнемотаблица для рассказа о мышке, мнемотаблица к сказке «Теремок»; персонажи настольного театра по сказке «Теремок»;

    фартук – «теремок»;

    салфетки;

    тарелки на каждого ребенка, в которые насыпаны разные виды крупы: манная, геркулесовая, рисовая, пшенная, гречневая;

    презентация с фрагментами сказок;

    картинки-загадки про животных из сказок.

    Предварительная работа:

    Чтение с детьми сказки «Теремок»;

    рассматривание диких животных и обсуждение символов (признаков) по мнемотаблицам;

    показ педагогом настольного театра по сказке «Теремок»;

    пение песен про животных;

    отгадывание загадок, чтение стихотворений про животных;

    дидактические игры «Кто в домике живёт», «Кто что ест», «Кто как кричит».

    Ход непосредственно-образовательной деятельности.

    Звучит стилизованная народная музыка.

    Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Наверно, случилось что-то необычное, раз они отложили свои дела и пришли к нам. Давайте поздороваемся с гостями. 
    Здравствуйте, гости дорогие!

    Сегодня у нас необычное занятие. Для начала давайте соберемся в круг.

    Физминутка: «Дружные ребята»

    Собрались все дети в круг,

    Я твой друг, ты мой друг.

    Крепко за руки возьмемся

    И друг-другу улыбнемся.

    Молодцы, мы улыбнулись друг другу, а теперь я предлагаю отправиться в сказку.

    Ребята, а вы любите сказки? (ответы детей)

    А какие сказки вы знаете? (Назовите сказки.)

    А вы хотите послушать сказку и поиграть в нее? А кто знает, в какой сказке живет мышка?

    А какого она цвета? Где живет? Чем питается? (рассказ по картинке) Давайте расскажем про мышку (описание детей с помощью мнемотаблицы).

    Мышка живет в доме. Она маленькая, кругленькая, серого цвета. Тело покрыто густой серой шерстью, с длинным хвостом. Своих детёнышей мышка выкармливает молоком, у нее острые зубы.

    Молодцы.

    Ребята, теперь давайте поиграем. Вы будете моими маленькими мышатами, а я ваша мама – Мышка.

    Воспитатель:

    Жила была мышка. И были у нее маленькие ребятки – веселые мышатки. Мышата очень любили свою маму, всегда слушались ее, но иногда шалили. Вот один раз, когда мама ушла, мышата залезли в мешок с мукой и измазались. Запищали жалобно мышата: пи-пи-пи, - испугались, что скоро придет мама и будет их ругать.

    (стук, воспитатель одевает фартук, ушки, превращается в маму-Мышку)

    Мама-Мышка: Мои мышатки, мои ребятки, что случилось, почему вы такие чумазые? Ответы детей.

    Детям раздаются салфетки.

    Давайте и мы с вами умоемся.

    Потешка «Водичка, водичка».

    Водичка, водичка,

    Умой мое личико,

    Чтобы глазки блестели,

    Чтобы щечки краснели,

    Чтоб кусался зубок

    И смеялся роток!

    Мама-Мышка: Посмотрите, какими вы все стали чистыми, глазки ваши заблестели.

    А теперь дружно пальцы разомнем.

    Пальчиковая гимнастика.

    Мама-Мышка: Мышка, мышка в норку пробралась (делаем двумя ручками крадущие движения)

    На замочек заперлась! (слегка покачиваем скрещенные в замочек пальчиками)

    В дырочку она глядит (делаем пальчиками колечко)

    На заборе кот сидит!

    И ушами шевелит (прикладываем ручки к голове как ушки и шевелим пальчиками)

    Вот какие вы молодцы, вот и наши пальчики отдохнули.

    А мои мышатки, любят кашку?

    А вы знаете, из чего делают кашу? (манная, геркулесовая, рисовая, если дети затрудняются, воспитатель может помочь) .

    Исследовательская деятельность. Детям предлагается подойти к столам, на которых стоят тарелки с разными крупами.

    Назови, какая у тебя «каша»?

    Ребята, а давайте, с вами сделаем дорожку для мышки, нарисуем ее на крупе.

    Наелись мои мышата.

    Тест-игра (с использованием ИКТ): «Назови сказку».

    На экране, ребята, будет появляться сказка, а вы должны угадать, что это сказка? («Колобок», «Курочка ряба», «Репка», «Теремок»)

    А кто мне скажет, как называется сказка, в которой все эти звери жили дружно в одном домике? «Теремок».

    Ребята, а какими словами обычно начинаются сказки? Правильно…Жили-были, однажды…

    А с каких слов начинается сказка «Теремок?»

    Обыгрывание русской народной сказки «Теремок», с использованием макета.

    Стоит в поле теремок, он ни низок, ни высок…

    А давайте вспомним героев сказки (воспитатель демонстрирует животных на магнитной доске):

    Мышка… (норушка)

    Лягушка… (квакушка),

    Зайчик… (побегайчик)

    Лисичка… (сестричка)

    Волк… (зубами щёлк),

    Мишка (косолапый).

    Ребята, а теперь давайте вместе вспомним и расскажем сказку «Теремок».

    Рассказывание сказки по мнемотаблице «Теремок».

    Стоял в поле теремок. Мимо бежала Мышка-норушка, стала она в теремке жить. Затем прибежала в теремок Лягушка-квакушка, за ней Зайчик-побегайчик. Затем прибежала Лисичка-сестричка, Волк – зубами щёлк, а потом пришёл Медведь и сломал теремок. Теремок не выдержал и развалился.

    А какими словами заканчиваются сказки? Вот и сказке конец, а кто слушал молодец, стали они жить-поживать да добра наживать…

    Вам понравилось наше путешествие? Ребята, а что мы с вами делали на занятиях. Что вам понравилось больше всего?

    Вы молодцы, заслужили сказочные медальки!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    НОД по речевому развитию во второй младшей группе "Игры маленьких мышат"

    НОД по речевому развитию во второй младшей группе с использованием приёмов мнемотехники (мнемокартинки, мнемотаблица, мнемосхемы)...

    Проект «Чудо – мнемотехника.Познавательно – речевое развитие детей дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»

    АктуальностьМнемотехника облегчает детям овладение связной речью;Применение мнемотехники, использование обобщений позволяет ребенку систематизировать  свой непосредственный опыт;Приемы мнемотехни...

    Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники

    Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.Мнемотехника помогает развивать: ассоциативное мышление; зрительную и слух...

    Конспект ООД с использованием приёмов мнемотехники «Игры маленьких мышат».

    Конспект с использованием приёмов мнемотехники«Игры маленьких мышат».  Цель: Учить детей связно и последовательно составлять рассказ при помощи мнемотаблиц .Задачи:Образовательны...

    Конспект открытой образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе. Тема: « Сочинение сказки из жизненной истории с использованием приёма мнемотехники».

    В предложенной образовательной деятельности у старших дошкольников продолжаем развивать связную речь  через сочинение сказок с использованием мнемотехники.Дети вместе с воспитателем отправля...