Рабочая программа по речевому развитию для детей группы с 3 до 4 лет "По следам сказки"
рабочая программа по развитию речи (младшая группа) по теме

Вейкина Евгения Борисовна

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Ханты-Мансийского автономного округа - Югра

ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД ПЫТЬ-ЯХ

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

детский сад общеразвивающего вида «Белочка» с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей

(МДОАУ д/с «Белочка»)

Принято на заседании

Педагогического  совета

МДОАУ д/с «Белочка»

Приказ №348-од

от 01.09.2016 г.

Протокол № 1

от 01.09.2016 г.

       УТВЕРЖДАЮ

       И.о. директора МДОАУ

       д/с «Белочка»

       ____________ И.В.Шевченко

       «___» _____________ 2016 г

Рабочая программа

По речевому развитию в рамках реализации дополнительного образования, кружковой театрализованной деятельности для детей группы общеразвивающей направленности                                  

 с 3 до 4 лет «Б» «Улыбка» «По следам сказки»

Срок реализации дополнительной образовательной программы – 1 год

Разработчик программы: воспитатели:  Охрименко Евгения Борисовна

                                                                    Казакбиева Нюржан Абдурашидовна

Программа разработана на основе методических рекомендаций Н.Ф.Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников» для детей 2-5 лет, Москва/Вако/2011

Пыть-Ях

2016

Содержание программы

  1. Пояснительная записка.
  1. Новизна программы.
  2. Актуальность.
  3. Педагогическая целесообразность.
  4. Цель и задачи программы.
  5. Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих.
  6. Возраст детей участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы.
  7. Сроки реализации.
  8. Формы и режим занятий.
  9. Ожидаемые результаты.
  10. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.
  1. Учебно-тематическое планирование.
  2. Содержание образовательной деятельности.
  3. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
  4. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
  5. Педагогическая диагностика.
  6. Библиографический список.

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Театрализованная деятельность удивительный мир сказочного волшебства и перевоплощения, является важным фактором и имеет  огромное значение в жизни ребенка.

Театрализованная деятельность в полном объеме развивают речь ребенка. Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка. Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких  условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания, взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. К этому важно приучить еще в раннем детстве. Привычку к выразительной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениям. В этом  огромную помощь может оказать театр в детском саду. Театрализованные игры всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью. Участвуя в спектаклях и представлениях, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки. С умственным развитием тесно связано и  совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это конкретный зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

Благодаря произведениям, ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно поэтому детский спектакль оказывает позитивное влияние на детей.

        Направленность программы по речевому развитию в рамках реализации дополнительного образования, кружковой театрализованной деятельности детей младшего дошкольного возраста «По следам сказки» разработана в соответствии с:

  • Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации;
  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  • Санитарно-эпидемиологическими  требованиями  к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций.  СанПиН 2.4.1.3049-13;
  • Письмом Минобразования России от 18.06.2003 г. № 28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей»;
  • Уставом МДОАУ д/с «Белочка».
  1. Новизна программы

    Проведение игр-занятий способствует ненавязчивому вхождению в художественно- образную ситуацию, в которой главное для ребенка – получить радость от общения со взрослым, а для взрослого – удивить ребенка интересной игрушкой, сюрпризом, привлечь его внимание игрой, занимательным сюжетом, образным словом, выразительной интонацией, движением.

  1. Актуальность

Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность — изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность.

  1. Педагогическая целесообразность

     Синтетический характер театрального искусства позволяет в полной мере решать задачу развития личности ребенка, ведь именно театр, объединяющий в себе различные виды искусства, становится для детей тем волшебным краем, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир. Преимущества развития детей средствами театрального искусства заключены, прежде всего, в коллективной природе театра. В то же время театральное искусство глубоко индивидуально и в полной мере позволяет реализовать индивидуально–дифференцированный подход в воспитании дошкольников.

    Участвуя, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки. В процессе работы над выразительностью реплик, персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй.

    Театральные игры развивают эмоциональную сферу ребёнка, позволяют формировать социально-нравственную направленность  (дружба, доброта, честность, смелость и др.,   раскрепощают. Таким образом, театральная деятельность помогает всесторонне развивать ребёнка.

  1. Цель и задачи программы

Цель программы: формирование творческого мировосприятия жизни, художественной зоркости, развитие воображения, эмоциональной сферы, игровых умений.

