Эффективные методы и приемы работы по формированию интереса к художественной литературе у детей дошкольного возраста
статья по развитию речи на тему

Шакирзянова Миляуша Мазитовна

Статья о пользе чтения дошкольникам художественной литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskaya_statya_shakirzyanova_dou_42_ispr.docx22.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное учреждение детский сад № 42 городского округа город Нефтекамск

Республики Башкортостан

Педагогическая статья

Эффективные методы и приемы работы по формированию интереса к художественной литературе у детей дошкольного возраста

Шакирзянова Миляуша Мазитовна,

воспитатель МАДОУ детский сад № 42

г. Нефтекамск,

2018 год

«Книга - лучший друг человека!» - несомненно, это те слова, которые мы так часто слышим, но никогда не вдумываемся в смысл этих слов. К сожалению, во многих современных семьях родители не читают детям книг и не рассказывают сказок, дети все больше времени проводят за компьютерными играми, просмотрамиразличных «мультиков». И практически совсем не читают книги. Ведь чтение- это своего рода «труд» для ребенка, нужно размышлять, воображать, а что касается компьютера – ребенок просто сидит и смотрит, не вдумываясь и не осмысливая увиденного. Мало внимания уделяется чтению книг из-за загруженности не только детей, но, в первую очередь родителей, другими видами деятельности. В результате у детей стал пропадать интерес к художественной литературе. Именно поэтому проблема формирования у детей интереса к художественной литературе стала особенно актуальной.

Осознав важность проведения работы по формированию интереса к книге и необходимость подбора эффективных форм взаимодействия с детьми, мы начали углубленно работать по данной теме.

Одним из средств ознакомления детей с художественной литературой является книжный уголок. Анализ наблюдений за детьми позволил сделать выводы о том, что уголок книги менее востребованная детьми зона образовательного пространства группы. Естественно встал вопрос, как сделать книжный уголок действительно интересным, полезным детям? На этом этапе был реализован педагогический проект «В гостях у тетушки Рассказушки». Продуктом проекта стала необычная книжная полка, с которой каждый ребенок имеет возможность самостоятельно по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть — «перечитать» ее. Эту полку целесообразно использовать в группах младшего возраста. А чтобы поддержать интерес старших дошкольников к тесному общению с книгой комплектовать книжный уголок можно при участии самих детей.

С помощью  нашего книжного уголка мы смогли выявить и углубить литературные знания детей, воспитать у детей любовь к книге, художественной литературе.

Начав работу по формированию интереса к литературе, нам стало понятно, что художественное произведение дошкольники воспринимают через наше чтение и рассказывание. Поэтому для любого педагога, важна выразительная подача произведения. Так одной из форм работы по формированию интереса к литературе может стать использование приемов художественного чтения.

- Основной тон – это звучание литературного произведения. Все эмоциональные переживания детей напрямую связаны с тональностью произведения: спокойной или тревожной, грустной или радостной.

- Интонация – это разнообразные оттенки голоса, которые помогают педагогу рисовать в воображении детей героев, их характеры, настроения.

- Пауза, темп, сила голоса чтеца, ударение – помогают заинтересовать детей, удержать их внимание во время чтения художественной литературы.

Но при этом, как отмечает выдающийся педагог Флерина Евгения Александровна, «…излишняя драматургия при чтении, рассказывании может нарушить процесс слушания: дети перестают слушать и начинают смотреть, как рассказчик изображает героя». Используя приемы художественного чтения, воспитатель повышает степень воздействия художественного слова на детей.

Основным методом целенаправленного литературного развития дошкольников является беседа. Беседы с детьми после чтения проводятся с целью усиления воздействия художественного произведения на ум и чувства детей, для того чтобы дать им возможность вспомнить и вновь пережить содержание книги. Таким образом, благодаря беседе произведение лучше запоминается детьми. Проводя работу по знакомству с произведениями художественной литературы уместно проводить вводную беседу, которая готовит детей к предстоящей встрече с произведением, вызывает интерес, помогает войти в мир, созданный писателем.

При организации беседы о прочитанном произведении особое внимание необходимо уделять подбору вопросов, так как они помогают детям правильно построить предложение при ответе. Вопросы, заданные детям в ходе беседы по тексту произведений, позволяют выявить отношение дошкольников к событиям и героям, стимулируют проявление нравственных и эстетических чувств. Использование беседы в воспитательно-образовательном процессе оказывает большое влияние на развитие детей старшего дошкольного возраста, положительно влияет на уточнение детских представлений, развитие речи, памяти, внимания и мышления.

