Конспект образовательной деятельности по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Лесное происшествие»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Стороженко Ольга Владимировна

В настоящее время значительно возросли требования к речевому развитию детей дошкольного возраста. Материал, представленный в конспекте поможет воспитателям на занятиях по развитию речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности

по речевому развитию для детей старшего дошкольного

возраста «Лесное происшествие»

Цель – развитие компонентов устной речи детей (грамматического строя речи, связной речи).

В ходе реализации образовательной деятельности планируется решить следующие задачи:

Образовательные:

  1. Развивать связную речь.
  2. Продолжать формировать у детей умение согласовывать слова в предложении.
  3. Упражнять детей в умении определять родовую принадлежность слов: мужской, женский, средний.

Развивающие:

  1.  Развивать творческую фантазию, мышление, внимание, память, быстроту обдумывания ситуаций в процессе решения творческих задач.
  2. Пополнять и активизировать словарь, посредством подбора антонимов.
  3. Закрепить знания детей о диких животных.

Воспитательные:

  1. Воспитывать навыки групповой работы в режиме «Мозгового штурма».
  2. Воспитывать чувство любви к природе, умение видеть красоту окружающего мира.
  3. Воспитывать общительность.

Виды деятельности: игровая, познавательная, двигательная.

Материалы и оборудование: экран, мультимедийное оборудование, слайды с изображением зимнего леса, карточки с изображением частей тел животных, дидактическое пособие «Дикие животные», игрушки (лиса, белка, медведь, заяц).

Методические приемы: беседа-диалог, рассматривание изображений и беседа по ним, метод проблемной ситуации «мозговой штурм», физкультурная пауза, игровая деятельность (дидактические игры с элементами ТРИЗ), анализ, подведение итогов.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие».

Предварительная работа: беседы по теме «Дикие животные», чтение стихотворений о зиме, рассказов о животных (ООД В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду», стр.57, стр. 60; О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду, стр. 41, стр. 42), дидактические игры, чтение художественной литературы, «Энциклопедии о диких животных», наблюдение в природе.

Этапы образовательной деятельности: организационный момент, введение в ситуацию, актуализация знаний, совместная деятельность воспитателя и детей, рефлексия.

Ход образовательной деятельности:

Здравствуйте ребята, какой чудесный денек, давайте поздороваемся друг с другом.

Я люблю свой детский сад,

В нём полным - полно ребят,

Может - сто, а может двести,

Хорошо, когда мы вместе.

Все на месте? Все ли тут?

Повернулись, оглянулись

И друг другу улыбнулись.

Дети обращают внимание, что в углу что-то лежит. Подходят и поднимают осенний листок, но там что-то написано. Просят воспитателя прочесть.

Воспитатель: «Дорогие ребята. В нашем лесу произошло чрезвычайное происшествие, наступила зима, а медвежонок до сих пор не спит. Помогите». Ребята, кто бы это мог написать нам такое письмо?

Дети: лесные звери, жители леса.

Воспитатель: а что же могло произойти, почему медвежонок до сих пор не впал в спячку? Как вы думаете?

«Мозговой штурм».

Варианты ответов детей, выбираем самые подходящие.

А как мы можем помочь бедному медвежонку.

Дети: принести ему еду, накормить, сделать для медвежонка берлогу.

Воспитатель: если медведь будет сытый, он уснет. А что же медведи едят?

Дети: ягоды, грибы, мед, насекомых, корешки, рыбу.

Воспитатель: согласна. Но для того, чтобы отправиться в лес, нам надо приготовиться и повторить, как себя вести в лесу?

Только сначала поиграем в игру «Какой»:

Ягода – ягодный,

грибы – грибной,

мед – медовый,

лес – лесной,

ель – еловый

зима – зимний

мех – меховой и т.д.

Воспитатель: какие вы знаете правила поведения в лесу?

Дети: не шуметь, не кричать, ходить по тропинкам, смотреть под ноги.

Воспитатель: а почему шуметь в лесу не надо?

Дети: можно напугать диких зверей и птиц.

Воспитатель: теперь, повторив правила, мы можем смело отправляться в путь.

Встанем на коврик, закрываем глаза, «Лес, лес, полный чудес, секреты открой, мы дружим с тобой»

Ребята, как же нам найти медвежонка? Кто нам поможет? Как найти дорогу?

Дети: нужно встретить лесных жителей, найти следы медведя, поискать, где медведь может быть.

Воспитатель: посмотрите, мы на полянке. (Включаю презентацию «Лес зимой») Какая она?

Дети: белая, красивая, покрыта снегом.

