Главные вкладки

    Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей логопедической группе ФФНР. «Рукавичка» по мотивам русской народной сказки.
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

    Тихонова Татьяна Анатольевна

    Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей логопедической группе ФФНР. «Рукавичка» по мотивам русской народной сказки.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_rukavichka_2013_god_noyabr.doc63.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект

    непосредственной образовательной деятельности

    в старшей логопедической группе ФФНР.

    «Рукавичка»

    по мотивам русской народной сказки

    Программное содержание:

    1. Расширение представлений об осени, уточнение и активизация словаря
    2. Развитие метроритмического слуха, речедвигательной координации, интонационно-речевого слуха.
    3. Совершенствовать умение использования приемов мнемотехники в работе с предложениями, совершенствовать навык употребления в речи предлогов на, под, в, за.
    4. Закрепить умение определять позицию звука в слове и различать твердые и мягкие звуки.
    5. Совершенствовать навык согласования речи с движением.
    6. Формировать навык сотрудничества, воспитывать нравственно-эстетические чувства в общении с природой.

    Материал к занятию:

    Рукавички персонажей сказки мышки, лягушки, зайца, лисы, волка, медведя, собачки Жучки.  Напольное панно рукавичка. Схемы по мнемотехники, схемы по определению позиции звука в слове. 2 корзинки, плоскостные зернышки с предметными картинками.  Шумовые музыкальные инструменты.

    Предшествующая работа:

    Чтение сказки «Рукавичка», разучивание песен об осени, использование схем в работе с предложениями, чистоговорками.

    Ход занятия.

    Дети вбегают в зал, звучит музыка.

    Песня-приветствие «Доброе утро».

    Доброе утро! Улыбнись скорее!

    И сегодня весь день будет веселее.

    Разотрем мы руки сильнее, сильнее

    А теперь похлопаем смелее, смелее.

    -Ребята предлагаю послушать стихотворение.

        Вот и осень наступила,

              Дождь холодный моросит,

         Птицы больше не поют

    Унесло тепло на юг.

    -Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по осеннему лесу, а поможет нам музыкальные инструменты

    Речевая игра с музыкальными инструментами.

    Тихо бродит по дорожкам

    Осень в старенькой одежке.

    Где листочки зашуршат,

    Где дождинки зазвенят.

    Раздается громкий стук

    Это дятел – тук да тук.

    Дятел делает дупло

    Белке будет там тепло.

    Ветер вдруг налетел

    По деревьям пошумел

    Громче зазывает, тучи собирает.

    Дождик – динь, дождик – дон

    Капель бойкий перезвон.

    Все звенит, стучит, поет –

    Осень поздняя идет.

    -барабан

    -маракасы

    -колокольчики

    -деревянные палочки

    -ксилофон

    -«шуршалки»

    -бубен

    -металлофон

    -все инструменты одновременно

      Как – то раз осенним днем

     Сказка в гости к нам идет.

      По извилистым тропинкам

    Идет сказка невидимкой.

    Драматизация сказки «Рукавичка».

    Действующие лица: дед, собачка Жучка, мышка, лягушка, заяц, лиса, волк, медведь.

    Дед (идет по осеннему лесу и поет).

        Наступили холода на дворе почти зима.

    По дороге я иду песню громкую пою.

                         Я смотрю – осенний лес полный сказочных чудес

                       Лишь виднеются следы хитрой рыженькой лисы.

    Дед останавливается около пенька

    Нынче в город я ходил

    Всем гостинцев накупил.

    Внучке Настеньке сарафанчик красненький,

    Дочке шелковый платок,

    Колбасу да сайку, себе балалайку.

    Дед снимает рукавицу, играет на балалайке и уходит. Осталась рукавичка лежать на тропинке.

    Ведущий. Ой, ребята, а дед рукавичку потерял.

                       Дедушка, дедушка подожди.

    Открывается напольное панно «Рукавичка».

                        Так и осталась рукавичка лежать в лесу.

    Мышка (бежит по лесу и поет).

    Я бегу по лесу темному.

            Мышка я совсем бездомная.

             Очень холодно в лесу порой,

                      Очень страшно мне в лесу одной.

    Мышка подбегает к  рукавичке.

    Что за хатка – невеличка?

    Из овчинки рукавичка.

    На тропинке лежит –

    В рукавичке буду жить.

    Лягушка (прыгает по лесу и поет).

    Будет холодно зимой

             Мне в лесу совсем одной.

                 Домик теплый не построить

       Мне холодною порой.

    Лягушка подбегает к рукавичке.

    Ква-ква – ква

    Ах, пожелтела вся трава.

    Зябнут лапки и живот

    В рукавичке кто живет?

    Ведущий. Там мышка – норушка. А ты кто?

    Лягушка. А я лягушка – квакушка.

                       Пустите меня в рукавичку жить.