Еще один неутешительный вывод, который мы сделали  в ходе работы по данной теме это то, что в детских садах детей знакомят с художественной литературой, но педагоги мало внимания обращают на художественную иллюстрацию. Мы не учитываем, что иллюстрация несет в себе высокие художественные образы, позволяет ребенку стать участником событий, отображенных в рисунках. Рассматривая иллюстрации, дети веселятся, печалятся вместе с персонажами. Иллюстрации формируют ум, чувства детей, вызывают дошкольников на разговор. Смело можно сказать, что ознакомление с книжной иллюстрацией является эффективным средством формирования читательского интереса. Необходимо стремиться к тому, чтобы текст и иллюстрации воспринимались детьми активно и одинаково сильно действовали на эмоциональную и мыслительную деятельность дошкольников. Таким образом, можно сказать, что книга для ребенка начинается с иллюстрации, что служит для ребенка стимулом освоения первых навыков чтения, а затем и для их совершенствования.

Инсценирование литературных произведений как метод формирования интереса к литературе также редко используется педагогами дошкольных организаций. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением. Инсценирование для детей — это одновременно увлекательная игра, возможность стать одним из персонажей и образовательная деятельность, в процессе которой они глубже осмысляют литературное произведение. Здесь нужно отметить, что организацию инсценирования произведений эффективнее начинать в старшем дошкольном возрасте. Основой для освоения инсценирования литературных произведений могут стать такие виды театрализованных игр, как режиссерская игра и игра-импровизация. При организации режиссерской игры дети учатся воспроизводить сюжет сказок, вносить в них изменения, выбирать необходимые материалы и игрушки, самостоятельно их передвигать и озвучивать события, происходящие в игре. С помощью игр-драматизаций у детей активизировался словарь, формировалась насыщенная речь, они стали раскованнее, легче идти на контакт со сверстниками и взрослыми.

Очень интересна и любима детьми такая форма знакомства с литературным произведением как чтение большого по объёму произведения в течение длительного времени. При использовании такой формы работы целесообразно предложить детям запомнить, на каком сюжете остановились, а перед прочтением следующей главы, спросить, о чём они узнали в предыдущий раз. Именно в этот момент закладывается позиция не только слушателя, но самостоятельного читателя.

Эффективным приёмом формирования интереса к литературным произведениям это  личный пример взрослого. Мы думаем, что ребенок, который будет видеть взрослого с книгой в руках, воспримет это, как норму повседневной жизни. Сначала он станет подражать, а после и сам увлечется чтением.

Итак, воспитание грамотного читателя, способного воспринимать художественное произведение во всем его богатстве - процесс долгий и трудный. Но, как показывает практика, использование различных методов и приемов работы способствует литературному развитию детей, обеспечивает расширение литературного опыта, развивает восприятие художественного произведения в единстве его содержания и формы. И если на этапе дошкольного детства введение ребенка в литературу будет успешным, значительно сократиться число людей, не способных или не желающих приобщаться к духовному опыту человечества посредством книг.

Список литературы:

  1. Кузьменкова Е.И. Воспитание будущего читателя: литературно-художественное развитие детей 3 - 5 лет. - М.: Чистые пруды, 2005.
  2. Организация образовательной работы ДОУ по приобщению детей к художественной литературе, воспитанию в дошкольнике грамотного читателя[Электронный ресурс]. URL:http://festival.1september.ru.
  3. Развитие речи и творчества дошкольников / Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2015.
  4. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с литературой. Конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гендерный подход в формировании интереса к художественным произведениям у детей дошкольного возраста

Презентация по самообразованию, которая содержаи матреиалы и фотографии...

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ КРУЖКОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Одной из ведущих особенностей российского образования на современном этапе является стремление обеспечить условия качественного обновления его содержания. Последнее должно включать не только новейшую ...

Формирование интереса к художественному слову у детей дошкольного возраста

Формирование интереса к художественному слову у детей дошкольного возраста...

Формирование интереса к художественной литературе у детей дошкольного возраста.

Как привлечь внимание ребёнка к чтению и сформировать из него грамотного читателя. Крайне важным является сотрудничество педагогов и родителей, так как, именно от установок взрослого зависит, станет л...

Эффективные методы и приемы работы по формированию интереса к художественной литературе у детей дошкольного возраста

Презентация для родителей и педагогов, помогающая сформировать у детей интерес к книгам....

Формирование интереса к художественной литературе у детей дошкольного возраста

Формирование интереса к художественной литературе у детей дошкольного возраста...

Презентация по теме "Привитие интереса к художественной литературе у детей дошкольного возраста"

В презентации представлен опыт работы по изготовлению книжек-малышек с детьми и родителями....