Главные вкладки

    Конспект НОД по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста. Тема «Хлеб всему голова».
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

    Сидорова Наталья Владимировна

    В материале представлен конспекто НОД по развитию реи с презентацией

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    КОНСПЕКТ НОД ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

    на тему «ХЛЕБ – ВСЕМУ ГОЛОВА».

    Подготовили и провели:

    Сидорова Н.В., учитель-логопед,

    Ванцева Л.В., воспитатель.

    Цель: закрепление и обобщение знаний и представлений о процессе выращивания и изготовления хлеба; воспитание у детей бережного отношения к хлебу, уважения к людям, которые его выращивают.

    Задачи:

    образовательные:

    - уточнить и закрепить представление детей o выращивании зерновых культур, изготовлении хлеба; o технике, которая необходима для подготовки почвы, сбора урожая;

    - закрепить представления детей о профессиях людей, производящих хлеб;

    - обогащать и активизировать словарный запас (пословицами, стихотворениями о хлебе); 

    - совершенствовать грамматический строй речи (согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже; подбор слов-синонимов);

    - продолжать совершенствовать интонационную выразительность речи;

    развивающие:

    - развивать воображение, артистичность, эстетический вкус;

    - развивать познавательную активность детей;

    - продолжать учить детей понимать значение и мудрость народных пословиц;

    - познакомить детей с разнообразием хлебобулочных изделий;

    - развивать тонкую и общую моторику, координацию речи с движением;

    воспитательные:

    - продолжать формировать навык сотрудничества, самостоятельности, инициативности;

    - продолжать воспитывать уважение к труду взрослых;

    - продолжать воспитывать бережное отношение к хлебу.

    Предварительная работа:

    1. чтение детям белорусской народной сказки «Легкий хлеб» и беседа по ней;
    2. подготовка инсценировки отрывка сказки «Легкий хлеб»;
    3. знакомство с пословицами и поговорками о хлебе;
    4. рассматривание серии сюжетных картинок «Откуда хлеб пришёл», раскладывание картин по порядку, составление предложений по каждой картинке;
    5. изобразительная деятельность: рисование красками «Хлебушек золотистый».

    Оборудование: поднос с разными видами хлебобулочных изделий, сюжетные картинки «Откуда хлеб пришел», мультимедийная презентация «Откуда хлеб пришел», костюмы для инсценировки сказки «Легкий хлеб», мяч, 2 калача из картона для подвижной игры.

    Музыкальное сопровождение: «Хлеб» Слова Екатерины Приходько, музыка Геннадия Грошкова


    1. Дети свободно располагаются в группе. Звучит музыка.

    Воспитатель: Послушайте, ребята. К нам кто-то идет.

    Под музыку входит «пекарь» с подносом хлебобулочных изделий, накрытых полотенцем.

    Пекарь: Здравствуйте, ребята! Вы догадались, кто я? А где я работаю? Послушайте загадку и догадайтесь, что я вам принесла сегодня:

    Есть такие слова:

    «Он всему голова»

    Хрустящей корочкой одет

    Мягкий черный, белый…(Хлеб)

    Пекарь: - Да, вы правы (открывает поднос с хлебом). Посмотрите, как много всего можно приготовить из муки, какой разный бывает хлеб. Ребята, а вы знаете, как хлеб попадает на наш стол? Я хочу проверить, какие вы сообразительные и что вы знаете о хлебе.

    2. Коллективная игра «Откуда хлеб пришел». На столе разложены сюжетные картинки из серии «Откуда хлеб пришел». Пекарь предлагает детям разложить картинки по порядку и рассказать, как на нашем столе появился хлеб (при необходимости оказывает помощь).

    3. Просмотр презентации «Хлеб – всему голова. Откуда хлеб пришёл?».

    В процессе просмотра презентации проводится пальчиковая гимнастика «Хлеб» (слайд 9-10).

    Рос сперва на воле в поле,

    Дети слегка покачивают руками, поднятыми вверх.

    Летом цвел и колосился

    А потом обмолотили,

    Постукивают кулаками друг о друга.

    Он в зерно вдруг превратился

    Поочередно соединяют каждый палец с большим на обеих руках, начиная с указательного.

    Из зерна – в муку и тесто

    Сжимают и разжимают кулаки

    В магазине занял место

    Вытягивают руки вперёд, ладонями вверх.

    Вырос он под синим небом,

    Поднимают руки вверх

    А пришел на стол к нам – хлебом.

    Вытягиваю руки вперёд ладонями вверх.

    4. Инсценировка отрывка из сказки «Легкий хлеб». После окончания игры воспитатель предлагает пекарю посмотреть, какую сказку приготовили ребята для него.

    После сказки дети садятся на расставленные полукругом стульчики.

    5. Пекарь: - Да, ребята, процесс выращивания хлеба очень долгий и трудный, поэтому все должны относиться к хлебу бережно, уважать труд людей, которые выращивают и пекут его.

