Доклад на педсовете «Совершенствование словаря дошкольников на основе пословиц и крылатых выражений».
учебно-методический материал по развитию речи (подготовительная группа)

Арчагова Алена Валерьевна

Из опыта работы "«Совершенствование словаря дошкольников на основе пословиц и крылатых              

           выражений».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_pedsovete_ot_18.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы:

«Совершенствование словаря дошкольников на основе пословиц и крылатых              

           выражений».

Пословица – краткое изречение, поучение, более в виде притчи, иносказанья или в виде житейского приговора.

Пословица - это сжатое по смыслу, образное, завершенное по форме изречение с поучительным смыслом и ритмическим выражением.

Пословица — это целое предложение, а поговорка — лишь фраза или словосочетание. Это главный признак, отличающий пословицы от поговорок.

Русский язык очень богат на свои слова и выражения. Очень часто один и тот же смысл можно выразить по-разному. Делается это с помощью синонимических выражений. Но, как известно синонимы лишь близки по значению, а значит свои мыслю с помощью одной из них можно выразить короче и точнее. В этом часто приходят нам на помощь фразеологизмы. Давайте разберемся, что такое фразеологизмы.
Фразеологизм — это не очень большая фраза, как правило, она имеет переносное значение, хотя вполне может выражать и обычный смысл.
Изучением фразеологизмов достаточно плотно занимался русский ученый-лингвист В.В Виноградов. Он смог практически все фразеологизмы разделить на группы, тем самым показав, что такое фразеологизм.
Во фразеологических сращениях нельзя получить значение из всего словосочетания. Например, бить баклуши, непонятно почему значение «бездельничать». Фразеологические сочетания позволяют самим догадаться о смысле фразы. Например, скалить зубы (о настроении человека). Фразеологическое выражение полностью понятно носителям языка, но употребляется в переносном смысле (Волков бояться- в лес не ходить). Оно может быть употреблено в своем прямом значении.

Использование фразеологизмов делает речь человека более живой, богатой, образной, яркой, эмоционально выразительной.

Из опыта работы:

            в нашей группе знакомство с крылатыми выражениями проходит в два этапа на первом этапе мы предлагаем детям послушать пословицу и выбрать правильный вариант толкования смысла пословицы:

                               Хочешь есть калачи – не сиди на печи.

Варианты:

1)  После работы нужен отдых.

2)  Чтобы хорошо жить, надо хорошо потрудиться.

3)  Лежа вредно есть.

                 За двумя зайцами погонишься -  ни одного не поймаешь.

Варианты:

1)  За зайцами лучше не бегать, для этого есть собаки.

2)  Два дела сделать -  лучше, чем одно.

3)  Хорошо сделать два дела вместе – очень тяжело.

 

             Любишь кататься, люби и саночки возить.

 Варианты:

  1.  Девочка завела собаку, а убирать за ней грязь не хочет.
  2.  Девочка катается на саночках с высокой горы и не боится.
  3.  Девочка всегда помогает маме убираться в комнате после ухода гостей.

На втором этапе дети сами придумывают ситуации, в которых уместны эти пословицы и применяют их в жизни.

            Так же в работе используем раскраски, они не только наглядно знакомят детей с образными выражениями, но и в процессе раскрашивания и штриховки ребенок упражняет свою руку, что способствует развитию мелкой мускулатуры пальцев.

 

Работа с раскраской включает в себя два этапа:

  1. Этап Фразеологизм не подписан.
  1. Рассматривание картинки
  2. Беседа по содержанию картинки.
  3. Раскрашивание.

  1. Этап Знакомство с фразеологизмом.

Практическое использование выражения. Придумывание ситуации.

Пример знакомства с образным выражением:

               «Похожи, как две капли воды»

Этап первый:

          -Ребята, кто и что нарисовано на картинке? Раскрасьте одного мальчика, одну        

           чашку, одну конфетку.

          -Что можно сказать о мальчиках, чашках, конфетках?

          -Верно, они одинаковые

           Раскрасьте теми же цветными карандашами второго мальчика, вторую чашку,        

            вторую конфетку.

Этап второй:

          - Посмотрите, теперь их совсем не различить. О них можно сказать, что они  

             похожи «как две капли воды».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педсовете: Развитие творческого потенциала педагога как основа совершенствования педагогического мастерства

Доклад на педсовете: Развитие творческого потенциала педагога как основа совершенствования педагогического мастерства Современный педагог немыслим вне творчества. С позиции философии творчество –...

ДОКЛАД К ПЕДСОВЕТУ «ВОСПИТАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ УВАЖЕНИЕ К ТРУДУ ВЗРОСЛЫХ»

Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд –даже самый грубый – возвышается до творчества.(Максим Горький.) Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастаю...

Доклад на тему воспитание младших дошкольников на основе мордовской национальной культуры

Воспитание младших дошкольников на основе мордовской национальной культуры...

Доклад на педсовете: «Как знакомить дошкольников с историческим прошлым России и родного края.» Воспитатель : Дуппор Е.В.

Прежде чем ответить на вопрос, как знакомить дошкольников с историей родной страны, важно понять, зачем знакомить их с историей своей страны. Приобщая дошкольников к истории России, педагог проб...

Доклад на педсовет "патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки"

Доклад на педсовет "патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки"...