Главные вкладки

    Конспект НОД по развитию звуковой культуры речи в средней группе "Звук [с]"
    план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

    Морозова Антонина Анатольевна

    Цель: знакомство детей со звуком [с].

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zvukovaya_kultura_rechi.docx27.28 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад № 26 «Маячок» г. Воркуты

    Конспект НОД

    по развитию звуковой культуры речи в средней группе

    Тема: «Звук [с]»

    Воспитатель: Морозова А.А.

    Цель: знакомство детей со звуком [с].

    Задачи:

    Образовательные:

     -познакомить детей с произношением звука [с];

    - показать артикуляцию звука [с];

    - формировать правильное произношение звука [с] изолированно, в слогах,  словах.

    Развивающие:

    - развивать фонематический слух, речевое дыхание, внимание, память.

      Воспитывающие:

    - воспитывать культуру речевого общения.

    Словарная работа:

                    Обогащение:  звук [с], песенка воды.

                    Активизация: собака, Соня, снежинка, снегурочка, снеговик, санки, снегопад.

    Материал: игрушка – собачка; картинки с изображением снегурочки, снежинки, снеговика.

    Предварительная работа: развитие моторики артикуляционного аппарата; рассматривание картинок, направленное на обогащение словарного запаса.

    Ход:

    Часть

    Деятельность воспитателя

    Деятельность детей

    Методы и приемы

    Вводная

    - Собираю детей в круг.

    - Ребята, сегодня мы будем учиться произносить звук [с].

    - Зачем нам нужно правильно произносить звуки?

    - Звуки нужно произносить правильно для того, чтобы нас понимали, когда мы говорим.

    - Но сначала нужно разогреть наши язычки, для того, чтобы они хорошо работали.

    - Давайте изобразим сосульку.

    Высуньте язык как можно дальше, сделайте его острым, вот так (показываю).

    - А теперь изобразите горку.

    Откройте рот, язык спрячьте за нижние зубы, выгните язык горкой, вот так (показываю).

    - Молодцы.

    Стук в дверь.

    - Ребята, вы слышали, кто-то стучит?

    - Пойду, посмотрю.

    - Ребята, кто это?

    - Давайте поздороваемся с собачкой.

    Собака:

    - Здравштвуйте ребята, меня зовут Шоня.

    На Новогоднем утреннике я рашшказывала дедушке морозу штихотворение, но он меня не понял, я очень рашштроилась.

    - Ребята, как вы думаете, почему дедушка мороз не понял собачку?

    - Собачка Соня правильно произносит звуки? Вы ее понимаете?

    - Какой звук собачка произносит не правильно?

    Собака:

    - Ребята, что же мне делать? Я хочу, чтобы меня все понимали, и разговаривали шо мной.

    - Ребята, чем можно помочь собачке Соне?

    - Правильно, давайте научим ее правильно произносить звук [с], но сначала нам самим нужно научиться его произносить.

    - Сейчас мы познакомимся со звуком [с] и будем учиться его произносить, присаживайтесь на стульчики.

    Соня, ты тоже присаживайся, слушай и смотри внимательно.

    Встают в круг.

    - Для того чтобы нас понимали.

    Слушают.

    Выполняют артикуляционную гимнастику.

    - Да.

    - Это собачка.

    - Здравствуй, собачка.

    Слушают.

    - Потому что она непонятно разговаривает.

    - Нет, мы ее не понимаем.

    - Собачка не правильно произносит звук  [с].

    - Нужно научить собачку  правильно произносить звук [с].

    Слушают.

    Садятся на стулья.

    Орг. момент

    Постановка учебной задачи

    Вопрос к детям

    Объяснение

    Артикуляционная гимнастика

    Проследить, чтобы каждый ребенок правильно выполнял  артикуляционную гимнастику

    Сюрпризный момент

    Вопросы к детям

    Одобрение

    Объяснение

    Основная

    - Ребята, послушайте историю. Однажды девочка Ира осталась одна дома. И вдруг она услушала: "кап-кап-кап". Девочка пошла на кухню и увидела, что из крана капает вода. Ира была аккуратной и знала, что воду нужно беречь. Девочка решила закрыть кран. Она повернула его, но вода полилась сильной струёй с шумом: "с-с-с". Оказывается, Ира повернула кран не в ту сторону. Но ей понравилась песенка воды, и она стала играть - открывать и закрывать кран. Вода текла и пела: "с-с-с".

    -А вам, ребята, приходилось слышать песенку воды?

    -А как она поёт?

    -Давайте научимся правильно произносить звук [с].

    -Сначала нужно немножко улыбнуться. Вот так. Кончик языка прижимается к нижним зубам, получается звук [c].

    - Звук [c] нужно произносить вот так: с-с-с-с-с-с.

    - Произнесите хором звук [c]

    - Девочки, произнесите звук [c]

    - Мальчики, произнесите звук [c]

    - Катя, произнеси звук [c]

    - Артем, произнеси звук [c]

    - Молодцы.

    Упражнение на внимание.

    -Ребята, будьте очень внимательны. Сейчас я буду говорить разные слова. В некоторых из них слышится звук [c].  

     Как только вы услышите его, нужно хлопнуть в ладоши.

    -Санки, лед, сосулька, мороз, снег, узор, снежинка, валенки, снегирь, комок, солнышко.

