Особенности формирования осознанного чтения у детей с ОВЗ (обзор методик)
статья по развитию речи на тему

Кузнецова Марина Павловна
Формирование навыка чтения у детей с ОВЗ является важнейшей задачей обучения. Известно, что навык чтения складывается из смысловой и технической сторон. Полноценное владение чтением предполагает освоение ребенком в равной мере обеих сторон. Но ведущую роль в этом комплексе играет понимание прочитанного (осознанность), так как цель чтения – извлечь необходимую информацию, понять смысл прочитанного.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie.docx31.7 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа № 953"

Особенности формирования  осознанного чтения у детей с ОВЗ

(Обзор методик и приемов)

Подготовили:

Учитель-логопед: Кузнецова Марина Павловна

Учитель-логопед: Серегина Ирина Михайловна

Москва 2018

Особенности формирования  осознанного чтения у детей с ОВЗ

(Обзор методик и приемов)

Формирование навыка чтения у детей с ОВЗ  является важнейшей  задачей обучения. Известно, что навык чтения складывается из смысловой и технической сторон. Полноценное владение чтением предполагает освоение ребенком в равной мере обеих сторон. Но ведущую роль в этом комплексе играет понимание прочитанного (осознанность), так как цель чтения – извлечь необходимую информацию, понять смысл прочитанного.

Для формирования  осознанного чтения необходим ряд условий:

  • Сформированность пространственно временных представлений;
  • Сформированность фонематических процессов;
  • Сформированность зрительной памяти;
  • Сформированные представления о фонеме;
  • Достаточный запас знаний и представлений об окружающем мире.

В норме психофизиология чтения включает в себя следующие этапы:

  • Зрительное восприятие букв;
  • Узнавание их и различение;
  • Соотнесение букв с их фонемами (звуками);
  • Слияние звуков в слоги;
  • Слияние слогов в слова, а слов – в предложение;
  • Понимание смысла прочитанного.

Если эти этапы следуют друг за другом не в указанной последовательности или какого-то этапа недостаёт, возникает дислексия -   специфическое нарушение процесса обучения чтению.

Для учащихся с ОВЗ проблема овладения чтением особенно актуальна. Мы работаем в общеобразовательном учреждении с классами и группами компенсирующей направленности, реализуем АООП по ФГОС. В нашем учреждении обучаются дети, имеющие АООП с задержкой психического развития, РАС, ТНР, слабослышащие, НОДА, а также учащиеся с УО и СИПР (специальная индивидуальная программа развития). У каждой категории детей  формирование механизма чтения происходит особым образом.

У детей  с ЗПР  часто  отсутствует мотивация, снижен интерес к чтению. Ограниченный запас представлений  об окружающем мире, особенности восприятия не позволяют осознавать прочитанное в полной мере.

В условиях общеобразовательного класса  используются всем известные виды работ над смыслом прочитанного  (словарная работа, анализ произведения, составление плана, пересказ). Эти виды работы приобретают ряд специфических черт в классе для детей с ОВЗ.

Трудность заключается в том, что недостатки образного мышления, обедненность конкретного чувственного опыта детей с ЗПР не позволяют им ясно представить описанную в произведении картину, а общее недоразвитие абстрактного мышления затрудняет перенос признаков одного явления на другое.

Так, подготовительная работа в младших классах часто требует создания конкретной наглядной моделирования ситуации, которая лежит в основе текста. Экскурсия на природу, на производство, демонстрация натуральных предметов, картинок, изготовление макетов имеют первостепенное значение для правильного понимания текста. В ряде случаев эта подготовка может осуществляться в виде беседы, в процессе которой актуализируются, и уточняются имеющиеся в опыте детей представления.

Многие учащиеся с РАС успешно овладевают технической стороной чтения, но осмысление  текста становится затруднительным, что не позволяет им самостоятельно выполнять  задания. В процессе многократного повторения одного и того же алгоритма действий ребенок с РАС справляется с поставленной перед учащимся задачей. Но перенести этот же алгоритм на новое, похожее задание часто не может. Как правило, своеобразность мышления не позволяет таким детям в полной мере  осознавать прочитанное. Потеря интереса, нежелание читать являются актуальными проблемами при обучении.

