Использование ТРИЗ технологий в развитии творческого рассказывания детей старшего дошкольного возраста.
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Родионова Светлана Николаевна

Использование ТРИЗ технологий в развитии творческого рассказывания детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_triz.docx19.09 КБ

Предварительный просмотр:

Использование ТРИЗ технологий в развитии творческого рассказывания детей старшего дошкольного возраста.

Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире. У них возникает возможность действовать по замыслу.

Словесное творчество выражается в различных формах рассказов, сказок, стихов, загадок, небылиц, словотворчестве. Это требует от детей активной работы воображения, мышления, речи, проявления наблюдательности, волевых усилий, участия положительных эмоций.

Особенности творческого рассказывания заключаются в том, что ребенок должен самостоятельно придумывать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица), опираясь на тему и свой прошлый опыт, и облекать его в форму связного повествования.

Использование элементов ТРИЗ в игровом процессе с детьми помогает научиться их анализировать все происходящее вокруг, видеть явления и системы не только в структуре, но и во временной динамике.

        Из практики мы знаем, что речевое творчество дается детям очень трудно. Проблема заключается в следующем:

        - У детей небольшой опыт монологической речи.

        - Бедный активный словарь.

        - Дети не владеют алгоритмом составления связного рассказа.

        С чего начать? С самых простых игр: «На что это похоже?», «Дорисуй». Данные игры можно использовать с детьми, начиная с 3-х лет.

        Особенности этих занятий в том, что у детей развивается творческое воображение, они учатся рисовать по представлению, учатся составлять небольшие рассказы по своим рисункам.

                Игра: «Хорошо - плохо». Воспитатель называет объект или природное явление, дети перечисляют его свойства, сначала те, которые они считают полезными, а затем те, которые считают вредными. Например: мороз- это хорошо, потому что снег не тает, можно кататься на санках, коньках и т.д. Мороз – это плохо, потому что руки мерзнут, нельзя долго гулять и т.д. Если дети в младшей группе учатся находить противоречия в связи с окружающим, то в старших группах делятся на 2 команды и , например, после беседы о зиме, одна команда называет что зимой хорошо, а другая – плохо. Данная игра развивает речь, фантазию, наблюдательность, учит рассуждать, помогает самим детям анализировать предметы, явления со всех сторон.

        Через игру «Наоборот» дети усваивают антонимы: мало – много, далеко – близко, большой – маленький, жарко – холодно, черный – белый и т.д.

Игра постепенно усложняется, подбирая слова, противоположные по значению: карандаш пишет – резинка (стирает), резать (могут нож, ножницы) – соединять (могут клей, игла, гвозди, веревка).

При подборе слов необходимо учитывать возраст детей.

        В практике дошкольных учреждений речевые задачи решаются на специально организованных занятиях по развитию речи, которые носят, как правило, комплексный характер.

        Особо сложным видом речевой деятельности для ребенка является рассказывание по картине. Проблема организации такого занятия в том, что дети должны выслушивать рассказ по одной картине сначала воспитателя, как образец, а затем своих товарищей. Содержание рассказов почти одинаковое. Варьируется только количество предложений и развернутость. Детские рассказы страдают скудностью – подлежащее и сказуемое, наличием слов повторов – «ну», «вот», «потом» и т.д., длительными паузами между предложений. Но главным негативом является то, что ребенок не строит свой рассказ сам, а повторяет предыдущий с очень незначительной интерпретацией. В течение одного занятия педагог успевает опросить только 4-6 детей. Остальные при этом являются пассивными слушателями.

        Тем не менее, трудно поспорить с тем, что ребенок должен уметь рассказывать по картине. Поэтому такой вид работы должен проводиться и давать положительные результаты.

        Наиболее оправданная форма обучения дошкольников это – дидактическая игра, которая имеет определенную структуру, дидактическую задачу, игровые правила и игровые действия.

        Вот ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСКОМУ РАССКАЗЫВАНИЮ.

Для составления рассказа по картине необходимо подготовить запас слов. С этой целью выделяются объекты, изображенные на картине. Для побуждения детей к выделению и называнию объектов на картине используется

                        Игра с «подзорной трубой»

        Правило: каждый ребенок по очереди рассматривает картину в глазок «подзорной трубы» и называет только один объект. Например, кошка, рыжий котенок, синий клубок, усы мамы кошки, язычок рыжего котенка.