Воспитатель: ребята, а на что похож снег?

Дети: на вату, на ковер, на одеяло, потому что укрывает.

Воспитатель: а что еще такое пушистое, как снег?

Дети: затруднения.

Воспитатель: это есть у зверей, а иногда и люди носят этот предмет.

Дети: шуба.

Воспитатель: конечно, а шуба какая?

Дети: теплая, мягкая.

Воспитатель: значит снег может быть теплым?

Дети: да, как шуба, лесная шуба.

Провожу игру «Хорошо-плохо»

Воспитатель: ребята, снег в лесу - это хорошо?

Дети: хорошо, деревья укутаны, они не мерзнут, зайчика не видно на снегу.

Воспитатель: а почему снег - это плохо?

Дети: затруднения в ответе

Воспитатель: под снегом видно корешки, мышек?

Дети: нет, нечего есть зверям, ветки могут сломаться, если много снега, трудно бегать по снегу.

Воспитатель: да, а еще снег похож на покрывало, есть даже такая поговорка «Снежное покрывало всю землю покрывало». (Знакомство с омонимом)

Воспитатель: ребята, а кто обглодал кору деревьев, чьи это уши торчат из-за дерева?

Дети: зайца, это заяц обглодал кору.

Воспитатель: а где живет заяц? Какой он? Чем питается?

Дети: заяц зимой белый, летом серый, быстро бегает, живет под кустом, в ямке, есть морковь, капусту, кору деревьев, корешки.

Воспитатель: вот и зайчик (кукла в руках воспитателя): «Здравствуйте, ребята, куда вы идете?»

Дети: ищем медвежонка, как его найти?

Зайчик: подскажу, если выполните мое задание:

Игра «Скажи наоборот»

Дикий – (домашний)

Храбрый _________

Злой  ____________

Слабый __________

Зима_____________

Ночь_____________

Густой (лес)_______

Бежит____________

Плачет___________

Темный__________

Хвойный_________

Воспитатель: мы справились, значит можно идти дальше. А что это на снегу?

Дети: скорлупки от орехов.

Воспитатель: интересно, кто мог оставить такой след?

Дети: белка.

Воспитатель: да, а какая белка? Где она живет? Что ест?

Дети: пушистая, маленькая, быстрая. Белка живет на дереве в дупле. Ест грибы, орехи, семена, желуди, насекомых.

Воспитатель: а вот и я (в руках держит игрушку Белочку): «Ребята, я слышала, вы ищете медвежонка? Я помогу, только вот вам мое задание:

Проводится игра «Придумай слово из двух»

Воспитатель: какие части тела есть у всех животных?

Дети: лапы, уши, хвост, глаза, нос, мордочка, голова, туловище.

Воспитатель: сейчас мы придумаем слова (у воспитателя карточка с изображением части тела животного, а дети образуют слово от заданного воспитателем: хвост – длинный – длиннохвостый; глаза – черный – черноглазый; мордочка – узкий – узкомордый и т.д.

Глаза, уши, мордочка, лапы, хвост, голова, брюшко.

Быстрый, черный, белый, острый, пушистый, большой, короткий, узкий, длинный и т.д.

Воспитатель: вот сколько слов мы придумали, осталось только медвежонка найти. А кто это заметает свои следы пушистым хвостом?

Дети: лиса.

Воспитатель: какая лиса, где живет, что она ест?

Дети: лиса пушистая, рыжая, с длинным пушистым хвостом, она хитрая, умеет тявкать, живет в норе, ест мышек, зайчиков, птиц.

Воспитатель от имени игрушки - лисы: «Я знаю, что вы ищете медвежонка и могу вам помочь, но сначала исправьте меня:

Проводится игра «Исправь меня»

В нашем лесу много снег

Белка насушила много грибы

Заяц одел белая шубу

Медведь спит в берлога

Высокая дуб стоит на поляне

У заяц длинные уши

Пушистый елка всегда зеленая.

Воспитатель: здорово, а теперь надо набраться сил и пойдем дальше.

Провожу физкультминутку «Медвежата».

Медвежата в чаще жили, головой своей крутили

Вот так, вот так головой своей крутили (показ).

Медвежата мёд искали, дружно дерево качали

Вот так, вот так дружно дерево качали (руки перед собой, качаясь).

Все на речку ходили и из речки воду пили

Вот так, вот так и из речки воду пили (наклоны перед собой).

А потом они плясали, выше лапки поднимали

Вот так, вот так выше лапки поднимали (прыгают на одной, на двух

ногах).