Учащиеся с УО с трудом овладевают и технической, и смысловой сторонами  чтения. Словарный запас ограничен социально-бытовой лексикой. Дети додумывают окончания слов или прочитывают неправильно, совершенно не задумываясь над смыслом.

Также в нашей школе обучаются дети с СИПР. Это особенная категория детей. В данном случае мы учим пониманию простых слов и инструкций.

Слог и слово.

На начальном этапе,  для того чтобы создать мотивацию к чтению  мы используем игры издательства Ребус «Логодиски», «Логокарты», «Буквы, слоги и слова», «Чтениум». Как только ребенок научился узнавать буквы и складывать слоги, начинаем работать над смысловым компонентом. Интересные приемы работы над смыслом слова приводятся в книге И. Мальцевой « Я читаю и понимаю слова»,  Е. А. Алифановой «Развитие правильности и осознанности чтения»,  «Кто читает?  Я читаю» Издательство Карапуз,  Т. А. Ткаченко «Легко и точно подбираем слова». С детьми с ОВЗ работа строится с использованием традиционных методов, которые также имеют свою специфику.  Например, создаем ситуации для мотивирования (написать простую  инструкцию на бумажке, так называемой «записочке» и попросить ребенка прочитать и  выполнить это действие или инструкцию), следовательно, используется больше наглядности (соотнесения с картинками, выбор из избыточного количества), раскрашивание картинок или кружков, обозначающих ассоциацию с прочитанным словом.  

Интересно  задания «Псевдослова». На одних карточках написаны слова (метро, дорога…), на других – псевдослова, т.е. бессмысленные буквосочетания (например, олубет, вунка). Предлагается разделить карточки на две группы.

Для детей с РАС хорошо использовать прием так называемого  «Синквейна», то есть подбор к ключевому слову существительных, прилагательных, глаголов, а также составление предложения в виде пяти строчек. Такой вид работы имеет четкий алгоритм действий, что нравится детям с РАС.

Предложение и текст.

Практический материал можно увидеть в книгах  Е. М. Плюсниной  «Учимся читать и понимать прочитанное», а также О.А. Ишимовой,  С. И. Сабельниковой «Читаю и понимаю».

Всем известны приемы: чтение текста с пропущенными в словах слогами, словами; соединение начала и конца предложений; составление предложения с использованием по смыслу слов; составление  предложения по ключевым словам,  по предметной или по сюжетной картинке.

Но с особыми детьми необходимо создавать ситуацию, в которой ребенок захочет выполнить и выполнит задание  продуктивно.

  1.  «Цепочка», звенья которой - дети. Объясняем, что цепочка не должна порваться, а для этого надо внимательно слушать соседа.

1-й ребенок называет существительное. 2-й ребенок повторяет это же слово и добавляет свое, по цепочке.  Таким образом, можно придумать предложение и даже рассказ. Дом. Дом стоит. Большой дом стоит. Большой красивый дом стоит. Большой красивый дом стоит на улице.

  1. «Перепутанные слова». Речь идет о деформированном предложении. Слова пишем на бумажных полосках, деталях конструктора, на бумажках, скрученных в трубочку (что особенно вызывает положительные эмоции). Ученики прочитывают отдельные слова Мама, куклу, Оле, подарила и составляют предложения.

Детям с ОВЗ нравиться получать послания, письма, записки. Как было сказано выше, этот момент активно используется нами в работе. Ребенок читает инструкцию и выполняет задание. Важно привлекать других  детей для проверки правильности выполнения.

Отличный материал предлагается  в книге О. А. Ишимовой, С.И. Сабельниковой «Я читаю и понимаю»

  • «Верно-неверно».  Ребенку нужно прочитать предложение  и ответить верно оно или нет. А также ответить почему?

У квадрата три стороны.

  • «Почему, потому. Зачем, затем.»

Вдруг я проснулся. Почему? Потому что….

Лена приготовила пряжу и спицы. Зачем? Затем….

