Главные вкладки

    Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики
    картотека по развитию речи (старшая группа) на тему

    Ардаширова Любовь Ивановна

    Играем пальчиками и развиваем речь

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл palchikovye_igry_microsoft_word.docx30.09 КБ

    Предварительный просмотр:

    Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики

                                                                                Ардаширова Л.И.
    Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для старшей группы

    Воспользовавшись методической литературой Ю. Соколовой «Игры с пальчиками», Т. А. Ткаченко «Развиваем мелкую моторику», Е. Косиной, Савиной «Пальчиковая гимнастика», А. Е. Белой, В. И. Мирясовой «Играем пальчиками и развиваем речь».

    Сделала для себя подборку (картотеку) пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики, с учётом возрастных особенностей детей - и применяю в своей работе.

    Надеюсь, что данный материал будет полезен!

    «Перелетные птицы"

    Тили-тели, тили-тели -

    С юга птицы прилетели!

    Скрещивают большие пальцы, машут ладошками.

    Прилетел к нам скворушка -

    Серенькое перышко.

    Жаворонок, соловей

    Торопились: кто скорей?

    Цапля, лебедь, утка, стриж,

    Аист, ласточка и чиж -

    Поочередно сгибают пальцы на обеих руках, начиная с

    мизинца левой руки.

    Все вернулись, прилетели,

    Снова, скрестив большие пальцы, машут ладошками.

    Песни звонкие запели!

    Указательным и большим пальцами делают клюв 

    «птицы поют».

    «Хлеб»

    Муку в тесто замесили,

    Сжимают и разжимают пальчики.

    А из теста мы слепили:

    Прихлопывают ладошками, «лепят».

    Пирожки и плюшки,

    Сдобные ватрушки,

    Булочки и калачи -

    Всё мы испечем в печи.

    Поочередно разгибают пальчики, начиная

    с мизинца.

    Обе ладошки разворачивают вверх.

    Очень вкусно!

    «Подводный мир»

    Посмотри скорей вокруг!

    Делают ладошку у лба «козырьком».

    Что ты видишь, милый друг?

    Приставляют пальцы колечками у глаз.

    Здесь прозрачная вода.

    Плывет морской конек сюда.

    Вот медуза, вот кальмар.

    А это? Это рыба-шар.

    А вот, расправив восемь ног,

    Гостей встречает осьминог.

    Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца.

    «Фруктовая ладошка»

    Этот пальчик - апельсин,

    Он, конечно, не один.

    Этот пальчик - слива,

    Вкусная, красивая.

    Этот пальчик - абрикос,

    Высоко на ветке рос.

    Этот пальчик - груша,

    Просит: «Ну-ка, скушай!»

    Этот пальчик - ананас,

    Поочередно разгибают пальчики из кулачка,

    начиная с большого.

    Фрукт для вас и для нас.

    «Овощи»

    У девчушки Зиночки

    Овощи в корзиночке:

    Дети делают ладошки «корзинкой».

    Вот пузатый кабачок

    Положила на бочок,

    Перец и морковку

    Уложила ловко.

    «Дом и ворота»

    На поляне дом стоит,

    «Дом» изобразить двумя руками, крышу дома — пальцы левой и правой рук соприкасаются друг с другом.

    Ну а к дому путь закрыт.

    Правая и левая руки повернуты ладонями к себе,

    Соприкасаются друг с другом, большие пальцы — вверх («ворота»).

    Мы ворота открываем,

    Ладони разворачиваются параллельно друг другу.

    В этот домик приглашаем.

    «Зимние забавы»

    Что зимой мы любим делать?

    В снежки играть, на лыжах бегать,

    На коньках по льду кататься,

    Вниз с горы на санках мчаться.

    Поочередно соединяют большой палец с остальными.

    Новогодние игрушки

    Праздник приближается,

    Елка наряжается.

    Поднимают руки вверх «к макушке ёлки» и, опуская вниз, разводят

    в стороны.

    Мы развешали игрушки:

    Бусы, шарики, хлопушки.

    Поочередно соединяют большой палец с остальными.

    А здесь фонарики висят,

    Блеском радуют ребят.

    Крутят ладошками в воздухе - «фонарики».

    Выполнение действий в соответствии с содержанием стихотворения

    Мышка зернышко нашла

    И на мельницу снесла. Намолола там муки,

    Испекла всем пирожки:

    Мышонку — с капустой,

    Мышонку — с картошкой,

    Мышонку — с морковкой,

    Мышонку — с морошкой.