Медвежонок: кто это сейчас про медвежат тут говорил? (воспитатель говорит от имени игрушки - медведя)

Воспитатель: ой, здравствуй Миша, а мы пришли помочь тебе заснуть. Почему ты не спишь, ты голодный?

Медвежонок: нет, я просто не хочу спать. Вот так каждую зиму спать и спать, а я не хочу, ведь столько интересного вокруг.

Воспитатель: ребята, вот оказывается в чем дело. А как же теперь быть? Можем ли мы помочь медвежонку?

Дети: сделаем берлогу, споем колыбельную.

Медвежонок: а я все равно не хочу спать.

Воспитатель: медвежонок, но ведь тебе будет скучно одному зимой, твои братья все спать будут. Ребята, (обращается к детям), что же делать?

Дети: затруднения в ответе.

Воспитатель: а все медведи зимой впадают в спячку?

Дети: на севере живут белые медведи, они зимой не спят. Медвежонок, может ты отправишься на север?

Медвежонок: конечно, тогда мне не придется спать. Ура, это же моя мечта.

Воспитатель: ребята хорошо ли будет нашему медвежонку на севере.

Дети: да, он будет есть рыбу, не будет спать и подружится с белыми медведями.

Воспитатель: а что плохого, если бурый мишка окажется на севере?

Дети: его сразу будет видно, он не спрячется в снегу, ведь он бурый и его найдет охотник.

Воспитатель: вот видишь медвежонок, наши ребята говорят, что лучше тебе остаться в своем родном краю и лечь спать в теплой берлоге.

Медвежонок: ладно, уговорили, пойду спать. До свидания, ребята, до весны.

Воспитатель и дети: до свидания медвежонок.

Воспитатель: ну, что ребята, нам пора возвращаться в садик.

Хлопнем в ладоши (1,2,3,4,5),

Топнем ногами (1,2,3,4,5)

Повернулись, в сад вернулись.

Рефлексия:

Воспитатель: вам понравилось наше путешествие?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: что было самым трудным? (ответы детей).

Воспитатель: какое доброе дело мы сделали? (ответы детей)

Воспитатель: куда бы вы хотели отправиться в следующий раз? (ответы детей).



Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности

по речевому развитию для детей старшего дошкольного

возраста «Лесное происшествие»

Цель – развитие компонентов устной речи детей (грамматического строя речи, связной речи).

В ходе реализации образовательной деятельности планируется решить следующие задачи:

Образовательные:

  1. Развивать связную речь.
  2. Продолжать формировать у детей умение согласовывать слова в предложении.
  3. Упражнять детей в умении определять родовую принадлежность слов: мужской, женский, средний.

Развивающие:

  1.  Развивать творческую фантазию, мышление, внимание, память, быстроту обдумывания ситуаций в процессе решения творческих задач.
  2. Пополнять и активизировать словарь, посредством подбора антонимов.
  3. Закрепить знания детей о диких животных.

Воспитательные:

  1. Воспитывать навыки групповой работы в режиме «Мозгового штурма».
  2. Воспитывать чувство любви к природе, умение видеть красоту окружающего мира.
  3. Воспитывать общительность.

Виды деятельности: игровая, познавательная, двигательная.

Материалы и оборудование: экран, мультимедийное оборудование, слайды с изображением зимнего леса, карточки с изображением частей тел животных, дидактическое пособие «Дикие животные», игрушки (лиса, белка, медведь, заяц).

Методические приемы: беседа-диалог, рассматривание изображений и беседа по ним, метод проблемной ситуации «мозговой штурм», физкультурная пауза, игровая деятельность (дидактические игры с элементами ТРИЗ), анализ, подведение итогов.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие».

Предварительная работа: беседы по теме «Дикие животные», чтение стихотворений о зиме, рассказов о животных (ООД В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду», стр.57, стр. 60; О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду, стр. 41, стр. 42), дидактические игры, чтение художественной литературы, «Энциклопедии о диких животных», наблюдение в природе.

Этапы образовательной деятельности: организационный момент, введение в ситуацию, актуализация знаний, совместная деятельность воспитателя и детей, рефлексия.

Ход образовательной деятельности:

Здравствуйте ребята, какой чудесный денек, давайте поздороваемся друг с другом.

Я люблю свой детский сад,

В нём полным - полно ребят,

Может - сто, а может двести,

Хорошо, когда мы вместе.

Все на месте? Все ли тут?

Повернулись, оглянулись

И друг другу улыбнулись.

Дети обращают внимание, что в углу что-то лежит. Подходят и поднимают осенний листок, но там что-то написано. Просят воспитателя прочесть.

