Главные вкладки

    Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие к лесным жителям»
    план-конспект занятия по развитию речи

    Пилякина Екатерина Сергеевна

    Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие к лесным жителям»

    Программное содержание:

    Образовательная область:  Речевое развитие,познавательное развитие,художественно-эстетическое развитие

    Вид деятельности: Игровая, коммуникативная,познавательно-исследовательская,двигательная активность.

    Методы и приемы реализации содержания НОД: Словесные,наглядные,игровые.

    Словарная работа:

    Цель: Развитие коммуникативных навыков дошкольников

    Задачи:Образовательные,развивающие,воспитывающие.

    Закрепить знания детей о гласных и согласных /твердых и мягких/ звуках, определении первого звука в слове.

    Совершенствовать произношение звуков Л-ЛЬ в чистоговорках.

    Упражнять детей в подборе антонимов — слов с противоположным значением.

    Продолжить знакомство детей с многозначными словами.

    Упражнять детей в умении определять родовую принадлежность слов: мужской, женский, средний.

    Упражнять детей в суффиксальном образовании слов;

    Закрепить умение детей называть прилагательные и глаголы к существительным.

    Воспитывать внимание, умение отвечать четко и грамотно на поставленный вопрос.

    Планируемые результаты:

    Сформированы представления детей о гласных и согласных звуках.

    Сформированы навыки в произношении звуков Л-ЛЬ в чистоговорках.

    Способны формировать слова в подборе антонимов -слов с противоположным значением.

    Сформированы представления с многозначными словами.

    Способны самостоятельно определять родовую принадледность слов.

    Испытывают потребность в умении отвечать четко и грамотно на поставленный вопрос.

    Организация среды для проведения НОД:

    Цветы красного, зеленого и синего цвета, вырезанные из бумаги; иллюстрации, обозначающие антонимы; предметные картинки; посуда для чаепития; письмо, магнитофон.

    Подготовка к образовательной деятельности:

    Заучивание пословиц, физминутки; дидактические игры.

     

     

    Ход НОД:

    Воспитатель: Ребята, сегодня утром, почтальон принес нам телеграмму. Я не стала ее читать без вас, думаю, что вам тоже это будет интересно. Давайте прочитаем вместе. /вскрывает телеграмму/ читает ее детям.

    "Дорогие ребята, в нашем Сказочном лесу звери разучились правильно общаться между собою. Мы надеемся, что вы придете и поможете нам. А еще я приглашаю вас к себе в гости на чай с медом. Ваш Мишутка".

    Воспитатель: Что же случилось в лесу? Ребята, предлагаю помочь жителям Сказочного леса (Ответы детей).Скажите, кто же живет в лесу?

    Дети перечисляют животных, которые живут в лесу.(показ картинок)

    Воспитатель: Правильно. Выбираем транспорт. (Дети выбирают транспорт на картинках)

    Воспитатель: Давайте представим, что наши стульчики — это самолет. Мы скажем волшебные слова, и наши стульчики полетят на помощь животным.

    Дети говорят волшебные слова: Раз, два, три, Стульчик мой лети. Дети закрывают глаза, имитируют движения стульчика, «приземляются» в лесу.

    Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой густой, непроходимый лес. Куда дальше идти. Попросим у нашей знакомой елочки, вон она, рядом стоит, с мухоморчиком разговаривает. Елочка, помоги нам с ребятами, к жителям леса пройти.

    Елочка: Я помогу вам дальше пройти, если вы про мои иголочки что-нибудь интересное расскажете, а мухомору про его ножку. (рассматривание  елки и грибочка)

    Воспитатель: Конечно, расскажем. Скажите, ребята, разве только у елки бывают иголки. А какие вы еще иголки знаете?

    Дети:У сосны, швейную, у ежа, медицинскую.

    Воспитатель: А какие ножки вы знаете?

    Дети:У детей, у стола, стула, кресла.

    Елочка: Молодцы, ребята, вы очень быстро справились с заданием, вам нужно идти дальше по той дороге (указывает направление)

    Дети:(благодарят елочку).

    Воспитатель: Вы прекрасно справились с первым заданием, значит, мы можем идти дальше.

    Ребята, посмотрите, кто-то сверху бросается шишками. Это кто может быть? /Белка/ Давайте спросим у нее, по какой дороге нам идти дальше, их здесь две.