    Недаром существует так много пословиц о хлебе. Например,

    Хлеб – наше богатство.

    Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно.

    -А какие пословицы знаете вы?

    Ответы детей.

    С хлебом русский человек – богатырь из века в век.

    Потом добытый хлеб и черствый сладок.

    Кто без устали работает, тот без хлеба не бывает.

    Покуда есть хлеб да вода, все не беда.

    6. Игра «Расскажи о хлебе».

    Пекарь: - Встанем в круг, будем передавать по кругу мячик, и каждый из вас скажет, какой бывает хлеб.

    Дети передают мяч по кругу и называют слова-признаки к слову хлеб: душистый, свежий, ароматный, полезный, мягкий, пышный, пахучий, вкусный, твердый. 

    Пекарь: -Молодцы, ребята! Как много слов вы смогли сказать о хлебе! А где пекут хлеб? Правильно, в печке (слайд 11).

    7. Речедвигательное упражнение в круге: проговаривание с хлопками, после проговаривания последней строчки дети дуют на ладони, «остужая» калачи.

    Ча-ча-ча, ча-ча-ча – наша печка горяча

    Чи-чи-чи, чи-чи-чи – печёт печка калачи

    Чу-чу-чу, чу-чу-чу – будет всем по калачу

    Чо-чо-чо, чо-чо-чо –осторожно, горячо.

    8. Подвижная игра «Кто быстрее найдет свой калачик».

    Пекарь: - Посмотрите, какие прекрасные калачи у нас получились (показывает 2 вырезанных из картона калача разного цвета), сейчас мы с ними поиграем. Для этого разделимся на 2 команды. Воспитатель и пекарь берут по одному калачу. Одна команда детей становиться вокруг воспитателя, другая – вокруг пекаря.

    Пекарь: - Запомните свой калачик. Пока звучит музыка, вы можете бегать, танцевать, но когда музыка закончится, вы должны вернуться к своему калачику.

    После игры дети занимают места на стульчиках.

    9. Игра «Отгадай загадки».

    Пекарь: - Я расскажу вам о разных изделиях, которые можно приготовить из муки, а вы попробуйте угадать, о чем идет речь (пекарь показывает на подносе то, что отгадали дети):

    Засушенный кусок хлеба (сухарь).

    Пшеничный хлебец в форме кольца (баранка).

    Толстая баранка (бублик).

    Маленькая, тонкая и очень сухая баранка (сушка).

    Сладкое мягкое печенье на меду в виде лепешки или плоской фигурки, покрытое сверху глазурью (пряник).

    Белый хлеб удлиненной формы (батон).

    Небольшой хлебец из белой пшеничной муки (булка).

    Лепешка с загнутыми краями и творожным верхом (ватрушка).

    Ржаной хлеб в форме прямоугольного кирпичика (буханка).

    -Молодцы, вы много знаете о хлебе.

    Воспитатель: Разные люди принимали участие в выращивании и производстве хлеба: работает на тракторе – …тракторист, сеет зерно – …сеятель, выращивает хлеб – …хлебороб, печет хлеб – …пекарь. Все они очень долго и много работали, чтобы на ваших столах появились эти ароматные батоны и буханки.

    -А как нужно относиться к хлебу? (ответы детей).

    Пекарь: Об уважении к нелегкому труду хлеборобов говорит и это стихотворение С. Погореловского:

    Вот он Хлебушек душистый,

    Вот он теплый, золотистый.

    В каждый дом, на каждый стол,

    он пожаловал, пришел.

    В нем здоровье наша, сила, в нем чудесное тепло.

    Сколько рук его растило, охраняло, берегло.

    В нем - земли родимой соки.

    Солнца свет веселый в нем...

    Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!

    -А теперь я приглашаю вас попробовать мой хлебушек (пекарь угощает детей хлебом).

    Воспитатель: -Ребята, давайте поблагодарим пекаря и подарим ему наши рисунки.

    Звучит музыка, дети вручают пекарю свои рисунки «Хлебушек золотистый». Пекарь прощается с ребятами.


    Приложение.

    Белорусская народная сказка «Лёгкий хлеб».

    Сокращенная для инсценировки.

    Косил на лугу косарь. Устал и сел под кустом отдохнуть. Достал мешочек, развязал и начал хлеб жевать.

    Выходит из лесу голодный волк. Видит - под кустом косарь сидит и ест что-то. Волк подошел к нему и спрашивает:

    - Ты что ешь, человече?

    - Хлеб, - отвечает косарь.

    - А он вкусный?

    - Да еще какой вкусный!

    - Дай мне отведать.

    - Что ж, отведай.

    Отломил косарь кусок хлеба и дал волку.

    Понравился волку хлеб. Он и говорит:

    - Хотел бы я каждый день хлеб есть, но где мне его доставать? Подскажи, человече!

    - Ладно, - говорит косарь, - научу тебя, где и как хлеб доставать.

