Конспект комплексного занятия в подготовительной группе по сказке Д.Н.Мамина-Сибиряка "Серая Шейка"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Колесова Елена Юрьевна.

Конспект комплексного занятия по развитию речи и изобразительной деятельности в подготовительной группе по сказке Д.Н.Мамина-Сибиряка "Серая Шейка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_skazke_seraya_sheyka.docx943.67 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект комплексного занятия по сказке «Серая Шейка» в подготовительной группе.

Часть 1. Развитие речи

Цели:

Образовательные. Обучение пересказу по серии сюжетных картин. Уточнение, активизация словаря по темам “Перелётные птицы”, “Приметы осени”. Обучение подбору слов, обозначающих различное настроение. Учить слушать музыку и определять ее характер.

Развивающие. Развитие связной речи, совершенствование грамматического строя речи. Развитие логического мышления, внимания. Развитие активного и пассивного словаря детей; совершенствование навыка беседы.

Воспитательные. Воспитание бережного отношения к объектам живой природы, умения сопереживать.

1. На фоне музыки П.И.Чайковский «Октябрь. Осенняя песня» из цикла «Времена года» звучит стихотворение А.С.Пушкина

Беседа о настроении музыки и стихотворения. Какие чувства, эмоции возникли при прослушивании.

-Какие слова в стихотворении создают грустное настроение? Послушайте стихотворение еще раз.

печальным шумом обнажалась, приближалась довольно скучная пора)

2. Сейчас я прочитаю вам отрывок из одного произведения. Постарайтесь вспомнить, как оно называется и кто автор.

Чтение отрывка из сказки Д.Н.Мамина-Сибиряка «Серая Шейка». («Первый осенний холод ...)

- Как называется это произведение? Кто автор?

-Какое время года описывается в этом отрывке?

-Какое настроение?  Докажите.

Послушайте второй отрывок(« Наконец первые утренники стали покрывать землю инеем…»

-То же время года описывается или другое? Докажите.

3. Предлагаю вспомнить некоторые моменты этой сказки.

-Про кого эта сказка?

-Почему Серая Шейка осталась зимовать на реке?

( лиса прокусила Серой Шейке крыло, и она не смогла улететь со всеми)

- Расскажите, а какие опасности ее ждали?

 (наступили холода, каждый день приходила лиса, проверяла не замерз ли лед на реке, чтобы съесть уточку.

- С кем подружилась уточка?

(Серая шейка подружилась с зайцем,который помогал ей.)

- А чем же закончилась сказка?

(. На реке охотник заметил уточку и забрал ее к себе.)

Физминутка

4.Словарная работа

 Вы можете объяснить, что обозначает слово. . . , что вы можете сказать о слове. . . , как вы понимаете смысл слова. . . )

Лиса начала приходить каждый день - проведать, не застыла ли полынья

Береговая поросльбыстро теряла листву

Наступил роковой день – неизбежный, в данном случае, драматический для Серой Шейки..

Ты держись около того берега, где в реку сбегает ключик– (многозначное слово)

5.Ребята, давайте сравним состояние природы и состояние Серой Шейки.

Обратимся к тексту.

-«…и сама река казалась больше…» Каково сейчас Серой Шейке?

Страшно, одиноко, жутко. Большая река и маленькая Серая Шейка одна.

-«…среди голых берегов…» – она одна. Куда прячутся утки в случае опасности?

(В камыши. )

-Есть где спрятаться Серой Шейке?

(Нет, потому что берега оголилась. )

-Получается, она беззащитна.

-«…ветер обрывал листья и уносил их…» Листья улетают, и так же улетает кто?

Улетают родные Серой Шейки. Значит, сейчас она осталась совсем одна.

«…мелкий осенний дождь…» Дождь плачет. А кто плачет вместе с ним?

(Серая Шейка плачет, Старая утка. )

-Скажите, с какой целью автор подробно описывает первые признаки зимы?

(Описание природы готовит нас к тому, что Серой Шейке будет очень трудно пережить зиму. )

6. Пересказ по серии картинок

-Ребята, о чем говорилось в первой части?

(Серая Шейка осталась одна на реке, уточке страшно, она не знает, что её ждет зимой, ей страшно.)

-Во второй части? (Приходит лиса и пугает С.Ш)

-Третья часть? (дружба с Зайцем)

-Четвертая часть? Спасение.

-Кто попробует рассказать нам всю сказку, опираясь на наши картинки?

Все молодцы. Что нового узнали? Что понравилось?

Часть 2. Изобразительная деятельность

 «Рисование иллюстраций к сказке Д. Н. Мамина-Сибиряка „Серая Шейка“»

Программное содержание. Развивать интерес к созданию иллюстраций к литературному произведению. Формировать умение выбирать эпизод, который хотелось бы передать в рисунке; создавать образы сказки (лес, лесная поляна, река и ее берега; птицы, собирающиеся в стаи, летящие в небе; лиса, зайцы, охотники, Серая Шейка). Закреплять приемы рисования красками, закрашивания рисунка кистью, сангиной; использования простого карандаша для набросков при рисовании сложных фигур (лиса, охотник и др.). Вызывать интерес к рисункам, желание рассматривать, рассказывать о них.

