Главные вкладки

    Сценарий образовательной деятельности по речевому развитию для детей среднего дошкольного возраста «У осени в гостях»
    план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

    Стороженко Ольга Владимировна

    Сценарий образовательной деятельности по развитию речи может быть полезен педагогам дошкольных учреждений. Данный материал представляет собой интегрированное занятие, составлен в соответствии с ФГОС. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_po_razvitiyu_rechi.docx27.29 КБ

    Предварительный просмотр:

    Сценарий образовательной деятельности

    по речевому развитию для детей среднего дошкольного

    возраста «У осени в гостях»

    Цель – развитие компонентов устной речи детей (грамматического строя речи, связной речи, воспитание звуковой культуры речи).

    В ходе реализации образовательной деятельности планируется решить следующие задачи:

    Образовательные:

    1. Актуализировать знания детей об осенних изменениях в природе.
    2. Развивать связную речь; умение составлять рассказ по картинке.
    3. Продолжать формировать у детей умение согласовывать слова в предложении.

    Развивающие:

    1. Развивать артикуляционный аппарат. Способствовать автоматизации звука -Ш-.
    2. Способствовать развитию любознательности, наблюдательности, мыслительной деятельности.
    3. Пополнять и активизировать словарь.

    Воспитательные:

    1. Воспитывать чувство любви к природе, умение видеть красоту окружающего мира.
    2. Воспитывать общительность.

    Виды деятельности: игровая, двигательная, познавательная, продуктивная.

    Материалы и оборудование: альбомные листы с заготовками для рисования, краски, кисти, экран, мультимедийное оборудование, слайды с изображением осенней природы, листья из цветного картона, дидактическое пособие «Деревья».

    Методические приемы: беседа-диалог, рассматривание изображений и беседа по ним, чистоговорки, физкультурная пауза, продуктивная деятельность детей, игровая деятельность (дидактические игры), анализ, подведение итогов.

    Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

    Предварительная работа: беседы по теме «Осень», чтение стихотворений об осени (ООД В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду», стр.34; О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду, стр. 30, стр. 33), выставка поделок из природного материала, дидактические игры, просмотр репродукций картин русских художников на осеннюю тему, поручение выучить дома пословицы и поговорки об осени. На прогулке обратить внимание детей на признаки осени: на деревьях появились желтые листья, дует холодный ветер, небо хмурится, все чаще идут дожди, перелетные птицы улетают в теплые края.

    Этапы образовательной деятельности: организационный момент, введение в ситуацию, актуализация знаний, совместная деятельность воспитателя и детей, продуктивная деятельность, рефлексия.

    Ход образовательной деятельности:

    Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Давайте встанем в круг, чтоб поприветствовать друг друга (дети встают по кругу и говорят слова):

    «Станем рядышком, по кругу,

    Скажем "Здравствуйте! " друг другу.

    Нам здороваться не лень:

    Всем "Привет!" и "Добрый день! ";

    Если каждый улыбнётся –

    Утро доброе начнётся.»

    Воспитатель: доброе утро, ребята, посмотрите в окошко, что вы видите?

    Дети: деревья, небо, землю.

    Воспитатель: какого цвета небо?

    Дети: голубое.

    Воспитатель: а листочки на деревьях?

    Дети: желтые, красные, зеленые.

    Воспитатель: правильно, значит закончилось лето и наступила…?

    Дети: осень.

    Воспитатель: да, наступила осень. Это время года, когда природа готовится к отдыху. А какое настроение у нас чаще всего бывает осенью?

    Дети: веселое, грустное.

    Воспитатель: надо разобраться (включаю презентацию «Природа осенью»)

    Воспитатель: посмотрите какая осень? Какие мы видим цвета вокруг?

    Дети: желтый, красный, оранжевый, зеленый, коричневый.

    Воспитатель: значит можно сказать, что деревья надели разноцветные наряды. А что это на полянке?

    Дети: растут грибы, а еще ягоды растут.

    Воспитатель: на кустах поспели ягоды, на полянке выросли грибы. А что же солнышко? Какое оно?

