Перспективное планирование по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ФФН (2 год обучения)
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Повалюхина Инна Алексеевна

Примерный перспективный план работы по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с фонетико–фонематическим недоразвитием речи (подготовительная к школе группа) - 2 год обучения 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №63»

Городского округа город Воронеж

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С ФОНЕТИКО – ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

(ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА)

2 ГОД ОБУЧЕНИЯ

Подготовила

Учитель-логопед МБДОУ

«Детский сад комбинированного вида №63»

Повалюхина И.А.

1КК

 

Воронеж

2016

Тема занятия (НОД)

Цель и задачи

Оборудование

Лексическая тема

1

 

Составление рассказа из личного опыта.

«Моя любимая игрушка» (составление описательного рассказа о предмете)

1.Обучение рассказыванию

а)упражнять в составлении описательного рассказа по предложенной схеме;

б)закрепить в речи детей существительные с обобщающим значением

в)активизировать в речи детей прилагательные; ввести в активный словарь существительные: неваляшка – матрешка; пирамидка, юла, конструктор – кубики;

г)развитие грамматического строя речи (закрепить в речи формы единственного и множественного числа; упражнять в употреблении форм родительного падежа; учить образовывать в речи относительные прилагательные – резиновый, кожаный, деревянный)

д)развивать высшие психические функции

Предметные картинки (игрушки), мячик

Игра «Чего не стало?», «Что изменилось»»,

«Один – много»

Пальчиковая гимнастика « Есть игрушки у меня»

Детский сад /Игрушки

2

 

Составление описательного рассказа о предмете по схеме.

«Во саду ли в огороде» (составление загадок – описаний)

1.Обучение рассказыванию

а)уточнить понятия «овощи», «фрукты»;

б)расширять представления детей о труде взрослых в огородах, в садах, на полях осенью;

в)закрепить знание детей названий основных цветов и их оттенков;

г)ввести в активный словарь:

существительные (урожай, картофель, морковь, капуста, лук, репа, свекла, редька, огурцы, помидоры, баклажаны, кабачки, чеснок, яблоки, груши, сливы, персики. абрикосы, виноград, грядка, парник, теплица);

прилагательные (спелый, зрелый, душистый, сочный, аппетитный, гладкий, красивый, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, розовый, коричневый);

глаголы (зреть, спеть, копать, срезать, подкармливать, окапывать, пахать);

д)совершенствовать умение детей образовывать и использовать в речи существительные в единственном и множественном числе;

е)обучать согласованию прилагательных с существительными, практическому употреблению относительных и притяжательных прилагательных в речи;

ж)уточнить понимание детьми значений глаголов с различными приставками (окапывать, подкармливать, пригибать, подвязывать)

Предметные картинки (игрушки), мячик

Д/игры

«Четвертый лишний»

«Подбери признак»

«Узнай по описанию»

«Один – много»

«Веселый счет»

Пальчиковая гимнастика «Апельсин»

Овощи / Фрукты

3

 

Заучивание наизусть стихотворения

Е. Трутнева

«До свиданья, лето!»

  

1.Развитие общих речевых навыков

а)формировать правильное физиологическое и речевое дыхание;

б)учить детей изменять силу голоса: говорить громко, тихо;

в)выработать правильный темп речи;

г)работать над четкостью дикции;

д)работать над интонационной выразительностью речи

Сюжетные картинки с осенним пейзажем

Графическая схема стихотворения (мнемотехника)

мяч

Д/игры

«Четвертый лишний»

«Подбери признак»

«Узнай по описанию»

«Один – много»

«Веселый счет»

Фрукты / Ягоды

4

 

 Пересказ

Н. Сладкого

«Половодье грибов»

1.Обучение краткому пересказу

а)систематизировать знания детей об осени, об осенних явлениях природы;

б)знакомить детей с периодами осени и осенними месяцами;

в)закрепить знание названий деревьев, о причинах опадания листьев;

г)расширить представления детей о многообразии растений осеннего леса, уточнить знания детей о грибах и лесных ягодах

д)ввести в активный словарь:

существительные (осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, месяц, туман, листопад, заморозок, изморозь, лес, листья, клен, дуб, осина, рябина, береза, тополь, ясень, ель, сосна; мухомор, подберезовик, подосиновик, лисичка, сыроежка, опенок, поганка; клюква, брусника, черника, земляника, малина);

прилагательные (ранний, поздний, золотой, прекрасный, грустный, богатый, алый, багряный, ядовитый, съедобный, кислый, сладкий, ароматный);

глаголы (падать, лететь, шелестеть, шуршать,  моросить, убирать, улететь, вянуть, сохнуть, желтеть, краснеть, срезать, искать, наклоняться, различать);

г)знакомить с правилами безопасности собственной жизнедеятельности (безопасность на природе)

Предметные картинки

Мячик

Игры «Веселый счет», «Что изменилось?», «Чего не стало?»

«Чья, чей, чьи?»

