Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе на тему "Весенний лес"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Смоленцева Марина Александровна

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе на тему "Весенний лес"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект комплексного занятия по развитию речи и рисованию в подготовительной к школе группе.

Тема: «Составление творческого рассказа на тему«Весенний лес»

Программное содержание:

Цель: формирование умения составлять творческий рассказ по схеме, обобщить представления детей о весне. Развивать интерес к творческому рассказыванию.

Задачи:

1. Совершенствование навыка составления творческого рассказа, по

схематическим изображениям;

2. Закрепление представлений о весне, весеннем лесе, о приметах весны;

3. Продолжать совершенствовать монологическую форму речи, упражнять в подборе прилагательных.

4. Развивать умения детей проявлять индивидуальные способности к творческой речевой деятельности;

5.Развивать чувство цвета и композиции.

6. Формировать умение внимательно выслушивать рассказы сверстников, помогать им в случае затруднения;

7. Умение видеть и понимать красоту природы

Здоровье сберегающие технологии: релаксация

Предварительная работа: беседы о весне, экскурсия по территории детского сада, рисование на тему «Как я представляю себе весну», рассматривание иллюстраций на тему «Весна», «Природа весной в лесу» рассматривание картин «Грачи прилетели» Саврасов, «Вешние воды» И. Левитан, чтение художественной литературы В. Бианки «Синичкин календарь», рассказы детей из личного опыта, труд - посев овса.

Оборудование: картинки с изображением помощников «Я вижу»«Я слышу»«Я чувствую». Схематические карточки примет весны. Картинка с изображением настроения.

Программное обеспечение: фонограмма весенних звуков, презентация, релаксирующая музыка.

Ход занятия

Орг. момент

Воспитатель: Настал новый день. Давайте возьмемся за руки, передадим друг другу красивую улыбку и пожелаем друг другу и нашим гостям «Доброе утро!». Я желаю сегодня узнать вам много нового и интересного.

 Воспитатель: Ребята, вы любите  путешествовать?(да) Я предлагаю отправиться   в весенний лес? Хотите?(да)

Воспитатель: Тогда, присаживайтесь на пенечки, закрывайте глазки, представьте, что мы попали в весенний лес(звучит спокойная, релаксирующая  музыка) какое голубое небо над нами, как весело поют птички, как ярко светит солнышко, какая красота кругом. Насчет 3 вы откроете глаза, раз, два, три – открывайте глаза.

1-я часть

Воспитатель: Мы с вами в лесу. Что такое лес?(ответы детей)

Воспитатель: правильно: — лес это место, где растёт много растений, деревьев, кустарников, это дом для многих животных и птиц.

- Скажите, какой бывает лес?(лиственный, хвойный и смешанный) (Подсказка детям: Лес, в котором растут только лиственные деревья? (Лиственные); только хвойные деревья(хвойный лес), а если смешать деревья(смешанный))

- Назовите животных, которые живут в лесу?(ответы детей)

В-ль: Молодцы (В лесу живут животные: медведь, лиса, заяц, ёжик и т.д).

Мне так хочется нарисовать этот красивый весенний лес, а вам?(да) Рисовать мы будем особым способом - тонированием. Какие цвета будем использовать для тонирования?( землю и проталины -черным, серым и коричневым, небо-белым, голубым и чуть фиолетовым, лужи, ручейки-голубые, травка и первые листочки-зеленым).

Ребята, давайте вспомним, что сначала будем делать?(дети: широкой кистью будем мочить лист обычной водой). Правильно, сначала широкой кистью будем тонировать лист обычной водой. А потом?( потом по сырому – будем наносить краски).Да, верно. (следующий этап- по сырому будем вливать краски). Разомнем наши пальчики, чтобы вам легче было рисовать, возьмите кисточку и покрутите в ладошках, молодцы. Приступаем.(звучит спокойная музыка)

2часть

Ребята, вы так красиво изобразили весенний лес в своих рисунках.(слайд 1-мой рисунок образец) Пока наши рисунки сохнут мы немножко отдохнем(выходите все ко мне музыкальная физминутка – солнышко лучистое).

 Молодцы, вы умеете изображать лес красками, а словами умеете изображать красоту леса? Я вас сейчас научу. У нас есть помощники «Я вижу»(посмотрите какие у него большие глаза), «Я слышу»(какие  у него уши), «Я чувствую»(обратите внимание на его нос).(выставляются картинки человечков поочередно)

А вот и первый помощник нас приглашает (показываю) как его зовут?

Д - «Я слышу»

В- молодцы, он нам поможет вспомнить, какие звуки мы можем услышать весной в лесу.