Воспитатель: «Дорогие ребята. В нашем лесу произошло чрезвычайное происшествие, наступила зима, а медвежонок до сих пор не спит. Помогите». Ребята, кто бы это мог написать нам такое письмо?

Дети: лесные звери, жители леса.

Воспитатель: а что же могло произойти, почему медвежонок до сих пор не впал в спячку? Как вы думаете?

«Мозговой штурм».

Варианты ответов детей, выбираем самые подходящие.

А как мы можем помочь бедному медвежонку.

Дети: принести ему еду, накормить, сделать для медвежонка берлогу.

Воспитатель: если медведь будет сытый, он уснет. А что же медведи едят?

Дети: ягоды, грибы, мед, насекомых, корешки, рыбу.

Воспитатель: согласна. Но для того, чтобы отправиться в лес, нам надо приготовиться и повторить, как себя вести в лесу?

Только сначала поиграем в игру «Какой»:

Ягода – ягодный,

грибы – грибной,

мед – медовый,

лес – лесной,

ель – еловый

зима – зимний

мех – меховой и т.д.

Воспитатель: какие вы знаете правила поведения в лесу?

Дети: не шуметь, не кричать, ходить по тропинкам, смотреть под ноги.

Воспитатель: а почему шуметь в лесу не надо?

Дети: можно напугать диких зверей и птиц.

Воспитатель: теперь, повторив правила, мы можем смело отправляться в путь.

Встанем на коврик, закрываем глаза, «Лес, лес, полный чудес, секреты открой, мы дружим с тобой»

Ребята, как же нам найти медвежонка? Кто нам поможет? Как найти дорогу?

Дети: нужно встретить лесных жителей, найти следы медведя, поискать, где медведь может быть.

Воспитатель: посмотрите, мы на полянке. (Включаю презентацию «Лес зимой») Какая она?

Дети: белая, красивая, покрыта снегом.

Воспитатель: ребята, а на что похож снег?

Дети: на вату, на ковер, на одеяло, потому что укрывает.

Воспитатель: а что еще такое пушистое, как снег?

Дети: затруднения.

Воспитатель: это есть у зверей, а иногда и люди носят этот предмет.

Дети: шуба.

Воспитатель: конечно, а шуба какая?

Дети: теплая, мягкая.

Воспитатель: значит снег может быть теплым?

Дети: да, как шуба, лесная шуба.

Провожу игру «Хорошо-плохо»

Воспитатель: ребята, снег в лесу - это хорошо?

Дети: хорошо, деревья укутаны, они не мерзнут, зайчика не видно на снегу.

Воспитатель: а почему снег - это плохо?

Дети: затруднения в ответе

Воспитатель: под снегом видно корешки, мышек?

Дети: нет, нечего есть зверям, ветки могут сломаться, если много снега, трудно бегать по снегу.

Воспитатель: да, а еще снег похож на покрывало, есть даже такая поговорка «Снежное покрывало всю землю покрывало». (Знакомство с омонимом)

Воспитатель: ребята, а кто обглодал кору деревьев, чьи это уши торчат из-за дерева?

Дети: зайца, это заяц обглодал кору.

Воспитатель: а где живет заяц? Какой он? Чем питается?

Дети: заяц зимой белый, летом серый, быстро бегает, живет под кустом, в ямке, есть морковь, капусту, кору деревьев, корешки.

Воспитатель: вот и зайчик (кукла в руках воспитателя): «Здравствуйте, ребята, куда вы идете?»

Дети: ищем медвежонка, как его найти?

Зайчик: подскажу, если выполните мое задание:

Игра «Скажи наоборот»

Дикий – (домашний)

Храбрый _________

Злой  ____________

Слабый __________

Зима_____________

Ночь_____________

Густой (лес)_______

Бежит____________

Плачет___________

Темный__________

Хвойный_________

Воспитатель: мы справились, значит можно идти дальше. А что это на снегу?

Дети: скорлупки от орехов.

Воспитатель: интересно, кто мог оставить такой след?

Дети: белка.

Воспитатель: да, а какая белка? Где она живет? Что ест?

Дети: пушистая, маленькая, быстрая. Белка живет на дереве в дупле. Ест грибы, орехи, семена, желуди, насекомых.

Воспитатель: а вот и я (в руках держит игрушку Белочку): «Ребята, я слышала, вы ищете медвежонка? Я помогу, только вот вам мое задание:

Проводится игра «Придумай слово из двух»

Воспитатель: какие части тела есть у всех животных?

Дети: лапы, уши, хвост, глаза, нос, мордочка, голова, туловище.