«Узнай по описанию»

«Один – много»

«Веселый счет»

Пальчиковая гимнастика «Осень»

Динамическая пауза  «За грибами»

Ягоды / Грибы

5

 

Чтение сказки

Виталий Бианки

«Хитрый лис и умная уточка»

1.Развитие общих речевых навыков, связной речи

а)развивать у детей стремление обсуждать услышанное и увиденное, рассказывать о переживаниях и впечатлениях;

б)учить правильно задавать вопросы и отвечать на вопросы;

в)стимулировать развитие не только познавательного интереса, но и познавательного общения;

г)закреплять и расширять представления детей о перелетных (водоплавающих) птицах, их поведения осенью:

-объединение в стаи

-отлет

-добывание корма

д)ввести в активный словарь:

существительные (ласточки, скворцы, грачи, гуси, утки, журавли, лебеди, дрозды, жаворонки, чижи, стрижи);

прилагательные (длинношеий, длинноногий, красноклювый, короткоклювый);

глаголы (летать, нырять, клевать, заглатывать, курлыкать, крякать, шипеть)

Сюжетные картинки, предметные картинки

Текст сказки , иллюстрации

Д/ игра «Улетает — не улетает»

«Один — много»

«Улетели птицы»

«Подбери предмет к признаку»

Пальчиковая

гимнастика «Десять птичек стайка»

Перелетные птицы

6

 

Пересказ рассказа Н.Сладкова

«Осень на пороге»

1.Обучение краткому пересказу, развитие связной речи

а)совершенствовать навык пересказа небольших текстов

б)систематизировать представление детей о местах обитания диких зверей и птиц осенью;

в)расширить и углубить представления детей о подготовке диких зверей и птиц к зиме

г)продолжать знакомить с творчеством Н. Сладкова

д)ввести в активный словарь:

существительные (лиса, волк, медведь, заяц, барсук, бобр, белка, лось, нора, берлога, клыки, мех, шкура);

прилагательные (густой, пушистый, шелковистый, плотный, толстый, добрый, хитрый, ловкий, бурый, зубастый, косолапый, куцый, острый, хищный);

глаголы (линять, меняться, запасать, засыпать, рыскать, рычать, выть, притаиться)

е)развитие грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными, подбор действий к предмету, образование притяжательных прилагательных, употребление родительного падежа имен существительных во множественном числе, подбор родственных слов, употребление предложного падежа существительного, согласование числительных с существительными).

Сюжетные картинки, предметные картинки

Текст рассказа, иллюстрации

Д/ игра

«Чей, чья, чье?»

«Чей хвост?»

«Подбери признак»

«Кто сидит в клетке? Кого не стало?»

«Кто где живет»

«Веселый счет»

Пальчиковая гимнастика «Есть у каждого свой дом»

Динамическая пауза «На водопой»

Дикие животные и птицы осенью

7

 

Составление рассказа по сюжетной картинке

(по выбору)

(по мотивам произведений Валентины Осеевой «Добрая Хозяюшка», стихотворения «Куриный разговор», «Важные коровы»; К.Ушинского «Два козлика», «Петушок с семьей», «Коровка»)

1.Обучение рассказыванию, развитие связной речи

а)развивать у детей стремление обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях, впечатлениях;

б)продолжать обучать составлению предложения по картинке, учить распространять предложения;

в)систематизировать представление детей о местах обитания домашних животных и птиц;

г)расширять представления детей о роли человека в подготовке домашних животных и птиц к зиме;

д) ввести в активный словарь:

существительные (кот, собака, лошадь, корова, овца, баран, коза, козел, свинья, стадо, ферма, конюшня, сено, пойло. рога, грива, копыта);

прилагательные (густой, пушистый, шелковистый, плотный, толстый, рогатый. добрый);

глаголы (линять, запасать, охранять, притаиться, жевать, хрюкать, мычать, блеять, мяукать, кусаться. Бодаться, царапаться)

Сюжетные картинки, предметные картинки

Мяч

Д/игра

«Назови семью»

«Кто где живет»

«Отгадай, кто это?»

«Чей хвост, чье туловище, чья голова, чьи уши?»

«Кто как ест»

«Кто как передвигается»

«Кто как голос подает»

Динамическая пауза

«Игра в стадо»

Пальчиковая гимнастика «Буренушка»

Домашние животные и птицы осенью

8

 

Пересказ рассказа К.Ушинского «Наше Отечество»

1.Обучение краткому пересказу, развитие связной речи

а)совершенствовать навык пересказа небольших текстов

б)расширить и углубить представления детей о  Родине

в)продолжать знакомить с творчеством К. Ушинского

в) Формировать представления детей о родной стране - России;

расширять и углублять знания детей о Москве – главном городе, столице России; формировать представление детей о том, что Российская Федерация – многонациональная страна; познакомить с государственными знаками России (флагом, гербом, гимном); 

обогащать и активизировать речь детей:

Ввести в активный словарь существительные (родина, страна, государство, край, Россия, граница, столица, город, проспект, площадь, река, москвичи, холм), прилагательные (любимая, единственная, огромная, прекрасная, белокаменная, златоглавая), 

глаголы (любить, беречь, охранять, стоять, раскинуться);

г)развивать монологическую и диалогическую форму речи, развивать индивидуальные способности детей в творческой речевой деятельности, побуждать детей к высказываниям и описаниям того, что они видели

д)развивать общие  речевые навыки, слуховое восприятие, внимание, память, мышление: толкование и заучивание пословиц и поговорок о Родине, заучивание наизусть стихотворений о Родине, о Москве.