    Ведущий. Лягушка, тебя мышка пустит в рукавичку, если ты ей поможешь собрать зернышки. Наши ребята тоже вам помогут.

    Пальчиковая гимнастика.

    Мышка зернышко нашла

    И на мельницу снесла.

    Намолола там муки,

    Напекла всем пироги:

    Мышонку с картошкой,

    Мышонку с капустой,

    Мышонку с морковкой,

    Мышонку с морошкой,

    Для большого толстячка

    Все четыре пирожка:

    С картошкой, с капустой,

    С морковкой, с морошкой.

    -упражнение «мышка»

    -трут кулачки

    -трут ладошки

    -«пекут» пирожки

    -пальцы сжаты в кулак, поочередно отгибают пальцы, начиная с мизинца

    -отгибают большой палец

    -показывают четыре пальца правой руки

    -поочередно загибают пальцы правой руки, начиная с мизинца.

    Игра «Собери зернышки».

    Цель: дифференциация твердого и мягкого звуков. Т и Ть.

    Материал. 2 мешочка синий и зеленый, зернышки на обратной стороне с предметными картинками, где изображены слова со звуками. Т и Ть.

    Ход игры. Зернышки у нас необычные. На каждом зернышке есть картинка. Если в названии картинки вы услышите твердый звук (Т), то кладете, зернышко в синий мешочек. А если в названии картинки вы услышите мягкий звук (Ть), то кладете, зернышко в зеленый мешочек. Картинки наклеены на обратной стороне зернышек

    Дети под музыку выбирают зернышко, утрировано называют название

    предмета и выбирают мешочек.

    Ведущий. Мышка, лягушка возьмите мешочки с зернышками и бегите, греться в рукавичку.

    Заяц (прыгает по лесу и поет).

    По лесочку я скакал

    И дорожку потерял.

          Всех на свете я боюсь,

                  Здесь от волка схоронюсь.

    Заяц подбегает к рукавичке.

    Серый зайчик – побегайчик

    Я по ельничку бежал

    И дорожку к своей норке

    С перепугу потерял.

    Кто же здесь? Какой народ?

    В рукавичке кто живет?

    Ведущий. Там мышка – норушка,

                       Там лягушка – квакушка. А ты кто?

    Заяц. Я зайчик – побегайчик.

               Пустите меня в рукавичку.

    Ведущий.   И стали они жить втроем.

                        Очень весело живут.

                         Заяц любит играть.

                         Поиграем с зайцем в прятки.

    Игра «Прятки»

    Цель. Закреплять умение употреблять в речи предлоги в, на, под, за. Составлять предложения с помощью мнемотаблиц.

    Материал. У каждого ребенка мнемотаблиц, еловые шишки, макеты елок и пеньков.

                Разбегайтесь – ка, зверятки

               Начинаем играть в прятки.

          Спрячем шишку далеко

    Не найдет ее никто!

    Ход игры. Ребенок по мнемотаблиц определяет место, куда должен спрятать шишку.

    Например. Я спрятал шишку за елку.

                       Я спрятал шишку под елку.

                       Я спрятал шишку в корзину.

    Лиса (бежит по лесу и поет).

    Я бездомная лисица,

           Песни петь я мастерица.

    Я по лесу все хожу,

     Но норы не нахожу.

    Подбегает лиса к рукавичке.

    По кусточкам, по лесам

    Ходит рыжая лиса.

    Ищет норку где – нибудь

    Приютиться и заснуть.

    Кто живет здесь в рукавичке,

    В рукавичке – невеличке?

     Ведущая. Здесь мышка – норушка, лягушка – квакушка, зайка – побегай-ка.      

                       А ты кто?

    Лиса. Я лисичка – сестричка.

               Пустите меня в рукавичку.

    Ведущая. Чтоб в рукавичку попасть,

                       Для тебя, лиса, задание,

                       А дети тебе помогут.

    Игра «Составь слово».

    Цель. Учить составлять слова по заданию логопеда.

    Материал. Макеты грибов с буквами к, т, и, о, а. Две елки между ними на веревке сушатся грибы, которые развесила белка. Грибы к веревке прикреплены прищепками.

    Ход занятия. Дети поочередно подходят к веревке с грибами, выбирают буквы и составляют слово заданное логопедом.

    КОТ -  КИТ – ТОК.

    Ведущая. И стали они жить вчетвером.

    Волк (бежит по лесу и поет).

          Холодно мне волку в лесочке

        И стоят все голые кусточки.

    У – у – у сильно голодаю,

           У – у – у тихонько подвываю.

    Подбегает волк к рукавичке.

    Листья осыпаются

    Звери ждут зимы.

    Мне нужна уютная, теплая нора.

    Чья же это хата?

    Кто же здесь живет?

