Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе по теме: "Составление описательного рассказа с помощью пиктограммы «Зимующие птицы»"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Власова Галина Алексеевна

Развитие речевой активности, диалогической речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, мышления, артикуляционной, мелкой и общей моторики, творческого воображения, подражательности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimuyushchie_ptitsy.docx46.42 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе по теме:
"Составление описательного рассказа с помощью пиктограммы  «Зимующие птицы»"

                                                                                                                                                                                                                                       

Задачи:

Образовательные:  Закрепление знания признаков зимы, представлений о зимующих птицах, обобщающего понятия "зимующие птицы". Расширение, уточнение и активизация словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи (практическое употребление предлогов, согласование числительного с сущ., связной речи.

Развивающие:        Развитие речевой активности, диалогической речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, мышления, артикуляционной, мелкой и общей моторики, творческого воображения, подражательности.

Воспитательные:  Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности. Воспитание бережного отношения к природе.

Организационный момент.  Здравствуйте, ребята.

 Я сейчас загадаю вам загадку. Послушайте внимательно!

Есть у радости подруга,

В виде полукруга,

На лице она живет,

То куда-то вдруг уйдет,

То внезапно возвратится.

Грусть - тоска её боится.

Что это? (улыбка)

- Подарим, друг другу улыбку и хорошее настроение.

 Беседа с детьми:

Дети, посмотрите в окно и скажите, какое сейчас время года?

Что вы видите за окном?

Назовите приметы зимы.

Ребята, а теперь назовите птиц, которые улетели.

(ласточки, журавли, утки, гуси, скворцы и т. д.)

- Какие это птицы?

(это перелетные птицы)

- Почему их так называют?

(потому что они осенью от нас улетают в теплые края, а весной прилетают обратно)

- А какие птицы остались?

(Остались зимующие птицы.) 

давайте посмотрим на картинки внимательно и скажем, кто это в нашем лесу гостит?

•    Посмотрите и скажите, кого вы здесь видите? (Птиц).

•    По каким признакам вы это определили? (Клюв, перья).

•   А чем они питаются?

 Перечислите этих птиц. (Снегирь, сорока, ворона, синица, воробей...).

•    Как вы догадались, что это снегирь? (Красная грудка).

•    Как определили, что это сорока? (Длинный хвост, белые бока).

•    Как определили, что это ворона? (Черная, большая).

•    Как определили, что это синица? (Желтая грудка).

- Не легкая жизнь у птиц, которые остаются зимовать в наших краях. Им голодно и холодно.

Потому что  зима – бывает  какая?

 (суровая, вьюжная, морозная и т.д.).

Как же люди помогают им пережить холодную зиму? (ответы детей).

  

 Молодцы, а теперь давайте поиграем в игру «Угадай-ка». Я буду вам загадывать загадки, а вы их отгадайте:

  1. Я по дереву стучу.

 Червячка добыть хочу.

 Хоть и скрылся под корой.

 Всё равно ты будешь мой (дятел).

 

      2) Красногрудый,  чернокрылый,

       любит зёрнышки клевать.

          С первым снегом на рябине.

        Он появится опять.

                                  (снегирь)

  1. Она маленькая птичка,

 и зовут ее……..

                                    ( синичка)

  1. Эта птица - непоседа,

 одного с березой цвета. Кто это?

                                                    (сорока)

  1. Носит серенький жилет,

но у крыльев - черный цвет.

Видишь - кружат двадцать па,

 и кричат: кар-кар

                                              (ворона).

Молодцы, хорошо  знаете  птиц, давайте  вспомним игру « Мы кормушку смастерили».

/Дети вместе со словами выполняют определенные движения/

Мы кормушку смастерили,  

 Мы столовую открыли.

 В гости в первый день недели

 К нам синицы прилетели,

 А во вторник, посмотри,

 Прилетели снегири.

 Три вороны были в среду,

 Мы не ждали их к обеду,

 А в четверг со всех краёв

 Стая жадных воробьёв.

 В пятницу в столовой нашей

 Голубь лакомился кашей,

 А в субботу на пирог

 Налетели семь сорок.

 В воскресенье, в воскресенье

 Было общее веселье»

В. Здорово, размяли с вами пальчики, пора поиграть в игру.

 «Четвертый лишний»

/Проводится игра по презентации/

 Игра с мячом «Один - много».

 Давайте поиграем в игру с мячом "Один - много". Я буду бросать "звучащий" мячик каждому из вас и называть одну птицу. Вы будите ловить мяч, называть много птиц и возвращать мяч мне.

- снегирь - снегирей

- голубь - голубей

- синица – синиц

- сорока - сорок

- ворона - ворон

 Игра: «Кто, как голос подает»

-Ребята, а вы знаете, как эти птицы подают голоса? каждая птица своим особым голосом. Давайте послушаем голоса птиц (ЗАПИСЬ). Кто это? А это? Молодцы, узнали, а теперь скажите

Воробей – что делает? - чирикает

Ворона – что делает? - каркает

Сорока – что делает? - стрекочет

Синица – что делает? - щебечет

Снегирь – что делает? - посвистывает

Дятел – что делает? - трещит

Сова – что делает? - ухает

Физкультминутка

 Руки подняли и помахали -

Это деревья в лесу

Локти согнули, кисти встряхнули

Ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем-

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем

Крылья мы сложим назад.

 Составление описательного рассказа  о зимующих птицах по пиктограмме.

А теперь попробуем с вами составить рассказ по схеме.Составление графического плана рассказа на тему «Как помочь птицам зимой»

1.Дети нашли воробышка.

2. Дети несут воробышка домой.

3. Дети кормят воробышка.

4. Дети выпустили воробышка и сделали кормушку, чтобы кормить птиц.

Как помочь птицам зимой.

(примерный рассказ)

Однажды зимним морозным днем дети гуляли в парке. Они шли по аллее и нашли воробышка. Воробышек замерз. Девочка согрела птицу. Дети принесли воробышка домой. Воробышек согрелся и поклевал зерно. Позже дети его отпустили. Мальчик смастерил кормушку и каждый выходной дети кормят птиц.

 Пальчиковая гимнастика «Дятел».

Я по дереву стучу

Червяка добыть хочу

Хоть он скрылся под корой

Все равно он будет мой.

 Итог занятия

Чем мы с вами занимались на занятии?

– О каких птицах говорили?

– О ком составляли рассказ?

– Что вам запомнилось?

– Назовите зимующих птиц?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: «Составление описательных рассказов об игрушках»

Программные задачи: Учить детей описывать предмет (игрушку), целенаправленно выделять внешние отличительные признаки предмета (материал, цвет, форма), а затем его назначение и практические действия с ...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Составление описательного рассказа о дереве»

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Составление описательного рассказа о дереве»...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: Составление описательного рассказа по картине «Кошка с котятами» Учебно методический материал

Цель: развитие умения составлять описательный рассказ по картине «Кошка с котятами».Задачи:-учить составлять описательный рассказ по картинке вместе с воспитателем и самостоятельно: расска...

Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Составление рассказов с использованием антонимов»

Цель:связная речь: учить составлять рассказ, используя антонимы. Словарь и грамматика: учить выделять существенные признаки предметов; подбирать синонимы к прилагательным; оценивать предложения по смы...