Консультация для воспитателей "Развитие связной речи детей дошкольного возраста с использованием современных педагогических технологий"
консультация по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему

В содержании представлен методический материал, раскрывающий особенности развития связной речи дошкольников, представлены современные технологии, методики развития связной речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие связной речи детей дошкольного возраста

(рекомендации для воспитателей)

Программа детского сада предусматривает обучение дошкольников диалогической и монологической речи.

Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, необходимых для общения. Основная цель развития диалогической речи у дошкольников – научить их пользоваться диалогом как формой общения. Для этого дети должны овладеть целым рядом умений:

- умение активно вступать в контакт с собеседником, быстро реагировать на реплики, пользуясь различными их видами (вопрос, сообщение, дополнение, просьба, предложение и т.д.);

- умение беседовать на различные темы, поддерживать разговор на предложенную тему, не отвлекаться от нее, переспрашивать, доказывать свою точку зрения, выражать свое отношение к предмету разговора;

- умение говорить спокойно, с умеренной громкостью, доброжелательным тоном;

- владение разнообразными формулами речевого этикета, употребление их без напоминания (во время разговора не опускать голову,  смотреть в лицо собеседнику, не говорить с полным ртом, не вмешиваться в разговор взрослых);

- умение использовать мимику и жесты;

- умение общаться в паре, группе из 3 -5 человек, в коллективе.

Монологическая речь – более сложный вид связной речи. Монологическая речь по данным психологов начинает формироваться у дошкольников в 5-летнем возрасте. Именно с этого момента необходимо проводить целенаправленную работу по обучению детей монологическим формам речи, среди которых различают пересказ и рассказ.

Монологическая речь – связное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей. Она имеет несравненно более сложное строение, выражает мысль одного человека, которая неизвестна слушателям. Поэтому высказывание содержит более полную формулировку информации, оно более развернуто. Здесь тоже важны неречевые средства (жесты, мимика, интонация, умение говорить эмоционально, живо, выразительно, но они занимают подчиненное место. Для монолога характерны: литературная лексика; развернутость высказывания, законченность, логическая завершенность; синтаксическая оформленность (развернутая система связующих элементов); связность монолога обеспечивается одним говорящим.

Формы монологической речи

- Описание

- Повествование

- Рассуждение

Структура повествования (завязка, кульминации, развязка).

(начало, основная часть, конец)

Описание – это словесное изображение предмета, явления, события. В описании перечисляются и раскрываются основные признаки выбранного предмета.

Структура описания- общая характеристика предмета, общее впечатление;

признаки, детали; общая оценка предмета.

Рассуждение – это развитие и подтверждение мысли, объяснение явления (свойств предмета) и выражение собственного мнения. Рассуждение отвечает на вопросы  «почему? зачем?».

Рассуждение состоит из следующих частей:

-тезис – мысль, которую нужно доказать;

-обоснование тезиса, подтверждающая аргументация с примерами, доказательства;

-итоги, выводы.

Текст рассуждения нацелен на то, чтобы убедить, объяснить, доказать. Для рассуждения характерно активное использование риторических вопросов и вводных слов – связок: во-первых… во-вторых… в-третьих… следовательно (таким образом соответственно); между тем, потому что, итак.

Рассуждения бывают следующими:

-рассуждение-доказательство (почему так, а не иначе? Что из этого следует?);

-рассуждение-объяснение (что это такое? откуда оно взялось? Почему предмет именно такой?);

-рассуждение-размышление (как быть? Быть или не быть? Что делать?).

Повествование – динамично отражает действительность, рассказывает о ее событиях; повествование – это клип, кино, смена кадров;

Описание – изображает статичную действительность, изучает со всех сторон интересующий объект; описание – это фотография, застывший кадр;

Рассуждение – ищет причинно-следственные связи между событиями и явлениями, выражает мнение автора, «потому что…»; это схема с блоками тезисов и доказательств и стрелочками – логичными вопросами.

Современные технологии развития связной речи

- синквейн

- игровые технологии

- ИКТ

- наглядное моделирование (составление интеллект-карт, коллажей)

- развивающего обучения

В контексте ФГОС ДО  развитие связной речи осуществляется на основе деятельностного подхода, что предполагает создание мотивации, формирование познавательного интереса, развитие мышления, поддержку инициативы и самостоятельности детей. Перечисленные технологии позволяют осуществлять современные подходы и гибко, комплексно использовать их.