Главные вкладки

    Самообразование воспитателя средней группы по теме: "Роль малых форм фольклора в приобщении дошкольников к русской народной культуре" 2018-2019 уч.г.
    календарно-тематическое планирование по развитию речи (средняя группа)

    Чернявко Наталья Геннадьевна

       Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Самообразование воспитателя средней группы по теме:

    «Роль малых форм фольклора в приобщении   дошкольников к русской народной культуре»

    Цель: создать условия для развития познавательно – речевой деятельности детей дошкольного возраста через малые формы фольклора.

    Задачи:

    1. Воспитание устойчивого интереса детей к устному народному творчеству как к русскому национальному богатству;
    2. Развитие  эмоциональной отзывчивости на произведения русского народного творчества;
    3. Создание разнообразной познавательно-речевой среды соответственно возрасту;
    4. Познакомить дошкольников с истоками зарождения нашей прародины – Древней Руси, ее бытом и укладом жизни.

    Теоретическая часть

    На переломных этапах истории обостряется самосознание народа, возрастает интерес к своим истокам, корням, культуре, всему тому, что характеризует его самобытность.  Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры.

    Сегодня повсеместно возрастает интерес к народному творчеству. Оно и понятно: в нём нужно искать истоки наших характеров, взаимоотношений, исторические корни. Взрослые обращают внимание детей к народным истокам, корням нашим, обрядам, традициям, обычаям, которые долгое время были в забвении. Вспомним известное высказывание М.И.Калинина о народном творчестве: “…самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, что народом сохранено, что народ пронёс через, столетие … в народе не может сохраниться то искусство, которое не представляет ценности”. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Духовный, творческий патриотизм надо прививать в раннего детства.

       Знакомство человека с произведениями искусства, с лучшими образцами устного народного творчества должно начинаться с первых лет его жизни, так как период раннего и дошкольного детства – определяющий этап в развитии человеческой личности. Возраст до пяти лет – богатейший по способности ребенка быстро и жадно познавать окружающий мир, впитывать огромное количество впечатлений.

        В воспитании детей очень важно использование  элементов  устного  народного творчества. Основная цель – показать детям красоту русского языка, за которым стоит высокая культура великого народа.

       Сказки, песни,  потешки, загадки, поговорки, считалки являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности  и яркой индивидуальности. Ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость у него. Именно чаще всего через элементы фольклора мы доносим до ребенка свою нежность, заботу, любовь, веру в него.

       Особое место занимает фольклор в игровой деятельности. Мы играем в народные игры, используя песенки, прибаутки, считалки. Дети хорошо их воспринимают и играют в песенные хороводные игры.

      Детский фольклор - это особенная часть народной культуры, которая играет важнейшую роль в жизни каждого народа. Произведения фольклора имеют важнейшее значение в становлении и развитии личности каждого вновь появившегося на свет человека, освоение им культурных богатств, предшествующих поколений. Они необходимы ребенку для выражения в художественной форме своего особого видения мира порожденного возрастными психологическими особенностями. Эти возрастные психологические особенности взаимодействие ребенка с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми людьми меняются по мере развития ребенка от рождения до отрочества.

      Формы подачи фольклора разнообразны. Необходимо использовать все доступные виды деятельности, чтобы открыть для детей занимательный и яркий мир творчества народа.



    Предварительный просмотр:

    Планирование деятельности по самообразованию

    Сентябрь

    Тема: «Потешки»

    Цель: Вспомнить потешки разученные ранее. Воспитывать устойчивый интерес детей к устному народному творчеству. Развивать речевые навыки; пробуждать речевую активность, приобщать к красоте речи.

    Развлечение: хороводная игра «Карусель».

    Содержание: приложение 1.

    Работа с пословицами и поговорками: - Птица сильна крылами, а человек друзьями.
    - Человек без друзей, что дуб без корней. - Человек без друзей, что сокол без крыльев.
    - Не мил свет, коль друга нет.
    Продуктивная деятельность: рисование  (восковые мелки) «Мой друг».

    Работа с родителями: рекомендовать родителям чтение  русских народных сказок, песенок, потешек, загадок, небылиц.

    Октябрь

    Тема: «Потешки в разные режимные моменты»

    Цель: Воспитывать устойчивый интерес детей к устному народному творчеству. Развивать речевые навыки; пробуждать речевую активность, приобщать к красоте речи.