Сюжетные картинки

Открытки

Предметные картинки

Листы А4

Цветные карандаши

Динамическая пауза

«Хоровод»

Моя страна

4 ноября – День народного единства

9

 

Заучивание стихотворения З.Александровой «Родина»

1.Развитие общих речевых навыков

а)формировать правильное физиологическое и речевое дыхание;

б)учить детей изменять силу голоса: говорить громко, тихо;

выработать правильный темп речи;

в)работать над четкостью дикции, над интонационной выразительностью речи

г) расширить и углубить представления детей о  Малой родине:

-вспомнить, как называется город, в котором мы живём, улица, на которой находится наш детский сад, назвать главную улицу города, площади и другие улицы;

-обратить внимание на то, почему город имеет такое название, чем он знаменит, рассказать о наиболее  важных событиях, произошедших в нашем городе, какие достопримечательности в нем есть;

-рассматривать иллюстрации, открытки и фотографии с изображением нашего города;

-вспомнить и назвать, какой транспорт можно увидеть на улицах города, напомните о необходимости соблюдения правил дорожного движения;

-повторить домашний адрес, адрес детского сада, вспомнить, на каком транспорте вы едете в детский сад.

д)развитие грамматического строя речи (образование сложных слов, подбор прилагательных к существительному, подбор родственных слов, синонимов, антонимов)

Сюжетные картинки

Д/ игра «Назови — какой»

«Подбери признак»

«Подскажи словечко»

Пальчиковая гимнастика «Люблю по городу гулять»

Мой город.

10

 

Составление описательного рассказа по сюжетной картинке

(на выбор)

По мотивам рассказа Валентина Осеева «Девочка с куклой»

(дорожная безопасность)

1.Обучение рассказыванию, развитие связной речи

а)развивать у детей стремление обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях, впечатлениях;

б)продолжать обучать составлению предложения по картинке, учить распространять предложения;

в)систематизировать представления детей о транспорте, сформировать представление детей о видах транспорта, расширить представления о профессиях на транспорте;

г)ввести в активный словарь

существительные (машина, грузовик, самосвал, цистерна, контейнеровоз, платформа, поезд, тепловоз, электровоз, трамвай, троллейбус, метро, автобус, пассажир, груз, поездка, шофер, водитель, капитан, летчик, пилот);

прилагательные (легковой, грузовой, пассажирский, дорожный, водный, воздушный, железнодорожный, наземный, подземный, смелый, умный, сильный);

глаголы (ехать, везти, доставлять, перевозить, лететь, плыть, управлять)

д)знакомить с правилами безопасности на дороге

е)развитие грамматического строя речи (подбор синонимов и антонимов к словам, образование сложных слов, образование приставочных глаголов)

Сюжетные картинки

Предметные картинки

Мяч

Д/ игра «Подбери признак»

«Почему так называются?»

«Подбери предмет к призраку»

«Четвертый лишний»

«Кто на какой машине работает»

Динамическая пауза

«На шоссе»

Транспорт.

ПДД

11

 

Составление рассказа из личного опыта

«Моя семья»

(по мотивам рассказов Валентины Осеевой «Сыновья», «Печенье»

1.Развитие общих речевых навыков, связной речи

а)развивать у детей стремление обсуждать услышанное и увиденное, рассказывать о переживаниях и впечатлениях;

б)учить правильно задавать вопросы и отвечать на вопросы;

в)стимулировать развитие не только познавательного интереса, но и познавательного общения;

г) предварительная беседа о семье (С кем ты живешь? Сколько человек в твоей семье? Назови всех членов твоей семьи. Кто самый младший, кто самый старший в семье? Кто старше всех? Кто младше всех?); Предложить  назвать фамилию, имя и отчество каждого члена семьи, домашний адрес и профессию, место работы родителей, трудовые действия.

д)отметить важную роль матери в жизни каждого человека

Семейные фотографии

Листы А4

Цветные карандаши

Текст с иллюстрациями

Пальчиковая гимнастика «Семья»

Моя семья

День Матери

12

 

Составление описательного рассказа по сюжетной картинке

«Квартира. Мебель»  

1.Обучение рассказыванию, развитие связной речи

а)развивать у детей стремление обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях, впечатлениях;

б)продолжать обучать составлению предложения по картинке, учить распространять предложения;

в) рассмотреть на сюжетных картинках  жилые дома, обратив внимание на то, что дома бывают разные: одноэтажные и многоэтажные, каменные и деревянные; побеседовать о доме,  в котором проживает ребенок, сосчитать сколько в нем этажей, на каком этаже он живет, есть ли в доме лифт и для чего он нужен, вспомнить и назвать домашний адрес; на иллюстрациях рассмотреть дома, которые построены в крупных городах (вспомнить названия этих городов) и в сельской местности, обратить внимание на то, как украшаются городские улицы, площади, дома;

совершить «экскурсию» по  квартире (по дому), обратив внимание на то, сколько каких в ней (в нем) комнат (кухня, ванная комната, туалетная комната, прихожая, подсобные помещения), объяснив их назначение; рассмотреть мебель в каждой из этих комнат, вспомнив ее особенности и предназначение.

г)развитие грамматического строя речи (образование относительных и притяжательных прилагательных, образование сложных слов (многоэтажный и прочее), согласование прилагательных с существительным, числительного с существительным, образование множественного числа им.сущ., употребление простых предлогов пространственного значения)

Сюжетные картинки

Предметные картинки, мяч

Д/игры

«Из чего сделан предмет?»

