Главные вкладки

    Словесные игры для развития лексико-грамматического строя речи детей
    консультация по развитию речи (старшая группа)

    Мещерякова Татьяна Анатольевна

    Словесные игры для развития лексико-грамматического строя речи детей

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл slovesnye_igry.docx17.55 КБ

    Предварительный просмотр:

    Словесные игры для развития                                                                                          лексико-грамматического строя речи детей

     Все родители мечтают о том, чтобы их дети  добились в жизни значительных успехов, сделали блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы чувствовали себя в обществе других людей свободно и уверенно.

     Неполноценная речь отрицательно сказывается на развитии ребёнка, сдерживает формирование познавательных процессов, порождает отрицательные черты характера. Возникают проблемы с адаптацией к школьной жизни.

     Дефект одной из цепочек в речевой системе влечёт за собой вторичные  нарушения: общее недоразвитие речи, нарушение процессов письма и  чтения, нарушение памяти, низкую  концентрацию внимания, нарушение словесно-логического мышления.

      Важнейшим условием для того, чтобы ребёнок овладел правильной речью, является та речевая атмосфера, в которую он погружён   с  первых  дней своего существования. Поэтому для овладения грамотной речью неоценимо важна роль семьи.

      Развитию грамотной речи способствуют словесные игры. Джанни Родари утверждал, что именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных образов, ничто не  сковывает ребёнка. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать - вот что необходимо ребёнку.

      К 4-м годам у детей  впервые  отмечается пристрастие к  играм в слова.  Это естественное желание необходимо всячески поощрять, пусть игры будут интересными, весёлыми и даже азартными,  благодаря словесным играм  происходит  становление культуры речи и общения.

     Игра – это  основной  вид  деятельности   дошкольников.   Играя,    ребёнок   обогащает свой  словарный  запас,  расширяет кругозор, развивает связную речь, у него формируется грамотность, создаются предпосылки письма.

     Играя с ребёнком,  будьте  дружелюбны и уважительны к нему. Он должен чувствовать, что эти занятия - не скучная неизбежная повинность, а интересная, увлекательная  игра,  в  которой  он обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при  неудачах.  Если  задание  кажется ребёнку сложным, приведите несколько примеров его выполнения или попросите выбрать  верный  вариант  из  предложенных  Вами.  Ни  в  коем  случае не предлагайте механически повторить за Вами готовый ответ.

    Предлагаемые ниже словесные игры и упражнения способствуют активизации речевого развития детей. В эти игры  можно играть с детьми на кухне, по дороге из детского сада, собираясь на прогулку, идя в магазин, на даче,  перед сном  и т.д.

    Словесные игры

    1. «Слово на ладошке»

    Назвать слова, которые находятся у Вас в кармане, на потолке, на лице и т.д.

    2. «Объясни словечко»

    Предложите ребёнку объяснить значение слов: подосиновик, боровик, сыроежка, поганка, подберёзовик,  мухомор, рыжик (по теме «Грибы).

    3. «Что бывает?»

    Подобрать к прилагательному согласованное с ним в роде, числе, падеже существительное.

    Красный:  …дом, помидор.      Зимняя:  …одежда, рыбалка.

    Домашнее:  …печенье, задание.

    4. Скороговорки  необходимы для развития чёткой артикуляции и дикции.

    Проворонила ворона воронёнка.  Ткёт ткач ткани на платье Тане.

    5.«Общие слова»

    1-й вариант. Ребёнок должен назвать  фрукты…, мебель…, птиц…, овощи…, одежду…

    2-й вариант. Ребёнку предлагается назвать одним словом:                                       сосна, берёза, клён – это…

     6.«Четвёртый лишний»

    Ребёнок должен назвать, что лишнее, и объяснить почему.                                    Ваза – роза – нарцисс - гвоздика.

    7.«Посчитай»                                                                                                                          Считаем всё, что  можно посчитать.                                                                             Например: одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок.                                                                                                Можно добавить прилагательное: одно красное яблоко, два красных яблока… пять красных яблок   и т.д.

    8.«Скажи наоборот»

    Взрослый называет какое-либо слово, а ребёнок подбирает «слово наоборот».                                                                                                        Существительные: смех - …, лето - …, день - …, холод - … и т.п.                           Глаголы: пришёл - …, нырнул - …                                                                     Прилагательные: широкий - …, маленький - …, богатый -… и т.п.                                Наречия: далеко -…, высоко- …

    9. «Подбери слово»

    Ребёнку предлагается  подобрать слово на какой - либо звук, сначала - любые слова, а потом - по лексической теме, например: «Назови фрукт, название которого начинается со звука А» (апельсин, абрикос, ананас…).

    10. «Большой - маленький»

    Ребёнку предлагается назвать ласково, например, ложку - ложечка, стул - стульчик и т.д. В темах «Дикие  и домашние животные» это могут быть названия детёнышей, а могут быть и ласкательные слова: лисонька, заинька, коровушка.

    11. «Отгадай загадку»

    Загадки учат детей образно мыслить. Предлагайте детям отгадывать их как можно чаще. Например: «Круглый бок, жёлтый бок, сидит на грядке колобок. Что это?» (Репка).

    Загадывайте детям описательные загадки, например: Это овощ, растёт на грядке, круглый, красного цвета, сладкий на вкус, его кладут в салат. (Помидор).

    12. «Назови, какой…»

    Образование прилагательных. Например, сок сделан из яблок, значит он яблочный, варенье из яблок - яблочное и т. д.

    13. «Подумай и ответь»

    Предлагайте детям словесные логические задачи.                                                      Например: « Кого в лесу  больше: сорок или птиц?»

             14. «Расскажи стихотворение»

    Заучивайте с детьми стихотворения, они развивают память и мышление.

    15. «Расскажи сказку»

    Читайте детям сказки, беседуйте по содержанию, разыгрывайте сказки по ролям, рисуйте картинки по сказкам.                                                                  


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Словесная игра, как средство формирования грамматического строя речи детей с ОНР

    На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, выражать свой мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желаний, выделять звуки в с...

    Консультация для родителей: «Игры на развитие лексико-грамматического строя языка у детей с тяжелыми нарушениями речи»

    В данной консультации для родителей  представлены дидактические игры и задания на развитие лексико-грамматического строя языка у детей с тяжёлыми нарушениями речи.Развитие лексико-грамматического...

    Тематические игры по развитию лексико-грамматического строя речи детей дошкольного возраста.

    Вашему вниманию представлены образцы заданий из картотеки по формированию лексики и грамматики у детей дошкольного возраста в соответствии с тематическим планированием в ДОУ....

    Консультация для родителей "Словесные игры для развития лексико-грамматического строя речи детей"

    Важнейшим условием для того, чтобы ребёнок овладел правильной речью, является та речевая атмосфера, в которую он погружён с первых дней своего существования. Поэтому для овладения грамотно...

    Словесные игры для развития лексико-грамматического строя речи детей

    Развитию грамотной речи способствуют словесные игры. Джанни Родари утверждал, что именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных ...

    Словесные игры для развития лексико-грамматического строя речи детей

    Речь - инструмент развития высших отделов психики растущего человека. Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка – важнейшее условие его полноц...