  • Прочитай сначала вопросы, а затем предложение. Найди вопрос к предложению

Что делал Миша? Кто раскрыл Мишину тетрадь? Что было написано в Мишиной тетради?

Мама раскрыла Мишину тетрадь по русскому языку.

  • Бывает-не бывает. Листочки на деревьях распускаются зимой.

 Понимание текста в целом

Интересные  упражнения, предлагаются в книге И. В. Мальцевой «Читаю и понимаю текст». А также С.А Сущевской «Тексты с дырками», «Тексты с хвостами, «Шиворот навыворот» и « Тексты с прятками», Б.Д. Корсунской «Читаю сам».

Упражнения на понимание и осмысление всего текста

Мы активно используем тексты И. В.  Мальцевой с  занимательными заданиями на осмысление.

1.Предлагаем ребенку прочитать рассказ и раскрасить все овощи, которые поливала Катя, или  соединить  подарки так, как дарил их Дед Мороз.  Ребенок выбирает из избыточного количества картинок нужную  и раскрашивает.

Подобные задания  возможно составить к любому другому тексту.

2. Следующий вариант задания, рассмотреть  2 картинки. Прочить текст и раскрасить ту картинку, которая соответствует тексту.

3. Прочить рассказ и выбрать нужные слова по смыслу. Обвести их. То есть ребенок имеет возможность обводить слова по специальной пунктирной линии. Увлекательное занятие стимулирует ребенка к чтению.

4. Иллюстрирование  смысла текста  (РАС, НОДА)

Очень часто ребенку (особенно с НОДА, РАС, УО) легче нарисовать картинку по прослушанному тексту, чем выразить свои мысли словесно.

В данной ситуации работаем с картинками, сериями картинок, придумываем продолжение. Особенно сложно детям с ОВЗ дается составление вопросов.

5. И, конечно, нельзя не отметить известные всем тексты с дырками, с хвостами, «шиворот навыворот», с прятками.

"Дырки" - это пропущенные слова, а "хвосты" - незавершенные предложения, которые ребенок должен закончить по смыслу. В текстах "шиворот-навыворот" перепутались отдельные слова, а в текстах с "прятками" - целые предложения. И теперь детям предстоит все распутать и расставить по местам. Так читать гораздо увлекательнее.
 6. Еще один интересный прием работы с текстом - это чтение с помощью «Решетки», которая накладывается горизонтально на читаемую часть страницы и постепенно сдвигается вниз. При наложении решетки на текст перекрываются некоторые участки текста. Дети, воспринимая видимые в окошках элементы текстов, должны мысленно восполнять перекрытые перепонками участки строки, восстанавливая смысл.

7. Хорошие результаты приносит использование в коррекционной работе с детьми с ОВЗ  использовать  квест-технологии, которая содержит в себе захватывающий сюжет и помогает поддержать активность ребенка на протяжении всего периода выполнения задания и, конечно же, является мощным средством работы над смысловым компонентом. Квесты могут проходить в классной комнате, в школе на переменках, на улице,  и только под контролем взрослых. Квесты могут быть частью занятия, урока, а могут быть видом домашнего задания. Так или иначе ребенок должен прочитать, понять почитанное  и выполнить  задание.

Варианты сюжетов для квеста:

«Тайное письмо». Письмо может быть написано разными способами. Например, написать восковой свечой, мелком или сделать вдавленную надпись на мягкой поверхности.  И чтобы его прочесть надо закрасить надпись карандашом.

«Кроссворд».  В столбце, которого откроется искомое  слово-предмет, если дети отгадают весь кроссворд.

«Лабиринт».  Для того чтобы найти,  прочитать  и выполнить задание, надо пройти через ряд препятствий.

«Пазл».  Предварительно печатаем на бумаге слово или картинку, наклеиваем бумагу на плотный картон и разрезаем на части. Задача ребенка — сложить пазл, чтобы получить подсказку.

«Слово, зашифрованное значками».  Каждая буква алфавита обозначается каким-то знаком — кружок, квадратик, звездочка. Детям дается шифр из знаков и алфавит с условными обозначениями. Задача учащихся — как можно скорее подобрать буквы и разгадать слово.