Советы педагогу:

*воспитатель должен проявлять живой интерес и эмоционально реагировать на ответы детей;

*темп работы должен быть достаточно быстрым,

*обязательным условием является обозначение «земля- небо», «пол - потолок». Данные ориентировки впоследствии помогут детям найти связь между объектами: «Такой-то объект лежит на полу, а этот – летает в небе».

* по окончанию определения состава картины необходимо подвести итог: быстро перечислить все названное;

Для обучения детей умению описывать объекты, изображенные на картине с помощью органов чувств, педагогу поможет прием «вхождения в картину». У человека 5 органов чувств. Нос воспринимает запах, ухо – звук. То и др. может быть приятным и неприятным, резким – слабым. Язык ощущает вкус, рука – дает тактильные ощущения. То и др. дает информацию о признаках предмета, форме, частях. Глаз дает представление о тактильном образе объекта, уточняет все предыдущие признаки о пространственном расположении объекта, размере, цвете.

При составлении рассказа – описания с помощью слухового и обонятельного анализаторов необходимо представить возможные звуки и запахи, исходящие от объектов как изображенных на картине, так и предполагаемых за ее пределами. С помощью вкусового анализатора можно определить на картине съедобное и несъедобное, вкусное – не вкусное, оценочное настроение героев картины к этому признаку.

Чтобы побудить детей внимательней прислушаться, вдохнуть запах, попробовать на вкус, притронуться рукой, воспитатель дает такие творческие задания:

*Пришел волшебник «Я слушаю», «Я ощущаю запах», «Я ощущаю руками».

*Назови объекты, которые могут издавать звук.

Игра «К нам пришел волшебник: я могу только слышать».

        Игра «К нам пришел волшебник: я ощущаю только запахи».

        Игра «К нам пришел волшебник: я ощущаю только руками и кожей».

        Советы педагогу:

        *Предварительно уточните знания детей о возможных ощущениях каждого анализатора

        *Работая с картиной, начинайте речевую зарисовку с фразы: «Я слышу, как …», «Я чувствую запах…», «Когда я трогаю руками…». Добивайтесь передачи отношения ребенка к воспринимаемому на картине.

        *Побуждайте детей описывать не единичные ощущения, а их комплекс.

        *Передача ощущений может идти как от лица постороннего наблюдателя, так и одного из персонажей картины.

        *Активизируйте в речи детей слова, характеризующие звуки, запахи, тактильные ощущения.

        Следующая игра «Составление рассказов от лица разных объектов».

Цель: учить детей вживаться в образ и составлять связный рассказ от первого лица.

Правила: предложить детям превратиться в кого- нибудь или во что- нибудь на картине. Перед тем, как обучить ребенка составлять творческий рассказ от первого лица, необходимо провести творческие задания, которые имеют следующее содержание:

        *Я назову тебе черту характера, а ты скажи наоборот.

        *Покажи действиями и мимикой твои чувства.

        *Превратись в кого- нибудь или во что – нибудь и опиши свои чувства.

Для обучения составлению творческих рассказов от лица кого-либо объекта картины используется прием эмпатии. Он заключается в том, что ребенок представляет себя объектом и «входит» в его эмоциональное состояние, передает его черты характера. Например, я-корзина, меня связала бабушка, чтобы хранить клубочки. Рыжий котенок уронил меня и мне неудобно лежать. Я жду, когда бабушка придет и поднимет меня.

         Проблема обучения дошкольников творческому рассказыванию становится реально решаемой. Педагог, предъявляя детям новую картину, целенаправленно отрабатывает с ними мыслительные операции по анализу картины. Предъявленная модель может служить основой для построения педагогических технологий при обучении детей описанию пейзажной или предметной картины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Пескография как инновационная технология в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

«Творчество - это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создает что- либо новое». Л.С. Выго...

Проект педагогической технологии по развитию творческого мышления детей старшего дошкольного возраста в рисовании

Проект педагогической технологии по развитию творческого мышления детей старшего дошкольного возраста в рисовании...

Статья из опыта работы на тему: «Пескография как инновационная технология в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

  «Творчество - это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создает что- либ...

Проект педагогической технологии по развитию творческого мышления детей старшего дошкольного возраста в рисовании

Проект педагогической технологии по развитию творческого мышления детей старшего дошкольного возраста в рисовании...

Использование современной игровой ТРИЗ- технологии в развитии познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста

Плохой учитель преподносит истину, Хороший учит ее находить.        А. Дистервег Дошкольный возраст уникален, поэтому важно не упуститьэтот период для раскрытия творческо...