    Пальчиковая гимнастика: «Помощники».

    Содержание: приложение 2.

    Работа с пословицами и поговорками: - Не краса красит, а разум.
    - По платью встречают, по уму провожают.
    - Не стыдно молчать, когда нечего сказать.
    Разучивание чистоговорок и скороговорок: - У Саньки новенькие санки.   – У Сени и Сани в сетях сом с усами.

    Работа с родителями: рекомендовать родителям чтение потешек «На сон грядущий».

    Ноябрь

    Тема: «Петрушка в гостях у детей»

    Задачи:   Образовательные: закрепить знания детей о малых формах фольклора: русскими народными песенками, загадками, небылицами, потешками.

    Развивающие: развивать умение сочинять описательные загадки.

    Воспитательные: воспитывать любовь к русскому народному творчеству.

    Предварительная работа: чтение и заучивание русских народных песенок, потешек, загадок, небылиц.

    Пальчиковая гимнастика: «Мальчик – пальчик, где ты был?».

    Содержание: приложение 4.

    Работа с пословицами и поговорками: - Когда хочется много знать, не надобно много спать.
    - Красна речь слушанием.
    Разучивание чистоговорок и скороговорок: - Коси коса, пока роса, роса долой и мы домой.  - У маленькой Зины бузина в корзине. – Видит волк козу – забыл и грозу.

    Декабрь

    Тема: «Красна изба»

     Программное содержание:

    1. Дать представление о наших предках – славянах.
    2. Познакомить детей с жилищем наших предков: внешним видом избы, ее расположением, материалом из которого строится.
    3. Закреплять знания детей о дереве как традиционном материале русских построек.
    4. Воспитывать уважение и восхищение мастерством человеческих рук.

    Содержание: приложение 5.

    Работа с пословицами и поговорками:  - На что клад, коль в семье лад.

    Работа с родителями: предложить родителям пополнить музей - горенку предметами старины.

    Январь

    Тема: «Приходите в гости к нам (предметы быта и их назначение:

    ухват, кочерга, рукомойник, лохань, сундук)»

    Программное содержание:

    1. Продолжать знакомить детей с укладом жизни славян.
    2. Дать представление о предметах быта, их назначении: ухват, кочерга, рукомойник, лохань, сундук и т.д.
    3. Развивать умение, интерес к рассматриванию предметов, отмечая их красоту; совершенствовать  представления о способах классификации предметов по типовым признакам.

    Предварительная работа:

          1. Чтение русских народных сказок «Гуси – лебеди», «Царевна – лягушка».

          2.   Дидактическая игра «Узнай по описанию», дидактическая игра «Какие      предметы сделал гончар, а какие – кузнец».

    Содержание: приложение 6.

    Продуктивная деятельность: рисование мелками «Предметы быта»

    Работа с пословицами и поговорками: - Родители трудолюбивы - дети не ленивы.
    - Белые руки чужие труды любят.
    Разучивание чистоговорок и  скороговорок: - Молодец птенец, не боится овец. – Соня Зине принесла бузину в корзине. – Сеня – незнайка, а Зина зазнайка.

    Февраль

    Тема: «Счастливая зыбка»

    Программное содержание:

    1.Поддерживать положительное эмоциональное отношение, развивать интерес к колыбельным песням.

    2.Формировать знания детей о традициях русского народа. Обогащение словаря детей: зыбка, люлька.

     3.Развивать навыки описательной речи при составлении рассказа "Моя кроватка".

    4.Развивать эстетическое воспитание фольклорных произведений.

    Предварительная работа. Беседа с детьми о семье. Подбор наглядного материала. Подбор загадок. Словарная работа: колыбель, зыбка, люлька.
    Содержание: приложение 7.

    Работа с пословицами и поговорками: - При солнышке тепло, при матери добро.
    - Сыр калача белее, а мать всех друзей милее.
    Продуктивная деятельность: «Люлька для младенца».

    Консультация для родителей: "Баю - баюшки - баю..."

    Содержание: приложение 11.

     Разучивание чистоговорок и скороговорок:  - Из соседнего колодца целый день водица льется. – Мой отец пасет овец.

