Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе Путешествие с королевство "Слово"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Скрипкина Галина Михайловна

Обучение детей понятной, красивой и выразительной речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:


Конспект  НОД

по речевому развитию

в старшей группе

Путешествие в королевство «Слово»

         Воспитатель: Скрипкина Г.М.

                                                                                                       

.г. Ачинск

 Цель: обеспечить педагогический процесс более эмоциональным,

           создать условия для большей активности детей на занятии.

Задачи:

- обучить детей говорить так, чтобы речь была понятной, красивой;

- учить регулировать речевое дыхание;

- изменять темп речи в зависимости от ситуации: чисто и ясно произносить     слова (совершенствовать дикцию);

- учить говорить выразительно.    

 

Материалы и оборудование:

- «свечки» (полоски бумаги 2х7 см);

- куклы или картинки, изображающие, Петрушек с синим, зелёным и красными колпаками.

Методы и приёмы:

-  игра, направленная на создание положительного микроклимата в группе;

- игровые упражнения для развития звукопроизношения, интонирования, артикуляции, регуляции дыхания.

                                        Ход занятия

Появляется Фея, приветствует детей и предлагает им  поиграть в игру « Ласковое имя».

- Вспомните, как вас ласково зовут дома. Вы будете бросать мячик друг другу, и тот, к кому он попадёт, должен назвать одно или несколько ласковых своих имён. Когда все произнесут свои имена, нужно бросить мяч тому, кто вам в первый раз бросил и назвать его ласковое имя.

Фея:

- Дети, сегодня мы отправимся с вами в путешествие в королевство с названием « Слово», в котором вы будете обучаться этому искусству. Но для того, чтобы отправиться в путь, вам необходимы  силы. ( Фея раздаёт каждому ребёнку цветок.) Эти цветы не простые, они волшебные, давайте их понюхаем. ( Вдох через нос - выдох через рот, повторяется 3-4 раза). А теперь нужно вдохнуть ещё глубже этот запах. ( Медленный вдох – краткий резкий выдох, повтор 3-4 раза.)  Теперь, когда вы вдохнули волшебную силу, можно оправляться в путь. А полетим мы с вами на ковре - самолёте. Этот ковёр не простой, тот, кто сидит на нём, должен повторять все звуки людей и животных, над которыми он пролетает. Будьте готовы к этому. ( Дети садятся на ковёр.) 

- Полетели! Посмотрите, мы пролетаем город. Вот у мальчика лопнул мячик: с-с-с-с-с. ( Дети повторяют.) 

- А вот собака рычит на кошку: р-р-р-р-р. ( Дети повторяют.) 

- Мы летим очень быстро, прислушайтесь к шуму ветра: в-в-в-в-в. (Дети повторяют.) 

- А сейчас мы пролетаем поляну, вот пчела сидит на цветочке: ж-ж-ж-ж-ж.  Вот пролетает комар: з-з-з-з-з. Мы с вами поднимаемся очень высоко, где воздух очень холодный, поэтому давайте наберём с вами воздух и на несколько секунд задержим дыхание. (  Дети глубоко вдыхают и задерживают дыхание, затем резко выдыхают.)

- А теперь мы резко опускаемся и приземляемся в королевстве. Послушайте, какая  музыка здесь звучит. Оказывается, здесь проходит турнир на звание

« Умеющий красиво говорить». А что такое турнир? ( Ответы детей.) - Турнир – это средневековое рыцарское состязание. В нём и мы будем участвовать.

Появляется житель этого королевства. ( Картинка или кукла, изображающая Петрушку.) Он обращается к детям:

- Здравствуйте! Кто вы такие и зачем пожаловали к нам? ( Ответы детей.)

Фея:

- Разрешите моим друзьям поучаствовать в турнире.

Петрушка:

- Хорошо. Дети, вы, наверное, знаете, что от того, как мы дышим, зависит и то, как мы произносим слова. Вот вам первое задание. Нужно будет каждому из вас погасить свечу.  Посмотрите, вот так: сначала вдохнуть, задержать дыхание и короткими толчками выдохнуть воздух: фу-фу-фу. Возьмите свечи в руки (рука вытянута) и приступайте к выполнению. (  Дети выполняют задание.)

-Молодцы, все справились с заданием. А теперь следующее задание. Вы умеете считать? Тогда вам нужно будет сосчитать Егорок:

                        Как на горке, на пригорке

                        Стоят тридцать три Егорки.

( Сделать глубокий вдох и продолжать.)

                        Раз – Егорка, два - Егорка…

                        Кто больше сосчитает Егорок,

                        Тот и победитель.

- Молодцы, большинство из вас справились с заданием, но особенно отличился… (Называет победителя)

Фея:

- Дети, этот конкурс показал, что от того, как мы дышим, так и разговариваем. И у вас это неплохо получается.

