Главные вкладки

    Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи для детей младшего дошкольного возраста "В гостях у сказки "Волк и козлята"
    план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) по теме

    Зайцева Ольга Владимировна

    Конспект НОД "Развитие речи" для детей младшего дошкольного возраста по теме: "В гостях у сказки "Волк и козлята" (3-4 года)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_volk_i_kozlyata.docx231.52 КБ

    Предварительный просмотр:

    муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    Центр развития ребенка - детский сад №31

    г. Яровое Алтайского края

    КОНСПЕКТ НОД «Развитие речи»

     для детей младшего дошкольного возраста

    по теме: «В гостях у сказки  «Волк и козлята»

    группа № 4 (3 - 4 года)

    C:\Users\Админ\Downloads\2.jpg

    ФИО: Зайцева О.В.

    Должность: воспитатель

    II квартал, 2016 г.

    Схема конспекта НОД

    Ведущая образовательная область:  «Развитие речи» с интеграцией образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»

     Возрастная группа:   младшая  

    Тема:   «В гостях у сказки  «Волк и козлята»

    Концептуальные основы непосредственно образовательной деятельности:

    1. Тема НОД: «В гостях у сказки  «Волк и козлята»; возраст детей 3-4 года.

    2. Цель:  создать условия для развития  диалогической речи по сюжетам русских народных сказок.

    Программные задачи:

         Образовательная:

    • учить детей связно отвечать на вопросы воспитателя по содержанию сказки;
    • активизировать в речи детей слова: козлятушки - ребятушки, трава шелковая, вода студеная, добрая, злой.

    Развивающая:

    •  развивать диалогическую речь, память, слуховое восприятие по содержанию сказки;
    • закреплять правила безопасного поведения дома;
    • закреплять умение детей применять  полученные знания по ходу занятия.

    Воспитательная:

    • воспитывать умение детей внимательно слушать сказку, эмоциональную отзывчивость и желание общаться.

    Используемая литература:

    1. Комплексные занятия «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы – Учитель, 2013

    2. Развитие речи в детском саду. Первая младшая группа. В.В. Гербова. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.-112с.

    3. Художественная литература: сказка «Волк и козлята» (в об. А.Н. Толстого).

    4. Интернетресурсы

    3. Предварительная работа: чтение сказки «Волк и козлята» (в об. А.Н. Толстого), рассматривание иллюстраций к сказке, дидактическая игра «Угадай сказку», подвижная игра «Козлик, козлик, нас поймай», артикуляционная гимнастика.

    Форма проведения: фронтальная

    Материал и оборудование

    Демонстрационный:

    Раздаточный:

    сундучок с игрушками волка и козы, настольный   театр  «Козлятки и волк», макет избушки, атрибуты-елочки

    маска козлёнка, картинки с изображением козы и козлят, «доброй козы» и «злого волка» по количеству детей, зеркала

    Содержание организованной деятельности детей

    1. Организационный момент, начало занятия включающие:
    • создание ситуации для мотивированного участия детей на занятии (поиск сундука)
    • создание доброжелательного настроя у детей для восприятия предлагаемого материала
    • словесные и наглядные методы организации деятельности детей на начальном этапе занятия, настроя на предстоящую деятельность и тему занятия с учетом реальных особенностей группы:

    -вопросы к детям для организации внимания детей и обозначения задач деятельности детей

    -использование художественного слова

    -сюрпризный момент

    • формирование мотивации к слушанию сказки «Козлятки и волк»

    Деятельность детей

    Деятельность педагога

    Примечание

    Дети включаются в занятие добровольно, проявляют интерес к предложению взрослого, проявляют стремления быть вместе со всеми.

    Педагог с детьми становятся в круг, берутся за руки.

    Улыбаются друг другу

    Дети находят сундучок и заглядывают в него

    Ответы детей на вопросы воспитателя (волк, коза)

    Дети проявляют интерес к персонажам

    Дети повторяют подражательные действия за воспитателем

    Ответы детей («Волк и козлята»)

    Дети выполняют движения в соответствии с текстом

    Воспитатель подзывает детей к себе и предлагает встать в круг, стимулирует интерес детей к предстоящей совместной деятельности

    Стало вдруг светло вокруг,

    Собрались все дети в круг.

    Все мы дружно здесь живем

    И улыбку дарим всем.

    - Ребята, сегодня по дороге в детский сад, я встретила Бабушку-Рассказушку, которая мне сказала, что она спрятала сундучок в  группе, я предлагаю вам его поискать.

    - Ребята, кто это? Кто спрятался в сундучке?

    Воспитатель показывает игрушку волка и козы,  читает стихи

    День и ночь по лесу рыщет,
    День и ночь добычу ищет.
    Ходит-бродит волк молчком,
    Уши серые — торчком.

    Козонька рогатая,

    козонька бодатая.

    Убежала за плетень,

    проплясала целый день

    Ножками коза топ-топ!

    Глазками коза хлоп-хлоп

    - Ребята, Бабушку-Рассказушку интересует - знаете ли вы из какой сказки эти герои?