Воспитатель: сейчас мы придумаем слова (у воспитателя карточка с изображением части тела животного, а дети образуют слово от заданного воспитателем: хвост – длинный – длиннохвостый; глаза – черный – черноглазый; мордочка – узкий – узкомордый и т.д.

Глаза, уши, мордочка, лапы, хвост, голова, брюшко.

Быстрый, черный, белый, острый, пушистый, большой, короткий, узкий, длинный и т.д.

Воспитатель: вот сколько слов мы придумали, осталось только медвежонка найти. А кто это заметает свои следы пушистым хвостом?

Дети: лиса.

Воспитатель: какая лиса, где живет, что она ест?

Дети: лиса пушистая, рыжая, с длинным пушистым хвостом, она хитрая, умеет тявкать, живет в норе, ест мышек, зайчиков, птиц.

Воспитатель от имени игрушки - лисы: «Я знаю, что вы ищете медвежонка и могу вам помочь, но сначала исправьте меня:

Проводится игра «Исправь меня»

В нашем лесу много снег

Белка насушила много грибы

Заяц одел белая шубу

Медведь спит в берлога

Высокая дуб стоит на поляне

У заяц длинные уши

Пушистый елка всегда зеленая.

Воспитатель: здорово, а теперь надо набраться сил и пойдем дальше.

Провожу физкультминутку «Медвежата».

Медвежата в чаще жили, головой своей крутили

Вот так, вот так головой своей крутили (показ).

Медвежата мёд искали, дружно дерево качали

Вот так, вот так дружно дерево качали (руки перед собой, качаясь).

Все на речку ходили и из речки воду пили

Вот так, вот так и из речки воду пили (наклоны перед собой).

А потом они плясали, выше лапки поднимали

Вот так, вот так выше лапки поднимали (прыгают на одной, на двух

ногах).

Медвежонок: кто это сейчас про медвежат тут говорил? (воспитатель говорит от имени игрушки - медведя)

Воспитатель: ой, здравствуй Миша, а мы пришли помочь тебе заснуть. Почему ты не спишь, ты голодный?

Медвежонок: нет, я просто не хочу спать. Вот так каждую зиму спать и спать, а я не хочу, ведь столько интересного вокруг.

Воспитатель: ребята, вот оказывается в чем дело. А как же теперь быть? Можем ли мы помочь медвежонку?

Дети: сделаем берлогу, споем колыбельную.

Медвежонок: а я все равно не хочу спать.

Воспитатель: медвежонок, но ведь тебе будет скучно одному зимой, твои братья все спать будут. Ребята, (обращается к детям), что же делать?

Дети: затруднения в ответе.

Воспитатель: а все медведи зимой впадают в спячку?

Дети: на севере живут белые медведи, они зимой не спят. Медвежонок, может ты отправишься на север?

Медвежонок: конечно, тогда мне не придется спать. Ура, это же моя мечта.

Воспитатель: ребята хорошо ли будет нашему медвежонку на севере.

Дети: да, он будет есть рыбу, не будет спать и подружится с белыми медведями.

Воспитатель: а что плохого, если бурый мишка окажется на севере?

Дети: его сразу будет видно, он не спрячется в снегу, ведь он бурый и его найдет охотник.

Воспитатель: вот видишь медвежонок, наши ребята говорят, что лучше тебе остаться в своем родном краю и лечь спать в теплой берлоге.

Медвежонок: ладно, уговорили, пойду спать. До свидания, ребята, до весны.

Воспитатель и дети: до свидания медвежонок.

Воспитатель: ну, что ребята, нам пора возвращаться в садик.

Хлопнем в ладоши (1,2,3,4,5),

Топнем ногами (1,2,3,4,5)

Повернулись, в сад вернулись.

Рефлексия:

Воспитатель: вам понравилось наше путешествие?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: что было самым трудным? (ответы детей).

Воспитатель: какое доброе дело мы сделали? (ответы детей)

Воспитатель: куда бы вы хотели отправиться в следующий раз? (ответы детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«План-конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ в группе компенсирующей направленности в рамках проектно-тематической недели «Дикие животные»

«План-конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ в группе компенсирующей направленности в рамках проектно-тематической нед...

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи с использованием пособия «Круги Луллия» на тему: «В мире профессий»

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познаватель...

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи на тему: Зима. Признаки.

Данное занятие проводится с группой детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Проводя с детьми данное занятие, мы развиваем познавательную мотивацию, закрепляем знания о зиме и ...

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста. Тема:" Путешествие в страну театра".

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста 5 - 6 лет в логопедической группе....

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста

Данный конспект образовательной деятельности рекомендован для работы с детьми старшего дошкольного возраста для активизации нравственно-мыслительной работы....