Главные вкладки

    Конспект занятий по развитию связной речи в старшей группе на тему «Одежда»
    план-конспект занятия по развитию речи (средняя, старшая группа) на тему

    Чуркина Светлана Владимировна

    НОД  по развитию речи "Одежда"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл odezhda_srednyaya_gruppa.docx20.36 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект занятий по развитию связной речи в старшей группе

    на тему «Одежда»

    Образовательные задачи:

    Уточнить и расширить представления детей об одежде, её  признаках, материалах, из которых она сделана; кто и где шьет одежду. Учить сравнивать, группировать, классифицировать. Закрепить сезонные понятия: зимняя, осенняя - весенняя (демисезонная), летняя, мужская, женская, детская. Закрепить названия частей одежды (воротник, манжеты, рукава, подол, карманы, пуговицы, застежка, пояс и др.)

    Коррекционные задачи:

    Активизировать словарь детей по теме «Одежда».

    Согласование прилагательных с существительными.

    Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

    Развитие внимания, памяти, мышления, моторики.

    Закрепить образование относительных прилагательных. (хлопок – хлопковый, драп – драповый и др.)

    Закрепить правильное употребление существительных в роде, падеже, единственном числе.

    Согласование глаголов с существительными.

    Работа над предложением. Составление сложносочиненных предложений по двум опорным мнемоквадратам.

    Согласование числительных с существительными.

    Развитие связной речи. Составление описательного рассказа (По мнемосхеме).

    Коррекционно-воспитательные задачи:

    Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания. Воспитывать аккуратное отношение к одежде. Формировать чувство отзывчивости, желание прийти на помощь в нужный момент.

    Предшествующая работа:

    • Беседы по сюжетным картинкам «Ателье», «Портниха»
    • Выполнение артикуляционных упражнений под считалку.
    • Работа над антонимами.
    • Конструирование одежды.
    • Выполнение динамической паузы «Портной»

    Ресурсы:

    1. Костюм Пеппи
    2. Чемодан
    3. Лупа
    4. Медали
    5. Образцы тканей
    6. ДВД – плеер с записью артикуляционных упражнений
    7. Куклы (мальчик и девочка),
    8. шкаф игрушечный,
    9. игрушечная одежда,
    10. предметные картинки с изображением предметов одежды,
    11. сюжетные картинки,
    12. мнемосхема, мнемоквадраты,
    13. счетный материал,
    14. Дидактическая игра «Подбери заплатку», «Наоборот»
    15. Картинки для фокуса    

    Приемы:

    - Привлечение родителя воспитанника

    -Игровая мотивация «Скоро в школу», «Поможем Пеппи», «Реклама  рубашки»;

    - речь с движениями «Изобрази портного»

    - использование элементов кинезиологии

    ХОД ЗАНЯТИЯ

    1.Оргмомент.

    Взрослый предлагает детям познакомиться с одной очень интересной девочкой Пеппи и послушать историю.

    -Жила-была девочка. Ее звали Пеппи. Она носила длинные, полосатые чулки, поэтому ее и прозвали – Пеппи-длинный чулок. Каждый день она придумывала для себя разные игры.  Сегодня Пеппи проснулась и подумала: - Кого первым увижу, с тем и буду дружить.

    Пеппи:

    -Привет, ребята! Меня зовут Пеппи – длиииииный чулок. Вы хотите подружиться со мной? Я веселая и очень люблю играть.

    Взрослый:

    -Дорогая Пеппи, мы тоже любим шутки и веселье, но нам скоро идти в школу. Мы с ребятами должны многое узнать.

    Пеппи:

    - Я тоже хочу в школу, хочу многое знать.

    Взрослый:

    -Тогда оставайся с нами.

    Пеппи:

    -Хорошо, я согласна.

    1. БЕСЕДА

    Взрослый:

    -Ребята, посмотрите на картинки. Давайте их назовем. (Называют картинки)

    БЕСЕДА по вопросам:

    - Почему назвали одежду одеждой? (От слова ОДЕВАТЬСЯ)

    -Для чего она нужна?

    -Кто шьет одежду? Где?

    -Из чего?

    -Где хранят одежду?

