Перспективное планирование по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ФФН (2 год обучения)
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) по теме
Примерный перспективный план работы по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с фонетико–фонематическим недоразвитием речи (подготовительная к школе группа) - 2 год обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 62.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №63»
Городского округа город Воронеж
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С ФОНЕТИКО – ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
(ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА)
2 ГОД ОБУЧЕНИЯ
Подготовила
Учитель-логопед МБДОУ
«Детский сад комбинированного вида №63»
Повалюхина И.А.
1КК
Воронеж
2016
№ | Тема занятия (НОД) | Цель и задачи | Оборудование | Лексическая тема |
1
| Составление рассказа из личного опыта. «Моя любимая игрушка» (составление описательного рассказа о предмете) | 1.Обучение рассказыванию а)упражнять в составлении описательного рассказа по предложенной схеме; б)закрепить в речи детей существительные с обобщающим значением в)активизировать в речи детей прилагательные; ввести в активный словарь существительные: неваляшка – матрешка; пирамидка, юла, конструктор – кубики; г)развитие грамматического строя речи (закрепить в речи формы единственного и множественного числа; упражнять в употреблении форм родительного падежа; учить образовывать в речи относительные прилагательные – резиновый, кожаный, деревянный) д)развивать высшие психические функции | Предметные картинки (игрушки), мячик Игра «Чего не стало?», «Что изменилось»», «Один – много» Пальчиковая гимнастика « Есть игрушки у меня» | Детский сад /Игрушки |
2
| Составление описательного рассказа о предмете по схеме. «Во саду ли в огороде» (составление загадок – описаний) | 1.Обучение рассказыванию а)уточнить понятия «овощи», «фрукты»; б)расширять представления детей о труде взрослых в огородах, в садах, на полях осенью; в)закрепить знание детей названий основных цветов и их оттенков; г)ввести в активный словарь: существительные (урожай, картофель, морковь, капуста, лук, репа, свекла, редька, огурцы, помидоры, баклажаны, кабачки, чеснок, яблоки, груши, сливы, персики. абрикосы, виноград, грядка, парник, теплица); прилагательные (спелый, зрелый, душистый, сочный, аппетитный, гладкий, красивый, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, розовый, коричневый); глаголы (зреть, спеть, копать, срезать, подкармливать, окапывать, пахать); д)совершенствовать умение детей образовывать и использовать в речи существительные в единственном и множественном числе; е)обучать согласованию прилагательных с существительными, практическому употреблению относительных и притяжательных прилагательных в речи; ж)уточнить понимание детьми значений глаголов с различными приставками (окапывать, подкармливать, пригибать, подвязывать) | Предметные картинки (игрушки), мячик Д/игры «Четвертый лишний» «Подбери признак» «Узнай по описанию» «Один – много» «Веселый счет» Пальчиковая гимнастика «Апельсин» | Овощи / Фрукты |
3
| Заучивание наизусть стихотворения Е. Трутнева «До свиданья, лето!»
| 1.Развитие общих речевых навыков а)формировать правильное физиологическое и речевое дыхание; б)учить детей изменять силу голоса: говорить громко, тихо; в)выработать правильный темп речи; г)работать над четкостью дикции; д)работать над интонационной выразительностью речи | Сюжетные картинки с осенним пейзажем Графическая схема стихотворения (мнемотехника) мяч Д/игры «Четвертый лишний» «Подбери признак» «Узнай по описанию» «Один – много» «Веселый счет» | Фрукты / Ягоды |
4
| Пересказ Н. Сладкого «Половодье грибов» | 1.Обучение краткому пересказу а)систематизировать знания детей об осени, об осенних явлениях природы; б)знакомить детей с периодами осени и осенними месяцами; в)закрепить знание названий деревьев, о причинах опадания листьев; г)расширить представления детей о многообразии растений осеннего леса, уточнить знания детей о грибах и лесных ягодах д)ввести в активный словарь: существительные (осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, месяц, туман, листопад, заморозок, изморозь, лес, листья, клен, дуб, осина, рябина, береза, тополь, ясень, ель, сосна; мухомор, подберезовик, подосиновик, лисичка, сыроежка, опенок, поганка; клюква, брусника, черника, земляника, малина); прилагательные (ранний, поздний, золотой, прекрасный, грустный, богатый, алый, багряный, ядовитый, съедобный, кислый, сладкий, ароматный); глаголы (падать, лететь, шелестеть, шуршать, моросить, убирать, улететь, вянуть, сохнуть, желтеть, краснеть, срезать, искать, наклоняться, различать); г)знакомить с правилами безопасности собственной жизнедеятельности (безопасность на природе) | Предметные картинки Мячик Игры «Веселый счет», «Что изменилось?», «Чего не стало?» «Чья, чей, чьи?» «Узнай по описанию» «Один – много» «Веселый счет» Пальчиковая гимнастика «Осень» Динамическая пауза «За грибами» | Ягоды / Грибы |
