Развитие речи
план-конспект занятия по развитию речи

Фармонова Екатерина Алексеевна

План-конспект по развитию речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_2.docx19.82 КБ
Файл razvitie_rechi.docx17.07 КБ
Файл tehnologicheskaya_karta_po_razvitiyu_rechi.docx22.51 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи в старшей группе

Группа: старшая группа № 13 «Пчелка»

Тема: чтение сказки «Петух и собака».

Цель: создание благоприятных условий для совершенствования грамматического строя речи; звуковой культуры речи.

Программное содержание (программные задачи): 

1. Воспитательные: воспитывать чувство такта по отношению к другим детям и взрослому. Воспитывать умение внимательно слушать, не перебивая взрослого, отвечать на вопросы и задавать их. Воспитывать доброжелательное отношение.

2. Развивающие: развивать внимание, мышление, память; устную речь детей; интерес к участию в драматизации сказки; умение работать коллективно.

3. Образовательные:  научить самостоятельно, пересказывать сказку «Петух и собака», выразительно передавая диалог.

4. Здоровьесберегающие: укрепление здоровья воспитанников посредством двигательных игр и упражнений.

Активизация словаря: подбирать определения к словам «лиса» , «собака», «петух», отчетливое произношение звука «с».

Наглядный материал и оборудование:

Оборудование: аудиозапись послания детям, сказка «Петух и собака», куклы театра би-ба-бо (лиса, петух и собака).

Содержание организованной образовательной деятельности детей:

I. Организационный этап:

1. Приветствие:

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг,

Крепко за руки возьмёмся,

И друг другу улыбнёмся.

2. Проверка готовности детей:

Наши глаза внимательно смотрят.

Наши уши внимательно слушают.

Наши руки нам не мешают.

Наши ноги нам не мешают, А помогают.

3. Мотивация к организованной деятельности детей

Вводное слово воспитателя. Введение игровой ситуации:

Как с ребятами дружить,
Как без грусти день прожить,
Как вести себя в саду,
Чтоб со всеми быть в ладу,

Соблюдайте тишину,
Я рассказывать начну.

 II. Основной этап:

Ребята, просим у вас нам помочь. Нас заколдовал злой волшебник. Сейчас мы невидимы и не можем сказать кто мы. Но если вы нас расколдуете, то мы сможем придти к вам в гости. Вы нам поможете? (ответы детей).

Тогда приготовьтесь отгадывать загадки и отвечать на вопросы.

Загадки:

Гладишь – ласкается,

Дразнишь – кусается.

 (Собака)

Вопросы:

1.Почему вы думаете, что это собака?    (ответы детей)

2.Какие бывают собаки?                           (разной породы, разные по окрасу)

3.Какой бывает  характер у сабак?     (добрые, злые, умные, упрямые)

4.Что умеют делать собаки ?             (охранять дом, спасать людей, помогать      слепым, и.т.д.)

 

А теперь послушайте следующую загадку.

 

Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живёт,

В деревне кур крадет.

 (Лиса)

 

Вопросы:

1.Почему вы думаете ,что это лиса?                          (ответы детей)

2.Подберите  интересное слово о лисе, какая она в сказках?            (хитрая, ловкая, умная)

3.Когда лиса видит добычу, как она к ней подходит?       (тихо, крадясь)

4.Лиса рыжая, пушистая, ловкая. А про кого еще можно так сказать?  (кошка,белочка)

5.Вспомните  ребята, о каких предметах  можно сказать: большое, пушистое?

 

А вот вам еще одна загадка подсказка.

Хвост узороми.

Сапоги со шпорами.

(Петух)

 

Вопросы:

1.Почему вы решили ,что это петух.            (ответы детей)

2.Ребята подумайте и скажите что еще мы называем словом хвост?   (волосы завязаны хвостиком, у морковки зеленый хвостик и тд .ответы детей)

3.Как вы понимаете такое выражение «держи хвост трубой», «поджать хвост», «идти в хвосте».

( ответы детей).

 

Какой согласный  звук повторяется в словах лиса и собака?     ( «с»)

Произнесите слово так, чтобы чётко слышался звук  «с». (хором и индивидкально)

 

Покажите по схеме ,где стоит звук « с» в слове  слове  собака? (показ детей).

