Главные вкладки

    Мастер-класс для педагогов "Использование мнемотехники для развития речи детей".
    методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме

    Уважаемые коллеги, современный образовательный процесс требует от педагогов ДОУ нового подхода к собственной деятельности, использование новейших форм, методов и технологий воспитания, развития и обучения детей. В центре воспитательного процесса находится ребёнок. Дошкольный возраст самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой,красивой речи, что является важным условием развития ребёнка. Чтобы помочь детям в овладении грамотной речью и облегчить этот процесс, используется приём мнемотехники. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon master-klass_dlya_pedagogov.doc802.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Мастер-класс для педагогов

    "Использование мнемотехник для развития речи детей"

    Уважаемые коллеги, современный образовательный процесс требует от педагогов ДОУ нового подхода к собственной деятельности, использование новейших форм, методов и технологий воспитания, развития и обучения детей. В центре воспитательного процесса находится ребёнок. Дошкольный возраст самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой,красивой речи, что является важным условием развития ребёнка. Чтобы помочь детям в овладении грамотной речью и облегчить этот процесс, используется приём мнемотехники. Мнемотехника-очень древняя наука, которая имеет свою историю. Термин был введён Пифагором ещё в 6 веке до нашей эры. А феноменальная память, которой владел Юлий Цезарь-это результат применения мнемотехники. А вот использование мнемотехники для развития речи это новое направление.

      У дошкольников память носит непроизвольный характер,т.е. лучше запоминаются предметы,события,явления. Этому-то и способствует мнемотехника. Как любая работа,мнемотехника строится от простого к сложному. Работу необходимо начинать с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам и мнемотаблицам.

      Суть мнемотехники заключается в следующем : на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать : связность,последовательность,лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

      Работа по мнемотаблице состоит из следующих этапов :

    1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

    2. Преобразование из абстрактных символов в образы.

    3. Пересказ с опорой на символы (образы).

      Мнемотаблицы-это дидактический материал. Их можно использовать для :

    - обогащения словарного запаса ;

    - обучения составлению рассказов ;

    - пересказов художественной литературы ;

    - отгадывания и загадывания загадок ;

    - заучивания стихотворений.

      А сейчас вашему вниманию я представлю мнемотаблицу для заучивания стихотворения. На каждую строчку стихотворения создан свой мнемоквадрат,и,дети,имея перед глазами такую карточку-символ,бычтро запоминают стихотворения и любые тексты. (Педагоги читают стихотворение по мнемотаблице «У лисы в лесу глухом» ).

      А сейчас попробуйте сами составить мнемотаблицу для разучивания стихотворения «Ёлочка» Н.Нищевой.

    Перед нами ёлочка :

    Шишечки,иголочки.

    Шарики,фонарики,

    Зайчики и свечки,

    Звёзды,человечки.

     

     

    https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/16/k_58cab690ddedd/400941_1.png

     

     

     

     

     

      У лисы

    https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/16/k_58cab690ddedd/400941_2.jpeg

      В лесу глухом

    https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/16/k_58cab690ddedd/400941_3.png

    Есть нора-надёжный дом

     

    https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/16/k_58cab690ddedd/400941_4.png

      Под кустами

    https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/16/k_58cab690ddedd/400941_5.jpeg

     

      Ёж колючий

    https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/16/k_58cab690ddedd/400941_6.jpeg

      Нагребает

     

    https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/16/k_58cab690ddedd/400941_7.jpeg

      Листьев кучу

    https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/16/k_58cab690ddedd/400941_8.png

     

      Спит

    https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/16/k_58cab690ddedd/400941_9.png

     

      В берлоге косолапый

     

    https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/16/k_58cab690ddedd/400941_10.png

      До весны сосёт там лапу

    https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/16/k_58cab690ddedd/400941_11.jpeg

     

     Есть у каждого свой дом

    https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/16/k_58cab690ddedd/400941_12.jpeg

     

      Всем тепло,уютно в нём.

     

     

      Перед вами листы бумаги и карандаши. Рисуем схематично.Итак, перед нами ёлочка... Что можно нарисовать к этой строчке? Следующая строка и т.д. Наше стихотворение «нарисовано» ,мнемотаблица готова. А теперь,гляля на свои мнемотаблицы,прочтите стихотворение без опоры на текст. Вам понравилось? Так можно нарисовать любое стихотворение от простого до сложного. Уверена,что вы согласитесь со мной,если скажу,что нарисованное запечатляется в памяти лучше,потому что закрепляется не только слово,но и образ.

