Главные вкладки

    консультация для воспитателей "Развитие и обогащение словаря детей дошкольного возраста в процессе восприятия музыки"
    консультация по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

    Лукина Елена Владимировна

    в статье представлен материал из опыта работы музыкального руководителя по развитию и обогащению словаря детей дошкольного возраста в процессе восприятия музыки

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

    «Центр развития ребёнка – детский сад №14»

    Консультация для воспитателей

    "Развитие и обогащение словаря

    детей дошкольного возраста  

    в процессе восприятия музыки"

    Подготовил: музыкальный руководитель Лукина Е.В.

    Саранск, 2018

    Слушание (восприятие) музыки - уникальный вид музыкальной деятельности, развивающие возможности которого обеспечивают не только музыкальное развитие ребёнка дошкольного возраста, но и способствуют общему психическому развитию.

    Музыка – это прежде всего, язык чувств. Известный музыковед Б.В. Асафьев писал: «Слушая, мы не только чувствуем или испытываем те или иные состояния, но и производим отбор, оцениваем, следовательно, мыслим». Следовательно, музыкальное искусство включает в себя еще и интеллектуальное начало.

    Слушание (восприятие) музыки - универсальный вид деятельности. В музыкальных программах для дошкольников он выделен в самостоятельный раздел. Однако, без слушания невозможно представить себе и другие виды музыкальной деятельности. Так перед разучиванием песни, танца, оркестровой пьесы или перед работой над игрой - драматизацией, музыкальное произведение нужно обязательно прослушать. Слушая музыку, дети знакомятся с разнообразием музыкальных жанров, со средствами музыкальной выразительности. В процессе восприятия музыкального произведения, сначала побуждаем ребёнка к сопереживанию художественного образа, а затем - к размышлению об услышанном произведении. В процессе беседы о музыке и ее анализа у дошкольников развивается речь, которая становится значительно более содержательной, образной и выразительной. Дети подготовительной к школе группы при анализе музыкального произведения должны ясно излагать свои мысли, чувства, эмоциональное восприятие и ощущения.  Для определения характера музыки использовать разнообразные прилагательные, музыкальные термины и понятия (регистр, динамика, темп, исполнитель).

    Для достижения оптимального результата в развитии и обогащении словаря детей дошкольного возраста в процессе восприятия музыки, в своей работе я использую следующие методы и приемы:

    • прием сравнения. Сравниваются схожие произведения различных видов искусства или одного жанра. Ребенка просят выделить характер, специфику звучания каждого произведения, сравнить их и высказать свои впечатления, мысли. Практика показывает, что словарь детей (для описания характера произведения) очень скуден. Он сводится лишь к использованию минимума прилагательных (весёлая музыка, грустная). Поэтому, необходимо расширять словарь детей, используя разнообразие прилагательные русского языка.
    • приём создания танцевальных композиций. Побуждают фантазию детей выразить в танце. Это позволяет дошкольникам наиболее полно прочувствовать музыкальный образ произведения.
    • метод «Рисование музыки». Этот метод предполагает передачу детьми своих впечатлений от музыки с помощью изображения цветных пятен или сюжетного рисунка (задание выполняется дома или в группе);
    • метод «Музыкальные фантазии». Этот метод направлен на развитие воображения и речи детей (дошкольники составляют рассказ, навеянный музыкальным произведением).
    • метод «Коллективное сочинение». Дети поочерёдно придумывают продолжение истории, навеянной музыкой. Этот метод не очень прост, т.к. требует умения подстроиться под содержание ранее придуманной истории. Однако, практика показывает, что данный метод полюбился детям.

    Т.о., в процессе восприятия музыкального произведения, у детей дошкольного возраста происходит обогащение не только эмоционального опыта, развитие эмоциональной отзывчивости, формирование эстетических чувств, но и происходит развитие всех психических процессов (мышление, воображение), развивается и обогащается речь.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развития эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста в процессе восприятия музыки.

    Развитию эмоциональной сферы способствуют все виды деятельности ребенка. Огромную роль в обогашении эмоционального опыта ребенка играет музыка. Музыка - это и есть собственно эмоция. Влияние музыки в ...

    Развития эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста в процессе восприятия музыки.

    Развитию эмоциональной сферы способствуют все виды деятельности ребенка. Огромную роль в обогашении эмоционального опыта ребенка играет музыка. Музыка - это и есть собственно эмоция. Влияние музыки в ...

    Консультация на тему: "Обогащение словаря детей дошкольного возраста"

    КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ:    “ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА”....

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: “ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА”.

    Консультация для родителей старшего дошкольного возраста на тему: "Обогащение словаря детей дошкольного возраста"....

    Качественное обогащение словаря детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности

    Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, ...

    Консультация для родителей «ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

    Развитие языка ребенка не стихийный процесс, языку нужно обучать. Данная консультация имеет цель повышения компетентности родителей в этом вопросе....

    Качественное обогащение словаря детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности

    Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста.  Наряду с общим влиянием на весь ход психического развития ребенка, игра оказывает специфическое воздействие на становление речи....