5
| Чтение сказки Виталий Бианки «Хитрый лис и умная уточка» | 1.Развитие общих речевых навыков, связной речи а)развивать у детей стремление обсуждать услышанное и увиденное, рассказывать о переживаниях и впечатлениях; б)учить правильно задавать вопросы и отвечать на вопросы; в)стимулировать развитие не только познавательного интереса, но и познавательного общения; г)закреплять и расширять представления детей о перелетных (водоплавающих) птицах, их поведения осенью: -объединение в стаи -отлет -добывание корма д)ввести в активный словарь: существительные (ласточки, скворцы, грачи, гуси, утки, журавли, лебеди, дрозды, жаворонки, чижи, стрижи); прилагательные (длинношеий, длинноногий, красноклювый, короткоклювый); глаголы (летать, нырять, клевать, заглатывать, курлыкать, крякать, шипеть) | Сюжетные картинки, предметные картинки Текст сказки , иллюстрации Д/ игра «Улетает — не улетает» «Один — много» «Улетели птицы» «Подбери предмет к признаку» Пальчиковая гимнастика «Десять птичек стайка» | Перелетные птицы |
6
| Пересказ рассказа Н.Сладкова «Осень на пороге» | 1.Обучение краткому пересказу, развитие связной речи а)совершенствовать навык пересказа небольших текстов б)систематизировать представление детей о местах обитания диких зверей и птиц осенью; в)расширить и углубить представления детей о подготовке диких зверей и птиц к зиме г)продолжать знакомить с творчеством Н. Сладкова д)ввести в активный словарь: существительные (лиса, волк, медведь, заяц, барсук, бобр, белка, лось, нора, берлога, клыки, мех, шкура); прилагательные (густой, пушистый, шелковистый, плотный, толстый, добрый, хитрый, ловкий, бурый, зубастый, косолапый, куцый, острый, хищный); глаголы (линять, меняться, запасать, засыпать, рыскать, рычать, выть, притаиться) е)развитие грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными, подбор действий к предмету, образование притяжательных прилагательных, употребление родительного падежа имен существительных во множественном числе, подбор родственных слов, употребление предложного падежа существительного, согласование числительных с существительными). | Сюжетные картинки, предметные картинки Текст рассказа, иллюстрации Д/ игра «Чей, чья, чье?» «Чей хвост?» «Подбери признак» «Кто сидит в клетке? Кого не стало?» «Кто где живет» «Веселый счет» Пальчиковая гимнастика «Есть у каждого свой дом» Динамическая пауза «На водопой» | Дикие животные и птицы осенью |
7
| Составление рассказа по сюжетной картинке (по выбору) (по мотивам произведений Валентины Осеевой «Добрая Хозяюшка», стихотворения «Куриный разговор», «Важные коровы»; К.Ушинского «Два козлика», «Петушок с семьей», «Коровка») | 1.Обучение рассказыванию, развитие связной речи а)развивать у детей стремление обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях, впечатлениях; б)продолжать обучать составлению предложения по картинке, учить распространять предложения; в)систематизировать представление детей о местах обитания домашних животных и птиц; г)расширять представления детей о роли человека в подготовке домашних животных и птиц к зиме; д) ввести в активный словарь: существительные (кот, собака, лошадь, корова, овца, баран, коза, козел, свинья, стадо, ферма, конюшня, сено, пойло. рога, грива, копыта); прилагательные (густой, пушистый, шелковистый, плотный, толстый, рогатый. добрый); глаголы (линять, запасать, охранять, притаиться, жевать, хрюкать, мычать, блеять, мяукать, кусаться. Бодаться, царапаться) | Сюжетные картинки, предметные картинки Мяч Д/игра «Назови семью» «Кто где живет» «Отгадай, кто это?» «Чей хвост, чье туловище, чья голова, чьи уши?» «Кто как ест» «Кто как передвигается» «Кто как голос подает» Динамическая пауза «Игра в стадо» Пальчиковая гимнастика «Буренушка» | Домашние животные и птицы осенью |
8
| Пересказ рассказа К.Ушинского «Наше Отечество» | 1.Обучение краткому пересказу, развитие связной речи а)совершенствовать навык пересказа небольших текстов б)расширить и углубить представления детей о Родине в)продолжать знакомить с творчеством К. Ушинского в) Формировать представления детей о родной стране - России; расширять и углублять знания детей о Москве – главном городе, столице России; формировать представление детей о том, что Российская Федерация – многонациональная страна; познакомить с государственными знаками России (флагом, гербом, гимном); обогащать и активизировать речь детей: Ввести в активный словарь существительные (родина, страна, государство, край, Россия, граница, столица, город, проспект, площадь, река, москвичи, холм), прилагательные (любимая, единственная, огромная, прекрасная, белокаменная, златоглавая), глаголы (любить, беречь, охранять, стоять, раскинуться); г)развивать монологическую и диалогическую форму речи, развивать индивидуальные способности детей в творческой речевой деятельности, побуждать детей к высказываниям и описаниям того, что они видели д)развивать общие речевые навыки, слуховое восприятие, внимание, память, мышление: толкование и заучивание пословиц и поговорок о Родине, заучивание наизусть стихотворений о Родине, о Москве. | Сюжетные картинки Открытки Предметные картинки Листы А4 Цветные карандаши Динамическая пауза «Хоровод» | Моя страна 4 ноября – День народного единства |
