Главные вкладки

    Театрализованные игры как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста
    статья по развитию речи на тему

    Материал будет полезен музыкальным руководителям и педагогам ДО

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Театрализованные игры как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста

    С самого раннего возраста ребенок включается в систему взаимосвязей с другими людьми. Однако даже непосредственное общение людей на самом деле является сложным и многогранным процессом. В нем осуществляется коммуникативное взаимодействие, происходит обмен информацией. Основными средствами общения людей являются речь, жесты, мимика, пантомимика (позы).  Поэтому овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.

    Развитие речи и словаря детей, составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении дошкольников.

    Год от года растет число старших дошкольников, имеющих дефекты произношения звуков речи и других ее качеств: темпа, силы голоса, речевого общения, слабо развитую связную речь. Далеко не каждый ребенок может построить развернутый рассказ, придумать собственную сказку. Не каждый даже может понять авторскую мысль и ответить на вопросы о содержании прочитанного текста, и тем более задать вопрос. В связи с этим нас заинтересовала проблема: как обеспечить овладение детьми полноценной речью, отвечающее современным требованиям.

    Изучая психолого-педагогическую и методическую литературу, (в дореволюционной педагогике вопросами театра занимались Белинский, Гоголь, Герцен, Островский, Ушинский. В советское время: Луначарский, Н. К. Крупская, Макаренко, Станиславский. В наше время: С.В. Образцов, Е.В. Мигунова, Т. Н. Доронова, Т. И. Петрова и другие педагоги пришли к выводу, что театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли

    В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).

    Младший дошкольный возраст - наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. У детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь.

    Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

       Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. И мысль, сказанная немецким психологом Карлом Гросс, которая до сих пор пользуется популярностью: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли».

    Дети младшего дошкольного возраста с удовольствием перевоплощаются в знакомых животных, однако развить и обыграть сюжет пока не могут. Для обучения некоторым способам игровых действий проводили игру «Наседка и цыплята», разыгрывали сценки по литературным произведениям («Игрушки» А. Барто), использовали потешки.

    Формирование интереса к театрализованным играм нужно начинать с просмотра кукольных спектаклей, что стимулирует желание детей включиться в спектакль, дополнять фразы в диалогах героев, фиксируя внимание на том, что в конце куклы кланяются, просят поблагодарить, похлопать в ладоши.

    Даже, если ребенок является только зрителем, сказка, спектакль очень положительно влияет на его восприятие. Красочные костюмы,

    красивые кукольные персонажи вызывают у них положительные эмоции: радость, смех. Дети постепенно открывают свой внутренний мир. Сказка также повышает речевую активность таких детей.  Как показал опыт, даже без речевые дети пытаются звукоподражать персонажам сказок на элементарном уровне: - «Ам» – съела Колобка Лиса, «Бум» – яичко упало и разбилось и пр.  

    Игровой опыт расширяли за счет освоения разновидностей игры-драматизации, что достигалось последовательным усложнением игровых заданий, в которые включается ребенок. Выделили следующие ступени:

    Игра – имитация отдельных действий человека, животных и птиц (выглянуло солнышко – дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали);

    Игра – имитация последовательных действий в сочетании с передачей эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать, зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево);

    Игра – имитация образов знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке);

    Игра – импровизация под музыку («Веселый дождик», «Листопад»);

    Бессловесная игра – импровизация с одним персонажем по текстам стихов, прибауток, которые читает воспитатель («Заинька, попляши…», «Козочка бодатая…», «Катя, Катя маленька...», А. Барто «Снег, снег»).

    Игра – импровизация по текстам коротких сказок, рассказов, стихов (З. Александрова «Елочка», К. Ушинский "Петушок с семьей", Н. Павлова "На машине").

    Ролевой диалог героев сказок («Рукавичка», «Заюшкина избушка»);

    Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок»);

    Игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Репка», «Колобок») и авторским текстам (В. Сутеев «Под грибом»)

     Таким образом, основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности. Небольшие упражнения с детьми проводили сразу же после окончания театрализованной игры. Ребенок ещё в восторге от того, как вы водили персонажей, как говорили, действовали за них. Самое время предложить малышу поиграть так же. Для упражнений использовала высказывания только что выступавших персонажей. Например, в сказке "Рукавичка" надо попроситься в рукавичку, как мышка и как волк. Предлагали ребенку сказать от имени мышки или волка. Затем предлагали ребенку игры-имитации: "Покажи, как прыгает зайка"; "Покажи, как неслышно, мягко двигается кошка", "Покажи, как ходит петушок".

    Поэтому, наиболее результативной формой является театрализованная деятельность. Именно через театрализацию дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки. А умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать вывод и обобщать

    Театрализованная деятельность один из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: активизации и совершенствования словарного запаса, грамматического строя речи, звукопроизношения, навыков связной речи, темпа, выразительности речи. А участие детей в театрализованных играх доставляет им радость, вызывает активный интерес, увлекает их.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка « Театрализованная игра , как средство снятия эмоционального напряжения детей младшего дошкольного возраста в период адаптации

    Адаптация ребенка к новым условиям очень сложный, а иногда и травмирующий процесс для детской психики. Театрализованные игры представленные в данной методической разработке позволяют сделать этот проц...

    План самообразования на тему «Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»

    План самообразования на тему «Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»...

    Игра как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста

    Большое значение в речевом развитии детей придается игре....

    Педагогический проект старшей группы «Василёк» на тему: «Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»

    Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы з...

    Дидактическая игра, как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста.

    Дидактическая игра –игра познавательная, направленная  на расширение, углубление, систематизацию представлений детей  об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие позна...

    «Театрализованная игра, как средство формирования речи у детей старшего дошкольного возраста»

    Цель мастер-класса: выявить особенности организации театрализованной деятельности в ДОУ, направленную на формирование в детях творческого начала и личности ребёнка.Форма проведения: педагогическая мас...