Задачи программы:

1.  Приобщить детей к миру игры и театра.

2.  Развить потребность в активном самовыражении, в творчестве.

3.  Создать условия для развития творческой активности детей.
4.  Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов.
5.  Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
6.  Ознакомить детей с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.).
7.  Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт, знания детей о театре.
8.  Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.

  1. Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих

                В центре внимания находится личность ребенка. Дети через театрализованную игру имеют возможность осуществить свои интересы и замыслы.

  1. Возраст детей участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы

Программа по речевому развитию в рамках реализации дополнительного образования, кружковой театрализованной деятельности «По следам сказки» рассчитана для детей младшего дошкольного возраста 3-4 лет.

  1. Сроки реализации

Рабочая программа рассчитана на один год обучения для детей младшего дошкольного возраста, с проведением одного занятия в неделю во второй половине дня.

  1. Формы и режим занятий

Методы проведения занятий
• игра

• инсценировки и драматизация

• объяснение

• рассказ  

• чтение воспитателя

• беседы

• разучивание произведений устного народного творчества

• обсуждение

• наблюдения

• словесные, настольные и подвижные игры.

• активное восприятие

1.9 Ожидаемые результаты

Воспитанники должны:

  • дети употребляют в речи более сложные фразы, выражения.
  • Умеют придумывать и проговаривать ситуацию игры, употреблять новые слова
  • произносят одну и ту же фразу с разными интонациями, скороговорки в разных темпах, с разной силой голоса;
  • выразительно читают стихотворный текст;
  • передают образ героя характерными движениями;

1.10 Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.

Формой подведения итогов реализации программы дополнительного образования  является:  

Спектакль в конце года. Мониторинг.

2.  Учебно-тематическое планирование.

Максимальная учебная нагрузка воспитанника составляет 36 часов.

№ п/п

Тема

Количество часов

Всего

Теоретических занятий

Практических занятий

1

Знакомство

1

1

0

2

 Представление о новом материале, знакомство с новой сказкой

9

9

0

3

Вовлечение  детей в игровую ситуацию, создать положительный эмоциональный настрой,  побуждать к активному восприятию сказки

26

0

26

Итого часов

36

10

26

    

  1. Содержание образовательной деятельности.

1 год обучения 2016–2017 гг.
(вторая младшая группа)

Календарно-перспективное  планирование на  2016-2017 учебный год

Неделя

Тема  занятия

Цели занятия

СЕНТЯБРЬ

1

06.09

Мониторинг

2

13. 09

Знакомство

Вызвать интерес к театрализованной деятельности, развивать эмоционально-чувственную сферу, побуждать к выражению своих чувств, к общению.

3

20.09

Теремок

Научить выражать эмоции через движения и мимику, познакомить со сказкой «Теремок», побуждать к активному восприятию сказки

4

27.09

Сказка на столе

Способствовать развитию памяти, побуждать к высказыванию  о понравившемся спектакле, учить выразительной интонации

ОКТЯБРЬ

1

04.10

Выйдем в сад

Учить красиво двигаться под спокойную музыку, делая плавные движения, учить ощущать мышечную свободу, расслабленность

2

11.10

В гостях у сказки

Дать представлению об урожае зерна, познакомить со сказкой колосок, дать оценку нравственным поступкам и поведению героев

3

18.10

По следам сказки

Учить вспоминать знакомую сказку, отвечать на вопросы по ее сюжету, характеризовать героев, сообща, вместе с воспитателем пересказывать сказку

4

25.10

В огороде заинька

Вовлекать детей в игровую ситуацию, создать положительный эмоциональный настрой, дать пример диалога с героем, учить детей ориентироваться в пространстве

НОЯБРЬ

1

01.11

К бабушке в деревню

Вовлечь детей в игровой сюжет, активизировать слуховое восприятие, побуждать к двигательной и интонационной имитации, учить действовать импровизационно.

2

08.11

Везет, везет лошадка

Расширять круг действий с предметами, побуждать к звукоподражанию, упражнять в имитации, учить переключаться с одного действия на другое.

3

15.11

Наступили холода

Дать представление о «холодном» настроении в музыке и побуждать эмоционально на него отзываться.

