Главные вкладки

    План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему:
    Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе "Осеннее путешествие"

    Панина Елена Николаевна
    Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе "Осеннее путешествие"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад №8 муниципального образования «Город Донецк»

    Конспект интегрированного занятия

     по речевому развитию в подготовительной группе

     «Осеннее путешествие»

         

                                                              Воспитатели: Панина Елена Николаевна

                                                                               

    Программное содержание: уточнить и систематизировать знания детей об осенних изменениях в живой и неживой природе. Учить понимать связь между явлениями неживой природы и жизнью растений, животных.      Развивать память, мышление, внимание; простейшие навыки анализа, обобщения, умозаключения.

         Закреплять умение отвечать на вопросы распространенными предложениями, формировать культуру речевого общения. Совершенствовать грамматический строй речи: умение согласовывать существительные с прилагательными, образовывать новые слова при помощи суффиксов. Активизировать словарь детей по теме «Осень».

         Вызывать эмоциональный отклик в процессе любования пейзажами осенней природы. Показать, что каждый её период хорош по-своему. Учить понимать, как композиторы, поэты, художники, используя разные средства выразительности, передают образ осени.

         Активировать творческое воображение, поощрять творческие проявления во время выполнения аппликации. Формировать умение коллективно  работать,  согласовывать свои действия. Способствовать формированию коммуникативных навыков.

      Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, эстетический вкус.

        Материал к занятию: проектор, компьютер, магнитофон, зонтик, саквояж, шкатулка, мячик, репродукции осенних картин.

         Методические приемы: создание игровой мотивации, художественное слово, вопросы к детям, слушание музыкальных произведений классиков, рассматривание репродукций картин с осенними пейзажами, слушание детьми стихотворения, создание воображаемых ситуаций, дидактические игры и упражнения «Назови ласково», «Осенняя погода», «Когда это бывает», показ презентации «Осень в лесу», коллективная аппликация «Красавица осень», итог занятия.

    Примерный ход занятия

         

     Звучит музыка «Леди Совершенство». Появляется Мери Поппинс.

      Мэри Попинс:  Здравствуйте! Вы знаете кто я? .Это детский сад ………? Подготовительная группа? Замечательно мой зонтик меня не подвёл, доставил точно по адресу. Давайте знакомиться. Я – Мери Поппинс. А прибыла я из Англии, где работаю воспитателем с такими же прекрасными ребятами как вы. Много путешествую, но в России я впервые.  

         Мне сказали, что именно в этом детском саду очень воспитанные, любознательные, весёлые дети и очень любят  играть. Это правда? (Ответы детей). Тогда что же мы стоим? Давайте играть! Посмотрите, какой у меня чудесный мячик. Становитесь в круг, поиграем с вами в игру «Когда это бывает». Я буду задавать вам вопрос и бросать мяч. А кому я его брошу тот ребенок мне  мне говорит в какое время года это бывает и возвращает мяч обратно.

          Мэри Попинс

    • Иней                                      
    • Снег                                              
    • Мороз
    • Ледоход
    • Листопад
    • Метель
    • Заморозки
    • Дождь
    • Гроза
    • Роса
    • Ветер

         

     Мэри Попинс: Ой, как мне с вами интересно! Вот мы и поиграли. Мне так захотелось с вами попутешествовать. Послушать звуки природы, полюбоваться ею, познавать её. Говорят в России осень это самое удивительное время года. И об этом даже написал ваш поэт А.С.Пушкин.  

       Звучит классическая музыка.                                      

                                             

                                               Унылая пора!

                                               Очей очарованье!

                                               Приятная мне твоя прощальная краса

                                               Люблю я пышное природы увяданье,

                                               В багрец и золото, одетые леса.

                                               В их сенях ветра шум и свежее дыханье

                                               И мглой волнистою покрыты небеса,

                                               И редкий солнца луч, и первые морозы,

                                               И отдаленные седой зимы угрозы.

     Мэри Попинс: Ребята, а правда осень такая как её описал поэт?   

     Мэри Попинс: А почему осень так назвал поэт?     Предполагаемы ответы детей. Я поняла-осень унылая пора, но очень красивая я теперь и сама это вижу. Деревья стоят разноцветные: зелёные, красные, жёлтые, багряные. Всё как будто бы в сказке, Хоть и дует ветер, но он приятный. Ещё светит солнышко, хотя и не так как летом. Осенью все радуются его редкому лучику.  И нам совсем не грустно, что скоро наступит зима.

       

     Мэри Поппинс: А теперь я предлагаю вам отправиться в осеннее путешествие. И посмотреть, какой бывает осень в России. А в этом нам поможет волшебный зонтик. Представьте себе, что у каждого на стульчике

    Лежит волшебный зонтик, такой же как и у меня. Присядьте и возьмите его в руки. Сколько вдруг стало разноцветных зонтиков. Закрывайте глаза, держите в руках зонтик. Мы отправляемся в путешествие.        

