Дидактическая игра, как средство речевого развития ребенка старшего дошкольного возраста.
материал по развитию речи

Горина Наталья Владимировна

Дидактическая игра, как средство речевого развития ребенка старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактическая игра, как средство речевого развития ребенка старшего дошкольного возраста.

Одна из важнейших задач стоящих перед ребенком дошкольного возраста – это овладение полноценной речью. Мы хотим, чтобы дети умели связно рассказывать, правильно пользоваться лексико-грамматическим строем языка, были внимательны к ответам своих друзей и речи воспитателя.

Чтобы у ребенка была не только правильная, но и красивая речь, необходимо воспитывать у детей любовь к книге, к художественной литературе, развивать поэтический слух, интонационную выразительность. Речь становиться непосредственной и живой в том случае, если у ребенка воспитывается интерес к языковому богатству, развивается умение использовать в своей речи самые разнообразные выразительные средства.

Дети старшего дошкольного возраста, должны уметь самостоятельно составлять монологические тексты различного характера. Признаками такой речи является произвольность, развернутость и связность. В монологе ребенок строит высказывания самостоятельно. Он сам выбирает словесную форму для выражения содержания, которое он сообщает, намечает последовательность отдельных частей, звеньев содержания. Будь то описание предмета, явления или события.

Такая форма монологического текста как стихотворение, способствует тому, что у детей воспитывается способность чувствовать художественную выразительность слова. Здесь закладывается основа для формирования любви к родному языку, его точности, меткости, образности. На практике обучению дошкольников созданию стихотворных текстов, на наш взгляд, уделяется мало внимания. Данный факт объясняется отсутствием эффективных методов и приемов обучению детей ритмованию и рифмованию. Без словесной игры, которая содержится в них, ребенок не овладеет в полной мере своим родным языком. Ведь рифмованный текст помогает выразить не только мысли, но и чувства, переживания человека.        

В методических разработках посвященных, ознакомлению детей с поэтическим словом справедливо указывается, на необходимость формирования интереса к стихотворным текстам.

Приобретенная способность к сочинительству тоже игра и вместе с тем – награда за труд. Она открывает ребенку путь к бесценным сокровищам мировой поэзии и к собственному речевому творчеству.

В результате практического исследования  для детей старшего дошкольного возраста были подобраны следующие дидактические игры и упражнения, помогающие освоить алгоритм создания рифмованных текстов.

Название игры

Цель

Содержание и методические рекомендации

«Не стихотворение»

Развитие воображения.

Воспитатель читает стихотворение, в

котором ловкий бегемот гоняется за

нахальной мухой в тесной комнате,

где было много стеклянной посуды.

Ж

Ж ж ж

Ж ж ж ж ж ж

Ж ж ж

Ж ж ж ж э

Ж...Ж...

Ж ж ж ж ж

Бац! Бац!

Ж ж ж ж ж

Бац! Бац! Дзинь!

Ж ж ж ж ж

Топ,

Жж

Топ - топ

Ж ж ж ж ж

Шлеп!!

…………….

Шняк.

И стало тихо.

«Найди нужное слово»

Учить подбирать слова, близкие и

противоположные по смыслу.

Воспитатель читает стихотворение и просит детей найти слова противоположные по смыслу.

Скажу я слово высоко

А ты ответишь ...(низко).

Скажу я слово далеко,

 А ты ответишь ...(близко).

 Скажу тебе я слово трус,

Ответишь ты ...(храбрец)

. Теперь начало я скажу,

 Ну, отвечай ...(конец)

Затем, воспитатель предлагает детям придумать самостоятельно противоположные по смыслу слова.

«Укрась слово»

Развивать образное мышление, воображение, ассоциативный процесс и общую информативность дошкольников.

Дети делятся на две группы. Каждой дается существительное и ставится задача за 1 минуту подобрать, как можно больше прилагательных, которые подходят к данному существительному.

Например:

Игрушка - яркая, мягкая, красивая, резиновая, новая, и т.д.

Цветок - красивый, душистый, свежий, красный и т. д.

Побеждает команда, которая подобрала больше прилагательных.

«Назови стишок»

Развивать логическое

мышление, фонематический

слух, сосредоточенность.

Воспитатель предлагает послушать

стихи, в которых потерялись буквы.

Назвать их и прочитать правильно.

1.Иде.. бы., ка..,

Взд.. на., хо..,

Во., до., ко..

Се..яупа..

2.На.. Та., гро.. пла..

Уро.. в ре... мя.. .

Ти.. Да.., не пла..

Не уто.. в ре., мя..

3.3а.. бро.. хо..

По., до., ост., за..

Co.. ск.. сл.. не мо..

Be., до ни., про..

И т.д.

«Отгадай и назови»

Обогащать словарный запас детей, закрепить умение детей называть слова по их значению.

Воспитатель предлагает детям поиграть в викторину. Он задает вопросы, а дети отвечают. Побеждает тот, кто больше дает положительных ответов.

1.Детеныш        собаки? (щенок)

2.Сильная        метель, буря? (вьюга) 3.Загородный дом для летнего отдыха? (дача)

4. Ломтик хлеба с маслом, сыром? (бутерброд)

5.Тот,        кто сражается с врагом? (воин)

6.Фрукты и ягоды сваренные в сиропе? (варенье)

7.        Листовое        дерево с белой корой? (берёза)

«Кузовок»

Образовывать уменьшительно - ласкательное слова, активизировать словарь, мышление, развивать сообразительность.

Воспитатель обращается к детям: -Вот тебе кузовок. Клади в него то, что на - ок, обмолвишься - отдашь залог. -Я положу в кузовок клубок, а вы? Дети называют слова с концовкой на - ок.