(индивидуальное задание со схемами  и разными словами)

3.Физкультминутка:

«Листочки».         

Ветер северный подул –

«С-с-с», - все листья с липы сдул.

Полетели, закружились,

На землю опустились.

Дождик стал по ним стучать:

«Кап-кап-кап, кап-кап-кап!»

Град по ним заколотил,

Листья все насквозь пробил.

Снег потом припорошил,

Одеялом их накрыл.                Движения соответственно тексту.

4.Групповая работа

Чтение сказки «Петух и собака» (Вариант: прослушивание сказки в записи)

Петух и собака.

Жил старичок со старушкой, и жили они в большой бедности. Всех животов у них только и было, что петух и собака, да и тех они плохо кормили. Вот собака и говорит петуху:

- Давай, брат Петька, уйдём в лес: здесь нам житьё плохое.

- Уйдём, - говорит петух, - хуже не будет.

Вот и пошли они куда глаза глядят. Пробродили целый день, стало смеркаться – пора на ночлег приставать. Сошли они с дороги в лес и выбрали большое дуплистое дерево. Петух взлетел на сук, собака залезла в дупло, и заснули. Утром, только что заря стала заниматься, петух и закричал:

- Ку-ка-ре-ку!

Услыхала петуха лиса; захотелось ей петушьим мясом полакомиться. Вот она подошла к дереву и стала петуха расхваливать:

- Вот петух так петух! Такой птицы я никогда не видывала: и пёрышки – то какие красивые, и гребень-то, какой красивый, и голо-то какой звонкий. Лети ко мне, красавчик!

- А за каким делом? – спрашивает петух.

- Пойдём ко мне в гости: у меня сегодня новоселье и про тебя много горошку припасено.

-Хорошо - говорит петух, - только мне одному идти никак нельзя: со мной товарищи.

«Вот какое счастье привалило, - подумала лиса, - вместо одного петушка будет два».

-Где же твои товарищи? - спрашивала она - я и его в гости позову.

-Там, в дупле ночует, - отвечает петух…Лиса кинулась к дуплу, а собака её за морду - цап!...Поймала и разорвала лису.

 

Вопросы

1.О чем эта сказка?

2.Куда пошли собака и петух? Почему?

3.Где остановились на ночлег?

4.Как лиса узнала ,что в лесу петух?

5..Как лиса расхваливала петуха? Что она ему говорила?

6.Что петух отвечал лисе?

7.Чем закончилась сказка?

 8.Кто в сказке оказался хитрей?

 

Воспитатель:

 -Ребята ,а давайте мы с вами сейчас превратимся в героев сказки и покажем её с помощью кукол би ба бо.

III Заключительный этап:

1. Подведение итогов, рефлексия.

 Как называется сказка, которую сегодня слушали?

 Как вы думаете, чему учит сказка?

 Так  кого же мы с вами расколдовали?

2. Оценка деятельности воспитанников:

На этом наше занятие закончено, спасибо вам ребята, что расколдовали сказочных героев.



Предварительный просмотр:

Развитие речи в старшей группе

Программа: «Петерсоне»

Группа: старшая группа № 13 «Пчелка»

Тема: придумываем сказки на тему «Приключение зайца»

Цель: создание благоприятных условий для совершенствования грамматического строя речи; звуковой культуры речи; связной речи.

Программное содержание (программные задачи): 

1. Воспитательные: воспитывать интерес и любовь к животным.

2. Развивающие:  закреплять у детей умение внятно и четко произносить слова и фразы, включающие звуки с, сь, щ; закрепить знания детей об ударных и безударных слогах.

3. Образовательные:  учить подбирать определение и действие к одушевленному существительному (заяц): активизировать употребление в речи имен прилагательных и глаголов.

4. Здоровьесберегающие: укрепление здоровья воспитанников посредством двигательных игр и упражнений.

Активизация словаря: закрепить в речи детей звуки с, сь, щ. Закрепить ударные и безударные слога.

Наглядный материал и оборудование:

Оборудование:   сюжетные картинки на тему.

Демонстрационный материал: иллюстрация зайца.

Содержание организованной образовательной деятельности детей:

I. Организационный этап:

1. Приветствие:

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг,

Крепко за руки возьмёмся,

И друг другу улыбнёмся.