«Подскажи словечко»

«Веселый счет»

«Кто больше назовет?»

«Что изменилось?»

Пальчиковая гимнастика

«Наша квартира»

Мой дом. Моя квартира

13

 

Составление описательного рассказа о предмете по схеме.

1.Обучение рассказыванию

а)упражнять в составлении описательного рассказа по предложенной схеме;

б)закрепить в речи детей существительные с обобщающим значением

в)уточнить понятие мебель, расширять представления о назначении мебели, о частях, из которых  состоят предметы мебели, о материалах, из которых сделана мебель;

г)ввести в активный словарь:

существительные (мебель, кресло, диван, кровать, комод, шкаф,  стенка, стол, стулья, тумба, гарнитур, ножка, дверца, полка, спинка, сиденье, подлокотник);

прилагательные (дубовый, березовый, ореховый, сосновый, мягкий, зеркальный, кожаный, полированный);

глаголы (ставить, сидеть, лежать, отдыхать, спать, работать);

д)совершенствовать умение образовывать и использовать в речи имена существительные в ед. и мн. числе; продолжать работу по обучению согласованию имен прилагательных с именами существительными; учить правильному употреблению в речи относительных и притяжательных прилагательных;

е)развитие высших психических функций

Предметные картинки

Мяч

Д/игра

«Я начну, а ты закончи»

«Скажи наоборот»

«Назови признак»

«Подбери словечко»

«Один – много»

«Счет предметов»

Пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире»

. Мебель. Части мебели

14

 

Беседа на тему:  «Как Незнайка попал в беду»

(пожарная безопасность)

1.Развитие общих речевых навыков, связной речи

а)развивать у детей стремление обсуждать услышанное и увиденное, рассказывать о переживаниях и впечатлениях;

б)учить правильно задавать вопросы и отвечать на вопросы;

в)стимулировать развитие не только познавательного интереса, но и познавательного общения;

г)знакомить с безопасностью собственной жизнедеятельности;

д)обогащать словарь, развивать грамматический строй речи (согласование прилагательных с существительными, согласование числительных с существительными, образование сложных слов – пылесос, соковыжималка, кофемолка, соковарка)

Сюжетные картинки

Предметные картинки

Д/игра

«Один – много»

«Подскажи словечко»

«Счет предметов»

«Подбери признак»

Д/пауза

П/гимнастика

(на выбор)

Бытовые приборы /

Оргтехника

15

 

Составление описательного рассказа по сюжетной картинке

«Продукты питания».

1.Обучение рассказыванию, развитие связной речи

а)развивать у детей стремление обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях, впечатлениях;

б)продолжать обучать составлению предложения по картинке, учить распространять предложения;

в)уточнить понятие посуда; расширить представления о назначении посуды, о видах посуды, о частях, из которых состоит посуда, о материалах, из которых сделана посуда;

г)ввести в активный словарь:

существительные (посуда, поднос, чайник, чашка, блюдце, стакан, кофейник, сахарница, конфетница, молочник, масленка, солонка, супница, тарелка, салфетница, ложка, вилка, нож, поварёшка, кастрюля, сковорода, ковш, дуршлаг);

прилагательные (стеклянный, фарфоровый, металлический, серебряный, чугунный, эмалированный, чайный, столовый, кухонный);

глаголы (пить, есть, готовить, варить, жарить, резать);

д)совершенствовать умение образовывать и использовать в речи имена существительные в ед. и мн. числе; продолжать работу по обучению согласованию имен прилагательных с именами существительными; учить правильному употреблению в речи относительных и притяжательных прилагательных;

е)развитие высших психических функций

Предметные картинки

Мяч

Д/ игра

«Подбери признак»

«Какое это блюдо?» (образование относительных прилагательных)

«Четвертый лишний»

«Счет предметов»

«Один – много»

Пальчиковая гимнастика

«Машина каша»

«Помощники»

Динамическая пауза

«Посуда»

Посуда/Продукты питания

16

 

Составление рассказа из личного опыта «Новогодняя елка»

1.Развитие общих речевых навыков, связной речи

а)развивать у детей стремление обсуждать услышанное и увиденное, рассказывать о переживаниях и впечатлениях;

б)учить правильно задавать вопросы и отвечать на вопросы;

в)стимулировать развитие не только познавательного интереса, но и познавательного общения

г)закрепить представления детей о новогоднем празднике; закрепить знания о том, что в году 12 месяцев, что год начинается 1 января; дать представление о том, как встречают Новый год в разных странах

д)ввести в активный словарь:

существительные (месяц, ночь, праздник, украшение, елка, карнавал, хоровод, серпантин, гирлянда, Дед Мороз, Снегурочка, подарок, гость, поздравление);

прилагательные (новогодний, праздничный, веселый, разноцветный, нарядный, шумный, красивый. Радостный);

глаголы (выступать, отмечать, поздравлять, дарить, укреплять, зажигать);

е)знакомить с безопасностью собственной жизнедеятельности

Сюжетные картинки

Предметные картинки

Листы А4

Цветные карандаши

Д/ игра «Подбери признак к предмету»

«Один – много»

«Веселый счет»

«Слова – родственники»

Пальчиковая гимнастика «Подарки»

«Елочка»

Динамическая пауза «С новым годом»

Новый год

17

 

Заучивание наизусть стихотворения …

И.Суриков

«Вот моя деревня…»

1.Развитие общих речевых навыков

а)формировать правильное физиологическое и речевое дыхание;

б)учить детей изменять силу голоса: говорить громко, тихо;

выработать правильный темп речи;

в)работать над четкостью дикции, над интонационной выразительностью речи

г) расширить и углубить представления детей о  зимних забавах, об одежде и обуви зимой;

д)уточнять и расширять представления детей о зимней одежде и обуви, головных уборах; уточнить представления о материалах, из которых они сделаны.

