Главные вкладки

    Интегрированное занятие по развитию речи в подготовительной группе "Дикие животные" с использованием синквея
    план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

    Антонова  Надежда Николаевна

    Цель занятия: формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи по теме «Дикие животные осенью» с использованием элемента синквейна.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл otk_zan_24_noyabrya.docx33.89 КБ

    Предварительный просмотр:

    2

    Интегрированное занятие  по развитию речи в подготовительной группе

    «Дикие животные осенью» с использованием синквейна.

    Цель:

    - формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи по теме «Дикие животные осенью» с использованием элемента синквейна.

    Образовательные:  

    - формировать умение детей пересказывать рассказ с опорой на картинки;
    - формировать умение рассказ - описание по схеме синквейна ;
    - активизировать словарь по теме;
    - закреплять умение образовывать имена существительные во  множественном числе.

    Развивающие:

    - развитие общей и мелкой моторики пальцев рук

    - развитие памяти, мышления, зрительного и слухового восприятия

    -  развивать слуховое внимание.

    Воспитательные:
    - воспитывать бережное отношение  к природе, диким животным.

    Оборудование: аудиозапись - видео «Шум осеннего ветра», ноутбук , картинки диких животных, карточки схематическое изображение синквейна, указка, шар, раскраски, «лого-конструктор»

    Предварительная работа: беседа о жизни диких животных, просмотр иллюстраций,  компьютерной презентации, чтение стихов, загадок о диких животных, разучивание гимнастики для глаз, скороговорок, пальчиковой гимнастики, физкультминуток.

    Ход НОД.

     Воспитатель.
    Ребята, к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
    (Дети здороваются с гостями.)
    Сегодня у нас необычное занятие. Вы верите в чудеса!
    /Ответ детей./
    У меня есть волшебная палочка.
    (Закройте глазки 1,2,3 – волшебство скорей приди!!!)

    (Включается видеоролик «Шум осеннего ветра»)
     /Звучит музыка осеннего леса, влетает шарик с осенним листочком на нитке/

    Воспитатель (
    ловит шарик, удивляется. )
    Ух ты, что это?
    Дети предлагают варианты (давайте посмотрим).

    Воспитатель.
    Это почта, от кого, вы узнаете, если отгадаете загадку:
    Пусто в поле, дождь идёт.
    Ветерок срывает листья.
    С севера туман ползёт,
    Тучи грозные нависли.
    Птицы движутся на юг,
    Чуть крылом касаясь сосен.
    Догадайся, милый друг,
    Что за время года?    
                   (Осень.)

    Воспитатель. Правильно, привет из осеннего леса от осени.
    Ребята, когда  осень  проверяла, все ли в порядке  в  лесу внезапно налетел такой сильный ветер, что все листочки просто сдуло с места и понесло. Вот и к нам  ветерок осенний  листочки подбросил, оказывается это листочки – загадки. Осень хочет проверить наши знания.

    Воспитатель.
    Покажем свои знания (ответы детей). Но сначала мы отправим почтовый шарик обратно, он еще кому-нибудь пригодится.
     Сильно дуем, как ветер, носиком  вдохнули, сложили губы трубочкой и долго дуем на листочки,  поможем шарику улететь (дети дуют) и шар улетает

    А сейчас предлагаю внимательно послушать загадки и отгадать, которые прислала осень

     

    1.Кто по елкам ловко скачет  

    И взлетает на дубы?  

    Кто в дупле орехи прячет,  

    Сушит на зиму грибы? (Белка)  

             2.На овчарку он похож.  

    Что ни зуб – то острый нож!  

    Он бежит, оскалив пасть,  

    На овцу готов напасть. (Волк)  

    3

     

    3.В густом лесу под ёлками,

    Осыпанный листвой,

    Лежит клубок с иголками,

    Колючий и живой. (Ёж)

             4.Рыжая плутовка

    Спряталась под ёлкой.

    Зайца ждёт хитрюга та.

    Как зовут её? …

    (Лиса)

             5.Летом ходит без дороги  

    Возле сосен и берез,  

    А зимой он спит в берлоге,  

     От мороза прячет нос. (Медведь)  

    6.Комочек пуха, длинное ухо,
    Прыгает ловко, любит морковку? (заяц)


    1.  Сообщение темы.  

    Как вы думаете,  о ком мы будем говорить?  

    Мы будем говорить о диких животных.
    А почему их называют дикими?
    А где они живут?

    Правильно. Все эти животные – лесные жители. 
    Но прежде чем приступить к выполнению заданий,
     
    произносём чистоговорки.  
            Су-су-су – мы увидели лису

    Жа-жа-жа – есть иголки у ежа.

    Ла-ла-ла – в лесу белка жила.

    Ся-ся-ся – в чаще видели лося.

    Олк-олк-олк – в логове зимует волк.

    Сы-сы-сы – скачет зайка от лисы.

    Ведь-ведь-ведь – спит зимой медведь.


    Воспитатель.
    Молодцы!