    Воспитатель предлагает детям переместиться в волшебный лес и побывать в лесной избушке:

    «Дружно все скорей вставайте,

    И за мной все повторяйте.

    Мы руками-хлоп, хлоп,

    Мы ногами-топ, топ

    Вокруг себя ты покружись,

    И в лесу ты окажись».

    Игровое упражнение на снятие эмоционального напряжения и направленное на сближение друг с другом.

    Создание рабочего пространства для перемещения детей во время занятия

    В сундуке, спрятанном в группе, находятся персонажи сказки - волк, коза (игрушки)

    Мотивация

    Сюрпризный момент

    Рассматривание содержимого сундучка

    Художественное слово

    Имитация движений

    Положительная оценка, как отдельного ребенка, так и всей группы

    2. Основная часть занятия

    Данный этап включает:

    • повторение и систематизация приобретенных детьми знаний под руководством воспитателя
    • индивидуальные вопросы к детям с целью сохранения интереса ребенка  к данной деятельности
    • использование физкультминутки для снижения утомления, напряжения детей
    • беседа, ответы на вопросы
    • использование методов привлечения внимания детей: голосовая и эмоциональная модуляция; методов эмоционального стимулирования: поощрение, использование игровых форм деятельности
    • стимулирование речевой активности через чередование различных видов деятельности (художественное слово, игра, диалог )
    • разучивание артикуляционной гимнастики

    Дети проявляют интерес к игровой деятельности, отвечают на вопросы

    Дети заглядывают в избушку и видят персонажей сказки

    Ответы детей (коза с козлятами)

    Предполагаемые ответы детей  (коза уходила есть траву шелковую, пить воду студёную)

    Ответы детей (волк)

    Ответы детей (тоненьким голосом)

    Ответы детей (толстым голосом)

    Ответы детей (кузнец)

    Предполагаемые ответы детей (злой, хитрый, страшный)

    Дети подражают воспитателю (показывают мимикой злое лицо- нахмуренные брови, злые глаза)

    Предполагаемые ответы детей (добрая, ласковая, заботливая)

    Дети подражают воспитателю (показывают мимикой доброе, улыбающееся лицо)

    Дети разбирают зеркала и присаживаются на стулья

    Выполнение упражнений по показу воспитателя

    Дети убирают зеркала в корзину

    Хоровое и индивидуальное произношение

    Дети выполняют движения в соответствии с текстом и показом воспитателя, используя приобретенные навыки и умения

    Предполагаемые ответы детей (да)

    Ответы детей (решили, что мама-коза вернулась, когда волк спел тоненьким голосом)

    Ответы детей (один)

    Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

    Воспитатель задает вопросы, побуждающие детей при ответе активизировать полученные знания

    Воспитатель с детьми перемещаются по группе и подходят к «лесной избушке»

    - Ребята, кто в сказке жил в лесной избушке?

    - Куда уходила мама-коза?

    Воспитатель обращает внимание на произношение слов «траву шелковую, воду студеную»

    - Кто подслушал, как поет коза?

    - Каким голосом пела коза песенку?

    -Каким голосом пел песенку волк в первый раз?

    Кто помог волку изменить голос?

    - Ребята скажите, а какой волк в этой сказке?

    - Посмотрите, как я изображу злого волка

    Давайте вместе изобразим злого волка.

    Воспитатель обращает внимание на действия детей, побуждает отвечать на вопросы самостоятельно.  Гиперактивного ребенка называют по имени, привлекая его к подражанию мимики

    - Молодцы. А скажите, пожалуйста, какая была коза?

    - Покажите добрую козочку.

    Воспитатель обращает внимание детей на корзинку и предлагает заглянуть в неё.

    - Ребята, а сейчас я предлагаю вам сделать гимнастику для губ для того, чтобы мы научились красиво и правильно говорить.

     Первое упражнение называется «Ворота»

    Артикуляционная гимнастика

    Упражнение «Ворота»

    - Откройте рот, шире, шире - как я. Вот какие большие ворота у нас получились. Подержите их открытыми и закройте. Молодцы!

    Д: 3-4 раза

    Упражнение «Замок»

    - Улыбнитесь и спрячьте губы - подожмите так, чтобы их не было видно. Крепкий замок получился. Хорошо мы его закрыли. А теперь отопрем замок. Расслабьте губы, слегка разожмите их.

    - Ребята давайте с вами поиграем в такую игру «Волк идет, закрой замок». Когда увидите  волка (воспитатель показывает игрушку волка) вы закрываете ворота на замок. Когда волк прячется, замок отпираете - расслабляете губы.

    Д:3-4 раза

    - Молодцы!

    - Ребята, вспомните, какую песенку пела коза козляткам:

    «Козлятушки, ребятушки!

    Отопритеся, отворитеся

    Ваша мать пришла –

    Молока принесла».

    Для активизации речи, а также в целях формирования словарного запаса детей, воспитатель предлагает повторять и проговаривать слова за воспитателем  (козлятушки- ребятушки)

    Воспитатель может занимать динамическую позицию (может пересесть, или посадить рядом с собой, если видит, что кто-то из детей в нем нуждается)

    Воспитатель предупреждает переутомление детей, совместно с детьми проводит физкультминутку:

    «Бегал козлик по дорожке,

    У него устали ножки.