Петрушка:

-Теперь вы идите к моему брату, он тоже проводит конкурсы, но другие. Желаю вам удачи! ( Прощается с детьми)

(Появляется другой Петрушка - в синем колпаке). Дети приветствуют его. Он обращается к детям:

- Я знаю, вы от моего брата пришли. Помогите мне,  пожалуйста, покрасить забор вот так. ( Произносит слова « вверх- вниз»; при этом его рука  то поднимается, то опускается.) Сначала делайте маленькие мазки вот так (движением кисти руки) и произносите такие же короткие слова -  «вверх- вниз». Затем большие мазки (движением руки от локтя), рука поднимается всё выше, и голос становится выше - «вверх», рука опускается, и голос делается ниже - «вниз».

- Молодцы, справились с заданием. А теперь  каждому из вас нужно произнести слово «дай»: требовательным, просящим, робким, испуганным голосом. Попробуем выполнить.

Фея:

- Дети, как вы чаще всего произносите это слово? А если к вам обратятся требовательно (« дай» ), вы выполните просьбу? А если просительно?

Петрушка:

- А вот слово «Здравствуйте» сможете произнести так, как будто вы: испуганный зайчик (дрожащим голосом), мышка - норушка ( тоненьким голоском), серый волк (грубым голосом), Красная шапочка ( ласковым)?

Фея:

- Дети, оказывается, произносить одно и то же слово можно по-разному. Как вы думаете, если с вами поздоровались грубо, как вы поприветствуете такого собеседника? А если ласково, как ответите?

Петрушка:

- Теперь выполните моё последнее задание. Нужно будет произнести две строки из известного вам стихотворения шепотом, громким голосом, как робот; тихим голосом, как будто вы замёрзли, быстро и медленно.

                                 

Наша Таня громко плачет,

                                            Уронила в речку мячик.

(Дети выполняют задание).

- Молодцы! Все справились с этим заданием. ( Ребята прощаются с Петрушкой.)

Фея:

- Дети, когда вы говорите шепотом? Часто ли разговариваете громким голосом? Всегда ли нужно говорить в нормальном темпе? Может быть, иногда требуется говорить быстро или медленно. Как вы думаете, когда нужно говорить медленно? Когда быстро?

- Продолжим наше путешествие. Вот нас уже встречает третий Петрушка.

Петрушка:

- Я приготовил для вас самое сложное задание. Перед его выполнением сначала необходимо выполнить упражнения:

1. « Пятачок».  Вам нужно собрать губы в « пятачок» и поводить ими вправо и влево;

2. « Хоботок».  Вытяните свои губы так, как будто это хоботок, а затем улыбнитесь;

3. «Почесывание». Постарайтесь нижними зубами коснуться верхней губы и легко её почесывать, то же самое и с нижней губой.

- Давайте выполним зарядку для языка:  высуньте его, покажите мне его; поднимите к верхним зубам, запрокиньте его подальше во рту. А теперь повторяйте за мной: пу, по, пи, пу, пе;  ку-гу, ко-го, ки-ки, ку-ку, ке-ке; фу-ву, су-зу.

- А теперь попробуйте произнести скороговорку:

                                                     Шёл Егор через двор,

                    Шёл Егор чинить забор.

Петрушка:

- Дети, все вы сегодня старались выполнить задания. Поэтому вы все достойно заслужили звания «Умеющий говорить красиво». Но для того, чтобы этот дар не потерялся, у себя дома выполняйте те задания, которые вы сегодня делали с моими братьями. И тогда вы будете говорить ясно, чётко и понятно. ( Прощается с ребятами.)

Фея:

- Друзья мои, нам пора в путь. Понравилось ли вам в этом королевстве? Когда прилетите домой, не забудьте те советы, которые вы сегодня услышали.

- Что же нужно для того, чтобы говорить красиво и понятно? ( Правильно дышать, выразительно произносить слова, в зависимости от ситуации изменять голос и темп речи, чисто и ясно произносить слова.)

Фея прощается с ребятами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию детей старшей группы «Путешествие в лес»

Цель: Развитие интеллектуальных компетенций на НОД познавательно-речевой направленности.Задачи:1.      Уточнить знания детей о геометрических фигурах, днях недели, месяцах.2....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в старшей группе: "Путешествие в страну сказок"

Конспект занятия по теме «Развитие эмоций через общение детей старшего дошкольного возраста» «Путешествие в страну сказок»Цели и задачи:·         Продолжат...

Конспект нод по речевому развитию в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи»

Данное занятие можно использовать как открытое занятие (для родителей или педагогов)...

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе "Путешествие на волшебный остров"

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе "Путешествие на волшебный остров".Развитие речевой активности дошкольников посредством словесных игр и упражнений....

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи»

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «Звёздочки» «Путешествие в страну Красивой речи»...

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе "Путешествие в страну театров"

Тема: "Путешествие в страну театров"Цель: развитие речи детей посредством театрализованной деятельности.Задачи:Образовательные: Расширять представление детей о театре и театрализованной...