9
| Заучивание стихотворения З.Александровой «Родина» | 1.Развитие общих речевых навыков а)формировать правильное физиологическое и речевое дыхание; б)учить детей изменять силу голоса: говорить громко, тихо; выработать правильный темп речи; в)работать над четкостью дикции, над интонационной выразительностью речи г) расширить и углубить представления детей о Малой родине: -вспомнить, как называется город, в котором мы живём, улица, на которой находится наш детский сад, назвать главную улицу города, площади и другие улицы; -обратить внимание на то, почему город имеет такое название, чем он знаменит, рассказать о наиболее важных событиях, произошедших в нашем городе, какие достопримечательности в нем есть; -рассматривать иллюстрации, открытки и фотографии с изображением нашего города; -вспомнить и назвать, какой транспорт можно увидеть на улицах города, напомните о необходимости соблюдения правил дорожного движения; -повторить домашний адрес, адрес детского сада, вспомнить, на каком транспорте вы едете в детский сад. д)развитие грамматического строя речи (образование сложных слов, подбор прилагательных к существительному, подбор родственных слов, синонимов, антонимов) | Сюжетные картинки Д/ игра «Назови — какой» «Подбери признак» «Подскажи словечко» Пальчиковая гимнастика «Люблю по городу гулять» | Мой город. |
10
| Составление описательного рассказа по сюжетной картинке (на выбор) По мотивам рассказа Валентина Осеева «Девочка с куклой» (дорожная безопасность) | 1.Обучение рассказыванию, развитие связной речи а)развивать у детей стремление обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях, впечатлениях; б)продолжать обучать составлению предложения по картинке, учить распространять предложения; в)систематизировать представления детей о транспорте, сформировать представление детей о видах транспорта, расширить представления о профессиях на транспорте; г)ввести в активный словарь существительные (машина, грузовик, самосвал, цистерна, контейнеровоз, платформа, поезд, тепловоз, электровоз, трамвай, троллейбус, метро, автобус, пассажир, груз, поездка, шофер, водитель, капитан, летчик, пилот); прилагательные (легковой, грузовой, пассажирский, дорожный, водный, воздушный, железнодорожный, наземный, подземный, смелый, умный, сильный); глаголы (ехать, везти, доставлять, перевозить, лететь, плыть, управлять) д)знакомить с правилами безопасности на дороге е)развитие грамматического строя речи (подбор синонимов и антонимов к словам, образование сложных слов, образование приставочных глаголов) | Сюжетные картинки Предметные картинки Мяч Д/ игра «Подбери признак» «Почему так называются?» «Подбери предмет к призраку» «Четвертый лишний» «Кто на какой машине работает» Динамическая пауза «На шоссе» | Транспорт. ПДД |
11
| Составление рассказа из личного опыта «Моя семья» (по мотивам рассказов Валентины Осеевой «Сыновья», «Печенье» | 1.Развитие общих речевых навыков, связной речи а)развивать у детей стремление обсуждать услышанное и увиденное, рассказывать о переживаниях и впечатлениях; б)учить правильно задавать вопросы и отвечать на вопросы; в)стимулировать развитие не только познавательного интереса, но и познавательного общения; г) предварительная беседа о семье (С кем ты живешь? Сколько человек в твоей семье? Назови всех членов твоей семьи. Кто самый младший, кто самый старший в семье? Кто старше всех? Кто младше всех?); Предложить назвать фамилию, имя и отчество каждого члена семьи, домашний адрес и профессию, место работы родителей, трудовые действия. д)отметить важную роль матери в жизни каждого человека | Семейные фотографии Листы А4 Цветные карандаши Текст с иллюстрациями Пальчиковая гимнастика «Семья» | Моя семья День Матери |
12
| Составление описательного рассказа по сюжетной картинке «Квартира. Мебель» | 1.Обучение рассказыванию, развитие связной речи а)развивать у детей стремление обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях, впечатлениях; б)продолжать обучать составлению предложения по картинке, учить распространять предложения; в) рассмотреть на сюжетных картинках жилые дома, обратив внимание на то, что дома бывают разные: одноэтажные и многоэтажные, каменные и деревянные; побеседовать о доме, в котором проживает ребенок, сосчитать сколько в нем этажей, на каком этаже он живет, есть ли в доме лифт и для чего он нужен, вспомнить и назвать домашний адрес; на иллюстрациях рассмотреть дома, которые построены в крупных городах (вспомнить названия этих городов) и в сельской местности, обратить внимание на то, как украшаются городские улицы, площади, дома; совершить «экскурсию» по квартире (по дому), обратив внимание на то, сколько каких в ней (в нем) комнат (кухня, ванная комната, туалетная комната, прихожая, подсобные помещения), объяснив их назначение; рассмотреть мебель в каждой из этих комнат, вспомнив ее особенности и предназначение. г)развитие грамматического строя речи (образование относительных и притяжательных прилагательных, образование сложных слов (многоэтажный и прочее), согласование прилагательных с существительным, числительного с существительным, образование множественного числа им.