    Для большого толстяка

    Все четыре пирожка:

    С капустой, с картошкой,

    С морковкой, с морошкой.

    Выполнение действий в соответствии с содержанием стихотворений

    Мышка зернышко нашла

    И на мельницу снесла. Намолола там муки,

    Испекла всем пирожки:

    Мышонку — с капустой,

    Мышонку — с картошкой,

    Мышонку — с морковкой,

    Мышонку — с морошкой.

    Для большого толстяка

    Все четыре пирожка:

    С капустой, с картошкой,

    С морковкой, с морошкой.

    «Птички зимой»

    Прилетайте, птички!

    («Зовущие» движения пальцами обеих рук)

    Сала дам синичке.

    («Режущие движения» одной ладони по другой)

    Приготовлю крошки,

    (Пальцы щепоткой – «крошить» хлеб)

    «По грибы»

    (потешка)

    Раз, два, три, четыре, пять,

    Мы идём грибы искать!

    Этот пальчик в лес пошёл,

    Этот пальчик гриб нашёл.

    Этот пальчик чистить стал.

    Этот пальчик всё съел,

    Оттого и потолстел.

    (попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца).

    «Осень»

    Ветер по лесу летал,

    Дети делают кистями плавные

    движения вперед – к груди.

    Ветер листики считал:

    вот дубовый,

    Поочередно загибают пальцы на руке.

    вот кленовый,

    вот рябиновый резной,

    вот с берёзки – золотой,

    вот последний лист с осинки

    ветер бросил на тропинку.

    Встряхивают кистями рук.

    «Комнатные растения»

    На окно скорее глянь:

    Здесь у нас цветет герань.

    А здесь красавец бальзамин,

    Амариллис рядом с ним.

    Фуксия, бегония -

    Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца.

    Мы все названья помним!

    Раскрывают ладошку.

    Мы взрыхлим цветы, польем,

    Пошевеливают опущенными вниз пальцами.

    Пусть подрастают день за днем!

    Обе ладошки соединяют «бутоном», поднимают над головой и

    раскрывают «цветком».

    «Будем пальчики считать»

    Будем пальчики считать,

    Будем сказки называть:

    Вытягивают руки вперед, играя пальчиками.

    Эта сказка - «Теремок».

    Эта сказка - «Колобок».

    Эта сказка - «Репка»:

    Про внучку, бабку, дедку.

    Поочередно касаются большим пальцем остальных, начиная с указательного.

    «Волк и семеро козлят» -

    Этим сказкам каждый рад!

    Показывают большой палец.

    уйдём пальчики считать,

    Будем сказки называть:

    Вытягивают руки вперед, играя пальчиками.

    Эта сказка - «Теремок».

    Эта сказка - «Колобок».

    Эта сказка - «Репка»:

    Про внучку, бабку, дедку.

    Поочередно касаются большим пальцем остальных, начиная с указательного.

    «Волк и семеро козлят» -

    Этим сказкам каждый рад!

    Показывают большой палец.

    «Посуда»

    Девочка Иринка порядок наводила.

    Показывают большой палец.

    Девочка Иринка кукле говорила:

    «Салфетки должны быть в салфетнице,

    Масло должно быть в масленке,

    Хлебушек должен быть в хлебнице,

    А соль? Ну, конечно, в солонке!»

    Поочередно соединяют большой палец с остальными.

    Выполнение действий в соответствии с содержанием стихотворений

    Мышка зернышко нашла

    И на мельницу снесла. Намолола там муки,

    Испекла всем пирожки:

    Мышонку — с капустой,

    Мышонку — с картошкой, Мышонку — с морковкой, Мышонку — с морошкой. Для большого толстяка

    Все четыре пирожка:

    С капустой, с картошкой,

    С морковкой, с морошкой.

    «Мебель»

    Мебель я начну считать:

    Кресло, стол, диван, кровать,

    Полка, тумбочка, буфет,

    Шкаф, комод и табурет.

    Пальцы обеих рук поочередно зажимают в кулачки.

    Много мебели назвал -

    Десять пальчиков зажал!

    Поднимают зажатые кулачки вверх.

    «Стирка»

    Постираю чисто, с толком

    Рубашку, кофту и футболку,

    Свитерок и брюки -

    Делают движения кулачками, имитирующие стирку.

    Пальцами

    правой руки поочередно потряхивают пальцы левой руки.