Только что на занятии вы пересказывали сказку «Серая Шейка». Русский писатель Д.Н.Мамин-Сибиряк очень любил природу, наблюдал за ее явлениями, за жизнью и повадками животных, птиц. Напомню вам, как писатель описывает в сказке сборы птиц к отлету в теплые края: “Первый осенний холод, от которого пожелтела трава, привел всех птиц в большую тревогу. Все начали готовиться в дальний путь, и все имели такой серьезный, озабоченный вид. Да, нелегко перелететь пространство в несколько тысяч верст…”

Можно прочитать и такой отрывок: «Холодный осенний ветер обрывал засыхавшие листья и уносил их. Небо часто покрывалось тяжелыми облаками, ронявшими мелкий осенний дождь. Вообще хорошего было мало, и который день уже неслись мимо стаи перелетных птиц…»

Прочитав эти или другие отрывки из сказки, предложить детям вспомнить, почему уточка Серая Шейка не могла улететь со своей стаей; рассказать, что происходило до того момента, когда появился охотник, что делала Серая Шейка, как вела себя лиса, как уточка познакомилась с зайчиком и другие эпизоды. Если дети затрудняются в описании событий сказки, можно снова прибегнуть к зачитыванию строк, в которых автор описывает ход событий. Например: «Дело было утром. Заяц выскочил из своего логовища покормиться и поиграть с другими зайцами. Мороз был здоровый, зайцы грелись, наколачивая лапку о лапку. Хотя и холодно, а все-таки веселее». Или из сцены у полыньи с лисой: «Соскучилась я по тебе, уточка… Выходи сюда, а не хочешь, так я сама к тебе приду… Я не спесива. И лиса принялась ползти осторожно по льду к самой полынье. У Серой Шейки замерло сердце. Но лиса не могла подобраться к самой воде, потому что там лед был еще очень тонок».

Не следует много читать в начале занятия. Можно прочитать некоторые отрывки из сказки в процессе создания детьми картин, чтобы напомнить образы сказки. В заключение вступительной беседы спросить у детей, чем окончилась эта история.

Предложить детям приступить к рисованию. Подходить к каждому ребенку, наблюдать за работой, помогать в случае затруднений, давать советы. Если кто-то из ребят нуждается в уточнении представлений об изображаемых предметах и явлениях, он может рассмотреть заранее подготовленные на столе воспитателя иллюстрации.

Готовые рисунки выставить на доске или разложить на сдвинутых столах. Рассмотреть их с детьми, отметить наиболее выразительные решения (хорошо нарисована уточка, передано, как осторожно ползет лиса, изображена настоящая зима и т. п.). Предложить детям рассказать о своих рисунках. Из детских рисунков можно составить книгу и положить ее в книжный уголок.

Примечание. Занятие на тему этой сказки можно провести и по-другому: предложить детям создать коллективную композицию в виде панорамы. Одна подгруппа детей изображает лес (зимний или осенний). Другая подгруппа рисует горизонтальную часть панорамы: реку, ее берега. Персонажей сказки (уток, собирающихся к отлету, Серую Шейку, зайцев, лису, охотника) лепят дети третьей подгруппы. Вылепленные фигурки устанавливают на панораму. Созданную композицию следует рассмотреть и обсудить с детьми.

Материалы. Альбомные листы (или бумага чуть большего формата), краски гуашь, акварель, сангина, палитры, кисти.

Связь с другими образовательными областями. Чтение сказки Д.Н. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка», беседа по сказке.

Педагог по изобразительной деятельности   Варюшина Е.М.

Воспитатель подготовительной группы  Колесова Е.Ю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект комплексного занятия в подготовительной группе "Лукоморье".

Это комплексное занятие по сказкам А.С. Пушкина. На нём дети инсценируют отрывки из сказок,  импровизируют под музыку, а в конце занятия переносят на лист бумаги свои впечатления. Занятие учит пе...

конспект комплексного занятия в подготовительной группе "Лукоморье".

Это комплексное занятие по сказкам А.С. Пушкина. На нём дети инсценируют отрывки из сказок,  импровизируют под музыку, а в конце занятия переносят на лист бумаги свои впечатления. Занятие учит пе...

Конспект комплексного занятия в старшей группе «Осенняя сказка».

Комплексное занятие (интеграция образовательных областей "Познание" и "Художественное творчество". Основная цель-познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования- печатание осенними листьями, зак...

Конспект комплексного занятия во ǀǀ младшей группе по сказке «Машенька и медведь»

ǀ. Тип занятия : закрепляющее.ǀǀ.Программное содержание:1) Воспитательные задачи: развивать у детей художественное восприятие сказки, вызвать эмоциональный отклик (прийти на помощь Машеньке).Воспитыва...

Конспект комплексного занятия в разновозрастной группе "Смастерим сказку"

Конспект занятия по развитию творческих способностей детей в разновозрастной группе (кнструирование из бумаги и театрализованная деятельность)...

Конспект комплексного занятия в средней группе «Весенняя сказка»

Обогащать представлений детей о сезонных изменениях весной....