Главные вкладки

    План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа):
    конспект занятия по развитию речи по составлению рассказа" Осень"

    Улюмджиева Делгр Эрдниевна

    В подготовительной группе картины используются на занятиях более широко. Требования к детскому рассказу возрастают: содержание, логическая последовательность изложения, точность описания, выразительность речи. При необходимости педагог дает образец правильного употребления слова, построения фразы. Задача педагога состоит в том, чтобы научить ребенка составлять рассказ, рассматривая картину.

    Переход от рассматривания картины к составлению рассказов – важная часть занятия. Педагог дает план рассказа, ребенок повторяет последовательность.

     Педагог предлагает детям самостоятельно обдумать последовательность рассказа. Дошкольники самостоятельно рассматривают картину перед составлением рассказа.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_ood.docx22.9 КБ

    Предварительный просмотр:

    КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ  " ОСЕНЬ" 

    Цель: Совершенствовать  умение детей составлять связный рассказ с опорой на карточки.

     Задачи:

    • Обобщать представления детей о признаках осени, ее характерных особенностях.
    • Продолжать учить строить полные и четкие предложения, а из них короткий рассказ.
    • Совершенствовать грамматический строй речи.
    • Развивать связную речь и обогащать словарный запас детей через участие в словесно – речевых играх.
    • Воспитывать умение осуществлять совместную творческую деятельность.

     Словарная работа.  Дать определение осенней погоды: солнечная, ветреная, облачная, дождливая, сырая, морозная, снежная.

     Предварительная работа.

    • Экскурсии в природу, наблюдения на прогулке.
    • Беседы с детьми об осени, осенних явлениях, жизни растений, животных и людей осенью.
    • Рассматривание иллюстраций, картин.
    • Заучивание стихотворений, чтение произведений об осени.
    • Загадки на тему «Осень».
    • Дидактические игры по экологии.
    • Проведение физкультминуток.

     Виды деятельности. Игровая, коммуникативная, познавательная, музыкальная, двигательная.

     Форма организации: игровое занятие, 30 минут

     Средства: магнитная доска, магниты, карточки-помощники  для составления рассказа, музыка для физминутки, осенние листочки (по количеству детей), (по количеству детей), презентация «Осень»

     Участники. Дети подготовительной группы.

     Организационный  момент.

    Эмоциональный настрой детей «Хорошее настроение».

       Логопед: Сегодня на улице пасмурно и сыро, а в нашей группе светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и всем окружающим вас людям. Подарите свои улыбки нашим гостям, чтобы у них появилось хорошее настроение.

    Ход занятия.

     Логопед. Скажите, какое сейчас время года? (Осень)

    Когда наступает осень? (после лета)

     Логопед. Назовите осенние месяцы (сентябрь, октябрь и ноябрь)

    Логопед.  Я для вас приготовила вот такую красивую шкатулочку.

     В ней осенние листья.

    Логопед: Посмотрите на листья, угадайте, с какого дерева лист. У меня золотой березовый лист.

    Лист с дуба - У меня дубовый зеленый лист

    Лист с клена  - У меня красный кленовый лист

    Лист с осины - У меня желтый осиновый

    Дыхательная гимнастика

    Логопед: Ребята, а давайте с вами устроим листопад, берем лист, кладем на ладонь и плавно его сдуем.

    Дети: Выполняют задание.

    Осеняя погода очень переменчива. В народе говорят: осенью семь погод на дворе. Бывает даже так, что за один день можно увидеть все семь погод.

    Игра «Подбери признак»

    Логопед: Осенью часто дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, встретила я его по дороге в детский сад, и он мне подарил волшебный мяч.

    Мяч осенний и волшебный,

    Будет в руки к вам скакать

    И вопросы задавать.

    — Кому я брошу мяч ,тот  отвечает на вопрос и возвращает мне мяч.

    -Какие листья осенью?

    -Какие деревья?

    -Какая трава?

    -Какой дождь? и т.д.

    Логопед Вот таким может быть осенний день.

    Логопед Но, тем не менее, ребята, осень красивое время года. Я предлагаю вам вспомнить нашу осень (Презентация)

    Об осени поэты сочинили много стихов, художники написали много картин. И я предлагаю составить интересный рассказ об осени.

    У меня есть карточки – подсказки, которые помогут в составлении рассказа.

     Карточка№1 Осень

     Логопед. Какое время года мы обозначаем желтым цветом? Составьте предложение со словом «осень» (ответы детей)

     Логопед. Наступила осень.