    БелочкаПомогите мне справиться с моим трудным заданием, и я обязательно покажу вам нужную дорогу, иначе можете попасть к волку. А задание такое:

    Дидактическая игра «Скажи наоборот»

    День – ночь

    сахар – соль

    чистота – грязь

    зима – лето

    потолок – пол

    узкая – широкая /юбка/

    длинное – короткое /платье/

    сильный – слабый /спортсмен/

    веселая – грустная /девочка/

    высокий – низкий /человек/

    смеется – плачет /ребенок/

    лежит – сидит /человек/

    закрыть – открыть /книгу/

    взлетает – садится /самолет/

    надевает – снимает /свитер/

    Воспитатель: Вот какие мы умные, опять выполнили задание, идем дальше.

    Воспитатель: Ой,ребята, а здесь Ежик грибочки собирает,попросим его дорогу показать к мишутке.

    Ежик: Помогите мне справиться с язычком,и я вам обезательно помогу.

    Воспитатель: Ребята,давайте покажем,как работать можно с язычком. Повторяйте за мной чистоговорки:

    Ла-ла-ла – белочка спала;

    Ло-ло-ло – у сосны дупло;

    Лу-лу-лу – дайте нам пилу;

    ля-ля-ля – вот моя земля;

    ли-ли-ли – мы козу пасли;

    лю-лю-лю – я вас всех люблю.

    Ежик: Ребята, да с такими успехами вы все преодолеете. Спасибо. Дальше вам по той дороге. (указывает дорогу).

    Воспитатель: Вперед, в дорогу! Ой, посмотрите, мы вышли на полянку, какая она красивая: зеленая, вся в цветах. Посмотрите. а вот и лисичка. -Лисичка!может помочь тебе чем?

    Лисичка:Да,конечно,совсем уж запуталась в цветочках-загадках.

    Воспитатель: А цветы-то непростые, а почему-то только трех цветов: красные, синие да зеленые. Интересно, что могут означать эти цвета? что они обозначают?

    Дети:Это звуки: гласные, мягкие и твердые согласные.

    Воспитатель:Ребята, придется взять по одному цветочку и назвать любой звук, который соответствует этой фишке. /дети называют/.

    - А здесь кроме цветов еще что-то есть. Возьмите в руки картинки, назовите их и определите первый звук в этих словах.

    Дети: бабочка, птичка, стрекоза, кузнечик, жук, грибочек, листочек.

    Воспитатель:Правильно ребята,теперь мы помогли и лисичке с загадками. Ребята,предлагаю вам отдохнуть.

    Физминутка «Дикие животные»

    Встанем, надо отдохнуть,

    Наши пальчики встряхнуть.

    Поднимайтесь, ручки, вверх,

    Шевелитесь, пальчики, –

    Так шевелят ушками

    Серенькие зайчики.

    Крадемся тихо на носочках,

    Как лисы бродят по лесочку.

    Волк озирается кругом,

    И мы головки повернем.

    Теперь садимся тише, тише

    Притихнем, словно, в норках мыши.

    Ходил медведь по лесу,

    Топтался и рычал.

    Хотел он очень меда

    А где достать – не знал.

    Лисичка:Спасибо вам ребята,вот какие вы умные, вам по той дороге (указывает дорогу).

    Воспитатель: Опять выполнили задание, идем дальше. Но вот, беда, впереди болото, через него опасно проходить, может оно нас засосать. Но что делать? А вот зайка сидит, давайте у него и спросим.

    Воспитатель: Зайка,как нам пройти к Мишутке?. Ребята, оказывается, он может перекинуть нам палку выручалку, если мы выполним его задание.

    Дидактическая игра «Назови, чей предмет: мой, моя, мое?»

    (иллюстрации)

    медведь, лиса, солнце

    волк, белка, окно

    лось, сорока, дерево

    аист, ворона, яблоко

    Воспитатель: Ребята, мы опять справились с заданием, Зайке придется перекинуть нам палку выручалку. Идем дальше, уже недалеко находится мишуткин домик.

    Воспитатель: Ребята, посмотрите, а вот и Барсучок.

    -Барсучок, покажи нам дорогу к Мишутке?

    Барсук: Конечно помогу, но и вы мне помогите со словами, а то совсем запутался.