    (При повторе то же с другой рукой.)

    Устали мои руки!

    Выполнение действий в соответствии с содержанием стихотворений

    Мышка зернышко нашла

    И на мельницу снесла. Намолола там муки,

    Испекла всем пирожки:

    Мышонку — с капустой,

    Мышонку — с картошкой, Мышонку — с морковкой, Мышонку — с морошкой. Для большого толстяка

    Все четыре пирожка:

    С капустой, с картошкой,

    С морковкой, с морошкой.

    «Наша армия»

    Аты-баты, аты-баты!

    На парад идут солдаты!

    Вот идут танкисты,

    Потом артиллеристы,

    А потом пехота -

    Рота за ротой!

    Поочередно «шагают» указательным и средним пальцами

    правой и левой руки.

    «Наши мамы»

    Много мам на белом свете,

    Всех их очень любят дети!

    Разводят руки в стороны, затем крепко обхватывают

    себя за плечи.

    Журналист и инженер,

    Повар, милиционер,

    Швея, кондуктор и учитель,

    Врач, парикмахер и строитель -

    Поочередно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной,

    затем на другой руке.

    Мамы разные нужны,

    Сжимают обе ладошки в «замочек».

    Мамы разные важны!

    Разводят

    руки, поднимают ладошками вверх. - «фонарики».

    «Транспорт»

    Будем пальчики сгибать -

    Сжимают и разжимают пальчики.

    Будем транспорт называть:

    Автомобиль и вертолет,

    Трамвай, метро и самолет.

    Поочередно разжимают пальчики, начиная с мизинца.

    Пять пальцев мы в кулак зажали,

    Пять видов транспорта назвали.

    Сжимают пальцы в кулачок, начиная с большого.

    «Цветы»

    Выполнять действия в соответствии с содержанием стихотворения

    Наши алые цветки

    Раскрывают лепестки.

    Ветерок чуть дышит,

    Лепестки колышет.

    Наши алые цветки

    Закрывают лепестки,

    Тихо засыпают,

    Головками качают.

    Выполнение действий в соответствии с содержанием стихотворений

    Мышка зернышко нашла

    И на мельницу снесла. Намолола там муки,

    Испекла всем пирожки:

    Мышонку — с капустой,

    Мышонку — с картошкой, Мышонку — с морковкой, Мышонку — с морошкой. Для большого толстяка

    Все четыре пирожка:

    С капустой, с картошкой,

    С морковкой, с морошкой.

    «Насекомые»

    Дружно пальчики считаем

    Насекомых называем:

    (сжимаем и разжимаем пальцы)

    Бабочка, кузнечик, муха,

    Это жук с зеленым брюхом.

    (Поочередно сгибаем пальцы в кулак)

    Это кто же тут звенит?

    (вращаем мизинцем)

    Ой, сюда комар летит!

    Прячьтесь!

    (прячем руки за спину).

    «Домашние

    животные»

    Довольна корова своими

    телятами,

    Овечка довольна своими

    ягнятами,

    Кошка довольна своими

    котятами,

    Кем же довольна свинья?

    Поросятами!

    Довольна коза своими

    козлятами,

    А я довольна своими ребятами!

    Показывают поочередно пальцы сначала на одной, затем на другой руке, начиная с больших. Ой, сюда комар летит!

    Прячьтесь!

    (прячем руки за спину)

    «Лето»

    (загибаются пальцы по одному на каждый счет)

    Вот за что люблю я лето?

    Лето солнышком согрето.

    Два – в лесу растет трава.

    Три – ромашки – посмотри!

    А четыре - это лес,

    Полный сказок и чудес.

    Пять – купались мы опять.

    Шесть – пора грибов поесть.

    Семь – малины я поем.

    Восемь – сено мы покосим.

    Девять – бабушка идет,

    Землянику нам несет.

    Десять – все вокруг в листву одето.

    Вот за что люблю я лето!

    «Профессии»

    Много есть профессий знатных,

    (Соединять пальцы правой руки с большим.)

    И полезных, и приятных.

    (Соединять пальцы левой руки с большим.)

    Повар, врач, маляр, учитель,

    Продавец, шахтёр, строитель…

    (Последовательно соединять пальцы обеих рук с большим.)

    Сразу всех не называю,

    (Сжимать и разжимать кулачки.)

    Вам продолжить предлагаю.

    (Вытянуть руки вперёд ладонями вверх.)