    (Ответы детей)

    2.Работа над обобщающими понятиями

    Пеппи:

    -Ой, какие ребята умные, а я тоже кое-что умею. (Фокус от Пеппи с предметами одежды на разных фонах)

    ФОКУС: Пеппи беспорядочно раскладывает на столе 12 карточек. На карточках с белым, синим и зеленым фоном изображены 3 рубашки, 3 платья, 3 свитера, 3 футболки. Дети четко называют каждую картинку: футболка, платье, рубашка, рубашка и т.д. Затем Пеппи небрежно собирает карточки в стопку, делая вид, что складывает их без всякой последовательности. Это, разумеется, не соответствует действительности. Она собирает изображениями вниз: сначала три рубашки на картинках с белым, затем синим и с зеленым фоном и аналогично в той же последовательности остальные картинки. Затем Пеппи раскладывает перевернутые картинки рисунками вниз карточки по одной на три стопки, повторяя вместе с детьми волшебное заклинание:

    -Покус-мокус! Посмотрите фокус!

    Когда каждая стопочка карточек раскрывается, дети с удивлением обнаруживают: в стопке слева все предметы одежды на белом фоне, справа – на синем, посередине – на зеленом. Теперь собирать карточки следует по 4, т.е. накладывать одну стопочку на другую. Пеппи вместе с детьми повторяют волшебное заклинание и раскладывает карточки на четыре стопки. Раскрывая их, дети удивляются: в стопке слева – все рубашки, справа – свитера и т.д.

    Взрослый:

    -Пеппи, ты молодец! Здорово фокусы показываешь, а ребята знают, какую одежду можно носить летом, зимой, весной, осенью. (Дети называют предметы одежды)

    Закрепление обобщающих понятий: зимняя, летняя, демисезонная, женская, мужская, детская.

    3. Д/И «Назови ткань»

    Пеппи:

    -Молодцы, как много предметов одежды вы знаете. А у меня есть любимая игра: я люблю собирать разные штучки (Открывает чемодан, достает пакет) Я собирала разные кусочки ткани, чтобы сшить своим куклам наряды на Новый год. Но я не знаю,  как они называются.

    Взрослый:

    -Мы с ребятами тебе расскажем. Игра с тканями:

    Ситец – ситцевая ткань, шерсть - …, кожа - …, драп - …, вельвет - …, джинс - … и др.

    4.Д/И «Назови маленький»

    Пепи:

    -У меня есть волшебное стеклышко. Я предлагаю детям игру-рассматривание под уменьшительным стеклом (с картинками).

    платье – платьице,

    блузка – блузочка,

    кофта – кофточка,

    брюки – брючки и т.д.

    5. Игра-считалка (артикуляционная гимнастика) с помощью ДВД – проигрывателя. Дети смотрят на экран и воспроизводят движения.

    Пеппи: А давайте с язычками поиграем.

    РАЗ – мы ротик открываем, будто кошечки зеваем.

    ДВА – подуем в дудочки, губки, словно трубочки.

    ТРИ – на губки посмотри, улыбаемся на «три».

    На ЧЕТЫРЕ – ротик шире. Барабаним на «четыре».

    ПЯТЬ – откроем рот опять. Нужно губку облизать.

    ШЕСТЬ – почистим наше нёбо, нёбо чистым стало чтобы.

    СЕМЬ – мы звонко будем цокать. Так стучит копытцем лошадь.

    ВОСЕМЬ – к нам приходит осень. Вырос гриб на счете «восемь»

    ДЕВЯТЬ – сделай-ка гармошку, поиграй на ней немножко.

    ДЕСЯТЬ – можно поболтать, поболтать и не устать.

    6. ИГРА на фонематическое восприятие

    Ман-ман-ман – на рубашке есть карман

    Ник-ник-ник – и еще есть воротник,

    Иц-иц-иц – много ярких пуговиц,

    Жет-жет-жет – мы погладили манжет,

    Ол-ол-ол – вот и клетчатый подол,

    Ва-ва-ва – это мои рукава.

    7.Д/И «Скажи наоборот»

    Взрослый:

    Пеппи такая выдумщица!

    Пеппи:

    -Да, а еще я люблю игру, где все нужно говорить наоборот. Вот послушайте: Одежда бывает сухая, а наоборот - мокрая.

    Широкий – узкий, тонкий – толстый,  чистый – грязный,  глаженый – мятый,

    сухой – мокрый и т.д. Глаголы: завязать – развязать, застегнуть – расстегнуть, одеть – снять и т.д.