    А сейчас, если вы согласны, я бы хотела поиграть с вами. Согласны? Игра сложная, но я уверена, что вы справитесь. Будем мы сейчас играть и мимикой лицо зверей изображать.

    В лесу бегает злой волк

    Нахмурить брови

    Вдруг не стало волка

    Поднять брови (удивление)

    Это мишка косолапый прогнал злого волка

    Подмигнуть правым глазом (радость)


    Показ презентации
    (Детям предлагаю рассмотреть животных.)

    Дидактические упражнения «Подбери признаки»

    4

     

     Медведь (какой?) – огромный, сильный, большой, крупный, могучий, умный, ловкий, лохматый, дрессированный, бурый, белый, косолапый, неуклюжий.

     Лиса ( какая?) – рыжая, большая, крупная, хитрая, изворотливая, голодная, пушистая, ловкая, острозубая, длиннохвостая.

     Белка ( какая?) - трудолюбивая, запасливая, ловкая, цепкая, проворная, незаметная, прыгучая, шустрая, резвая.

     Волк (какой?) – большой, огромный, голодный, страшный, злой, сильный, опасный, хищный, зубастый, серый.

    Ёжик (какой?) – маленький, суетливый, добрый, забавный, голодный, красивый ,колючий, смешной.

    «Подбери действия»  (рассмотреть в бинокль)

    Медведь (Что делает?)  – ходит, плавает, переваливается, рычит, ревёт, лакомится мёдом, бродит, лазает (по деревьям), погружается (в спячку), сосёт

     Лиса (что делает?) - крадется, линяет, охотится, ныряет (в сугроб), укрывается (хвостом), разгребает (снег), добывает (пищу), роет, бегает, пробирается,

     Белка что делает?) - прыгает, перепрыгивает, скачет, разоряет (гнезда), прячет (орехи), закладывает (грибы), грызет, шелушит(шишки), прячется (в дупле), цокает,  соскакивает

     Волк (что делает?)- крадется, выслеживает, нападает, догоняет, воет, бродит, бегает, прячется, пробирается, рыщет, устраивает (логово), приносит (еду волчатам), съедает, зарывает, пугает, охотится.
    Ёж (что делает?) – прячется, крадётся, шуршит, останавливается,

    Физкультминутка
    Зайка по лесу скакал,
    Зайка корм себе искал.
    Вдруг у зайки на макушке
    Поднялись, как стрелки ушки.
    Зайка путает следы, убегает от лисы.
    Прыгнул в бок и обернулся
    И под кустиком свернулся.
    Воспитатель.  Как готовятся к зиме дикие животные?
    Дети. Дикие животные сами добывают себе еду, сами строят себе жилище. 


    Воспитатель
    . Скоро наступит зима. У животных леса самая тяжелая пора. Они готовятся встретить зиму. Некоторые животные будут всю зиму мирно спать в своих домиках. Кто это? Медведь и ежик. Три месяца – это очень долгий срок, поэтому сейчас эти животные должны как следует есть, накопить много жира, чтобы не замерзнуть и не проголодаться до весны.
    Они утепляют свои домики

    Я начинаю предложение, а вы заканчиваете  его. 

    Медведь живёт (в берлоге),

    Лиса живёт…(в норе),

    Волк поселился …(в логове),

    А белочка…(в дупле).

    Лишь зайка, бедный зайка

    Под кустиком…(сидит).

    И хвостик его маленький … (дрожит).

    Воспитатель.
    Кто ещё из зверей живёт в норках (зайцы, кроты, мыши, суслики, хомяки).

    Кто из зверей меняет цвет шубки (заяц, белка), рога (лось, олень).

    Создание синквейна совместно с воспитателем.

    Ребята, давайте попробуем отгадать слово, которое зашифровано у нас на доске (волк). Посмотрите, на нашей доске размещены карточки-символы, по которым мы с вами составим рассказ о волке.
    На доске размещены: в первом ряду карточка-символ для слова-предмета,
    во втором ряду – две карточки-символы для слов-признаков,
    в третьем ряду – три карточки-символы для слов-действий,
    в четвёртом ряду – графическая схема предложения,
    в пятом ряду карточка-символ для слова-предмета.

    Начнем: назовите слово-предмет. (Волк.)

    Вспомните слова – признаки, которые подходят к слову волк, назовите два слова-признака. (Злой, голодный.)

    Вспомните слова-действия. Выберите и назовите три слова-действия, подходящих к слову волк (прячется, охотится, догоняет).
    Дети вспомните или придумайте предложение о волке.
    Дети. Волк санитар леса.
    Дети назовите слова-предметы, которое вы вспоминаете, говоря слова «Волк». (Хищник.)


    Создание  синквейна в парах и рассказа по нему.

    Ребята, а сейчас выберите себе картинку животного, которое вам  

    понравилось, и присаживайтесь на ковер.  

     Пользуясь схемой на доске, расскажите о вашем животном.