Ввести в активный словарь:

существительные (ботинки, полуботинки, сапоги; куртка, пальто, шуба, дубленка; перчатки, варежки, шарф, берет, шапка, платок; фетр, шерсть, кожа, мех, трикотаж, вельвет, драп, резина; рукав, капюшон, подол, пуговица, петля, манжета, подошва, шнурки, каблуки, носок, задник);

прилагательные (фетровый, шерстяной, кожаный, меховой, трикотажный, вельветовый, драповый, резиновый, зимний, удобный, модный, нарядный);

глаголы (надевать, одевать, обувать, носить, снимать, расстегивать, застегивать, развязывать, завязывать, вешать, складывать, ставить);

е)совершенствовать умение образовывать и использовать в речи имена существительные в ед. и мн. числе; продолжать работу по обучению согласованию имен прилагательных с именами существительными; учить правильному употреблению в речи относительных и притяжательных прилагательных; совершенствовать умение согласовывать числительные 2 и 5 с существительными; упражнение на словообразование, в том числе и образование сложных слов, употребление дательного падежа имен существительных

Сюжетные картинки

Предметные картинки

мяч

Д/ игра «Почему так назван?»

«Кому что нужно»

«Четвертый лишний»

«Веселый счет»

«Один – много»

  «Подбери признак»

«Большой — маленький» (словообразование с помощью уменьшительно-ласкательньных cуффиксов)

«Один — много» (употребление множественного числа существительных)

«Чья, чей, чьи, чье?»

«Из чего — какой?»

 Пальчиковая гимнастика

«Снежок»,

«Мы во двор пошли гулять»

«Кормушка»

Динамическая пауза «Зимние забавы» 

Зимние забавы /

Зимняя одежда (обувь)

18

 

Составление рассказа по сюжетной картинке

(по мотивам произведения К.Ушинского «Жалобы зайки», «Не ладно скроен, да крепко сшит»)

1.Обучение рассказыванию, развитие связной речи

а)развивать у детей стремление обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях, впечатлениях;

б)продолжать обучать составлению предложения по картинке, учить распространять предложения;

в)систематизировать знания детей о зиме, о зимних явлениях природы; познакомить детей с зимними месяцами; закрепить знания детей о зимующих птицах; расширить представления о поведении и повадках вороны, синицы, снегиря, свиристеля; объяснять, почему зимой надо подкармливать птиц; расширять представления о жизни диких зверей зимой;

г)ввести в активный словарь:

существительные (зима, декабрь, январь и февраль, снегопад, пурга, метель, вьюга, буран, мороз, оттепель, ворона, воробей, синица, снегирь, свиристель, голубь, кормушка, корм, медведь, берлога, белка, дупло, барсук, нора, еж, норка);

прилагательные (холодный, морозный, снежный, сильный, легкий, красногрудый, теплый, резвый);

глаголы (падать, покрывать, сковывать, оттаять, кружиться, завывать, заметать, трещать, прилетать, замерзать, клевать, выводить, кормить, спать, сосать);

д)уточнить, в какие игры дети любят играть зимой и почему, что им нужно для зимних игр;

обсудить вместе с детьми,  в какие игры нельзя играть зимой и почему.

(безопасность собственной жизнедеятельности)

е)развитие грамматического строя речи (согласование имен существительных с прилагательными, подбор родственных слов)

Сюжетные картинки

Предметные картинки

Текст с иллюстрациями

Мяч

Д/ игра «Четвертый лишний»

«Подбери признак»

«Кто как ест»

«Кто как передвигается»

«Кто как голос подает»

Динамическая пауза «Медведь»

Пальчиковая гимнастика «Где обедал воробей?»

Животные наших лесов зимой /

Зимующие птицы

19

 

 Беседа на тему:

«Мой город воин – ты непобедимый!»

 

1.Обучение краткому пересказу, развитие связной речи

а)совершенствовать навык пересказа небольших текстов;

б)расширить и углубить представления детей о  Малой родине, Дне памяти;

в)знакомить с творчеством  земляков, Воронежских писателей и поэтов;

г)продолжать работу над четкостью дикции, интонационной выразительности речи

Демонстрацион-

ный материал

(фотографии, старые письма военных лет)

Портреты Воронежских писателей и поэтов

Поэтические и прозаические тесты

Листы А4

Цветные карандаши

25 января - День памяти – Освобождение Воронежа от немецко – фашистских захватчиков

20

 

Составление описательного рассказа по картине

(По мотивам былины «Алеша Попович и Тугарин Змей»)

1.Обучение рассказыванию, развитие связной речи

а)развивать у детей стремление обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях, впечатлениях;

б)продолжать обучать составлению предложения по картинке, учить распространять предложения;

в)учить детей говорить в спокойном темпе;

г)продолжать работу над четкостью дикции, интонационной выразительности речи.