    «Детки»

    (поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого)

    Раз, два, три, четыре, пять,

    Будем пальчики считать -

    Крепкие, дружные,

    Все такие нужные.

    (Поднять кисть правой (левой) руки вверх, широко раздвинуть пальцы; поочерёдно сгибать их в кулачок, начиная с большого)

    Тише, тише, тише,

    Не шумите!

    Наших деток не будите!

    Птички станут щебетать,

    Будут пальчики вставать.

    (раскачивать кулачок вверх-вниз по ритмике стихотворных строк, а на слове “вставать” - открыть кулачок, широко раздвинув пальцы).

    «За малиной»

    1,2,3,4,5. В лес идем мы погулять

    За черникой, за малиной

    За брусникой и калиной

    Землянику мы найдем

    И братишке отнесем.

    (Пальцы здороваются, идут по столу, загибают, начиная с большого).

    «Морковка»

    Не морковка - загляденье,

    Выросла на удивленье,

    Сочная да вкусная,

    Для детей полезная.

    (Пальцы левой руки сжаты в щепоть и направлены вверх, ладонь правой руки с расставленными пальцами приставлена к щепоти левой.)

    «Овощи»

    У девчушки Зиночки

    Овощи в корзиночке: (Дети делают ладошки «корзинкой»)

    Вот пузатый кабачок,

    Положила на бочок,

    Перец и морковку,

    Уложила ловко,

    Помидор и огурец. (Сгибают пальчики, начиная с большого)

    Наша Зина - молодец! (Показывают большой палец).

    «В сад за сливами»

    Палец толстый и большой (Поочередно загибать пальцы)

    В сад за сливами пошел. (О котором рассказывается)

    Указательный с порога (А затем его разогнуть)

    Указал ему дорогу.

    Средний пальчик – самый меткий:

    Он сбивает сливы с ветки.

    Безымянный поедает,

    А мизинчик-господинчик

    В землю косточки сажает.

    «Апельсин»

    Мы делили апельсин. (Покрутить кулаком)

    Много нас, а он один. (Растопырить пальцы)

    Эта долька для ежа. (Отогнуть один мизинец)

    Эта долька для чижа. (Отогнуть безымянный)

    Эта долька для утят. (Отогнуть средний)

    Эта долька для котят. (Отогнуть указательный)

    Эта долька для бобра. (Отогнуть большой)

    А для волка кожура. (Погладить кожуру)

    Он сердит на нас, Беда! (показать волчьи зубы)

    Разбегайся кто куда! (пальчики разбегаются)

    «Хвойные деревья»

    В иголках-хвойках (Ребенок поднимает вверх переплетенные

    Сосна, пихта, ёлка пальцы правой и левой рук, изображая

    И кедр могучий, ветку хвойного дерева. Загибает или

    Он тоже в иголках. разгибает по очереди пальцы на руке)

    У лиственницы – иглы хвоинки,

    Хотя они нежные, словно травинки.

    У этих деревьев хвоинки растут,

    Поэтому хвойными все их зовут.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей

    Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....

    Сообщение из опыта педагогической работы "Применение пальчиковой гимнастики в работе с детьми с речевыми нарушениями. Описание комплекса пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах.

    1.Сообщение из опыта педагогической работы "Пальчиковая гимнастика с детьми с речевыми нарушениями".2.Описан комплекс пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах (по лексическим темам)...

    Картотека пальчиковой, артикуляционной и дыхательной гимнастики для детей 5-6 лет с ЗПР на учебный год.

    Картотека пальчиковой, артикуляционной и дыхательной гимнастики для детей 5-6 лет с ЗПР на учебный год....

    Картотека подвижных игр и пальчиковой гимнастики по темам «Домашние и дикие животные и птицы»

    Предлагается картотека, содержащая подвижные игры (физкультминутки) и пальчиковую гимнастику.Возрастная категория: вторая младшая группа.Цель: развитие общей и мелкой моторики; координация речи с движ...

    Картотека пальчиковой, артикуляционной и дыхательной гимнастики для детей 5-6 лет на учебный год.

    нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемыестихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыковсамообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнуркии т. д. И, ко...

    Картотека подвижных игр и пальчиковой гимнастики по теме «Животные Севера и жарких стран»

    Подготовила: Воспитатель Белоусова Инна ВладимировнаВозрастная категория: вторая младшая группа.Цель: развитие общей и мелкой моторики; координация речи с движением; работа над темпом и ритмом речи.Те...

    Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей

    Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....