2. Проверка готовности детей:

Наши глаза внимательно смотрят.

Наши уши внимательно слушают.

Наши руки нам не мешают.

Наши ноги нам не мешают, А помогают.

3. Мотивация к организованной деятельности детей

Вводное слово воспитателя. Введение игровой ситуации:

Как с ребятами дружить,
Как без грусти день прожить,
Как вести себя в саду,
Чтоб со всеми быть в ладу,

Соблюдайте тишину,
Я рассказывать начну.

 II. Основной этап:

-Ребята, отгадай загадку:

Что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной

И стоит среди травы-        

Уши больше головы? (заяц.)

Вы правильно отгадали, эту загадку про зайца. Почему вы так думаете?

Вспомните, какой заяц, какими словами можно сказать о нем? (беленький, мягкий, пушистый, быстрый, трусливый, осторожный и т.д.) Какая шерсть у зайца? (Мягкая, пушистая, гладкая.) Какие у них уши? (длинные.) Ноги? (сильные, быстрые.) Придумайте предложение про зайца, чтобы в нем были слова пушистый, трусливый, осторожный. (Дети придумывают.) А с чем можно сравнить зайчонка? (Мягкий, как пушок, как вата, как шарик и т.д.) Что умеет делать заяц? (Прыгать, скакать, бегать и т.д.) А теперь придумайте предложение про зайца, чтобы в нем были слова прыгать, беленький. (Дети придумывают.) Когда заяц убегает от волка, то как можно сказать про него? (очень быстро бежит, мчится, несется и т.д.)

-Вы подобрали интересные слова про зайца, придумали разные предложения. А сейчас мы будем придумывать сказку про зайца, которая называется «Приключение зайца». Обязательно используйте слова и предложения, которые вы назвали, когда будете рассказывать свою сказку. Сначала расскажите, как заяц собирался на прогулку, что интересного он увидел в лесу. Затем придумайте, что произошло с ним дальше.

По желанию детей можно сформировать команды. После двух-трех рассказов воспитатель дает им оценку.  

3.Физкультминутка:

«Зайчики»

Скачут, скачут во лесочке

Зайцы - серые клубочки (руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки).

Прыг – скок, прыг – скок –

Встал зайчонок на пенек (прыжки вперед и назад)

Всех построил поп порядку, стал показывать зарядку.

Раз! Шагают все на месте.

Два! Руками машут вместе.

Три! Присели, дружно встали.

Все за ушком почесали.

На четыре потянулись.

Пять! Прогнулись и нагнулись.

Шесть! Все встали дружно в ряд,

Зашагали как отряд.

4.Групповая работа

-Ребята, сейчас я вам прочту два стихотворения.

Внимательно их послушайте и назовите в первом стихотворении слова со звуком с, во втором- со звуком щ.

Кто умеет утром сам

Просыпаться по часам!

-Я умею по часам

Просыпаться утром сам!      А.Кузнецова

Щеткой чищу я щенка,

Щекочу ему бока.                 С.Маршак

(Дети отвечают.)

Послушайте чистоговорки и постарайтесь закончить их так, чтобы получилось складно. Ся-ся-ся…-Костя ловит карася.  Ща-ща-ща…-Саша ходит без плаща.

(Дети отвечают хором и индивидуально).

Скажем все вместе скороговорку: Носит Сеня сено в сени. Спать на сене будет Сеня. Скажем скороговорку громко и медленно, тихо и быстро. А теперь другая скороговорка: В роще щебечут щеглы, чечетки, стрижи и чижи. Скажем скороговорку шепотом и медленно, тихо и быстро, громко и медленно. Я вам скажу слово, а вы определите, где звучит ударение – в первой части или во второй: зайчик, щенок. Одному их них подарили часы, а другому зонтик. Зонтик подарили тому, у кого ударение падает на первую часть слова. Кому подарили зонтик? (зайчику.) Где звучит ударение в слове зайчик? (Дети отвечают.) А часы подарили тому, у кого ударение слышится во второй части слова. Кому подарили часы? (Щенку.) Послушайте слово: зонтик. Где слышится ударение в этом слове? Где слышится ударение в слове часы? (Дети отвечают.)

III Заключительный этап:

1. Подведение итогов, рефлексия.