    Наступила золотая осень

    После жаркого лета наступила осень

     Карточка №2 – солнце.

     Логопед.  Составьте предложение о том, какое солнце осенью? (ответы детей).

     Логопед. Все меньше светит солнце

     Солнце  уже не поднимается высоко, дни становятся короче, а ночи длиннее.

     Карточка №3 – туча и дождь.

     Логопед. Что это обозначает? (ответы)

    Осенью часто идут дожди

     Логопед. Всё чаще идут дожди, на дорогах лужи

     Карточка №4 – листья падают с деревьев. 

    Логопед. Что происходит осенью с листьями? (ответы детей)

    Логопед.  Листья на деревьях меняют окраску и опадают. Это листопад.

    Начинается пора листопада

     Карточка №5 птицы.

    Логопед. Какие изменения происходят в жизни птиц. Расскажите, что вы знаете об этом? (ответы детей)

     Логопед.

    Перелетные птицы собираются улетать на юг.

     Перелетные птицы улетают в теплые края, остальные остаются с нами зимовать.

    Карточка №6 – звери.

     Логопед. Что делают осенью звери? (ответы)

     Логопед. Звери готовятся к зиме: делают запасы на зиму, меняют шубку, кто-то до весны впадает в спячку.

     Карточка №7 – урожай.

    Логопед. Что поспевает осенью в садах и огородах? (ответы). 

    Логопед. Люди собирают урожай. В садах и огородах поспевают овощи и фрукты. 

     Карточка №8 –одежда.

     Логопед. Что обозначает эта карточка? (ответы)

    Логопед. Осенью погода прохладная, поэтому люди надевают теплую одежду

     Логопед. Осенью часто дует ветер, который срывает листочки с деревьев. Посмотрите, сколько листьев. Предлагаю вам с ними поиграть.

    Физминутка «Листочки, листочки» 

    Листья осенние тихо кружатся

    (дети кружатся на носочках)

    Листья нам под ноги тихо ложатся

    (дети приседают)

    И под ногами шуршат, шелестят

    (волнообразные движения руками вниз)

    Будто опять закружиться хотят

    (поднимаются на носочки, кружатся).

    Логопед

    А теперь ребята мы сделаем панно «осеннее дерево»

    Посмотрите, у меня на листе ствол дерева. Возьмите листочки деревьев и промажем красками осени ( красный цвет, желтый и оранжевый) и методом « Отпечатки» расположим наши листочки на дереве. Приступаем.

    Какое красивое панно получилось. Молодцы!

    Вот и закончилось наше занятие.

    Скажите, что вам понравилось?

    .


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по развитию речи по теме "Советы доктора Айболита"

    Развлечения детей 1младшей группы  По теме «Советы доктора Айболита» ...

    Конспект занятия по развитию речи по теме «Посуда»

    В данном занятии совмещаются, переплетаются задания по развитию речи и развитию навыков языкового анализа и синтеза, появляется неожиданная гостья, которой  крайне необходима помощь. Дети были оч...

    конспект занятия по развитию речи по теме "Притяжательные прилагательные"

    Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе. Тема: Притяжательные прилагательные.Цель: Обеспечение практического усвоения детьми притяжательных прилагательных (на...

    Конспект занятия по развитию речи по теме «Домашние животные».

    Увлекательное занятие по развитию речи, в котором дети совершают путешествие вместе с любимым сказочным персонажем Колобком.  Вместе им предстоит вспомнить названия диких и домашних животных, их ...

    Конспект занятия по развитию речи. Тема: «Составление описательного рассказа «Зима».

    Конспект занятия по развитию речи. Тема: «Составление описательного рассказа «Зима»....

    Конспект занятия по развитию речи по теме: "Составление описательных рассказов по картинке" (зайчата потерялись), для детей средней группы.

    Конспект занятия разработан для открытого просмотра на основе занятия О. С. Ушаковой "Развитие речи".Предназначен для проведения с детьми среднего возраста.В данном занятии используются ЦОР и технолог...

    Конспект занятия по развитию речи по теме: «Домашние птицы» с использованием игр и упражнений по развитию мелкой моторики для детей младшего дошкольного возраста.

    В ходе занятия использовались такие педагогические приёмы как сюрпризный момент, отгадывание загадок, знакомство с художественной литературой.Цели занятия:1.      Развитие общ...