4

22.11

Козочки и волки

Учить восприятию сюжета игры, упражнять в звукоподражании, учить детей взаимодействовать друг с другом в игре

5

29.11

Сказка – ложь, да в ней намек

Учить внимательно вслушиваться в рассказ воспитателя и отвечать на вопросы по его сюжету

ДЕКАБРЬ

1

06.12

В театре кукол

Знакомить с искусством театра, дать представление о его атрибутике, учить правилам поведения в театре

2

13.12

Зима пришла

Развивать воображение и ассоциативное мышление детей, учить высказываться, учить выразительно двигаться под музыку

3

20.12

Снегири и синички

Дать представление о жизни птиц зимой учить воплощаться в роли и ролевому поведению

4

27.12

Новогоднее приключение

Порадовать детей, создать сказочную атмосферу занятия

ЯНВАРЬ

2

10.01

Уборка леса

Порадовать детей, вовлечь в веселую игру, учить переключаться с движения на пение и обратно

3

17.01

Зайцы на полянке

Побуждать к образному воплощению в роли, учить выразительно двигаться, учить выразительной мимике и движениям в играх-этюдах

4

24.01

Мороз-Красный нос

Приобщать к инсценировке песни, учить внимательно слушать сказку

5

31.01

На дворе метет, у печки-жарко

Приобщать детей к русской национальной традиции, учить инсценировке, учить взаимодействовать друг с другом

ФЕВРАЛЬ

1

07.02

Знакомые сказки

Вызвать положительный настрой на театрализованную игру, активизировать воображение детей

2

14.02

Дуют ветры в феврале

Рассказать об армии, показать солдат как защитников, вовлекать в ролевую игру

3

21.02

Ловкий мышонок

Дать прикладное понятие о колыбельной, учить отвечать на вопросы по содержанию

4

28.02

У куклы Кати день рождения

Дать представление как вести себя на дне рождении, побуждать детей к активности и инициативности

МАРТ

1

07.03

Кошка и ее котята

Познакомить со сказкой «Кошка и ее котята» и театром на фланелеграфе

2

14.03

Мамины детки

Развивать сопереживание, чуткое отношение к другому, учить показывать сказку на фланелеграфе

3

21.03

Путешествие на автобусе

Учить детей вступать во взаимодействие в сюжетно-ролевой игре и распределять роли

4

28.03

Шутки и потешки

Приобщить детей к русской народной традиции, показать возможности лепной свистульки

АПРЕЛЬ

1

04.04

Корзина с подснежниками

Порадовать детей и вовлечь их в игровой сюжет, побуждать детей к двигательной импровизации

2

11.04

Ладушки

Приобщать детей к русской национальной традиции, упражнять в пальчиковой гимнастике

3

18.04

Весна на улице

Развивать эмоционально-чувственную сферу детей, учить откликаться на звуки и интонацию в музыке

4

25.04

Вспомни сказку

Будить воображение детей, развивать память, вызывать ассоциации, учить пересказывать сказку с помощью предметов

МАЙ

1

02.05

Такие разные дожди

Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, слуховые представления, ритмическое и ладово-интонационное чувство детей

2

09.05

Дедушка Ежок

Порадовать детей, создать эмоционально-положительное отношение к произведениям малых фольклорных форм

3

16.05

Театрализованное представление

Показ спектакля родителям.

4

23.05

Выходи на зеленый лужок

Порадовать детей, вовлечь в игру, учить действовать в игре группой и по одному

5

30.05

Мониторинг

  1. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
  1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве: пособие для педагогов дошкольных учреждений. М., 2006.
  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк: книга для учителя. М.: Просвещение, 1981.
  3. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду: программа и методические рекомендации. М., 2006.
  4. Комарова Т.С. Детское художественное творчество: метод. Пособие для воспитателей и педагогов. М., 2005.

  1. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
  1. Театральная ширма
  2. Разные виды кукольных театров:
  • пальчиковый
  • плоскостной шагающий театр
  • конусный
  • теневой
  • би-ба-бо (перчаточный)
  • фланелеграф
  • масочный
  • варежковый
  • игрушечный (резиновые, деревянные, мягкие куклы)
  1. Ноутбук, колонки.
  2. Костюмы

  1. Педагогическая диагностика

Для определения уровня способностей детей в начале и конце года проводится педагогическая диагностика.