    Воспитатель:Ребята, Барсучок дает нам задание. Давайте мы подберем слова, которые отвечали бы на вопросы«Какой?» и «Что делает?». А подбирать слова мы будем к слову «Мишка».

    Дидактическая игра «Скажи, какой? Что делает?»

    Мишка /какой?/ – большой, добрый, коричневый, вежливый, трудолюбивый, ласковый, заботливый.

    Мишка /что делает?/ – спит, ходит, бегает, кувыркается, пляшет, радуется, лапу сосет,играет, и т. д.

    Настроение у мишки/какое?/ — радостное, веселое, счастливое. А гости на дне рождения /что делают?/- веселятся, радуются, танцуют, играют, пьют чай, кушают, поздравляют и т. д.

    6. – Ребята, а как вы думаете, Мишутка уже накрыл стол к приходу гостей. /Да/

    - Интересно, куда Мишутка положит хлеб?

    - Как называется посуда для хлеба? /Хлебница/.

    - Для сахара? / Cахарница/.

    - Для конфет? /Конфетница/.

    - Для салата? /Салатница/.

    - Для салфеток? /Салфетница/.

    - Для масла? /Масленка/.

    - Для соли? /Солонка/.

    Воспитатель:Молодцы! Справились с очередной задачей. Ребята мы помогли лесным жителям справиться с заданиями. Так славно потрудились.

    Ребята, а какие пословицы про труд мы знаем?

    «Терпение и труд все перетрут»;

    «За всякое дело берись умело»;

    «Жизнь дана на добрые дела»;

    «Какие труды, такие и плоды» и др.

    Воспитатель: А вот и Мишуткин домик. Теперь Мишутка приглашает вас за стол.

    (проводится чаепитие)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi_vstarshey_gruppe.docx20.84 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие к лесным жителям»

    Программное содержание:

    Образовательная область:  Речевое развитие,познавательное развитие,художественно-эстетическое развитие

    Вид деятельности: Игровая, коммуникативная,познавательно-исследовательская,двигательная активность.

    Методы и приемы реализации содержания НОД: Словесные,наглядные,игровые.

    Словарная работа:

    Цель: Развитие коммуникативных навыков дошкольников

    Задачи:Образовательные,развивающие,воспитывающие.

    Закрепить знания детей о гласных и согласных /твердых и мягких/ звуках, определении первого звука в слове.

    Совершенствовать произношение звуков Л-ЛЬ в чистоговорках.

    Упражнять детей в подборе антонимов — слов с противоположным значением.

    Продолжить знакомство детей с многозначными словами.

    Упражнять детей в умении определять родовую принадлежность слов: мужской, женский, средний.

    Упражнять детей в суффиксальном образовании слов;

    Закрепить умение детей называть прилагательные и глаголы к существительным.

    Воспитывать внимание, умение отвечать четко и грамотно на поставленный вопрос.

    Планируемые результаты:

    Сформированы представления детей о гласных и согласных звуках.

    Сформированы навыки в произношении звуков Л-ЛЬ в чистоговорках.

    Способны формировать слова в подборе антонимов -слов с противоположным значением.

    Сформированы представления с многозначными словами.

    Способны самостоятельно определять родовую принадледность слов.

    Испытывают потребность в умении отвечать четко и грамотно на поставленный вопрос.

    Организация среды для проведения НОД:

    Цветы красного, зеленого и синего цвета, вырезанные из бумаги; иллюстрации, обозначающие антонимы; предметные картинки; посуда для чаепития; письмо, магнитофон.

    Подготовка к образовательной деятельности:

    Заучивание пословиц, физминутки; дидактические игры.

    Ход НОД:

    Воспитатель: Ребята, сегодня утром, почтальон принес нам телеграмму. Я не стала ее читать без вас, думаю, что вам тоже это будет интересно. Давайте прочитаем вместе. /вскрывает телеграмму/ читает ее детям.

    "Дорогие ребята, в нашем Сказочном лесу звери разучились правильно общаться между собою. Мы надеемся, что вы придете и поможете нам. А еще я приглашаю вас к себе в гости на чай с медом. Ваш Мишутка".

    Воспитатель: Что же случилось в лесу? Ребята, предлагаю помочь жителям Сказочного леса (Ответы детей).Скажите, кто же живет в лесу?