    Надо ноженьки размять

    И немного поскакать.

    Прыг на левой, прыг на правой.

    Руки вверх и руки вниз.

    И тихонько покружись.

    Головою покачаем.

    И тихонечко присядем.

    Воспитатель предлагает детям присесть на стулья

    - Ребята, скажите,  козлята открыли дверь волку, когда он постучался в первый раз?

    Воспитатель повторяет вопрос в случае неправильного ответа, побуждает детей к активизации полученных знаний.

    - В первый раз козлята не открыли дверь, они поняли, что это не мама-коза.

    Воспитатель рассказывает детям о том, что в отсутствие взрослых детям нельзя подходить к дверям, если кто-то постучится.

    - Почему козлята впустили волка?

    - Сколько козлят осталось после  того, как волк побывал в избушке козы?

    - Молодцы ребята! Бабушка -Рассказушка будет довольна, тем что наши дети хорошо знают сказки. Но мы же с вами в волшебном лесу, как же нам попасть в детский сад. Нам, конечно же, помогут в этом волшебные слова:

    Дружно в круг скорей вставайте

    И за мной все повторяйте.

    Мы руками-хлоп, хлоп,

    Мы ногами-топ, топ

    Вокруг себя ты покружись,

    В детский сад ты воротись».

    Макет избушки, персонажи сказки «Волк  и козлята»

    Беседа по сказке

    Помощь воспитателя при затруднении детей с ответом

    Индивидуальная работа

    Мозговой штурм

    Показ воспитателем

    Поощрение, положительная оценка

    Корзина, маленькие зеркала на каждого ребенка

    Мотивация

    Похвала, индивидуальная положительная оценка

    Словарная работа: козлятушки, ребятушки

    Физкультминутка

    Вопросы к детям

    Помощь воспитателя при затруднении детей с ответом

    Сообщение новой информации

    Похвала, положительная оценка

    3. Заключительная часть занятия:

    • методы достижения поставленных целей в ходе закрепления образовательного содержания с учетом индивидуальных особенностей детей: беседа, диалог, загадка
    • определить степень усвоения детьми образовательного содержания через активизацию новых словарных слов
    • в связи с возрастными особенностями детей дается общая и индивидуальная положительная оценка деятельности ребенка
    • с целью усиления интереса детей к теме занятия проводится подвижная игра и раздаются небольшие подарки

    Дети отвечают на вопросы.

    Ответы детей (козлята)

     

    (козлятушки, ребятушки)

    Ответы детей (добрая)

     

    Ответы детей (злой)

    Дети при желании поясняют свой выбор

    Дети образуют круг. В середине круга стоит ребенок или воспитатель с маской козленка на голове.

    Дети идут по кругу, повторяя слова вместе с воспитателем, сужая круг.

    Дети разжимают руки и убегают от «козлика». Тот ребенок, до которого «козлик» дотронулся первым, становится водящим.

    Самостоятельная деятельность детей в центрах активности (например, Центр конструирования -«Построим домик для козы с козлятами»)

    Воспитатель дает общую положительную оценку детям и предлагает отгадать загадку:

    «Ждали маму с молоком,

    А пустили волка в дом…

    Кем же были эти

    Маленькие дети?»

    - Как мама-коза называла своих козлят?

    - Дети, вспомните, какая была мама-коза?

    - А какой был волк?

    Воспитатель показывает детям подарочки от Бабушки Рассказушки -картинки «добрая коза» и «злой волк» и предлагает детям выбрать понравившуюся картинку. Беседует с детьми об их выборе

    Воспитатель проводит игру

    «Козлик,козлик,нас поймай»

    Воспитатель:

    «Козлик наш, козлик.

    По двору гуляет,

    Песни распевает: Мэ - мэ!

    Козлик, козлик, нас поймай,

    Если сможешь, забодай!»

    Игра проводится 2-3 раза

    Воспитатель оценивает свое занятие по эмоциональному настрою детей

     Воспитатель обеспечивает переход детей к другому режимному моменту

    Рефлексия

    Вопросы детям

    Активизация словарного запаса слов

    Побуждать детей произносить и запоминать слова текста

    Указание: не наталкиваться  друг на друга, действовать по сигналу

    Похвала и поощрение детей


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка. Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста: "Дятел - президент зимующих птиц"

    Материал представляет собой конспект занятия по ознакомлению с окружающим. В непосредственно образовательной деятельности закрепляется материал по теме: "Зимующие птицы". Дети учатся решать несложные ...

    Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста: "Дятел - президент зимующих птиц"

    Материал представляет собой конспект занятия по ознакомлению с окружающим. В непосредственно образовательной деятельности закрепляется материал по теме: "Зимующие птицы". Дети учатся решать несложные ...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи для детей младшего дошкольного возраста «Заинька походи, серенький походи»

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи для детей младшего дошкольного возраста «Заинька походи, серенький походи»...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста "Одежда, обувь, головные уборы»

    В ходе непосредственно образовательной деятельности решаются задачи формирования обобщающих понятий «одежда», «обувь» «головные уборы»  ...