      Ещё мнемотаблицы можно использовать при составлении описательных рассказов. Глядя на схему, можно описать всё что угодно. На примере этой схемы я предлагаю вам поиграть. Вы загадываете любой овощ или фрукт и опираясь на схему нам про него рассказываете. А мы попробуем его отгадать. Итак...(Педагоги по мнемотаблице описывают и отгадывают фрукты и овощи).

     

      https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/16/k_58cab690ddedd/400941_13.jpeg

      Что это?

    https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/16/k_58cab690ddedd/400941_14.png

     

      Цвет

    https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/16/k_58cab690ddedd/400941_15.png

      Форма

     

     

    https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/16/k_58cab690ddedd/400941_16.png

     

      Вкус

     

    https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/16/k_58cab690ddedd/400941_17.png

     

     

      Где растёт

    https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/16/k_58cab690ddedd/400941_18.png

     

     

      Каков наощупь

      Что можно приготовить

      https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/16/k_58cab690ddedd/400941_19.png

     

     

      Также эффективно можно использовать мнемотаблицы при составлении и отгадывании загадок. Мнемозагадки-это загадки не простые. При отгадывании этих загадок дети учатся по признакам,описанных при помощи знаков,определять объект. Вашему вниманию представлена мнемотаблица загадки :

     

     

     

     

    https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/16/k_58cab690ddedd/400941_20.png

     

     

     

     

     

     

     

    https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/16/k_58cab690ddedd/400941_21.png

    https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/16/k_58cab690ddedd/400941_22.jpeg

     

     

     

      100

     

     

     

     

    https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/16/k_58cab690ddedd/400941_23.jpeg

     

     

     

     

     

     

     

     

    https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/16/k_58cab690ddedd/400941_24.png

    https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/16/k_58cab690ddedd/400941_25.jpeg

     

    Сидит дед во сто шуб одет.

    Кто его раздевает,тот слёзы проливает.

      (Лук)

    Отгадали? Догадались о чём речь? Молодцы! А теперь попробуйте самостоятельно составить мнемотаблицу загадки :

    Красная девица

    Сидит в темнице,

    А коса на улице.

      (Морковь).

      А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Волшебный лепесток». На лепестках цветка зашифрованы пословицы. Их необходимо расшифровать :

     

      «Семь раз отмерь,один раз отрежь»

     

     

     7

     

     

     

     

     

    https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/16/k_58cab690ddedd/400941_26.png

     1

     

     

    https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/16/k_58cab690ddedd/400941_27.jpeg

     

      «Под лежачий камень вода не течёт»

     

     Под

     

     

     

     

    https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/16/k_58cab690ddedd/400941_28.jpeg

     

     

     

    https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/16/k_58cab690ddedd/400941_29.jpeg

    https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/16/k_58cab690ddedd/400941_30.jpeg

      

      «Любишь кататься,люби и саночки возить»

     

     

     

    https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/16/k_58cab690ddedd/400941_31.jpeg

     

    https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/16/k_58cab690ddedd/400941_32.jpeg

    https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/16/k_58cab690ddedd/400941_33.jpeg

    https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/16/k_58cab690ddedd/400941_34.jpeg

     

      «Яблоко от яблони недалеко катится»

     

     

     

    https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/16/k_58cab690ddedd/400941_35.jpeg

     

    https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/16/k_58cab690ddedd/400941_36.jpeg

     

     

     

    https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/16/k_58cab690ddedd/400941_38.jpeg

     

     

      «Кто не работает,тот не ест»

     

     

     

    https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/16/k_58cab690ddedd/400941_39.jpeg

     

    https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/16/k_58cab690ddedd/400941_40.jpeg

     

    https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/16/k_58cab690ddedd/400941_39.jpeg

     

    https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/16/k_58cab690ddedd/400941_42.jpeg

     

    А теперь наоборот, попробуйте зашифровать пословицу «Семеро одного не ждут», «Лучше синица в руках,чем журавль в небе».

    Получилось? Молодцы!.