    Дети перечисляют животных, которые живут в лесу.(показ картинок)

    Воспитатель: Правильно. Выбираем транспорт. (Дети выбирают транспорт на картинках)

    Воспитатель: Давайте представим, что наши стульчики — это самолет. Мы скажем волшебные слова, и наши стульчики полетят на помощь животным.

    Дети говорят волшебные слова: Раз, два, три, Стульчик мой лети. Дети закрывают глаза, имитируют движения стульчика, «приземляются» в лесу.

    Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой густой, непроходимый лес. Куда дальше идти. Попросим у нашей знакомой елочки, вон она, рядом стоит, с мухоморчиком разговаривает. Елочка, помоги нам с ребятами, к жителям леса пройти.

    Елочка: Я помогу вам дальше пройти, если вы про мои иголочки что-нибудь интересное расскажете, а мухомору про его ножку. (рассматривание  елки и грибочка)

    Воспитатель: Конечно, расскажем. Скажите, ребята, разве только у елки бывают иголки. А какие вы еще иголки знаете?

    Дети:У сосны, швейную, у ежа, медицинскую.

    Воспитатель: А какие ножки вы знаете?

    Дети:У детей, у стола, стула, кресла.

    Елочка: Молодцы, ребята, вы очень быстро справились с заданием, вам нужно идти дальше по той дороге (указывает направление)

    Дети:(благодарят елочку).

    Воспитатель: Вы прекрасно справились с первым заданием, значит, мы можем идти дальше.

    Ребята, посмотрите, кто-то сверху бросается шишками. Это кто может быть? /Белка/ Давайте спросим у нее, по какой дороге нам идти дальше, их здесь две.

    БелочкаПомогите мне справиться с моим трудным заданием, и я обязательно покажу вам нужную дорогу, иначе можете попасть к волку. А задание такое:

    Дидактическая игра «Скажи наоборот»

    День – ночь

    сахар – соль

    чистота – грязь

    зима – лето

    потолок – пол

    узкая – широкая /юбка/

    длинное – короткое /платье/

    сильный – слабый /спортсмен/

    веселая – грустная /девочка/

    высокий – низкий /человек/

    смеется – плачет /ребенок/

    лежит – сидит /человек/

    закрыть – открыть /книгу/

    взлетает – садится /самолет/

    надевает – снимает /свитер/

    Воспитатель: Вот какие мы умные, опять выполнили задание, идем дальше.

    Воспитатель: Ой,ребята, а здесь Ежик грибочки собирает,попросим его дорогу показать к мишутке.

    Ежик: Помогите мне справиться с язычком,и я вам обезательно помогу.

    Воспитатель: Ребята,давайте покажем,как работать можно с язычком. Повторяйте за мной чистоговорки:

    Ла-ла-ла – белочка спала;

    Ло-ло-ло – у сосны дупло;

    Лу-лу-лу – дайте нам пилу;

    ля-ля-ля – вот моя земля;

    ли-ли-ли – мы козу пасли;

    лю-лю-лю – я вас всех люблю.

    Ежик: Ребята, да с такими успехами вы все преодолеете. Спасибо. Дальше вам по той дороге. (указывает дорогу).

    Воспитатель: Вперед, в дорогу! Ой, посмотрите, мы вышли на полянку, какая она красивая: зеленая, вся в цветах. Посмотрите. а вот и лисичка. -Лисичка!может помочь тебе чем?

    Лисичка:Да,конечно,совсем уж запуталась в цветочках-загадках.

    Воспитатель: А цветы-то непростые, а почему-то только трех цветов: красные, синие да зеленые. Интересно, что могут означать эти цвета? что они обозначают?

    Дети:Это звуки: гласные, мягкие и твердые согласные.

    Воспитатель:Ребята, придется взять по одному цветочку и назвать любой звук, который соответствует этой фишке. /дети называют/.

    - А здесь кроме цветов еще что-то есть. Возьмите в руки картинки, назовите их и определите первый звук в этих словах.

    Дети: бабочка, птичка, стрекоза, кузнечик, жук, грибочек, листочек.

    Воспитатель:Правильно ребята,теперь мы помогли и лисичке с загадками. Ребята,предлагаю вам отдохнуть.

    Физминутка «Дикие животные»

    Встанем, надо отдохнуть,

    Наши пальчики встряхнуть.