Что мы узнали нового на занятии?

Про кого мы составляли предложение?

С какими звуками мы познакомились?

2. Оценка деятельности воспитанников:

-  Молодцы, ребята, вы сегодня все старались.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта.

ФИО участника: Гуженок Екатерина Алексеевна

Образовательная область: «Речевое развитие».

Раздел: «Развитие речи»

Тема: «Ларец сказок»

Цель: создать благоприятные условия для представлений детей о сказках.

Задачи занятия:

Образовательные: закрепить умение детей отгадывать название сказки по короткому отрывку; активизировать словарный запас детей; способствовать развитию интереса детей к окружающему миру.
Развивающие: развивать связную речь дошкольников; умение находить нестандартные подходы к решению задач.   Воспитательные: воспитывать интерес к художественной литературе; желание сопереживать сказочному персонажу.
Планируемый результат:
знают произведения сказок, их героев; имеют представление о том, как использовать в речи существительные и прилагательные, образные слова, составлять творческий рассказ; умеют по книжным иллюстрациям характеризовать героев произведения, составлять сложноподчинённые предложения.

Подготовительная работа: чтение, просмотр, русских народных сказок: «Снегурочка», «Лиса и волк», «Гуси – лебеди», «Лиса и журавль»; авторских сказок:  «Дудочка и кувшинчик» (В. Катаев), «Золушка» (Ш. Перро), «Федорино горе» (К. Чуковский), «Мешок яблок» (В. Сутеев), сказок других народов: «Три поросёнка» (английская),   песен сказочных героев; дидактические игры: «Узнай сказку», «Расскажи сказку по картинкам»; «Расскажи сказку по модели»; выставки книг писателей, рассматривание портретов писателей.

Материал и оборудование: Мультимедийное оборудование, карточки с иллюстрациями сказок, ларец, ключ.

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно-мотивационный этап

Формировать у воспитанников чувство сплоченности, единства положительного эмоционального настроя внутри коллектива.

Ребята, сегодня у нас с вами интересное занятие, но прежде чем сказать какое, я вам загадаю загадки. Они ну очень простые, поэтому вы быстро их отгадаете.

Загадаю загадки,

эмоционально-психический настрой.

Отгадываю загадки, проявляют интерес

Внутренняя мотивация на совместную деятельность, положительный эмоциональный настрой.

2,

Основной этап

2,1,

Этап постановки проблемы

Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы в доступной для детей форме.

Я для вас приготовила увлекательную игру «Ларец сказок». Хотите узнать, как играть в эту игру?

-Ларцы и сундуки, как положено скрывают какой-то клад. Вот и наш ларец сказок содержит сюрприз для вас.

Игровой прием.

Постановка проблемной ситуации.

Осознают и принимают поставленную задачу.

Актуализация имеющихся знаний у детей.

2.2.

Этап ознакомления с материалом

Усвоение (закрепление, расширение, обобщение, систематизация) определенного объема знаний и представлений.

Приглашает детей к общению.

-Ребята, а вы любите сказки? Какая сказка самая любимая?

Я тоже очень люблю сказки, особенно волшебные. В них столько всего необычного и интересного происходит.

-А давайте попробуем по-очереди изображать каких-нибудь героев сказки. А остальные будут отгадывать!?.

-Молодцы!

-Хотите сыграть в эту игру?

Тогда начинаем!!!

Проблемные вопросы, высказывают предположения, аннотация.

Проявляют фантазию. Изображают героев сказок.

Соглашаются сыграть в игру.

Отвечают на вопросы, выражают свои мысли.

2.3.

Этап практического решения проблем

Овладение действиями, способами решения проблемы

-Ребята, сейчас мы с вами поиграем в интересную игру, но для начала нам нужно расслабить наши глазки.

Физминутка для глаз:

Глазкам нужно отдохнуть.

Нужно глубоко вздохнуть.

Глаза по кругу побегут.

Много-много раз моргнут.

Глазкам стало хорошо.

Увидят наши глазки все!

(Объясняет правила; 1 правильно выполненное задание – 1 кристалл со стенок ларца. Восстановив все кристаллы, можно получить ключ от замка и открыть ларец с сюрпризом.

1-ое задание «Вспомни сказку»

 - Из каких сказок эти слова?