Формы педагогической диагностики:

- педагогические наблюдения

- театрализованные постановки

- итоговые мероприятия

Основы театральной культуры
Высокий уровень (3 балла): проявляет устойчивый  интерес  к театральному искусству и 
театрализованной   деятельности; знает правила поведения в театре;  называет различные виды театра.
Средний уровень (2 балла):  интересуется   театрализованной  деятельностью, использует
свои   знания  в   театрализованной   деятельности.
Низкий уровень (I балл):  не    проявляет     интереса   к  театрализованной  деятельности; знает    правила   поведения   в    театре;   затрудняется   назвать  различные  виды театра.

Речевая культура
Высокий  уровень  (3 балла):   понимает    главную   идею   литературного    произведения,
поясняет свое высказывание; дает словесные характеристики главных и    второстепенных
героев,    умеет    пересказывать    произведение   от   разных   лиц,  используя языковые и  интонационно - образные   средства   выразительности   речи.
Средний уровень (2 балла):   понимает     главную    идею    литературного   произведения; дает словесные    характеристики      главных    и    второстепенных   героев;    выделяет   и может    охарактеризовать    единицы     сюжета;       в     пересказе    использует    средства    языковой    выразительности.
Низкий уровень (1 балл):    понимает    содержание    произведения;   различает  главных и
второстепенных   героев;    затрудняется    выделить    единицы     сюжета.

Эмоционально-образное развитие
Высокий уровень (3 балла): творчески  применяет в спектаклях и инсценировках знания о 
различных эмоциональных состояниях и характере героев, использует различные средства
воспитателя.
Средний уровень (2 балла): владеет    знаниями о различных эмоциональных состояниях и может     их    продемонстрировать,  используя    мимику, жест, позу, движение,  требуется помощь.
Низкий уровень (1 балл):   различает    эмоциональные  состояния и их характеристики, но
затруднятся их продемонстрировать.

Музыкальное развитие
Высокий  уровень  (3 балла):    импровизирует    под   музыку  разного характера, создавая
выразительные   пластические  образы;  свободно подбирает музыкальные характеристики героев.
Средний уровень (2 балла):  передает   в   свободных   пластических   движениях  характер
музыки;   самостоятельно    выбирает   музыкальные  характеристики  героев,  с  помощью педагога исполняет песню.
Низкий уровень (1 балл):  затрудняется   в создании   пластических образов в соответствии с   характером    музыки;  затрудняется   выбрать    музыкальную    характеристику   героев  из  предложенных педагогом.

  1. Библиографический список
  1. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. М.,1991.
  2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве: пособие для педагогов дошкольных учреждений. М., 2006.
  3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк: книга для учителя. М.: Просвещение, 1981.
  4. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду: программа и методические рекомендации. М., 2006.
  5. Зацепина М.Б. Основы формирования общей культуры ребенка. Монография. М., 2004.
  6. Комарова Т.С. Детское художественное творчество: метод. Пособие для воспитателей и педагогов. М., 2005.
  7. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981.
  8. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре: пособие для воспитателя детского сада/ Под ред. Т.А.Марковой. М., 1982.
  9. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978.
  10. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей/ Под ред. А.В.Запорожца. М., 1976.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста "Песочная сказка"

Рабочая программа дополнительного образования "Песочная сказка". Тематическое планирование занятий....

Дидактическое пособие по познавательно-речевому развитию детей младшего дошкольного возраcта "Фетровая сказка "Теремок".

Данное пособие способствует познавательно-речевому развитию детей младшего дошкольного возраста....

Рабочая программа по речевому развитию, кружковой театрализованной деятельности для детей с 3 до 4 лет "По следам сказки"

Рабочая программа  по речевому развитию, кружковой театрализованной деятельности для детей  с 3 до 4 лет  "По следам сказки"...

Открытое занятие по речевому развитию детей 3-4 лет «Пересказ сказки «Два жадных медвежонка» с использованием мнемотаблицы».

Данное занятие усложненное, можно использовать материал и для детей средней группы, если с начала учебного года во второй младшей группе не велась подготовительная обучающая работа по использованию мн...

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования : « Речевое развитие детей в младшей группе через сказку »

Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранни...

План по самообразованию "РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКИ"

Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на развитие и воспитание ребёнка. Педагогу не обойтись без серьёзных ...