текст

иллюстрации

бубен

Д/игра

«Подбери словечко»

«Я начну, а ты продолжи»

Д/пауза

П/гимнастика

(на выбор)

Русские богатыри

21

 

Составление рассказа по опорным картинкам

1.Обучение рассказыванию, развитие связной речи

а)развивать у детей стремление обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях, впечатлениях;

б)продолжать обучать составлению предложения по картинке, учить распространять предложения;

в)познакомить с родами войск, военной техникой, военными профессиями (по картинкам и иллюстрациям).

Сюжетная картинка

Предметные картинки

Д/ игра

«Кто служит в Армии?» (образование имен существительных с помощью суффиксов -чик, -ист)

«Подскажи словечко»

«Веселый счет»

«Один – много»

Военные профессии

22

 

Составление рассказа по сюжетной картинке

(по собственному рисунку)

1.Обучение рассказыванию, развитие связной речи

а)развивать у детей стремление обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях, впечатлениях;

б)продолжать обучать составлению предложения по картинке, учить распространять предложения;

в)продолжать знакомить с родами войск, военной техникой, военными профессиями (по картинкам и иллюстрациям).

г)развивать лексико – грамматический строй речи

Сюжетная картинка

Предметные картинки

Д/ игра

«Кто служит в Армии?» (образование имен существительных с помощью суффиксов -чик, -ист)

«Подскажи словечко»

«Веселый счет»

«Один – много»

Д/пауза

П/гимнастика

(на выбор)

Военная техника

23

 

Заучивание наизусть

(по выбору)

1.Развитие общих речевых навыков

а)формировать правильное физиологическое и речевое дыхание;

б)учить детей изменять силу голоса: говорить громко, тихо;

выработать правильный темп речи;

в)работать над четкостью дикции, над интонационной выразительностью речи

г) расширить и углубить представления детей о  Дне защитника Отечества; о том, что это за праздник, кто такие защитники Отечества; вместе с детьми  рассмотреть помещенные в газетах и журналах фотографии, имеющие отношение к Армии; воспитывать уважение и любовь к Российской армии. 

Сюжетные картинки

Предметные картинки

Бубен

Д/ игра «Кто служит в Армии?»

«Подбери признак»

«Сосчитай»

Д/пауза

П/гимнастика

(на выбор)

День защитника Отечества

24

 

Составление рассказа из личного опыта «Мой папа», «Мой дед»

(по мотивам произведений Л.Н. Толстого «Ученый сын», «Садовник и сыновья», «Отец и сыновья»)

1.Развитие общих речевых навыков, связной речи

а)развивать у детей стремление обсуждать услышанное и увиденное, рассказывать о переживаниях и впечатлениях;

б)учить правильно задавать вопросы и отвечать на вопросы;

в)стимулировать развитие не только познавательного интереса, но и познавательного общения

Семейные фотографии

Листы А4

Цветные карандаши

Д/ игра

«Я начну, а ты продолжи»

«Назови ласково»

«Подбери признак»

«Подскажи словечко»

«Подбери действие к предмету»

Д/пауза

П/гимнастика

(на выбор)

Мой папа/

Мой дедушка

25

 

Заучивание наизусть

(по выбору)

1.Развитие общих речевых навыков

а)формировать правильное физиологическое и речевое дыхание;

б)учить детей изменять силу голоса: говорить громко, тихо;

в)выработать правильный темп речи;

г)работать над четкостью дикции, над интонационной выразительностью речи

д)  обобщить представления о типичных весенних явлениях живой и неживой природы; знакомить с весенними месяцами; дать представление о том, что изменения в мире природы связаны с потеплением и появлением необходимых условий для жизни растений и животных;

е)ввести в активный словарь:

существительные (весна, март, апрель, май, оттепель, сосулька, проталина, ручей, грач, уборка (снега), обрезка (деревьев), первоцвет, пролеска, ветреница, лук, верба, ольха, половодье;

прилагательные (рыхлый, темный, ноздреватый, грязный, зернистый, снегоуборочная (машина), нежный, хрупкий, красивый, пушистый, душистый;

глаголы (таять, копать, прилетать, расцветать, убирать, обрезать, просыхать).

ж)развитие грамматического строя речи (подбор действий к существительным, употребление винительного падежа имен существительных; дательного падежа имен существительных, осмысление логико-грамматических конструкций, подбор родственных слов, упражнять в словообразовании)

Сюжетные картинки

Предметные картинки

Д/ игра «Кто что делает»

«Кому что нужно для работы»

«Подбери признак»

«Бывает — не бывает»

«Назови женскую профессию»

Пальчиковая гимнастика «Как у нас семья большая»

Весна.

8 марта - МЖД

26

 

Составление описательного рассказа о предмете по схеме.