 Тянут -потянут, вытянуть не могут …

 Сейчас же отоприте дверь!  - А не то я так дуну, что весь дом

  разлетится! 

 Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл, а от тебя, и подавно уйду!

 Вижу, вижу! Не садись на пенёк, не ешь пирожок! Неси бабушке,  

 неси дедушке!

Дёрни за верёвочку, дитя моё, дверь и откроется.

 Ребята, давайте жить дружно! 

 Пустяки! Дело житейское!

Вручает первый  кристалл.

2-ое задание «Живые слова»

Объясняет правила, раздает карточки.

  1. Красная шапочка, идет, тропинка, бабушка.
  2. Поросенок, строить, дом, ветки.

Вручает второй кристалл.

3-е задание «Веселая зарядка»

Включает видеозарядку.

  • Постарайтесь точно повторять движения за сказочным героем на экране.

Вручает третий кристалл.

4-е задание «Героев сказки вспоминай, поскорей – как называй»

Предлагает посмотреть на экран, вспомнить героев сказки «Теремок», и назвать их.

Вручает четвертый кристалл.

5-е задание «Размытое письмо.

Прогулка Винни -Пуха».

Винни -Пух прислал нам письмо, в котором хочет поведать об очередном своем приключении. Но в дороге письмо намокло, и некоторые слова размыло водой. Помогите восстановить текст письма.

«Прогулка Медвежонка Винни-Пуха.

Однажды, ранним осенним утром, когда на улице стояла прекрасная погода, а в небе_____, я решил, что не мешало бы немного прогуляться и заодно навестить_____.

Я шел по узкой лесной тропинке, как вдруг за моей спиной послышались чьи-то шаги. Я огянулся и увидел_____. «Ну, теперь-то, мне точно не будет скучно», - подумал я, и отправился дальше.

На меня никто не обращал внимания, так как  лесные жители были заняты своими делами. Белка - ____. Еж - ____. А рыжая плутовка Лиса____.

Но вдруг, откуда не возьмись, прямо передо мной появился мой самый лучший друг____. Он был «на седьмом небе от счастья», потому что____.  Я был так рад видеть моего лучшего друга, что решил предложить ему прогуляться вместе со мной.

Мы еще долго гуляли вместе, пока совсем____. Вот такая прогулка получилась у меня.

Ну, всё, пока!

Ваш Винни».

6-е задание    «Сказочные заклинания»
Кто говорил такие сказочные слова?
По щучьему велению, по моему хотению. (Емеля)
Раз, два, три, горшочек, вари. (Девочка)
Сим, сим, открой дверь! (Али – Баба)

7-е задание Игра: «Кто самый наблюдательный?»

Воспитатель  показывает картинку с изображением сюжета одной из сказок и просит детей описать, что изображено на картинке.

Вручает  последний кристалл и ключик от замка на ларце.

Показ упражнения.

Объяснение правил и игровых действий.

Игровое упражнение.

Повторяют упражнение. Играют.

Отгадывают сказки по отдельным фразам.

Смотрят на картинку сказки на экране.

Закрепляют кристалл на ларце.

У 4-ых детей карточки, остальные по карточкам читают предложения.

Затем «слова» меняются местами.

Закрепляют кристалл на ларце.

Дети выполняют танцевальные движения, повторяя их за героем сказки.

Закрепляют кристалл на ларце.

Вспоминают героев сказки.

Дети восстанавливают ход событий в письме. Фантазируют.

Дети отвечают.

Дети перечисляют и описывают героев, события, предметы.

Закрепляют последний кристалл на ларце.

Обогащение игрового опыта, взаимодействие друг с другом, общение друг с другом.

3.

Заключительный этап

Подведение итогов деятельности, обобщение полученного опята, формирование элементарных навыков самооценки

Открывают ларец. Находят внутри большую книгу сказок и угощение с персонажами сказок.

Подводит итог игры. Благодарит детей за активное участие.

Вопросы с уточняющим ответом.

Ответы детей. Делятся впечатлениями.

Принимают угощение от сказочных героев.

Проверка знания детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»

Развитие речи ребенка с помощью подручных материалов. Значение развития мелкой моторики. ...

Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»

Методическая разработка Конспект непосредственно  -  образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...

Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию

Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...