сущ., употребление простых предлогов пространственного значения) | Сюжетные картинки Предметные картинки, мяч Д/игры «Из чего сделан предмет?» «Подскажи словечко» «Веселый счет» «Кто больше назовет?» «Что изменилось?» Пальчиковая гимнастика «Наша квартира» | Мой дом. Моя квартира |
13
| Составление описательного рассказа о предмете по схеме. | 1.Обучение рассказыванию а)упражнять в составлении описательного рассказа по предложенной схеме; б)закрепить в речи детей существительные с обобщающим значением в)уточнить понятие мебель, расширять представления о назначении мебели, о частях, из которых состоят предметы мебели, о материалах, из которых сделана мебель; г)ввести в активный словарь: существительные (мебель, кресло, диван, кровать, комод, шкаф, стенка, стол, стулья, тумба, гарнитур, ножка, дверца, полка, спинка, сиденье, подлокотник); прилагательные (дубовый, березовый, ореховый, сосновый, мягкий, зеркальный, кожаный, полированный); глаголы (ставить, сидеть, лежать, отдыхать, спать, работать); д)совершенствовать умение образовывать и использовать в речи имена существительные в ед. и мн. числе; продолжать работу по обучению согласованию имен прилагательных с именами существительными; учить правильному употреблению в речи относительных и притяжательных прилагательных; е)развитие высших психических функций | Предметные картинки Мяч Д/игра «Я начну, а ты закончи» «Скажи наоборот» «Назови признак» «Подбери словечко» «Один – много» «Счет предметов» Пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире» | . Мебель. Части мебели |
14
| Беседа на тему: «Как Незнайка попал в беду» (пожарная безопасность) | 1.Развитие общих речевых навыков, связной речи а)развивать у детей стремление обсуждать услышанное и увиденное, рассказывать о переживаниях и впечатлениях; б)учить правильно задавать вопросы и отвечать на вопросы; в)стимулировать развитие не только познавательного интереса, но и познавательного общения; г)знакомить с безопасностью собственной жизнедеятельности; д)обогащать словарь, развивать грамматический строй речи (согласование прилагательных с существительными, согласование числительных с существительными, образование сложных слов – пылесос, соковыжималка, кофемолка, соковарка) | Сюжетные картинки Предметные картинки Д/игра «Один – много» «Подскажи словечко» «Счет предметов» «Подбери признак» Д/пауза П/гимнастика (на выбор) | Бытовые приборы / Оргтехника |
15
| Составление описательного рассказа по сюжетной картинке «Продукты питания». | 1.Обучение рассказыванию, развитие связной речи а)развивать у детей стремление обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях, впечатлениях; б)продолжать обучать составлению предложения по картинке, учить распространять предложения; в)уточнить понятие посуда; расширить представления о назначении посуды, о видах посуды, о частях, из которых состоит посуда, о материалах, из которых сделана посуда; г)ввести в активный словарь: существительные (посуда, поднос, чайник, чашка, блюдце, стакан, кофейник, сахарница, конфетница, молочник, масленка, солонка, супница, тарелка, салфетница, ложка, вилка, нож, поварёшка, кастрюля, сковорода, ковш, дуршлаг); прилагательные (стеклянный, фарфоровый, металлический, серебряный, чугунный, эмалированный, чайный, столовый, кухонный); глаголы (пить, есть, готовить, варить, жарить, резать); д)совершенствовать умение образовывать и использовать в речи имена существительные в ед. и мн. числе; продолжать работу по обучению согласованию имен прилагательных с именами существительными; учить правильному употреблению в речи относительных и притяжательных прилагательных; е)развитие высших психических функций | Предметные картинки Мяч Д/ игра «Подбери признак» «Какое это блюдо?» (образование относительных прилагательных) «Четвертый лишний» «Счет предметов» «Один – много» Пальчиковая гимнастика «Машина каша» «Помощники» Динамическая пауза «Посуда» | Посуда/Продукты питания |
16