    -Молодцы ребята.

    - Давайте отдохнем, подойдите ко мне.

    Вам нужно разделиться на две команды, первая команда будет изображать ветерок, а вторая – снежинок. Ветерок дует, снежинки кружатся.

    С неба падают зимой

    И кружатся над землей

    Легкие пушинки,

    Белые снежинки.

    - Присаживайтесь на стульчики.

    - Ребята, собачка Соня принесла с собой картинки.

    - Внимательно рассмотрите картинки.

    - Что изображено на первой картинке?

    - А на второй?

    - А что изображено на третьей картинке?

    - Что объединяет все эти слова?

    -На какой звук они начинаются?

    -Правильно, эти слова начинаются на звук [c].

    - Ребята, придумайте слова, в которых есть звук [c].

    - Как много слов со звуком [c] вы знаете, молодцы.

    - А теперь мы покажем Соне, как еще можно научиться произносить звук [c].

    - Я буду говорить, я вы будете повторять за мной.

    Ус-ус-ус - на елке много бус. 

    А теперь произнесем медленно.

    А теперь быстро.

    Хорошо, а теперь давайте скажем громко и четко. А сейчас скажем тихо.

    Са – са – са – под кустом сидит лиса (произносим медленно, быстро, тихо и громко)

    Су – су – су – мы увидели лису (произносим медленно, быстро, тихо и громко)

    - Посмотрите, как Соне интересно за вами наблюдать.

    Слушают историю

    - Да.

    - С- с- с- с-с

    - Давайте.

    Смотрят, повторяют.

    - с-с-с-с

    - с-с-с

    - с-с-с

    - с-с-с

    - с-с-с

    Хлопают в ладоши, когда встречают слова со звуком [c].  

    Выполняют физкультминутку.

    Садятся на стулья.

    Слушают.

    - Снежинка

    - Снегурочка

    - Снеговик

    - Все эти слова объединяет звук [c].

    - Санки, сапоги, свеча, сова, стул, садик, сахар,  снег, снежинка, снеговик, снегопад, снегурочка, сосулька, сугроб.

    - ус-ус-ус – на елке много бус

    - са–са-са-под кустом сидит лиса

    - су-су-су – мы увидели лису

    Рассказ

    Вопросы к детям

    Объяснение артикуляции звука

    Образец произношения

    Хоровое и индивидуальное произношения звука

    Похвала

    Указание

    Развитие фонематического слуха

    Объяснение

    Похвала

    Указание

    Физкультминутка

    Указание

    Наглядность

    Вопросы к детям

    Одобрение

    Указание

    Похвала

    Объяснение

    Чистоговорки

    Заключительная

    - Ребята, что вы сейчас делали?

    -Какой звук вы учились произносить?

    - Ребята, покажите Соне, как вы научились произносить звук [c].  

    - Соня, попробуй сказать слово снежинка.

    Собака: Снежинка.

    - Ребята, вы слышали? Это правда? Я теперь умею правильно произносить звук [c]?

    - Ребята, как я вам благодарна, спасибо вам. Теперь все будут понимать, что я говорю.

    - А теперь Соне пора домой, ее там ждут, давайте попрощаемся с Соней.

    - Молодцы ребята, похлопайте друг другу.

    - Учились произносить звук [c]

    - С-с-с-с

    Слушают

    - Да, это правда, ты теперь умеешь произносить звук [c].  

    - До свидания, Соня.

    Подведение итогов

    Похвала



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект НОД образовательной области «Речевое развитие» (звуковая культура речи в средней группе) Тема: «В гостях у Красной шапочки»»

    Конспект НОД образовательной области «Речевое развитие» (звуковая культура речи в средней группе)Тема: «В гостях у Красной шапочки»»Никишина Лариса Васильевна,Воспитатель МБДОУ «Детский сад комб...

    Конспект НОД образовательной области «Речевое развитие» (звуковая культура речи в средней группе) Тема: «В гостях у Красной шапочки»»

    Конспект НОД образовательной области «Речевое развитие» (звуковая культура речи в средней группе)Тема: «В гостях у Красной шапочки»»Никишина Лариса Васильевна,Воспитатель МБДОУ «Детский сад комб...

    Занятие по развитию звуковой культуры речи в средней группе «Звук з , з’»

    Программное содержание конспекта: закрепить произношение звука с    в словах. Помочь воспитанникам запомнить потешку «Расти коса». Научить выделять голосом звук   с...

    Конспект занятия по развитию звуковой культуры речи в средней группе "Поездка в зоопарк"

    В конспекте занятия "Поездка в зоопарк" раскрывается работа по закреплению произношения звуков С и З у детей 5-го года жизни....

    Конспект логопедического занятия по развитию звуковой культуры речи в средней группе «Как утята солнышко искали»

    Проблема формирования звуковой стороны речи не теряет своей актуальности и практической значимости на сегодняшний день. Более того, воспитание звуковой культуры речи, как основы грамотности, является ...

    Конспект занятия по развитию звуковой культуры речи в средней группе по теме: «Звуки волшебного леса»

    Конспект  комплексного занятия по развитию звуковой культуры речи с использованием ИКТ для детей среднего дошкольного возраста.Конспект занятия по развитию звуковой культуры речи в средней группе...