      При пересказе с помощью мнемотаблиц,когда дети видят всех действующих лиц, то своё внимание уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений. Итак, перед вами, уважаемые коллеги, мнемотаблица к русской народной сказке «Репка». Попробуем пересказать текст. (Педагоги пересказывают сказку).

     

     

     

     

     

     

    https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/16/k_58cab690ddedd/400941_43.png

     

     

     

     

    https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/16/k_58cab690ddedd/400941_44.jpeg

     

    https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/16/k_58cab690ddedd/400941_45.jpeg

     

    https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/16/k_58cab690ddedd/400941_46.jpeg

     

     

    https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/16/k_58cab690ddedd/400941_47.jpeg

     

     

     

     

     

    https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/16/k_58cab690ddedd/400941_48.jpeg

    https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/16/k_58cab690ddedd/400941_49.jpeg

     

     

    https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/16/k_58cab690ddedd/400941_43.png

     

    Итак, мнемотехника :

    - сокращает время запоминания;

    - развивает основные психические процессы;

    - развивает умение перекодировать информацию;

    - устанавливает причинно-следственные связи;

    - помогает делать выводы и схематизировать материал.

      В заключение мастер-класса я предлагаю вам продолжить фразы :

    - Сегодня я узнала...

    - Было интересно...

    - Было трудно,но...

    - Я поняла,что...

    - Теперь я могу...

    - Я почувствовала,что...

    - Я приобрела...

    - Я научилась...

    - У меня получилось...

    - Я смогла...

    - Меня удивило...

    - Мне захотелось...

    Желаю вам успехов и творчества в работе с детьми !

     

      

    Цель:

     

    - ознакомление педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников,обеспечивающего эффективное запоминание,сохранение и воспроизведение информации ;

    - повышение профессиональной компетенции педагогов в развитии речи детей дошкольного возраста ;

    - поиск новых рациональных средств,форм и методов речевого развития дошкольников ;

    - создание условий для плодотворного общения участников мастер-класса с целью развития творческого мышления,воображения педагогов.

     

    Задачи :

     

    - дать понятие мнемотехники,раскрыть актуальность,познакомить с особенностями,принципами технологии,этапами работы ;

    - дать рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц для развития речи дошкольников.

     

    Оборудование :

     

    Листы бумаги,цветные карандаши,мнемотаблица для заучивания стихотворения, мнемотаблица для отгадывания загадки, мнемотаблица для составления описательного рассказа, 5 лепестков-мнемодорожек для отгадывания пословиц, мнемотаблица для пересказа сказки.

     

    Практическая значимость :

     

    данный мастер-класс может быть интересен педагогам работающим с детьми дошкольного возраста.

     

    Ожидаемые результаты :

     

    - получение педагогами представления о мнемотехнике ;

    - внедрение в образовательный процесс методику работы с мнемотаблицами для развития речи детей-дошкольников.

     

    Форма проведения :

     

    Педагоги ,без участия детей.

    Сообщение и практическая работа.

     

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Краснова Ирина Викторовна - Мастер - класс «Использование активных методов обучения для развития речи детей младшего дошкольного возраста»

    Краснова Ирина Викторовна - Мастер - класс «Использование активных методов обучения для развития речи детей младшего дошкольного возраста» ...

    Мастер-класс для родителей «Сенсорные игры для развития речи детей младшего дошкольного возраста»

    Цели:1.Повысить педагогическую  грамотность родителей о роли мелкой моторики в развитии речи воспитанников.2.Заинтересовать родителей актуальностью данной темы, вовлечь родителей к сотрудничеству...

    Мастер класс с родителями: «Роль сказки в развитии речи детей дошкольного возраста.»

    Задачи:1.     помочь родителям осознать роль сказок в развитии ребенка;2.     создать доверительную атмосферу в группе родителей;3.     оказ...

    "Мастер-класс "Массажер Су-Джок, как средство развития речи детей"

    Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в позна...

    Мастер-класс для родителей «Сенсорные игры для развития речи детей младшего дошкольного возраста»

    Актуализировать знания  родителей (законных представителей) о значении различных видов деятельности в развитии мелкой моторики рук и речевого развития  воспитанников....

    Мастер-класс на тему: «Использование «мнемотехники» в обогащение речи детей дошкольного возраста»

    Ознакомление педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации....