Главные вкладки

    Проект по самообразованию на тему: «Роль устного народного творчества в обучении и воспитании детей младшего дошкольного возраста». 2019 - 2020 уч. год
    рабочая программа по развитию речи (младшая группа)

    Батина Лилия Александровна

    «Сказка развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать, а также формировать языковую культуру ребенка».

                                                                                           В.А. Сухомлинский

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    УТВЕРЖДЕНО:    

    Заведующий МБДОУ

    «Анцирский детский сад»  

    О.В.Долингер______________

     

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Анцирский детский сад общеразвивающего вида с приоритетным

    осуществлением деятельности по физическому развитию детей»

    Проект по самообразованию на тему:

    «Роль устного народного творчества в обучении и воспитании детей младшего дошкольного возраста».

    Воспитатель:  Батина Лилия Александровна

    Анцирь

    2019г.

    Введение

     «Сказка развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать, а также формировать языковую культуру ребенка».

                                                                                           В.А. Сухомлинский

     Устное народное творчество – это художественное слово русского народа, дошедшее до нас из глубины веков. Русские люди передавали слова песен, сказки, народные игры,  из уст в уста, от родителей к детям. Мы никогда не узнаем имена рассказчиков, в чьих устах звучало живое народное слово, которые бережно хранили никогда не умиравшую традицию великого русского народа и донесли ее до наших дней.

     Народ создал множество   колыбельных песен, детских песенок и потешек для эмоционального контакта с ребенком. С красочным и причудливым миром русской народной  сказки ребенок встречается с самого раннего детства и не расстается с ним уже никогда.

    Русская народная сказка – явление в мировой культуре уникальное. В сказочном мире все необычно: животные, наделенные человеческими качествами, предметы, имеющие волшебные свойства и помогающие человеку и многое другое. Такое сюжетное многообразие в мировом фольклоре встречается далеко не часто. В течении многих столетий сказка учила добру, справедливости, героизму, любви, давала знания об окружающем мире, воспитывала нравственно, «наставляла» уму – разуму.

     Основная задача воспитателя – привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге, развивать  речь детей. Народные сказки, песенки, потешки, загадки дают образцы ритмической речи, знакомят детей с красочностью и образностью родного языка. 

    Младших дошкольников особенно привлекают стихотворные произведения, отличающиеся четкой рифмой, ритмичностью, музыкальностью. Дети повторяя их, улавливают созвучность стиха. Детям  этого возраста нравятся русские народные сказки: несложное содержание, знакомые герои, вызывающие чувство симпатии, простая, доступная форма изложения. Сказки являются для ребенка и учителем и толкователем нравственных заповедей.

     Беря это все во внимание, я решила, что для развития выразительности  детской  речи,  произведения устного народного творчества,  народные игры и игрушки  окажут нам неоценимую помощь.

    Цель проекта:

    Знакомить детей  младшего  дошкольного  возраста с русской народной культурой  посредством  устного народного творчества. Приобщать детей 3 – 4 лет к красоте родного слова.

    Задачи:

    -Активизировать словарный запас, через употребления детьми слов в речи.

    -Знакомить  детей с фольклором  русского народа.

    -Воспитывать интерес к устному народному творчеству чтением детской литературы.

    -Повышать речевую активность, развивать зрительное восприятие и внимание, творческое воображение.

    -Развивать коммуникативные навыки при овладении детьми родным языком.

    -Формировать умения слушать, отвечать на вопросы воспитателя.

    Актуальность  проекта:

    Русская народная сказка – явление в мировой культуре уникальное. В сказочном мире все необычно: животные, наделенные человеческими качествами, предметы, имеющие волшебные свойства и помогающие человеку и многое другое. Такое сюжетное многообразие в мировом фольклоре встречается далеко не часто. В течение многих столетий сказка учила добру, справедливости, героизму, любви, давала знания об окружающем мире, воспитывала нравственно, «наставляла» уму – разуму. Основная задача воспитателя – привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге, развивать  речь детей. Народные сказки, песенки, потешки, загадки дают образцы ритмической речи, знакомят детей с красочностью и образностью родного языка. Младших дошкольников особенно привлекают стихотворные произведения, отличающиеся четкой рифмой, ритмичностью, музыкальностью. Дети, повторяя их, улавливают созвучность стиха. Детям  этого возраста нравятся русские народные сказки: несложное содержание, знакомые герои, вызывающие чувство симпатии, простая, доступная форма изложения. Сказки являются для ребенка и учителем и толкователем нравственных заповедей.