Примечание: можно брать и другие концовки слов (-ка, -ек, -а, -о, -ое и т.д.)

«Рифмоплет»

Сочинение двустишья на заданные рифмы.

Детям дается задуманное слово.

Например: сад. Они должны к нему подобрать ключевую рифму,

например «виноград».

Затем сочинить двустишье с заданными словами в конце строки.

Например: Я вижу сад, Там виноград.

Или:

Катилось яблоко мимо сада,

Мимо сада, мимо винограда.

Слова даются различные: рад - акробат, лето - конфета и т.д.

«Многозначные загадки»

Развивать творческое воображение, логическое мышление, умение анализировать, сравнивать.

Воспитатель читает загадки:

1.Без        рук, без ног,

А, в гору лезет, (тесто, земля)

2.Ах, не трогайте меня: Обожгу и без огня! (йод, утюг, крапива)

3.Не        зверь не птица,

 А нос как спица. (Комар, шприц,)

4.Жидко, а не вода,

 Бело, а не снег. (Молоко, кефир)

«Круги на воде»

Развивать творческое воображение, находить рифмы.

Ребята, давайте поиграем в слова, что

они у вас вызывают, какие

ассоциации, какие сочетания могут

получиться.

Например: «лимон»

1.0н .... (кислый, желтый....)

2. Он связано со словом на букву «Л»

(лиса, луна, ложка и т.д.)

З. Оно рифмуется со словами ...

Лимон - батон, лимон - баллон,

лимон - закон, лимон - бутон.)

При всех ответах считается результат.

Можно разделиться на команды - кто

победит.

«Чужое слово»

Развивать фонематический слух, учить чувствовать слово, рифму и ритм стихотворения.

Воспитатель читает стихи, а дети находят рифму и чужое слово, т.е. слово, которое не подходит к рифме этого стихотворения.

1.Стол о льдом вода и грязь,

Снег покрыл дома.

Это значит началась

В городе осень (зима).

2.По        лесу без дорожек

Ходит дикобраз (ёжик).

Дети называют чужие слова: осень, дикобраз. Находят рифмованные слова: грязь - началась, дорожек - ёжик.

«Зеленый, красный, синий».

Развивать фонематический слух, учить чувствовать слово, рифму и ритм стихотворения

Дети стоят в кругу. У воспитателя 3 мяча: зеленый, красный, синий. Он раздает мячи 3 детям, стоящим рядом, за ранее договорившись о следующем: тот, кому попадет зеленый мяч, должны назвать слово, относящееся к лесу; кому - красный - к огню, синий - к воде. По сигналу воспитателя после ответа мячи смещаются влево или вправо, и следующие 3 игрока должны быстро и правильно назвать то, что относится к лесу, огню, воде (например: грибы, костер, лодка и т.д.). Играют при обучении пять детей, затем семь и девять.

«Домашние животные»

Закрепить знания о домашних и диких животных.

Показать картинки с изображением домашних и диких животных. Картинки очень похожи, но при внимательном рассмотрении найдешь различия. По каждой картине дети должны дать правильный ответ. Материал: свинья - кабан, собака - волк, кошка - пантера, лошадь - дикая лошадь и т.д., Предложить детям рассказать о своих любимых домашних животных, описать их.

«Назови сказку»

Развивать логическое мышление, фонематический слух, сосредоточенность.

Воспитатель просит помочь ей, у нее в сказках пропали буквы, она прочтет то. Что осталось, а дети помогут ей отгадать, назвать ей эти сказки. По... де... ре... .Вы... ре... б.. - пре... .Ста... де. ре., тя... Тя.. - поте..., вы., не мо.... По., де.. ба... .Ба... за де..., де... за ре... .Тя.. - потя.... вы., не мо.. .И т.д.

Жи.. - бы., де.. и ба.. .И бы., у них ку... ря.. .Сне... ку.. яй... не рос..., а зо... .Де. би.би. - не ра... .Ба.. би би.., не разби.. .И т.д.

«Азбука слов»

Обогащать словарный запас, развивать воображение, учить чувствовать слово.

Воспитатель предлагает детям, что могут означать слова, что они в них слышат.

1. Весна - время года, погода...

2. Адрес - его нужно знать, иначе потеряешься...

3. вода        - это жизнь, без нее умрем.

4. Гость-это        праздник.

5. Дом        - где все живут...

б. Замок-это красиво и сказочно.

7. Лимон - кисло, но полезно.

8. Лес - грибы, ягоды, много интересного.

И т.д.

«Слово за слово»

Расширять словарный запас, познакомить с окружающим миром, развивать слуховую и зрительную память.

Воспитатель определяет тему, допустим: «Птицы на букву «С». Первый игрок называет «снегирь», второй ребенок повторяет названное слово и добавляет своё: снегирь, свиристель. Следующий повторяет эти два слова и добавляют своё: снегирь, свиристель, сойка и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Дидактическая игра как средство сенсорного развития ребенка младшего дошкольного возраста»

laquo;Авторская идея в моей педагогической практике»     Тема: «Дидактическая игра как средство сенсорного развития ребенка младшего дошкольного возраста&ra...

"Дидактические игры как средство математического развития детей старшего дошкольного возраста"

Математическое развитие детей старшего дошкольного возраста – это система, комплекс методов и методик интеллектуального развития детей, преемственных в работе детского сада и школы, на...

Авторская дидактическая игра как средство математического развития детей старшего дошкольного возраста

В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и впервые годы их обучения в школе. В играх нет реа...

Дидактические игры как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста.

Игра для ребенка - не просто интересное времяпрепровождение, а способ моделирования внешнего взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого, ребенок вырабатывает схему в...