    Ведущая. Там мышка – норушка, лягушка – квакушка, зайчик – побегайчик, лисичка – сестричка. А ты кто?

    Волк. А я волчишко – братишка.

               Пустите к себе в рукавичку.

    Ведущая. В рукавичке впятером

                      Очень дружно заживем.

    Игра «Живая стрелка».

    Цель. Закрепить умение определять позицию звука Т в словах.

    Материал. Три схемы определяющие позицию звука в слове (в начале слова, в середине слова и в конце слова). На макеты осенних листьев с обратной стороны наклеены предметные картинки, в названии которых есть звук Т.

    Ход игры. Картинки разложены по кругу. Выбирают водящего, который  встает в круг, и исполняет роль «стрелки». Дети идут по кругу и поют.

         Наша стрелка оживилась.

                 Быстро, быстро закружилась.

        Сделай круг и обернись.

    А теперь остановись!

    Водящий  выбирает картинку и определяет в названии слова позицию звука Т.

    Медведь. (Идет по лесу и поет).

    Я по ельничку бреду

    И берлогу не найду.

            Мне бы меда, корешков,

             Ягод сладких иль грибов.

    Нет медведю мне покоя,

    Мне медведю не везет.

    Рукавичка? Что такое?

    В рукавичке кто живет?

    Ведущая. Там мышка – норушка, лягушка – квакушка, зайка – побегай – ка, лисичка – сестричка, волчишка – братишка. А ты кто?

    Медведь. Я косолапый медведь

                      Очень люблю я реветь.

                      Пустите меня в рукавичку.

    Лиса. Ой, как тесно тут у нас

               Места нет, медведь, для вас!

    Медведь. Да ладно уж, пустите.

    Лиса. Заходите, только хвост мне не помните.

    По лесу идет дед с Жучкой.

    Дед. Эх, Жучка, мы с тобой рукавичку потеряли.

             Пойдем, поищем.

    Жучка. На тропинке ее нет.

                   Вот и рукавички след.

                   Быстро Жученька найдет

                   К деду в руки принесет.

                  (Подбегает к рукавичке).

                   Вот и наша рукавичка,

                    Рукавичка – невеличка.

                    Кто там, в рукавичке шевелится?

    Звери. В рукавичке вшестером

                 Очень весело живем

                 И отсюда в лес холодный

                 Ни за что мы не уйдем!

    Жучка. А я как залаю, зарычу.

          Гав – гав – гав – гав.

    (Звери убегают из рукавички в лес. Дед поднимает рукавичку с тропинки)

    Дед. Ой, рукавичка! Вот она!

             Мы сегодня с Жучкой из леса идем.

             Мы сегодня с Жучкой гостинца несем.

             Всем гостинца есть, рукавички обе здесь!

    Ведущий. Пришло время расставаться

                      И с героями прощаться,

                      Но не будем унывать,

                      Сказку будем в гости ждать.

                      Все артистами сегодня побывали,

                      Сказку «Рукавичку» показали,

                      Все старались, были молодцы,

                      Похлопаем, друг другу от души.

    На этом наше удивительное занятие закончилось, спасибо вам, ребята.

    До свиданья, гости дорогие.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по оригами с элементами рисование по произведению Русской народной сказки «Заяц- Хваста» в обработке А. Н. Толстого (по проекту художник – иллюстратор Е. Рачёв) (для подготовительной группы)

    Ø Создать условия для изображения детьми сказочного героя Зайца и Вороны по мотивам русской народной сказки «Заяц - Хваста»Ø  Развивать воображение чувство цвета, форму и композициюØ Поддерживать...

    методическая разработка КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ, ПО СЮЖЕТУ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «ТЕРЕМОК».

    Цель: Развитие мыслительной активности при поиске решения           поставленных задач.Задачи:1)Упражнять детей в ориентировке в пространстве на основ...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по РЭМП по сюжету русской народной сказки "Гуси лебеди"

    Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по РЭМП по сюжету русской народной сказки "Гуси  лебеди".Задачи: Упражнять в решение задач и примеров на сложение и...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе тема: «Путешествие в страну русских народных сказок»

    Продолжать закреплять жанровые особенности русской народной сказки; учить узнавать и называть сказку по иллюстрации и фрагменту произведения; воспитывать желание помочь герою, оказавшемуся в сложной ...

    Конспект организованно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию Тема: «Лепка по русской народной сказке «Колобок» вторая младшая группа

    Конспект организованно образовательной деятельностипо художественно-эстетическому развитию  Тема: «Лепка по русской народной сказке «Колобок» вторая младшая группа...

    Конспект организованно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию Тема: «Лепка по русской народной сказке «Колобок» вторая младшая группа

    Конспект организованно образовательной деятельностипо художественно-эстетическому развитию  Тема: «Лепка по русской народной сказке «Колобок» вторая младшая группа...