| Составление рассказа из личного опыта «Новогодняя елка» | 1.Развитие общих речевых навыков, связной речи а)развивать у детей стремление обсуждать услышанное и увиденное, рассказывать о переживаниях и впечатлениях; б)учить правильно задавать вопросы и отвечать на вопросы; в)стимулировать развитие не только познавательного интереса, но и познавательного общения г)закрепить представления детей о новогоднем празднике; закрепить знания о том, что в году 12 месяцев, что год начинается 1 января; дать представление о том, как встречают Новый год в разных странах д)ввести в активный словарь: существительные (месяц, ночь, праздник, украшение, елка, карнавал, хоровод, серпантин, гирлянда, Дед Мороз, Снегурочка, подарок, гость, поздравление); прилагательные (новогодний, праздничный, веселый, разноцветный, нарядный, шумный, красивый. Радостный); глаголы (выступать, отмечать, поздравлять, дарить, укреплять, зажигать); е)знакомить с безопасностью собственной жизнедеятельности | Сюжетные картинки Предметные картинки Листы А4 Цветные карандаши Д/ игра «Подбери признак к предмету» «Один – много» «Веселый счет» «Слова – родственники» Пальчиковая гимнастика «Подарки» «Елочка» Динамическая пауза «С новым годом» | Новый год |
17
| Заучивание наизусть стихотворения … И.Суриков «Вот моя деревня…» | 1.Развитие общих речевых навыков а)формировать правильное физиологическое и речевое дыхание; б)учить детей изменять силу голоса: говорить громко, тихо; выработать правильный темп речи; в)работать над четкостью дикции, над интонационной выразительностью речи г) расширить и углубить представления детей о зимних забавах, об одежде и обуви зимой; д)уточнять и расширять представления детей о зимней одежде и обуви, головных уборах; уточнить представления о материалах, из которых они сделаны. Ввести в активный словарь: существительные (ботинки, полуботинки, сапоги; куртка, пальто, шуба, дубленка; перчатки, варежки, шарф, берет, шапка, платок; фетр, шерсть, кожа, мех, трикотаж, вельвет, драп, резина; рукав, капюшон, подол, пуговица, петля, манжета, подошва, шнурки, каблуки, носок, задник); прилагательные (фетровый, шерстяной, кожаный, меховой, трикотажный, вельветовый, драповый, резиновый, зимний, удобный, модный, нарядный); глаголы (надевать, одевать, обувать, носить, снимать, расстегивать, застегивать, развязывать, завязывать, вешать, складывать, ставить); е)совершенствовать умение образовывать и использовать в речи имена существительные в ед. и мн. числе; продолжать работу по обучению согласованию имен прилагательных с именами существительными; учить правильному употреблению в речи относительных и притяжательных прилагательных; совершенствовать умение согласовывать числительные 2 и 5 с существительными; упражнение на словообразование, в том числе и образование сложных слов, употребление дательного падежа имен существительных | Сюжетные картинки Предметные картинки мяч Д/ игра «Почему так назван?» «Кому что нужно» «Четвертый лишний» «Веселый счет» «Один – много» «Подбери признак» «Большой — маленький» (словообразование с помощью уменьшительно-ласкательньных cуффиксов) «Один — много» (употребление множественного числа существительных) «Чья, чей, чьи, чье?» «Из чего — какой?» Пальчиковая гимнастика «Снежок», «Мы во двор пошли гулять» «Кормушка» Динамическая пауза «Зимние забавы» | Зимние забавы / Зимняя одежда (обувь) |
18
| Составление рассказа по сюжетной картинке (по мотивам произведения К.Ушинского «Жалобы зайки», «Не ладно скроен, да крепко сшит») | 1.Обучение рассказыванию, развитие связной речи а)развивать у детей стремление обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях, впечатлениях; б)продолжать обучать составлению предложения по картинке, учить распространять предложения; в)систематизировать знания детей о зиме, о зимних явлениях природы; познакомить детей с зимними месяцами; закрепить знания детей о зимующих птицах; расширить представления о поведении и повадках вороны, синицы, снегиря, свиристеля; объяснять, почему зимой надо подкармливать птиц; расширять представления о жизни диких зверей зимой; г)ввести в активный словарь: существительные (зима, декабрь, январь и февраль, снегопад, пурга, метель, вьюга, буран, мороз, оттепель, ворона, воробей, синица, снегирь, свиристель, голубь, кормушка, корм, медведь, берлога, белка, дупло, барсук, нора, еж, норка); прилагательные (холодный, морозный, снежный, сильный, легкий, красногрудый, теплый, резвый); глаголы (падать, покрывать, сковывать, оттаять, кружиться, завывать, заметать, трещать, прилетать, замерзать, клевать, выводить, кормить, спать, сосать); д)уточнить, в какие игры дети любят играть зимой и почему, что им нужно для зимних игр; обсудить вместе с детьми, в какие игры нельзя играть зимой и почему. (безопасность собственной жизнедеятельности) е)развитие грамматического строя речи (согласование имен существительных с прилагательными, подбор родственных слов) | Сюжетные картинки Предметные картинки Текст с иллюстрациями Мяч Д/ игра «Четвертый лишний» «Подбери признак» «Кто как ест» «Кто как передвигается» «Кто как голос подает» Динамическая пауза «Медведь» Пальчиковая гимнастика «Где обедал воробей?» | Животные наших лесов зимой / Зимующие птицы |
19
| Беседа на тему: «Мой город воин – ты непобедимый!»