    Дети: солнце светит, оно доброе, яркое.

    Воспитатель: значит какое тогда будет настроение грустное или веселое?

    Дети: веселое.

    Воспитатель: а вот другая картинка (следующий слайд), она похожа на первую?

    Дети: нет, не похожа.

    Воспитатель: почему? Что изменилось?

    Дети: небо стало серое, темное.

    Воспитатель: а что с деревьями, посмотрите на ветки?

    Дети: на них мало листьев.

    Воспитатель: да, можно сказать, что ветки голые, а почему, как вы думаете?

    Дети: потому что листья упали на землю.

    Воспитатель: это явление называется - листопад. А что еще мы видим на земле, кроме листиков?

    Дети: вода, лужи?

    Воспитатель: как вы думаете, откуда на земле взялась вода?

    Дети: потому что дождь идет.

    Воспитатель: и какое теперь у нас настроение?

    Дети: грустное.

    Воспитатель: почему?

    Дети: нельзя гулять, потому что промокнешь, можно заболеть.

    Воспитатель: да, вы все правы. Ребята, а хотите, прямо сейчас отправиться в осенний лес?

    Дети: да.

    Воспитатель: тогда закрываем глаза, руки в стороны, покружились-покружились и в лесу мы очутились. (На экране проектора презентация «Осенний лес» со звуковым сопровождением). Ребята, посмотрите, как много листиков лежит на земле. Давайте назовем, какие это листочки. Провожу дидактическую игру «Какой лист» (по названию дерева на картинке образовать слово - название листочка. Например, «Берёза, а листочек - берёзовый» и т.д.).

    Воспитатель: ребята, а кто это нас встречает? (в руках воспитателя кукла в костюме осени).

    Дети: кукла в наряде осени.

    Воспитатель: да, это осень, но почему-то она грустная? (от лица куклы-осени говорит воспитатель)

    Осень: здравствуйте, дети, какие вы веселые, а мне все время грустно, я так часто плачу, и мои слезы превращаются в дождик. А так хочется быть веселой.

    Воспитатель: ребята, может поможем осени, развеселим ее?

    Дети: да, развеселим.

    Воспитатель: а что мы можем для этого сделать.

    Дети: поиграть с ней.

    Воспитатель: конечно, ведь играть всегда весело, Осень, поиграй с нами. Но сначала разогреем язычок. (проговариваем чистоговорки «Ша-ша-ша – наша осень хороша. Шу-шу-шу- я грибочков насушу. Ши-ши-ши – мы ребята – малыши»).

    Воспитатель: ребята, скажите, пожалуйста, на что похож звук «Ш»?

    Дети: варианты ответов.

    Воспитатель: давайте все вместе громко произнесем: «Ш-Ш-Ш».

    Осень: ой, что-то мне напоминает этот звук.

    Воспитатель: ребята, вспомните, на прогулке мы наступали на опавшую листву, этот звук похож на шуршание сухих листочков?

    Дети: да, похож.

    Воспитатель: девочки, давайте тихо-тихо произнесем звук «Ш». (Произносят)

    Воспитатель: а теперь мальчики громко произнесут - «Ш». (Произносят)

    Воспитатель: кажется, что подул сильный ветер и листочки зашуршали, полетели? Похоже?

    Дети: похоже.

    Воспитатель: ребята, представим, что мы с вами осенние листочки. Провожу физкультурную паузу «Осенние листочки»:

     Мы, листики осенние,
    На веточках сидели.
    Ветер дунул, полетели.
    Мы летели, мы летели.
    И на землю тихо сели.
    Ветер снова набежал.
    И листочки все поднял.
    Повертел их, покружил.
    И на землю опустил.

    Воспитатель: ну вот, отдохнули, а теперь поиграем. Провожу дидактическую игру «Выбери слово». Воспитатель называет слова, в составе которых есть звук «Ш», и в которых нет. Если в слове звук «Ш», дети хлопают в ладоши.

    Воспитатель: отлично. Ребята, а ведь осенью становится все холоднее, что мы делаем, чтобы не замерзнуть?