     (Звучит музыка, имитирующая полёт. По её окончании воспитатель предлагает детям открыть глаза. На экран  проецируются осенние пейзажи. Вновь начинает звучать музыка, но уже осенние мелодии).

    Открывайте глаза, взгляните, оказывается:

                                   

                                       Осень в России уже золотая

                                       Солнышко в дымке блестит

                                       Дождик колючие слёзки роняет,

                                       Лес молчаливо стоит.

       

    Мэри Поппинс   - А скажите мне ребята, осень вся бывает одинаковая?

      -  Какие периоды осени бывают?

         Предполагаемые ответы детей: Ранняя, золотая, поздняя.

         

    Мэри Поппинс: А вот мне интересно чем отличается середина осени от ранней осени? Поздней? А как можно разделить осень по цветам? (Дети смотрят на репродукции на экране и отвечают)

         Предполагаемые ответы детей. Ребята я поняла. Ранняя осень – это преобладание зеленого и немного желтого цвета. Золотая – желтый, красный, оранжевый и немного зеленого, а поздняя – серая, лишь иногда с просинью.

       

     Мэри Попинс: Мы с вами поговорили о природе.  А теперь я хочу узнать какая же погода бывает осенью? Ну вот, к примеру,

    когда идёт дождь? – Дождливая,

    когда дует ветер? – Ветреная,

    когда на улице холодно? – Холодная,

    пасмурно? – Пасмурная,

    сыро? – Сырая,

    хмуро? – Хмурая,

    ясно – Ясная,

    - если солнечно – Солнечная.

         - Молодцы, ребята. Как много вы знаете об осени.

      Теперь и я знаю если…

    Осень подойдет неслышно,

    Тихо встанет у ворот.

    В огороде листик вишни

    На дорожку упадет.

    Это – первая примета,

    Что от нас уходит лето.

    А вторая – куст малины

    В нитях белой паутины.

    Чуть короче станет день,

    Потемнеют облака,

    Словно их накроет тень,

    Станет пасмурней река.

    Третья верная примета:

    Осень бродит близко где-то.

    Ранним утром на поляны,

    Лягут влажные туманы,

    А потом, уж жди не жди, –

    Моросящие дожди

    Пеленой затянут просинь,

    Значит, наступила осень!

    Мэри Попинс:  Наше путешествие продолжается. Поднимайте свои зонтики, закрывайте глаза, полетели. (Звучит музыка полёта. По её окончании воспитатель предлагает детям открыть глаза.  Начинается презентация «Осень в лесу»)

         - Вот мы уже в осеннем лесу на полянке. Давайте вдохнем его аромат. Ах, как пахнет осенней листвой, грибами, чувствуется лёгкое дуновение свежего ветерка    

     - Вы что-нибудь слышите?  Я тоже слышу голоса птиц. Как вы думаете, о чём они щебечут?

        Предполагаемые ответы детей: Они, наверное, обсуждают, как будут совершать дальние перелёты в теплые страны.

       

     Мэри Попинс: А какие птицы могут участвовать в этом разговоре?

         Предполагаемые ответы детей: Скворцы, грачи, жаворонки, стрижи, журавли, утки, кукушки, лебеди,  гуси, ласточки.

       

     Мэри Попинс: Ребята, если мы этих перелётных птиц назовем ласково, то поможем им улететь в теплые края. ( Проводится дидактическое упражнение «Назови ласково». Воспитатель называет птицу, а ребёнок должен назвать ее ласково).

         Соловей – соловушка, скворец – скворушка, жаворонок – жаворонушек, стриж – стрижонок,  журавль – журавлёнок,  лебедь – лебёдушка,  утка – уточка, кукушка – кукушечка,

         

    Мэри Попинс: А кто же рискнёт и останется зимовать дома?

         Предполагаемые ответы детей: воробьи, вороны, синицы.

         - А как мы можем помочь этим птицам?

         Предполагаемые ответы детей: Мы их будем подкармливать. Обязательно смастерим кормушки.

         

    Мэри Попинс: Что-то мы засиделись. Пора нам выйти на осеннюю полянку. (Проводится физпауза). Повторяйте за мной. (Звучит музыка «Леди совершенство»)

     

     Мэри Попинс -  Ребята, посмотрите, мы вновь оказались в лесу. Что же здесь за суета у лесного народа? (Звучит быстрая музыка)          

     Я, кажется, поняла. Звери готовятся к зиме. А кто и как готовится, вы мне сейчас расскажите. Но сначала отгадайте-ка загадку(загадки лежат в шкатулке):

    Угадайте, что за шапка.