1.Обучение рассказыванию

а)упражнять в составлении описательного рассказа по предложенной схеме;

б)закрепить в речи детей существительные с обобщающим значением;

в)рассказать о русских народных игрушках, рассмотреть их на иллюстрациях и в натуральном виде;

г)рассмотреть материал, из которого сделаны игрушки — глина, дерево, керамика; цвет, форму, величину, части игрушек, рассказать, как в них играют;

д)обогащать словарь, развивать грамматический строй речи (совершенствовать умение образовывать и использовать в речи имена существительные в ед. и мн. числе; согласовывать имена существительные с числительными; образовывать относительные прилагательные)

Д/ игра «Назови игрушку» (образование относительных прилагательных)

«Веселый счет»

«Один – много»

«Что изменилось»

«Чего не стало»

«Что сначала, что потом»

Д/пауза

П/гимнастика

(на выбор)

Народная игрушка

27

 

Составление рассказа по опорным картинкам

1.Обучение рассказыванию, развитие связной речи

а)развивать у детей стремление обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях, впечатлениях;

б)продолжать обучать составлению предложения по картинке, учить распространять предложения;

в)вспомнить и назвать русские народные игрушки, продолжать рассматривать их на иллюстрациях и в натуральном виде;

г)побеседовать с детьми о народных промыслах, о том, что игрушки делают народные умельцы.

д)обогащать словарь, развивать грамматический строй речи

(совершенствовать умение образовывать и использовать в речи имена существительные в ед. и мн. числе; согласовывать имена существительные с числительными)

Предметные картинки

Листы А4

Цветные карандаши

Пластилин

Цветная бумага, картон

Клей

Д/игры

«Подскажи словечко»

«Подбери признак»

«Один – много»

«Счет предметов»

«Что сначала, что потом»

Динамическая пауза

«На лужайке»

Народные промыслы

28

 

  Заучивание наизусть

(по выбору)

1.Развитие общих речевых навыков

а)формировать правильное физиологическое и речевое дыхание;

б)учить детей изменять силу голоса: говорить громко, тихо;выработать правильный темп речи;

в)работать над четкостью дикции, над интонационной выразительностью речи

г)вызывать эмоциональный отклик на произведения фольклора (потешки, заклички, прибаутки и прочее), желания разучивать наизусть некоторые из них;

д)развивать лексико – грамматический строй речи

Иллюстрации из книг

Бубен

Пальчиковая гимнастика «Дудочка»

Устное народное творчество

29

 

Составление рассказа по  картине

1.Обучение рассказыванию, развитие связной речи

а)развивать у детей стремление обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях, впечатлениях;

б)продолжать обучать составлению предложения по картине, учить распространять предложения;

в)рассказывать детям о народных играх, забавах; о традиционных народных праздниках, через ознакомление с русской живописью;

е)развивать лексико – грамматический строй речи

 Иллюстрации с картинами русских художников

(праздничные гуляния – Святки, Колядки, масленица)

Динамическая пауза «На лужайке поутру»

Народные игры, забавы

30

 

Пересказ рассказа

Н. Сладкова

«Чья проталина»

1.Обучение краткому пересказу, развитие связной речи

а)совершенствовать навык пересказа небольших текстов

б)расширить и углубить представления детей о  возвращении перелетных птиц, о Дне космонавтики;

в)продолжать знакомить с творчеством Н. Сладкова;

г)систематизировать знания детей о космосе, об освоении космоса людьми;

ввести в активный словарь:

существительные (космос, космонавт, ракета, корабль (космический), станция (орбитальная), спутник, полет);

прилагательные (первый, космический, орбитальный);

глаголы (осваивать, запускать, летать);

д)обобщить знания детей о жизни перелетных птиц поздней весной (строительство гнезд, выведение и выкармливание птенцов, ловля насекомых);

ввести в активный словарь:

существительные (зяблик, кукушка, журавль, аист, стриж, гнездо, яйцо, птенец, насекомое);

прилагательные (звонкий, веселый, удобный, маленький, беспомощный);

глаголы (прилетать, строить, откладывать, высиживать, выводить, выкармливать, воспитывать, лететь, петь)

е)совершенствовать умение образовывать сравнительные прилагательные; закрепить правильное использование в речи простых и сложных предлогов, словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, подбор нужного по смыслу предлога (из, в, к, над, на, по),

Текст с иллюстрациями

Предметные картинки

Д/ игра «Четвертый лишний»

«Улетает — не улетает»

«Назови ласково»

«У кого — кто»

«Закончи предложение»

Пальчиковая гимнастика «Дрозд – дроздок»

Динамическая пауза

«Веснянка»

«Ракета»

Возвращение перелетных птиц.

12 апреля – День Космонавтики

31

 

Составление рассказа по сюжетной картине

(по мотивам сказкок К.Ушинского «Плутишка кот», «Лиса и козел»)

1.Обучение рассказыванию, развитие связной речи

а)развивать у детей стремление обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях, впечатлениях;

б)продолжать обучать составлению предложения по картинке, учить распространять предложения;

в)систематизировать знания детей о жизни диких животных весной (выход из нор, появление детенышей, забота о них, воспитание; закреплять в речи названия диких животных и их детенышей;

г)систематизировать знания детей о жизни домашних животных весной, о труде людей по уходу за домашними животными и их детенышами; закреплять в речи названия домашних животных и их детенышей; глаголы, обозначающие трудовые действия (кормить, поить, чистить, ухаживать)

Сюжетные картинки

Предметные картинки

Мяч

Д/игра

«Подбери словечко»

«У кого кто»

«Помоги малышу отыскать маму»

«Назови ласково»

«Один – много»

«Веселый счет»

«Кто как ест»

«Кто как передвигается»

«Кто как голос подает»

Динамическая пауза

«Хозяюшка»

«Теленок»

Пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке»

Животные (дикие /домашние) весной  и их детеныши

32

 

Составление рассказа по сюжетной картинке

(по выбору)