    Тип проекта: познавательно- творческий.

    Участники проекта: дети, воспитатель, родители, музыкальный руководитель.

    По времени проведения: долгосрочный (1 год).

    Этапы проекта:

    I подготовительный – создание условий необходимых для реализации проекта:

    II основной – реализация основных видов деятельности по направлениям проекта:

    III заключительный – оформление материалов проекта, итоги, выводы.

            

    Сроки работы над проектом: сентябрь 2019г. – май 2020г.

    № п/п

    Раздел плана

    Сроки

    Форма работы

    1.

    1 этап – подготовительный. Создание условий необходимых для реализации проекта.

    Сентябрь – Октябрь  2019г.

    1. Создание предметно-развивающей  среды;

    2. Иллюстрированный  материал по сказкам;

    3.Театральный уголок - герои  русских народных сказок;

    4.Уголок развивающих игр.

    2.

    2 этап – основной.

    Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.

    Ноябрь 2019г. – Апрель 2020г.

    1.Создание библиотеки русского народного творчества;

    2.Создание  развивающей среды  и  уголка развивающих игр;

    3.Подбор наглядных пособий, иллюстраций;

    4.Подбор методической педагогической литературы;

    5.Подбор детской фонотеки: музыка, сказки, песни русского народа;

    6.Подбор настольно-печатных, дидактических, словесных игр.

    Формы совместной деятельности:

    1. Ежедневное чтение (русские сказки, потешки, пестушки, песенки).

    2. Народные подвижные и  словесные игры   на прогулках  и в группе.

    3. Совместное рассматривание книг и иллюстраций.

    4. Дидактические игры на занятиях и в свободной деятельности.

    5. Театрализация  русских народных сказок  куклами би-ба-бо, на фланелегафе,  настольным и пальчиковым театром, театром игрушки и картинок.

    6. Пение  народных песенок, потешек, игра на русских народных инструментах  

    7. Пальчиковые игры.

    8.  Слушание детских песенок и русских народных сказок из фонотеки.

    3.

    3 этап – Заключительный.

    Оформление материалов проекта, итоги, выводы.

    Май  2020г.

    Подведение итогов. Оформление результатов работы по моей теме.

    Совместная деятельность воспитателя и детей

    Месяц

    Мероприятия

    Цель

    В течении года

        Рассматривание книг и иллюстраций по устному народному творчеству.

    Развивать у детей интерес к книгам. Воспитание у детей любви к русской народной культуре.

    В течении года

    Дидактические игры  по русским народным  сказкам

    «Разрезные картинки по сказкам», «Матрешки»,  «Пазлы сказок», «Кубики по сказкам», «Чудесный мешочек», «Конструирование сказки», «Пальчиковый театр»

    В течении года

    Музыкальная деятельность

    Разучивание детских песенок по устному народному творчеству, игра на русских народных инструментах.

    Сентябрь

    Чтение русских сказок «Репка», «Теремок», «Волк и козлята», «Лиса и заяц», «Колобок», «Кот и лиса».

    Поддерживать интерес к русским  народным сказкам. Учить чувствовать образный язык сказок. В беседах поощрять высказывания детей по содержанию сказок.

    Октябрь

    Подвижные русские игры  «Жмурки», «Петушок», «Гуси-гуси», «У медведя во бору»

    Способствовать потребности детей в двигательной активности. Соотносить слова и действия по ходу игры.

    Ноябрь

    Знакомство детей с потешками «Котик», «Водичка»,  «Расти, коса, до пояса», «Зайчик»

    Познакомить с жанром потешки, помочь запомнить, интонационно выразительно исполнять знакомые потешки.

    Декабрь

    Хороводные народные игры: «Каравай», «Заинька попляши»,  «У бабушки Маланьи», «Жили у бабуси»,  «Серенький козлик»

    Воспитывать в детях способность наслаждаться словесным словом русского народа. Формировать интонационную выразительность в речи, имитацию движений.

    Январь

    Игры–драматизации по русским народным сказкам  «Репка», «Теремок», «Колобок».

    Помочь детям усвоить последовательность действий персонажей сказок. Обогащать и активизировать  их словарный запас.

    Февраль

    Рассказывание сказок  «Маша и медведь», «Кот, петух и лиса», «Лиса и волк» куклами би-ба-бо  и  театром игрушки.