| 1.Обучение краткому пересказу, развитие связной речи а)совершенствовать навык пересказа небольших текстов; б)расширить и углубить представления детей о Малой родине, Дне памяти; в)знакомить с творчеством земляков, Воронежских писателей и поэтов; г)продолжать работу над четкостью дикции, интонационной выразительности речи | Демонстрацион- ный материал (фотографии, старые письма военных лет) Портреты Воронежских писателей и поэтов Поэтические и прозаические тесты Листы А4 Цветные карандаши | 25 января - День памяти – Освобождение Воронежа от немецко – фашистских захватчиков |
20
| Составление описательного рассказа по картине (По мотивам былины «Алеша Попович и Тугарин Змей») | 1.Обучение рассказыванию, развитие связной речи а)развивать у детей стремление обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях, впечатлениях; б)продолжать обучать составлению предложения по картинке, учить распространять предложения; в)учить детей говорить в спокойном темпе; г)продолжать работу над четкостью дикции, интонационной выразительности речи. | текст иллюстрации бубен Д/игра «Подбери словечко» «Я начну, а ты продолжи» Д/пауза П/гимнастика (на выбор) | Русские богатыри |
21
| Составление рассказа по опорным картинкам | 1.Обучение рассказыванию, развитие связной речи а)развивать у детей стремление обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях, впечатлениях; б)продолжать обучать составлению предложения по картинке, учить распространять предложения; в)познакомить с родами войск, военной техникой, военными профессиями (по картинкам и иллюстрациям). | Сюжетная картинка Предметные картинки Д/ игра «Кто служит в Армии?» (образование имен существительных с помощью суффиксов -чик, -ист) «Подскажи словечко» «Веселый счет» «Один – много» | Военные профессии |
22
| Составление рассказа по сюжетной картинке (по собственному рисунку) | 1.Обучение рассказыванию, развитие связной речи а)развивать у детей стремление обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях, впечатлениях; б)продолжать обучать составлению предложения по картинке, учить распространять предложения; в)продолжать знакомить с родами войск, военной техникой, военными профессиями (по картинкам и иллюстрациям). г)развивать лексико – грамматический строй речи | Сюжетная картинка Предметные картинки Д/ игра «Кто служит в Армии?» (образование имен существительных с помощью суффиксов -чик, -ист) «Подскажи словечко» «Веселый счет» «Один – много» Д/пауза П/гимнастика (на выбор) | Военная техника |
23
| Заучивание наизусть (по выбору) | 1.Развитие общих речевых навыков а)формировать правильное физиологическое и речевое дыхание; б)учить детей изменять силу голоса: говорить громко, тихо; выработать правильный темп речи; в)работать над четкостью дикции, над интонационной выразительностью речи г) расширить и углубить представления детей о Дне защитника Отечества; о том, что это за праздник, кто такие защитники Отечества; вместе с детьми рассмотреть помещенные в газетах и журналах фотографии, имеющие отношение к Армии; воспитывать уважение и любовь к Российской армии. | Сюжетные картинки Предметные картинки Бубен Д/ игра «Кто служит в Армии?» «Подбери признак» «Сосчитай» Д/пауза П/гимнастика (на выбор) | День защитника Отечества |
24
| Составление рассказа из личного опыта «Мой папа», «Мой дед» (по мотивам произведений Л.Н. Толстого «Ученый сын», «Садовник и сыновья», «Отец и сыновья») | 1.Развитие общих речевых навыков, связной речи а)развивать у детей стремление обсуждать услышанное и увиденное, рассказывать о переживаниях и впечатлениях; б)учить правильно задавать вопросы и отвечать на вопросы; в)стимулировать развитие не только познавательного интереса, но и познавательного общения | Семейные фотографии Листы А4 Цветные карандаши Д/ игра «Я начну, а ты продолжи» «Назови ласково» «Подбери признак» «Подскажи словечко» «Подбери действие к предмету» Д/пауза П/гимнастика (на выбор) | Мой папа/ Мой дедушка |
25
| Заучивание наизусть (по выбору) | 1.Развитие общих речевых навыков а)формировать правильное физиологическое и речевое дыхание; б)учить детей изменять силу голоса: говорить громко, тихо; в)выработать правильный темп речи; г)работать над четкостью дикции, над интонационной выразительностью речи д) обобщить представления о типичных весенних явлениях живой и неживой природы; знакомить с весенними месяцами; дать представление о том, что изменения в мире природы связаны с потеплением и появлением необходимых условий для жизни растений и животных; е)ввести в активный словарь: существительные (весна, март, апрель, май, оттепель, сосулька, проталина, ручей, грач, уборка (снега), обрезка (деревьев), первоцвет, пролеска, ветреница, лук, верба, ольха, половодье; прилагательные (рыхлый, темный, ноздреватый, грязный, зернистый, снегоуборочная (машина), нежный, хрупкий, красивый, пушистый, душистый; глаголы (таять, копать, прилетать, расцветать, убирать, обрезать, просыхать). ж)развитие грамматического строя речи (подбор действий к существительным, употребление винительного падежа имен существительных; дательного падежа имен существительных, осмысление логико-грамматических конструкций, подбор родственных слов, упражнять в словообразовании) | Сюжетные картинки Предметные картинки Д/ игра «Кто что делает» «Кому что нужно для работы» «Подбери признак» «Бывает — не бывает» «Назови женскую профессию» Пальчиковая гимнастика «Как у нас семья большая» | Весна. 8 марта - МЖД |
26