1.Обучение рассказыванию, развитие связной речи

а)развивать у детей стремление обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях, впечатлениях;

б)продолжать обучать составлению предложения по картинке, учить распространять предложения;

в)систематизировать знания детей о жизни домашних птиц весной, о труде людей по уходу за домашними птицами и их птенцами; закреплять в речи названия домашних птиц и их птенцов (утка – утята – селезень; гусь – гусыня – гусята; индюк – индюшка – индюшата; петух, курица – цыплята); глаголы, обозначающие трудовые действия (кормить, поить, чистить, ухаживать)

Сюжетные картинки

Предметные картинки

Мяч

Д/игра

«Подбери словечко»

«У кого кто»

«Помоги малышу отыскать маму»

«Назови ласково»

«Один – много»

«Веселый счет»

Пальчиковая гимнастика «Уточка»

Динамическая пауза

«Домашние птицы»

Домашние птицы и их птенцы

33

Заучивание наизусть

А. Усачев

«Что такое день победы?»

1.Развитие общих речевых навыков

а)формировать правильное физиологическое и речевое дыхание;

б)учить детей изменять силу голоса: говорить громко, тихо;

выработать правильный темп речи;

в)работать над четкостью дикции, над интонационной выразительностью речи

г)расширить и углубить представления детей о  9 мая – Дне Победы; уточнить, почему он называется «День Победы»;

д)рассказать о героях Великой Отечественной войны, рассмотреть иллюстрации в книгах; уточнить, кто из членов  семьи принимал участие в Великой Отечественной войне, показать фотографии родственников;

е)воспитывать уважение к героям войны, любовь к родине;

ж)развивать лексико – грамматический строй речи (подбор синонимов, антонимов, родственных слов,)

Фотографии военных лет, письма

Листы А4

Цветные карандаши

Д/игра «Послушай и назови»

«Скажи по -другому»

«Назови наоборот»

9 мая – День Победы

34

 

Составление описательного рассказа о предмете по схеме.

1.Обучение рассказыванию

а)упражнять в составлении описательного рассказа по предложенной схеме;

б)закрепить в речи детей существительные с обобщающим значением

в)систематизировать и расширить представления детей о комнатных растениях; дать представление о светолюбивых и теневыносливых, влаголюбивых и засухоустойчивых растениях; закреплять умение ухаживать за растениями; познакомить со способами вегетативного размножения растений;

Ввести в активный словарь:

существительные (азалия, амариллис, стебель, лист, цветок, черенок, ус, лейка, удобрение, подкормка, поливка);

прилагательные (сочный, зеленый, хрупкий, влажный, теплый);

глаголы (поливать, протирать, подкармливать, пересаживать, размножать).

Предметные картинки

Листы А4

Цветные карандаши

Д/игра

«Один – много»

«Счет предметов»

«Подбери словечко»

Динамическая пауза «На окне в горшочках»

Комнатные растения

35

 

 Составление рассказа по сюжетной картинке

(по выбору)

1.Обучение рассказыванию, развитие связной речи

а)развивать у детей стремление обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях, впечатлениях;

б)продолжать обучать составлению предложения по картинке, учить распространять предложения;

в)систематизировать представления детей о многообразии насекомых, особенностях их внешнего строения, месте обитания, способах передвижения, питания;

г)ввести в активный словарь:

существительные (комар, муха, бабочка, жук, стрекоза, кузнечик, водомерка, крылышки, головка, брюшко, лапки, спинка, хоботок, личинки, куколка);

прилагательные (маленький, хрупкий, прозрачный, тонкий, вредный, полезный, опасный);

глаголы (летать, прыгать, порхать, выходить, засыпать, вредить, поедать, откладывать);

д)развитие грамматического строя речи (употребление родительного падежа существительного, понимание логико-грамматических конструкций,

Сюжетные картинки

Предметные картинки

Мяч

Д/ игра

«Узнай, чье крылышко»

«Бывает — не бывает»

«Подбери признак»

Пальчиковая гимнастика

«Алые цветочки»

«Пчела»

Динамическая пауза

«Гусеница»

«Мотылек»

Цветы весной/Насекомые


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста с учётом Федеральных Государственных Требований

  Перспективное планирование работы по экологическому воспитанию   детей старшего дошкольного возраста с учётом Федеральных Государственных Требований...

Перспективное планирование по экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста

Данное планирование выполнено в личностно-ориентированной модели образования культурологического типа и предполагает создание дидактических условий для развития интеллектуально-познавательных сп...

Перспективное планирование по воспитанию толерантности у детей старшего дошкольного возраста

Методическая разработка по воспитанию толерантности у детей старшего дошкольного возраста...

« Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи у детей старшего дошкольного возраста посредством использования методов проблемного обучения»

Коротко о том, что такое проблемное обучение.Проблемное обучение - это метод,  в ходе которого  подача нового материала происходит  через создание проблемной ситуации, которая  явл...

Перспективное планирование по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через использовании нетрадиционных техник в сюжетном рисовании.

Перспективное планированиепо развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста  через использовании нетрадиционных техник в сюжетном рисовании....

Перспективный план самообразованию по теме "Дидактическая игра как средство развития представлений о природе и развития речи у детей старшего дошкольного возраста

Перспективный план самообразованию по теме "Дидактическая игра как средство развития представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи IIIуровня"...