Слушаем внимательно. Начнём называть предложение словами«Весной в лесу можно услышать …» (вкл. Запись по очереди разные звуки)

Д - «Весной в лесу можно услышать, как звенит капель»

Д - «Весной в лесу можно услышать, как трещят ветки деревьев»

Д - «Весной в лесу можно услышать, как шумит ветер»

Д - «Весной в лесу можно услышать, как журчит ручей»

Д - «Весной в лесу можно услышать, как поют птицы»

Д - «Весной в лесу можно услышать, как жужжат насекомые»

В – молодцы, вы назвали все звуки, которые мы можем услышать весной в лесу.

3 часть

В – Вот и следующий помощник(показываю) .Как его зовут? («Я вижу»)

«Я вижу» приглашает нас  к себе. 

 Он нам приготовил подсказки, какие? Давайте посмотрим(презентация)

Вы смотрите на картинку и начинаете предложение со слов«Весной в лесу можно увидеть как…»(слайд 2)

Д - «Весной в лесу можно увидеть, как набухают почки на деревьях»(слайд 3)

Д - «Весной в лесу можно увидеть, как распускаются подснежники»(слайд 4)

Д - «Весной в лесу можно увидеть, как появляются первые проталины»(слайд 5)

Д - «Весной в лесу можно увидеть, как прилетают птицы»(слайд6)

Д - «Весной в лесу можно увидеть, как солнце светит ярче»

В – молодцы вы вспомнили все, что мы можем увидеть весной в лесу.

4 часть

Ребята, о каком помощнике весны мы ещё не поговорили? Д – «Я чувствую»

В – чтобы почувствовать и насладиться всеми запахами в весеннем лесу помощник «Я чувствую»предлагает нам выполнить  задание.

 «Я чувствую»  приготовил  нам подсказки и все приметы, которые мы можем почувствовать, помощник запечатлел на карточках – запоминайках. (возьмите карточки рассмотрите приметы 6человек).

Называем примету словами«Весной в лесу можно почувствовать …»

Д -«Весной в лесу можно почувствовать как пахнут первые листочки»

Д -«Весной в лесу можно почувствовать аромат первой травы»

Д -«Весной в лесу можно почувствовать запах первой грозы»

Д -«Весной в лесу можно почувствовать благоухание первоцветов»

Д -«Весной в лесу можно почувствовать запах прелой земли»

Д -«Весной в лесу можно почувствовать аромат талой воды»

В – молодцы вы вспомнили все приметы, которые мы можем почувствовать в весеннем лесу.

5 часть

Теперь я думаю, вы готовы творить и описать свой рисунок словами.

 Я предлагаю начать рассказ так…

«Сегодня я отправилась в путешествие по весеннему лесу. В лесу я услышала как…

Д –как звенит капель, трещят деревья, шумит ветер, журчит ручей, поют птицы, жужжат насекомые.

Второй ребёнок «Ещё я там увидел(а), как набухают почки, распускаются подснежники, появляются первые проталины, прилетают птицы, солнце светит ярче.

Третий ребёнок «А ещё в лесу я почувствовал(а), как пахнут первые листочки, аромат первой травы, запах первой грозы, благоухание первоцветов, запах прелой земли, аромат талой воды.

6 часть

В – ребята теперь нам надо закончить рассказ. А заканчиваем мы рассказы тем, что выражаем, описываем свои чувства которые вызывает рисунок у вас. (вешаю настроение).

Какое настроение у вас сейчас?

Д – И сейчас у меня (весёлое, радостное, счастливое, солнечное, игривое) настроение.

В – Кто хочет рассказать рассказ полностью? Только вы не забывайте, что слушают нас наши помощники «Я вижу»«Я слышу»«Я чувствую».

Д – «Сегодня я отправилась(ся) в  весенний лес. Я услышал(а), как звенит капель, трещат ветки деревьев, шумит ветер, журчит ручей, поют птицы, жужжат насекомые. А ещё я увидел(а) в лесу, как набухают почки на деревьях, как распускаются подснежники, появляются первые проталины, прилетают птицы, солнце светит ярче. А ещё почувствовал(а) в лесу, как пахнут первые листочки. Почувствовал(а) аромат первой травы, запах первой грозы, благоухание первоцветов, запах прелой земли, аромат талой воды. И сейчас у меня радостное настроение.»

Итог: Молодцы, ребята. Вы научились описывать рисунки словами. Как вы думаете, высохли ваши рисунки?(да) Берите их, мы из ваших рисунков оформим выставку и будем любоваться целый день.