8. И последнее, важно отметить, что по требованию ФГОС, мы, коррекционные специалисты,  должны реализовывать такое направление,  как  «Жизненные компетенции». Жизненные компетенции – это те навыки, знания и умения, а также способы их применения, которые необходимы человеку для  самостоятельного функционирования.  

Поэтому важно научить детей быть коммуникабельными, обращаться за помощью, воспитывать хорошие привычки, давать оценку своему поведению и другому человеку. Во время чтения это обеспечивается при анализе ситуаций из литературных произведений, с которыми знакомятся учащиеся (вданном случае  хорошо использовать тексты нравственно - этического характера для осмысления поступков и поведения)

Таким образом,  можно сделать следующие выводы:  у детей с ОВЗ процесс чтения  вызывает значительные трудности.  Особенные сложности связаны со смысловой стороной чтения. Мы, коррекционные специалисты, призваны создать для такого ребенка условия, в которых у него  появилась бы мотивация, заинтересованность. Нам приходится интерпретировать виды и методы работы, использовать разные методики, методом проб и ошибок подбирать и создавать новые приемы, дополнять традиционные.  Работа над смысловой стороной чтения является одной из важнейших задач как в работе специалиста (учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога), так и учителя начальных классов. Поэтому результативность возможна только при комплексном воздействии на весь спектр речевых и психических нарушений.

                                  Список литературы:

  1. КашкаровА.П.Как приохотить ребёнка к чтению. «Феникс» Ростов – на – Дону., 2014.
  2. Ковалёва Л.Е. Под сенью муз. «Просвещение». М., 1978.
  3.  Козырева Л.М. «Логопедическое пособие. Звуковые разминки и упражнения для совершенствования навыков техники чтения», Москва, 2000
  4.  Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. «Как преодолеть трудности в обучении чтению», М, 1999
  5.  Корнев А.Н. «Дислексия и дисграфия у детей», С-Пб, 1995
  6. Корнев А.Н.  «Нарушения чтения и письма у детей», С-Пб,1997
  7. Милостивенко Л.Г. «Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей», С-Пб, 1995
  8. Лалаева Р.И. «Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников», С-Пб, 2002
  9. Лалаева Р.И. «Логопедическая работа в коррекционных классах», М, 2000
  10. Пособие  «Приёмы логопедической работы по коррекции дислексии» логопедов Красносельского района,  2005
  11. Лисенкова Л.Н. «Развитие и коррекция навыков чтения», М, 2002
  12. Андреев О.А. «Техника быстрого чтения», 2005
  13. Лебедева П.Д. «Коррекционная логопедическая работа со школьниками     ЗПР» С-Пб, 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

особенности формирования математических представлений у детей с нарушениями речи

В этой статье мной обобщён опыт работы по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и с задержкой психического развития. К статье прила...

Особенности формирования сенсорного восприятия у детей с ДЦП в раннем возрасте. Приемы развития и коррекции

Тематика данной программы направлена на одно из важный направлений в работе с детьми с ДЦП , такое как развитие сенсорного восприятия. Данный курс направлен на формирование у детей сенсорных эта...

Особенности формирования лексических навыков у детей дошкольного возраста при изучении английского языка

Данная статья подробно описывает особенности формирования лексических навыков у детей дошкольного возраста. А также способы и приемы формирования лексических навыков. Статья будет интересна педагогам ...

"Использование конкурсов чтецов в формировании осознанного чтения у дошкольников"

Презентация опыта работы с детьми с ОВЗ по развитию речи...

«Использование поэзии С.А.Есенина для формирования выразительного чтения стихотворений детей старшего дошкольного возраста»

В данной статье можно узнать, как развивать выразительносмть через поэзию. Использованние иннотационных компонентов, приемов работы....

Упражнений для формирования и развития осознанности чтения у детей с ЗПР

Материал содержит специальные тренировочные упражнения   для формирования  и развития осознанности чтения у детей с ЗПР....