Занятие по звуковой культуре речи для детей старшей группы с НОДа.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Абрамова Елена Ивановна

Занятие по звуковой культуре речи для детей старшей группы с НОДа. Артикуляционная гимнастика, игра "Лабиринт" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx14.58 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по звуковой культуре речи для детей старшей группы с НОДа.

Цель: упражнять детей в различении звуков л р; учить слышать звук в слове, определять его позицию, называть слова на заданный звук.

Материалы и оборудование: карточки с изображениями предметов, в названии которых звук “р” стоит в разных позициях, схемы со звуком “р” в начале, в середине, в конце слова, тренажерные дорожки для профилактики плоскостопия (ребристая доска, массажные коврики, ящички с наполнителями), игрушка щенок, фонарик, демонстрационные карточки с буквой “р”синего и зеленого цвета.  

Организационный момент

В начале занятия воспитатель сообщает детям, что сегодня к ним пришел в гости замечательный щенок и рассказал, что он очень хочет научиться рычать, но пока что у него не получается. Воспитатель, обращаясь к щенку, говорит: “Не расстраивайся, милый щенок. Из всех звуков звук “Р” самый трудный. Многим ребятам в нашей группе еще не удается его правильно произносить. Оставайся с нами и мы тебе обязательно поможем.  Сейчас вместе с ребятами мы покажем тебе специальную гимнастику для лучшего произнесения звука “р”.

Ход занятия

Артикуляционная гимнастика. Упражнения

 “Окно”. Широко открыть и закрыть рот

Чередование упражнений “трубочка” и “улыбка”  

“Маляр”. Языком проводим по небу в направлении спереди назад (от зубов к горлу). Детям можно рассказать, что язык – малярная кисточка, которой раскрашивается небо. 

“Лошадка”. Ребенок Должен пощелкать языком, озвучивая цокот копыт и одновременно изображать натягивание поводьев  и топать ногой.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам выполнить следующее задание. Я буду произносить слова, если вы услышите звук “р”, поднимите руки вверх и потянитесь, а если услышите звук “Л”, то присядьте. Предлагается 10-12 слов со звуками “л”, “р”.    

Воспитатель: Молодцы! Вы здорово справились.

Игра “Лабиринт”

Описание игры

На ковре в группе заранее из специальных дорожек для профилактики плоскостопия выложен лабиринт. Воспитатель предлагает детям отгадать, что это такое. Выслушиваются ответы детей. Делаем вывод, что это лабиринт. Педагог объясняет детям, что им нужно пройти по этому лабиринту, выполнить задания и если задание выполнено правильно, загорается “огонек” (воспитатель включает фонарик).

Задание:

“Выбрать картинку”. На столе лежат картинки изображением вниз, а на втором столе лежат схемы для определения места звука в слове (в начале слова, в середине, в конце). Ребенок берет картинку, называет предмет, изображенный на ней, и подбирает к ней нужную схему. Если задание выполнено правильно, “загорается фонарик” и ребенок по дорожке возвращается из лабиринта. Если ребенок затрудняется с ответом, то другие дети приходят к нему на помощь. Дети, которые прошли задание первыми, могут вместе с воспитателем контролировать правильность выполнения задания другими детьми. По лабиринту дети ходят без обуви в носочках. Вместе с детьми лабиринт проходит щенок, и дети помогают ему правильно выполнить задание.

После игры “лабиринт” воспитатель показывает детям две карточки с буквой Р. На одной карточке буква “Р” синяя, а на другой зеленая, и спрашивает детей “Как вы думаете, почему одна буква “Р” синяя, а другая зеленая?”. Выслушиваются ответы детей. Если дети затрудняются, воспитатель произносит слова с твердым и мягким звуком “Р” и просит ответить, одинаково ли они звучат, затем сначала показывает карточку с твердым звуком “Р” и просит подобрать слова с заданным звуком, и то же самое с мягким звуком “Р’ ”. В конце занятия щенок благодарит детей за помощь. Воспитатель вместе с детьми подводит итог занятия, какие моменты занятия понравились больше всего.      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального занятия по звуковой культуре речи для детей старшей группы.

Тема: звук «р»Цель: упражнять детей в правильном произношении звука «р» в слогах, в словах. Преобразование слов путем замены первого звука. Составление предложений по демонстрации действия с глаголами...

Конспект фронтального занятия по звуковой культуре речи для детей старшей группы.

Тема: звуки к и к’            Цели:Закрепление навыков правильного произношения и различения звуков к и к’ в самостоятельной речи.Звуковой анализ...

Конспект занятия по звуковой культуре речи для детей старшей группы " Учимся правильно произносить звук С "

Задачи:- Обогатить словарь детей прилагательными:-качественными- относительными- притяжательнымиПознакомить со способами их образования, составлять с ними полные, распространённые предложе...

Конспект занятия по звуковой культуре речи для детей средней группы Тема: Правильное произношение звука [ж]

Конспект занятия по звуковой культуре речи для детей средней группы  Правильное произношение звука [ж]...

Картотека игр по развитию звуковой культуры речи для детей старшей группы

Картотека будет полезна воспитателям старших групп...

Картотека игр по развитию звуковой культуры речи у детей старшей группы в ДОУ.

Воспитание звуковой культуры - одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивный для ее решения....