    Поднимайтесь, ручки, вверх,

    Шевелитесь, пальчики, –

    Так шевелят ушками

    Серенькие зайчики.

    Крадемся тихо на носочках,

    Как лисы бродят по лесочку.

    Волк озирается кругом,

    И мы головки повернем.

    Теперь садимся тише, тише

    Притихнем, словно, в норках мыши.

    Ходил медведь по лесу,

    Топтался и рычал.

    Хотел он очень меда

    А где достать – не знал.

    Лисичка:Спасибо вам ребята,вот какие вы умные, вам по той дороге (указывает дорогу).

    Воспитатель: Опять выполнили задание, идем дальше. Но вот, беда, впереди болото, через него опасно проходить, может оно нас засосать. Но что делать? А вот зайка сидит, давайте у него и спросим.

    Воспитатель: Зайка,как нам пройти к Мишутке?. Ребята, оказывается, он может перекинуть нам палку выручалку, если мы выполним его задание.

    Дидактическая игра «Назови, чей предмет: мой, моя, мое?»

    (иллюстрации)

    медведь, лиса, солнце

    волк, белка, окно

    лось, сорока, дерево

    аист, ворона, яблоко

    Воспитатель: Ребята, мы опять справились с заданием, Зайке придется перекинуть нам палку выручалку. Идем дальше, уже недалеко находится мишуткин домик.

    Воспитатель: Ребята, посмотрите, а вот и Барсучок.

    -Барсучок, покажи нам дорогу к Мишутке?

    Барсук: Конечно помогу, но и вы мне помогите со словами, а то совсем запутался.

    Воспитатель:Ребята, Барсучок дает нам задание. Давайте мы подберем слова, которые отвечали бы на вопросы«Какой?» и «Что делает?». А подбирать слова мы будем к слову «Мишка».

    Дидактическая игра «Скажи, какой? Что делает?»

    Мишка /какой?/ – большой, добрый, коричневый, вежливый, трудолюбивый, ласковый, заботливый.

    Мишка /что делает?/ – спит, ходит, бегает, кувыркается, пляшет, радуется, лапу сосет,играет, и т. д.

    Настроение у мишки/какое?/ — радостное, веселое, счастливое. А гости на дне рождения /что делают?/- веселятся, радуются, танцуют, играют, пьют чай, кушают, поздравляют и т. д.

    6. – Ребята, а как вы думаете, Мишутка уже накрыл стол к приходу гостей. /Да/

    - Интересно, куда Мишутка положит хлеб?

    - Как называется посуда для хлеба? /Хлебница/.

    - Для сахара? / Cахарница/.

    - Для конфет? /Конфетница/.

    - Для салата? /Салатница/.

    - Для салфеток? /Салфетница/.

    - Для масла? /Масленка/.

    - Для соли? /Солонка/.

    Воспитатель:Молодцы! Справились с очередной задачей. Ребята мы помогли лесным жителям справиться с заданиями. Так славно потрудились.

    Ребята, а какие пословицы про труд мы знаем?

    «Терпение и труд все перетрут»;

    «За всякое дело берись умело»;

    «Жизнь дана на добрые дела»;

    «Какие труды, такие и плоды» и др.

    Воспитатель: А вот и Мишуткин домик. Теперь Мишутка приглашает вас за стол.

    (проводится чаепитие)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в лес"

    Задачи:Образовательные задачи.1. Расширение и углубление представлений о диких животных, особенностях их внешнего вида и образе жизни.Активизация предметного и глагольного словаря,  словаря...

    Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в лес"

    Задачи:Образовательные задачи.1. Расширение и углубление представлений о диких животных, особенностях их внешнего вида и образе жизни.Активизация предметного и глагольного словаря,  словаря...

    Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в лес"

    Задачи:Образовательные задачи.1. Расширение и углубление представлений о диких животных, особенностях их внешнего вида и образе жизни.Активизация предметного и глагольного словаря,  словаря...

    Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие к зайчику на помощь»

    Данный материал помогает закреть знания детей о гласных и согласных /твердых и мягких/ звуках, определении первого звука в слове. Совершенствовать произношение звуков Л-ЛЬ в чистоговорках. У...

    Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну сказок».

    Конспект занятия по развитию речи в старшей группе«Путешествие в страну сказок»....

    Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "На помощь,к жителям сказочного леса".

    Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "На помощь,к жителям сказочного леса"....