    Продолжать знакомить детей с русскими народными сказками. Учить отвечать на вопросы. Обогащать и активизировать словарный запас.

    Март

    Знакомство детей с колыбельными.

    Помочь заучить текст.

    Май

    Слушание       аудиосказок

    «Маша и медведь»,«Заюшкина избушка» и др.

    Пальчиковый театр «Теремок»

     Способствовать эмоционально воспринимать сюжет сказки. Учить внимательно слушать.

    Помочь детям эмоционально  воспринимать образный язык сказки. Активизировать словарь.

    Участие родителей в проекте:

    Помощь в подборе наглядно-дидактических пособий.

    Подбор аудио фонотеки по детскому устному народному творчеству (сказки, песенки, русские мелодии).

    Участие в оформлении книжной выставки по теме «Русский фольклор»

    Просвещение: консультации, беседы, родительский уголок, фотографии.

    Итог проекта:

    Таким  образом, целенаправленная работа по ознакомлению детей младшего возраста с устным народным творчеством развивает у  детей   познавательный  интерес  к познанию  русской культуры. Фольклор помогает воспитывать  у детей любовь к народному творчеству и ознакомлению с русской народной культурой. Особая атмосфера, эмоциональный  отклик  и  живая  реакция  детей во время интегрированных занятий и в свободной деятельности.   Игры, потешки, считалки, песенки, сказки, театрализованная деятельность, веселые досуги – это форма работы интегрирует знания и умения, которые дети получили на различных занятиях, создает условия для их творческого применения.  У детей  совершенствуется  речь (словарный запас, связность, звуковая культура, образность). Речь обогащается запомнившимися словами и выражениями. В итоге, речь детей постепенно становится образной, а это является важной составной частью воспитания у дошкольников  культуры  речи  в широком смысле   слова. Через фольклор дети учатся играть, выполнять правила игры, соблюдать нормы поведения. В целом фольклор создает у ребенка образ поведенческой стратегии, выстроенной на основе правил, которые несут ценность каждого действия, их смысл и значение.

    Вывод:  детей с малого возраста следует учить восприятию фольклорных текстов, воспитывать интерес  к языковому богатству, формировать у них умение слушать и слышать устное народное творчество. Тогда постепенно перед детьми откроется сила народного слова.

    Список использованной литературы:

    1. Рабочая  программа воспитателя второй младшей группы составлена на основе  программы «От рождения до школы» Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой.

    2.  Интернет ресурс: http://kids-covenok.ru/130605.htm 

    3. Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

    4. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст): Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Автор-составитель Е. Н. Панова. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006. .

    5. Давыдова О.И. «Работа с родителями в детском саду» ТЦ Сфера. 2005.

    6. Русские народные сказки, потешки, колыбельные. Интернет ресурс: https://skazki.rustih.ru/ 

    7. Аудио сказки и потешки. Интернет ресурс: https://1.akniga.org/nashi-skazki-kniga-pervaya-russkie-narodnye-skazki-pesenki-zagadki 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Выступление на педагогическом совете «Роль народного творчества в развитии и воспитании детей младшего дошкольного возраста»

    В первых лучах солнца уже видится наступающий день, и мы говорим «Доброе утро»С таких слов каждый день я начинаю занятия в своей группе. Мы желаем с детьми друг другу доброго утра, дарим друг другу ул...

    Роль народного творчества в развитии и воспитании детей младшего дошкольного возраста

    Систематически организованная работа с дошкольниками по использованию русской народной культуры благотворно влияет на всестороннее развитие личности....

    «Роль народного творчества в развитии и воспитании детей младшего дошкольного возраста"

    Дошкольный возраст - фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Поэтому, сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают и...

    Обобщение опыта работы по теме: «Устное народное творчество как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»

    Использование произведение русского народного фольклора, как средства развития речи детей младшего дошкольного возраста...

    Рабочая программа кружка детей 3-4 лет «Русские народные сказки - как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста» 2019 - 2020 уч.год

    Рабочая программа кружкадетей 3-4 лет«Русские народные сказки - как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»...

    Проект по самообразованию на тему: «Роль устного народного творчества в обучении и воспитании детей дошкольного возраста».

    Проект по самообразованию на тему:«Роль устного народного творчества в обучении и воспитании детей дошкольного возраста»....

    План самообразования воспитателя на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста» 2019– 2020 учебный год.

    План самообразования воспитателя   на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста» 2019– 2020 учебный год....