    И начал он волка поучать:

    - Прежде всего надо землю вспахать...

    - Тогда и хлеб будет?

    - Нет, брат, постой. Потом надо землю взборонить...

    - И можно есть хлеб? - замахал волк хвостом.

    - Что ты, погоди. Прежде надо рожь посеять...

    - Тогда и хлеб будет? - облизнулся волк.

    - Нет еще. Дождись, пока рожь взойдет, холодную зиму перезимует, весной вырастет, потом зацветет, потом начнет колоситься, потом зреть...

    - Ох, - вздохнул волк, - долго ж, однако, надо ждать! Но уж тогда я наемся хлеба вволю!..

    - Где там наешься! - перебил его косарь. - Рано еще. Сперва надо спелую рожь сжать, потом в снопы связать, снопы в копны поставить. Ветер их провеет, солнышко просушит, тогда вези на ток...

    - И буду хлеб есть?

    - Э, какой нетерпеливый! Надо сначала снопы обмолотить, зерно в мешки ссыпать, мешки на мельницу отвезти и муки намолоть...

    - И все?

    - Нет, не все. Надо муку замесить и ждать, пока тесто взойдет. Тогда в горячую печь садить.

    - И спечется хлеб?

    - Да, спечется хлеб. Вот тогда ты и наешься его, - закончил косарь поученье.

    Задумался волк, почесал лапой затылок и говорит:

    - Нет! Эта работа больно долгая да тяжелая. Лучше посоветуй мне, человече, как полегче еду добывать.

    - Ну что ж, - говорит косарь, - раз не хочешь тяжелый хлеб есть, поешь легкий. Ступай на выгон, там конь пасется.

    Пришел волк на выгон. Увидел коня.

    - Конь, конь! Я тебя съем.

    - Что ж, - говорит конь, - ешь. Только сперва сними с моих ног подковы, чтоб не ломать тебе зубы об них.

    - И то правда, - согласился волк. Нагнулся он подковы снимать, а конь как ударит его копытом в зубы... Перекувыркнулся волк - и бежать.

    Пошел волк дальше. Идет он, идет, видит - на поле стадо овец пасется, а пастух спит. Высмотрел волк в стаде самого лучшего барана, схватил его и говорит:

    - Баран, баран, я тебя съем!

    - Что ж, - говорит баран, - такова моя доля. Но чтобы долго тебе не мучиться да не ломать зубы об мои старые кости, стань лучше вон в той ложбинке и раскрой рот, а я взбегу на горку, разгонюсь и сам влечу к тебе в рот.

    - Спасибо за совет, - говорит волк. - Так мы и сделаем.

    Стал он в ложбинке, открыл рот и ждет. А баран взбежал на горку, разогнался и трах рогами волка по голове. Так искры из глаз у серого и посыпались, весь свет перед ним закружился!

    Опамятовался волк, покрутил головой и рассуждает сам с собой:

    - Съел я его или нет?

    А тем временем косарь закончил работу и идет домой. Услыхал он волчьи слова и говорит:

    - Съесть-то не съел, да зато легкого хлеба отведал.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект НОД по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста "Поклонимся великим тем годам"

    ТЕМА: «Поклонимся великим тем годам» Программное содержание: Воспитывать у дошкольников патриотические чувства к Родине, к героям Великой Отечественной войны. Учить видеть художественно-выразител...

    Конспект НОД по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Тема: «Посуда»

    Цель: Обучение детей пересказу с опорой на предметные картинки.Задачи: Образовательные: - продолжать учить детей точно и полно отвечать на вопрос, строя фразу из 4 (1 подгруппа),   6 слов (2...

    Конспект занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста со слуховой депривацией. Тема: «Зима. Зимующие птицы»

    Данное занятие по развитию речи продолжает изучение материала по теме: «Зима. Зимующие птицы».               Это занят...

    Конспект занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста. Тема занятия: «Игры зимой»

    Тема занятия: «Игры зимой»Цель: научить детей составлять рассказы о событиях из личного опыта.Задачи:Образовательная:Связная речь:  Формировать умение логично, четко, последовате...

    Конспект ООД по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Весна».

    Цель: закрепить представление детей о характерных признаках весны показать связь весенних- изменений в живой и неживой природе.Задачи: - обобщить знания детей о весенних явлениях в жизни пти...

    Конспект занятия ​ по развитию речи с детьми​ старшего дошкольного возраста, имеющими нарушение речи, ​ «Мишины игрушки»​

    Цель: обучение детей описательным рассказам (игрушки) ​ ​Задачи:​ Образовательные:​ закрепить с детьми понятия: дикие животные, домашние животные;​ упражнять в образовании притяжательных и относительн...

    План-конспект НОД по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста (коррекционное занятие). Тема: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков Ж-Ш»

    Занятие по развитию речи (коррекционное)  с детьми страшей группы. Тема "Звуковая культура: дифференциация звуков Ж-Ш"...