| Составление описательного рассказа о предмете по схеме. | 1.Обучение рассказыванию а)упражнять в составлении описательного рассказа по предложенной схеме; б)закрепить в речи детей существительные с обобщающим значением; в)рассказать о русских народных игрушках, рассмотреть их на иллюстрациях и в натуральном виде; г)рассмотреть материал, из которого сделаны игрушки — глина, дерево, керамика; цвет, форму, величину, части игрушек, рассказать, как в них играют; д)обогащать словарь, развивать грамматический строй речи (совершенствовать умение образовывать и использовать в речи имена существительные в ед. и мн. числе; согласовывать имена существительные с числительными; образовывать относительные прилагательные) | Д/ игра «Назови игрушку» (образование относительных прилагательных) «Веселый счет» «Один – много» «Что изменилось» «Чего не стало» «Что сначала, что потом» Д/пауза П/гимнастика (на выбор) | Народная игрушка |
27
| Составление рассказа по опорным картинкам | 1.Обучение рассказыванию, развитие связной речи а)развивать у детей стремление обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях, впечатлениях; б)продолжать обучать составлению предложения по картинке, учить распространять предложения; в)вспомнить и назвать русские народные игрушки, продолжать рассматривать их на иллюстрациях и в натуральном виде; г)побеседовать с детьми о народных промыслах, о том, что игрушки делают народные умельцы. д)обогащать словарь, развивать грамматический строй речи (совершенствовать умение образовывать и использовать в речи имена существительные в ед. и мн. числе; согласовывать имена существительные с числительными) | Предметные картинки Листы А4 Цветные карандаши Пластилин Цветная бумага, картон Клей Д/игры «Подскажи словечко» «Подбери признак» «Один – много» «Счет предметов» «Что сначала, что потом» Динамическая пауза «На лужайке» | Народные промыслы |
28
| Заучивание наизусть (по выбору) | 1.Развитие общих речевых навыков а)формировать правильное физиологическое и речевое дыхание; б)учить детей изменять силу голоса: говорить громко, тихо;выработать правильный темп речи; в)работать над четкостью дикции, над интонационной выразительностью речи г)вызывать эмоциональный отклик на произведения фольклора (потешки, заклички, прибаутки и прочее), желания разучивать наизусть некоторые из них; д)развивать лексико – грамматический строй речи | Иллюстрации из книг Бубен Пальчиковая гимнастика «Дудочка» | Устное народное творчество |
29
| Составление рассказа по картине | 1.Обучение рассказыванию, развитие связной речи а)развивать у детей стремление обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях, впечатлениях; б)продолжать обучать составлению предложения по картине, учить распространять предложения; в)рассказывать детям о народных играх, забавах; о традиционных народных праздниках, через ознакомление с русской живописью; е)развивать лексико – грамматический строй речи | Иллюстрации с картинами русских художников (праздничные гуляния – Святки, Колядки, масленица) Динамическая пауза «На лужайке поутру» | Народные игры, забавы |
30
| Пересказ рассказа Н. Сладкова «Чья проталина» | 1.Обучение краткому пересказу, развитие связной речи а)совершенствовать навык пересказа небольших текстов б)расширить и углубить представления детей о возвращении перелетных птиц, о Дне космонавтики; в)продолжать знакомить с творчеством Н. Сладкова; г)систематизировать знания детей о космосе, об освоении космоса людьми; ввести в активный словарь: существительные (космос, космонавт, ракета, корабль (космический), станция (орбитальная), спутник, полет); прилагательные (первый, космический, орбитальный); глаголы (осваивать, запускать, летать); д)обобщить знания детей о жизни перелетных птиц поздней весной (строительство гнезд, выведение и выкармливание птенцов, ловля насекомых); ввести в активный словарь: существительные (зяблик, кукушка, журавль, аист, стриж, гнездо, яйцо, птенец, насекомое); прилагательные (звонкий, веселый, удобный, маленький, беспомощный); глаголы (прилетать, строить, откладывать, высиживать, выводить, выкармливать, воспитывать, лететь, петь) е)совершенствовать умение образовывать сравнительные прилагательные; закрепить правильное использование в речи простых и сложных предлогов, словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, подбор нужного по смыслу предлога (из, в, к, над, на, по), | Текст с иллюстрациями Предметные картинки Д/ игра «Четвертый лишний» «Улетает — не улетает» «Назови ласково» «У кого — кто» «Закончи предложение» Пальчиковая гимнастика «Дрозд – дроздок» Динамическая пауза «Веснянка» «Ракета» | Возвращение перелетных птиц. 12 апреля – День Космонавтики |
31
| Составление рассказа по сюжетной картине (по мотивам сказкок К.Ушинского «Плутишка кот», «Лиса и козел») | 1.Обучение рассказыванию, развитие связной речи а)развивать у детей стремление обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях, впечатлениях; б)продолжать обучать составлению предложения по картинке, учить распространять предложения; в)систематизировать знания детей о жизни диких животных весной (выход из нор, появление детенышей, забота о них, воспитание; закреплять в речи названия диких животных и их детенышей; г)систематизировать знания детей о жизни домашних животных весной, о труде людей по уходу за домашними животными и их детенышами; закреплять в речи названия домашних животных и их детенышей; глаголы, обозначающие трудовые действия (кормить, поить, чистить, ухаживать) | Сюжетные картинки Предметные картинки Мяч Д/игра «Подбери словечко» «У кого кто» «Помоги малышу отыскать маму» «Назови ласково» «Один – много» «Веселый счет» «Кто как ест» «Кто как передвигается» «Кто как голос подает» Динамическая пауза «Хозяюшка» «Теленок» Пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке» | Животные (дикие /домашние) весной и их детеныши |
32