    Март

    Тема: "В тереме расписном я живу,
    К себе в избу всех гостей приглашу..."(Знакомство с пословицами, поговорками, прибаутками о русском быте и гостеприимстве)»

    Программное содержание.

    1.Активизировать в речи детей пословицы и поговорки о русском быте и гостеприимстве.

    2.Звуковая культура речи: отработка звуков "ж", "ш".

    3.Обогащение словаря детей: комод, половица, гребень.

    4.Воспитывать любовь и уважение к истории народной культуры. Развивать навыки речи-доказательства. 
    Содержание: приложение 8.

    Работа с пословицами и поговорками: - Жить – поживать да добра наживать. - Тяжко тому жить, кто от работы бежит.

    Продуктивная деятельность:

    Работа с родителями: предложить родителям изготовить костюмы для праздника – развлечения.

     Разучивание чистоговорок и  скороговорок: - Лежит ежик у елки, у ежа иголки. – Не живут ужи, где живут ежи.

    Апрель

    Тема: «Дело мастера боится»

    Программное содержание:

    1.Продолжать знакомить детей с укладом жизни славян. Дать представление об основных ремеслах наших предков: гончарном деле, кузнечном промысле, ткачестве; повторить пословицы о труде и мастерстве.

    2. Расширять представление об орудиях труда: кудели, веретене, прялке.

    3. Воспитывать уважение и восхищение мастерством наших предков.

    Содержание: приложение 9.

    Работа с пословицами и поговорками:  – Лежа хлеба не добудешь. – Хочешь есть калачи – так не сиди на печи. - Труд человека кормит, а лень портит.
    Работа с родителями: предложить родителям повторить с детьми скороговорки и чистоговорки.

    Разучивание чистоговорок и скороговорок:  - Волки рыщут, пищу ищут.

    -Щенок за обе щеки уплетает из щавеля щи.

    Май

    Тема: «Хлеб – всему голова»

    Процесс выращивания хлеба древними славянами

    Программное содержание:

    1.Систематизировать знания детей о процессе выращивания хлеба.

    2. Познакомить с орудиями труда, которыми пользовались древние славяне при выращивании и переработке хлеба: соха, борона, серп, жернова; сравнить их с современными техническими средствами хлеборобов; воспитание уважения к нелегкому труду хлеборобов.

    Предварительная работа

    1.Проращивание зерен ржи и пшеницы; заучивание пословиц и поговорок о хлебе.

    2.Рассматривание репродукций картин  А. Васнецова «На пашне»; А.Платонова «Сенокос», «Жатва»; Т. Яблонской «Хлеб».

    Содержание: приложение 10.

    Продуктивная деятельность: «Красивый каравай» (лепка из соленого теста).    Работа с пословицами и поговорками:– Лежа хлеба не добудешь. – Хочешь есть калачи – так не сиди на печи.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Семинар – практикум для педагогов "Использование малых фольклорных форм как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре"

    Введение            Устное народное творчество неиссякаемая сокровищница мудрости и фантазии, опыта и наблюдательности. Вобрав в себя исторически...

    Самообразование воспитателя средней группы по теме: "Роль загадки в воспитании дошкольника"

    Тема: Роль загадки в воспитании дошкольника.Цель: выяснить, какую роль играют загадки в воспитании дошкольника, объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произвед...

    «Использование малых фольклорных форм как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»

          Детский фольклор – это особая часть народной культуры, которая играет важную роль в жизни каждого народа. Произведения детского фольклора имеют важное значение в стан...

    Консультация для педагогов ДОУ «Использование малых фольклорных форм как средства приобщения дошкольников к русской народной культуре»

    Что такое фольклор? Вместо слов устное народное творчество часто говорят фольклор, что в переводе с английского языка означает народная мудрость, народное знание. ...

    Семинар – практикум для педагогов «Малые фольклорные формы как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»

    Семинар – практикум для  педагогов«Малые фольклорные формы как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»...

    мастер - класс. " Использование малых фольклорных форм как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре"

    Мастер - класс, проводился на базе дошкольного отделения, в рамках школьного округа. Очень был полезен и педагогам дошкольного образования, а так же учителям начальных классов.Педагоги активно участво...

    Деловая игра для городского методического объединения «Малые фольклорные формы, как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре».

    Деловая игра для педагогов "Малые фольклорные формы, как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре"...