    Меха целая охапка,

    Шапка бегает в бору,

    У стволов грызет кору … (Заяц)

    Сам зверек поменьше кошки,

    Хвост пушистый и большой.

    Ну и быстрые же ножки!

    Скачут по лесу стрелой …(Белка)

         (На очередном слайде по мере отгадывания детьми загадок появляется вначале изображение зайца, а затем белки.)

      - Что общего в подготовке к зиме у белки и зайца?  (Меняют окраску меха)

    - В чем разница? ( Белка делает запасы на зиму)

         Мэри Попинс: Отгадайте ещё загадку:

    В лесу обитает,

     Дичью питается да в курятник забирается,

     хитрым зверем называется.

     (Лиса)

     Дружбу водит лишь с лисой,

     Этот зверь сердитый, злой.

     Он зубами щёлк да щёлк,

     Очень страшный серый ... (Волк)

     (Появляется слайд с изображением лисы и волка)

    - Готовятся ли эти звери  к зиме? Почему? (Для них есть пища)

    - Чем они питаются зимой? (Мышами, зайцам и другими животными)

    А у меня, ещё есть для вас загадки:

    Весь в колючках,

    Ворчит, как злючка,

    Чуть испугается

    В клубок сливается. (Ёж)

    Зимой спит

    Летом улей ворошит … (Медведь)

    (Показывается слайд с изображением медведя и ежа)

    - Как  готовятся эти звери? (Выбирают место для зимовки, много едят, набирают запас жира.)  

    - Как они проводят зиму? (Медведь и еж впадают в спячку.)

     Мэри Попинс:  Что-то я не видела на лесной полянке красавиц бабочек, комариков, жучков. Куда же они все подевались?

         Предполагаемые ответы детей: Забрались в щелочки, скважинки коры, в трещины стен и заборов.

         

    Мэри Плпинс: Наше путешествие продолжается. Поднимайте свои зонтики, закрывайте глаза, полетели. (Звучит музыка полёта.  По её окончании воспитатель предлагает детям открыть глаза.  Дети попадают на осенний вернисаж)

       

     Мэри Попинс: Как здесь красиво. Какие восхительные картины перед нами. Глаз не отвести. (Звучит музыка, дети подходят к картинам, рассматривают их.) Воспитатель обращает внимание на одну из картин.

    А эта картина по-моему выглядит скучно, может мы попробуем её оживить? Но как? (Дети разбирают с разноса картинки – наклейки, рассматривают, приклеивают по очереди, называя осенний признак).

       

     Мэри Попинс: (по окончании работы) Ребята, да вы настоящие художники! Какая великолепная картина у вас получилась.

         - Что вы испытываете, глядя на неё?  

         Предполагаемые ответы детей: радость, восторг, гордость за себя, что  мы смогли это сделать.  

       

     Мэри Попинс: Вот и закончилось наше осеннее путешествие. Мне с вами было так хорошо и интересно. Я увидела настоящую золотую осень России. И кусочек этой осени и вашего тепла я хотела бы увезти с собой. Рассказать и показать своим ребятам из Англии, какой может быть осень.

    Ребята, вы могли бы мне подарить эту картину? Спасибо.

    А мой подарок очень скромный

    Ангелочек с чистою душой

    Вот оно невинное создание

    Охраняет пусть своею добротой.

    -А вам я дарю кусочек своего сердца.

    -Ну а теперь пора нам расставаться. До свидания, ребята!  

     

         

             

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе на тему: «Рассматривание картины И.И.Шишкина «Рожь».

    Данный конспект занятия способствует формированию любви к Родине, развитию умения описывать картину, воспитанию любви к родной природе и искусству....

    Итоговое занятие по речевому развитию в подготовительной группе "Путешествие по сказке Гуси-Лебеди"

    Итоговое занятие по речевому развитию в подготовительной группе "Путешествие по сказке "Гуси - Лебеди"...

    Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе "Путешествие в осенний лес"

    Данный материал может быть использован воспитателями дошкольных учреждений при проведении НОД....

    Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе "В гостях у сказки"

    Данное занятие способствует совершенствованию художественно-речевые навыки детей через устное народное творчество, дает возможность поддерживать интерес к русским народным сказкам....

    Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе по произведению В. Бианки «Купание медвежат».

    Программное содержание. Связная речь: развивать у детей умение связывать в единое целое отдельные части рассказа, передавая текст точ¬но, последовательно, выразительно; словарь: упражнять в подборе...

    Конспект занятия по речевому развитию в средней группе "Путешествие по сказкам К.И. Чуковского" с использованием интерактивной доски.

    Сказки  Корнея Чуковского просто созданы для маленьких детей. Яркие, добрые, харизматичные персонажи этих сказок очень нравятся детям. А стихи понятны, просты и легко запоминаются. [[{"type"...