| Составление рассказа по сюжетной картинке (по выбору) | 1.Обучение рассказыванию, развитие связной речи а)развивать у детей стремление обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях, впечатлениях; б)продолжать обучать составлению предложения по картинке, учить распространять предложения; в)систематизировать знания детей о жизни домашних птиц весной, о труде людей по уходу за домашними птицами и их птенцами; закреплять в речи названия домашних птиц и их птенцов (утка – утята – селезень; гусь – гусыня – гусята; индюк – индюшка – индюшата; петух, курица – цыплята); глаголы, обозначающие трудовые действия (кормить, поить, чистить, ухаживать) | Сюжетные картинки Предметные картинки Мяч Д/игра «Подбери словечко» «У кого кто» «Помоги малышу отыскать маму» «Назови ласково» «Один – много» «Веселый счет» Пальчиковая гимнастика «Уточка» Динамическая пауза «Домашние птицы» | Домашние птицы и их птенцы |
33 | Заучивание наизусть А. Усачев «Что такое день победы?» | 1.Развитие общих речевых навыков а)формировать правильное физиологическое и речевое дыхание; б)учить детей изменять силу голоса: говорить громко, тихо; выработать правильный темп речи; в)работать над четкостью дикции, над интонационной выразительностью речи г)расширить и углубить представления детей о 9 мая – Дне Победы; уточнить, почему он называется «День Победы»; д)рассказать о героях Великой Отечественной войны, рассмотреть иллюстрации в книгах; уточнить, кто из членов семьи принимал участие в Великой Отечественной войне, показать фотографии родственников; е)воспитывать уважение к героям войны, любовь к родине; ж)развивать лексико – грамматический строй речи (подбор синонимов, антонимов, родственных слов,) | Фотографии военных лет, письма Листы А4 Цветные карандаши Д/игра «Послушай и назови» «Скажи по -другому» «Назови наоборот» | 9 мая – День Победы |
34
| Составление описательного рассказа о предмете по схеме. | 1.Обучение рассказыванию а)упражнять в составлении описательного рассказа по предложенной схеме; б)закрепить в речи детей существительные с обобщающим значением в)систематизировать и расширить представления детей о комнатных растениях; дать представление о светолюбивых и теневыносливых, влаголюбивых и засухоустойчивых растениях; закреплять умение ухаживать за растениями; познакомить со способами вегетативного размножения растений; Ввести в активный словарь: существительные (азалия, амариллис, стебель, лист, цветок, черенок, ус, лейка, удобрение, подкормка, поливка); прилагательные (сочный, зеленый, хрупкий, влажный, теплый); глаголы (поливать, протирать, подкармливать, пересаживать, размножать). | Предметные картинки Листы А4 Цветные карандаши Д/игра «Один – много» «Счет предметов» «Подбери словечко» Динамическая пауза «На окне в горшочках» | Комнатные растения |
35
| Составление рассказа по сюжетной картинке (по выбору) | 1.Обучение рассказыванию, развитие связной речи а)развивать у детей стремление обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях, впечатлениях; б)продолжать обучать составлению предложения по картинке, учить распространять предложения; в)систематизировать представления детей о многообразии насекомых, особенностях их внешнего строения, месте обитания, способах передвижения, питания; г)ввести в активный словарь: существительные (комар, муха, бабочка, жук, стрекоза, кузнечик, водомерка, крылышки, головка, брюшко, лапки, спинка, хоботок, личинки, куколка); прилагательные (маленький, хрупкий, прозрачный, тонкий, вредный, полезный, опасный); глаголы (летать, прыгать, порхать, выходить, засыпать, вредить, поедать, откладывать); д)развитие грамматического строя речи (употребление родительного падежа существительного, понимание логико-грамматических конструкций, | Сюжетные картинки Предметные картинки Мяч Д/ игра «Узнай, чье крылышко» «Бывает — не бывает» «Подбери признак» Пальчиковая гимнастика «Алые цветочки» «Пчела» Динамическая пауза «Гусеница» «Мотылек» | Цветы весной/Насекомые |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста с учётом Федеральных Государственных Требований
Перспективное планирование работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста с учётом Федеральных Государственных Требований...

Перспективное планирование по экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста
Данное планирование выполнено в личностно-ориентированной модели образования культурологического типа и предполагает создание дидактических условий для развития интеллектуально-познавательных сп...

Перспективное планирование по воспитанию толерантности у детей старшего дошкольного возраста
Методическая разработка по воспитанию толерантности у детей старшего дошкольного возраста...

« Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи у детей старшего дошкольного возраста посредством использования методов проблемного обучения»
Коротко о том, что такое проблемное обучение.Проблемное обучение - это метод, в ходе которого подача нового материала происходит через создание проблемной ситуации, которая явл...

Перспективное планирование по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через использовании нетрадиционных техник в сюжетном рисовании.
Перспективное планированиепо развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через использовании нетрадиционных техник в сюжетном рисовании....
Перспективный план самообразованию по теме "Дидактическая игра как средство развития представлений о природе и развития речи у детей старшего дошкольного возраста
Перспективный план самообразованию по теме "Дидактическая игра как средство развития представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи IIIуровня"...