    Дети выполняют. (Ребёнок встаёт и рассказывает свой рассказ, другие дети внимательно его слушают; по окончании рассказа оценивают, говоря комплименты).

    Кто?   -  Медведь.

    Какой?  -   Мохнатый, большой.

    Что делает?  -  Рычит, Лакомится, Спит.

    Предложение  -   Зимой спит в берлоге.

    Ассоциация  -   Зверь.


    Гимнастика для глаз "Найди названного зверя".
     

    (По заданию воспитателя дети находят глазами, не поворачивая головы, подвешенную под потолком картинку с изображением лесного зверя)

    5

     

    Игра «Один-много»  

    Давайте ещё раз поиграем в мяч. Я буду называть одно животное, а вы называете много этих животных.  

    Один барсук, а много…(барсуков).  

    Один медведь, а много…(медведей).  

    Один ёж, а много…(ежей).  

    Один заяц, а много… (зайцев).  

    Один волк, а много… (волков).  

    Одна лиса, а много…(лис).  

    Итог занятия с использованием синквейна.  


    Воспитатель
    . Давайте попробуем уточнить, о чем мы сегодня беседовали, с помощью нашей схемы.

    Д/и «Лестница предложений»
    (Дети из конструктора собирают лестницу)

    Какое слово предмет больше всего подходит к нашему занятию? (Животные)

    Какие слова - признаки вы можете назвать? (Дикие, испуганные)

    Какие слова действия? (Готовятся, запасаются, прячутся).

    Какое предложение можно составить? (Дикие животные строят убежища.)

    Каким словом завершим всю тему? (Скоро зима)

    6

     


    Воспитатель.

    А сейчас посмотрите на силуэтные изображения лесных зверей на листочках, лежащих у вас на столах. Я предлагаю вам заштриховать синим карандашом силуэты тех зверей, которые впадают в зимнюю спячку, а простым карандашом тех, кто не спит зимой. Но чтобы ваши пальцы лучше вас слушались, давайте погреем их.
     

    Белка

    Скачет белка-шалунишка,
    («бегают» пальчиками по столу)
    Рвет с сосновых веток шишки.
    (сжимают поочередно кулачки на правой и левой руках)
    Лапками сжимает ловко
    (сжимают одновременно кулачки на правой и левой руках)
    И несет в свою кладовку.
    («бегают» пальчиками по столу)
    Мы сегодня хорошо поработали на занятии. Для закрепления материала, давайте поиграем в игру "Четвертый лишний".

            Волк, собака, лиса, заяц

            Лиса, кабан, кошка, белка

            Корова, заяц, лось, волк

            Барсук, лошадь, белка, еж

            Лось, кабан, лиса, собака

            Медведь, барсук, бык, еж.

    Итак, сегодня мы с вами говорили о диких животных и о том, как они себя ведут и что делают в лесу осенью.  

    Молодцы! Вы отлично справились со всеми заданиями.
    Я думаю,что осень будет очень рада.

    Спасибо за внимание.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект интегрированного занятия по развитию речи детей подготовительной группы с использованием сказкотерапии. Путешествие по сказочному осеннему лесу. Сочинение сказки на тему: Как ёжик выручил зайца.

    Конспект занятия по развитию речи с использованием  интерактивной технологии сказкотерапии. Решает несколько задач: позновательную, коммуникативно-развивающую, социально-ориентированную, создание...

    Интегрированное занятие по развитию речи "Однажды в лесу" с использованием ИК технологий в средней группе

    Конспект интегрированного занятия в средней группе «Однажды в лесу».  Задачи:1.Учить пересказывать рассказ.2. Активизировать в речи слова, обозначающие действия (глаголы).3. Формировать пред...

    Конспект интегрированного занятия по развитию речи и художественному творчеству с использованием здоровьесберегающих технологий "Овощи и фрукты".

    Вашему вниманию предоставляется интергрированная образовательная деятельность с использованием здоровьесберегающих технологий, художественная деятельность, экспериментальная деятельность. Где дети с у...

    Конспект интегрированного занятия по развитию речи в средней группе с использованием ИКТ. Путешествие по сказке «Три медведя»

    Цель: развивать речь детей посредствам игровой деятельности и приобщения к устному народному творчеству.Задачи:1. Образовательные:-закреплять знания детей содержания сказки «Три медведя»; отвечать на ...

    Конспект интегрированной НОД по развитию речи в подготовительной группе с использованием здоровьесберегающих технологий Тема: составление рассказа по картине «Не боимся мы мороза»

    Цель: формировать  умение  взаимодействия в парах, совершенствовать связную  речь.Задачи:Образовательные:·        учить рассказывать по картине, не по...

    Конспект интегрированного занятия по развитию речи в средней группе с использованием ИКТ. Путешествие по сказке «Три медведя»

    Цель: развивать речь детей посредствам игровой деятельности и приобщения к устному народному творчеству.Задачи:1. Образовательные:-закреплять знания детей содержания сказки «Три медведя&raq...