    8. Практическое задание на развитие зрительного внимания, логики, мелкой моторики пальцев рук «Найди заплатку»

    Пеппи:

    -Я обожаю заплатки. А вы знаете, что это такое? Если брюки в коленках прохудились,  то появляются дырочки. Эти дырочки закрывают маленьким кусочком ткани и пришивают – это и есть заплатка. О, сколько здесь дырочек, давайте найдем нужную заплатку.

    (Выполнение детьми задания)

    -Молодцы, ну все в меня! Умеете подбирать заплатки.

    Взрослый:

    -Ребята, давайте посмотрим, чему же научилась Пеппи. Подойдите сюда (Подводит детей к игрушечному домику кукол)

    9. Р/И «Закончи предложение»

    Взрослый:

    -Пеппи, ответь: Это драповое пальто, а в шкафу висят пять ……?

    Пеппи:

    -Пять драповых пальтов. (Дети исправляют) Пять драповых пальто.

    (Аналогично продолжают игру дети)

    -Это желтая рубашка, а в шкафу лежат пять желтых рубашек.

    -Это нарядное платье, а в шкафу лежат пять нарядных платьев.

    -Это кожаный плащ, а в шкафу висят пять кожаных плащей.

    Это шерстяные носки, а в шкафу лежат пять пар шерстяных носков.

    10.Динамическая пауза с элементами кинезиологии

    Пеппи:

    -Мы с друзьями любим всех изображать. Давайте, изобразим портного.

    (Дети выполняют движения в соответствие с текстом)

    Вот портной наш шить устал,

    Из-за стола он быстро встал,

    Расправил плечи, потянулся,

    Потом он низенько нагнулся.

    Затем на цыпочки поднялся,

    Поприседал, потом размялся.

    К работе можно приступать,

    Теперь нам долго не устать.

    11. «Придумай рекламу для одежды»  Пеппи:

    -Мой друг, старый портной, недавно сшил рубашку, но не может продать ее, ведь никто не знает, какая она замечательная. Давайте придумаем рекламу.

    Составление описательного рассказа по мнемосхеме:

    - Что это?

    - Это одежда, обувь  или головной убор?

    - Из каких частей состоит?

    - Из какого материала сделана?

    - В какое время года носят?

    - Кто надевает?

    (Дети получают конверты с картинками плана описательного рассказа. Каждый ребенок составляет предложение в соответствии со своей картинкой)

    Взрослый:

    -Пусть теперь Артем прорекламирует рубашку с начала до конца (затем двое-трое детей пересказывают текст полностью).

    Пеппи:

    - Спасибо вам, ребята, за вашу рекламу. Я надеюсь, что рубашку купят.

    12. Итог занятия. (Звонок из чемодана)

    Пеппи: Мне пора, у меня срочное дело. Спасибо, я узнала много интересного вместе с вами. А вы хорошо готовитесь к школе. Я хочу всем подарить медали за хорошую учебу. До свидания!

    Взрослый: До свидания, Пеппи, приходи к нам еще! И вы ребята, молодцы, показали хорошие знания.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе «Заяц серый, куда бегал»

    Программные задачи:  Учить детей придумывать сказки, развивать творческое воображение, связную речь. Активизировать словарь. Воспитывать желание придумывать свой сюжет сказки. Материал: Доск...

    Конспект занятия по развитию связной речи «Зима» (старшая группа)

    Цель: обучение детей составлению связного описательного рассказа по сюжетной картине.Задачи:- формировать навыки связной речи с опорой на наглядный материал;- закреплять и расширять сло...

    Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе. Пересказ рассказа "В берлоге" (по Н. Сладкову).

    Обучение последовательному пересказу с наглядной основой в виде графических схем, демонстрация наглядной модели "медвежонок"....

    Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе. (с использованием ИКТ) «В гостях у сказки».

    Ø  развитие  речи детей, через сочинение сказок по иллюстрациям,  по названию, по набору игрушек....

    Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе Тема занятия: Составление рассказа по сюжетной картине «Настоящий друг»

    Конспект НОД по развитию связной речи . Составление рассказа по сюжетной картине "Настоящий друг"...

    Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе Тема занятия: Составление рассказа по сюжетной картине «Настоящий друг»

    Цель: формирование умения составлять связный рассказ по сюжетной картине. Задачи: 1. Способствовать формированию умения детей логично, последовательно составлять и рассказывать повествовательный расск...