    Дети: одеваемся тепло, надеваем куртки, шапки, штаны.

    Воспитатель: да, наша одежда становится теплой, а как же лесные звери? Ведь им тоже холодно.

    Дети: они прячутся в домики.

    Воспитатель: конечно, ведь у каждого зверя свой дом, они утепляют свои жилища сухими веточками, листиками, мхом.  кто мне скажет, как они называются? (Провожу дидактическую игру «Кто где живет?»:

    «Лиса – в норе, медведь – в берлоге, белка – в дупле и т.д.»

    Воспитатель: видишь, Осень, какие у нас ребятишки, как много они знают. Почему же ты все грустишь?

    Осень: потому что скоро зима, мне придется уйти, а так жаль расставаться с вами.

    Воспитатель: не грусти, Осень! Ребята, чем же мы еще можем порадовать Осень?

    Дети: (варианты ответов, возможны затруднения).

    Воспитатель: может подарим ей что-нибудь? Что мы можем делать сами, своими руками?

    Дети: лепить, рисовать.

    Воспитатель: я предлагаю раскрасить деревья в яркие цвета и подарить их Осени. Порисуем?

    Дети: да, порисуем.

    Дети садятся за столы, на которых разложены альбомные листы с заготовками – контурами деревьев, кисти с красками.

    Воспитатель: ребята, волшебница-осень превратила зеленые деревья и кусты в разноцветные, а вы хотите стать волшебниками?

    Дети: да.

    Воспитатель: тогда возьмите в руки кисточки – это ваши волшебные палочки. Сейчас вы сможете, как осень, разукрасить деревья. (дети раскрашивают заготовки, рисуют осенние листочки на деревьях).

    Воспитатель: Осень, мы дарим тебе наши разноцветные деревья, чтоб ты не грустила.

    Осень: спасибо, вы меня порадовали, теперь я не буду грустить, ведь у меня есть ваши рисунки, такие яркие, теплые. До свидания, дети, приходите ко мне в гости через год.

    Воспитатель: ну, что, пора возвращаться в детский сад. Ребята где мы побывали?

    Дети: в лесу.

    Воспитатель: А какой он?

    Дети: осенний.

    Воспитатель: что вы можете рассказать своим родителям об осени?

    Дети: что она красивая, разноцветная, яркая, веселая, золотая.

    Воспитатель: вам понравилось у Осени в гостях?

    Дети: понравилось.

    Воспитатель: я тоже очень довольна нашим путешествием, вы сегодня все старались. Спасибо вам! 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию у детей среднего дошкольного возраста с использованием интерактивной доски Smart Board по теме: "Дифференциация звуков Ш-Ж"

    Тема: «Дифференциация звуков Ш – Ж»Программное содержание:Цель: учить детей четкому произнесению слогов,слов со звуками «ж» и «ш».Задачи по образовательным областям:Социально-коммуникативное развитие1...

    «План-конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ в группе компенсирующей направленности в рамках проектно-тематической недели «Дикие животные»

    «План-конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ в группе компенсирующей направленности в рамках проектно-тематической нед...

    Конспект образовательной деятельности по речевому направлению для детей среднего дошкольного возраста «Ах, какая мама!»

    Цель:  познакомить детей с новым общественным праздником «День матери» Задачи:v формировать умение детей составлять рассказы о людях, используя их портреты и фотографии;v фо...

    Сценарий непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Добрые сказочники.»

    Цель:Совместное сочинение мини-сказок и инсценировка их с использованием разных видов театра....

    Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию для детей средней группы на тему: «Осень начинается, листья осыпаются…»

    Конспект интегрированной Непосредственно Образовательной Деятельности по речевому развитию в средней  группе на тему :«Осень начинается, листья осыпаются»...

    Конспект Непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей среднего дошкольного возраста тема: "В гостях у бабушки Федоры"

    В данной публикации размещён материал по познавательному развитию, на лексическую тему : "Посуда".Для детей среднего дошкольного возраста.С применением технологической карты....