Камнетерапия как средство коммуникативно личностного развития старших дошкольников
статья (старшая группа)

Хайрулина Елена Владимировна

Камнетерапия является одной из форм арт-терапии. Камнетерапия - доступный и эффективный способ воздействия на эмоциональную сферу человека. Камнетерапия позволяет научиться передавать свои чувства, развивать положительные эмоции, научиться вопринимать и анализировать цветовые ассоциации, развивать двигательное, зрительное, пространственное восприятие и воображение. С древних времен считаются сильными оберегами в силу своего природного происхождения, наделяются душой и магическими силами. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАМНЕТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО КОММУНИКАТИВНО ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Старший дошкольный возраст является наиболее благоприятным для развития коммуникативного потенциала в системе социального поведения и активизации творческих возможностей личности. В связи с этим я решила использовать возможности средств камнетерапии в процессе коммуникативно-личностного развития детей старшего дошкольного возраста. С древних времен камни считаются сильными оберегами в силу своего природного происхождения, наделяются душой и магическими силами. В этих природных оберегах заключена сила стихий природы. Недаром культ камней существовал во всём мире, а в Японии до сих пор живы отголоски анимистической веры, обожествлявшей необычные по размерам, форме или окраске камни, скалы и целые горы. В магические свойства камней верят и в наше время!

Камнетерапия – доступный и эффективный способ воздействия на эмоциональную сферу человека. Камнетерапия позволяет научиться передавать свои чувства, развивать положительные эмоции, научиться воспринимать и анализировать цветовые ассоциации, развивать двигательное, зрительное, пространственное восприятие и воображение. Камнетерапия является одной из форм арт-терапии, использующей возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, эмоциональном и личностном развитии человека. В процессе выполнения упражнений, основанных на тактильном взаимодействии ладони ребенка с камнем развивается межполушарное взаимодействие, снимаются синкинезии (непроизвольные движения) и мышечные зажимы. Происходит «чувствование» своего тела, что способствует обогащению и дифференциации сенсорной информации, дети могут более адекватно их выразить через понимание себя идет понимание телесной экспрессии других, что влияет и на общие коммуникативные навыки. Игры с камнями благоприятно влияют на развитие познавательных способностей ребенка, плодотворно действуют на развитие мелкой моторики рук. Так же за счет увеличения словарного запаса (существительные, прилагательные, глаголы) развивается речь.

Заметив непроизвольный интерес детей к камням, мной было решено использовать камни в коррекционно-развивающей работе с детьми, поскольку научно доказано, что цвет, форма и текстура камней воздействуют на психику человека, активизируя в головном мозге центры удовольствия посредством органов зрения, осязания и тактильных ощущений. Камни, привлекая, способны «менять» состояние тревожности, усталости, напряжения на чувство безопасности, расслабленности, уверенности, доброжелательности, таким образом, высвобождая творческий потенциал, и делая возможной реализацию творческих потребностей, а значит, учат видеть, слышать, представлять, стремиться, реализовывать – одним словом - развиваться.

Занятия с камушками лучше проводить в малых группах (не больше 3 - 5 человек, если возраст детей от 3 до 9 лет) или индивидуально. Перебирая камешки в руках, дети успокаиваются и уравновешиваются, а раскладывая камни в узоры, составляя из них мозаики и орнаменты, – учатся осознавать мир, выражать свои мысли и строить логические цепочки. Ключевым образовательным результатом внедрения камнетерапии в работе со старшими

дошкольниками является раскрытие творческого потенциала детей, снятие внутренних зажимов, и раскрепощение. Дети становятся более коммуникабельными, охотнее идут на контакт со сверстниками и взрослыми. Работа с камушками предоставляет пространство для творчества и исследования, способствует активному развитию познавательной сферы, задействованы все психические процессы: память, внимание, восприятие, воображение, делая умозаключения, активно включается мыслительная деятельность.

На практике использую игры-упражнения в работе с детьми старшего дошкольного возраста, например:

  1. «Разложи камушки»

Цель: развитие воображения, исследовательской деятельности, связной речи и мелкой моторики руки, снятие тревожность, агрессивности и страхов, расслабление.

Инструкция: Выберите камушки самые красивые с вашей точки зрения. Разделите камушки на кучки, какие кучки у вас получились? Разложите камушки дорожками. Сделайте так, чтобы одна дорожка была больше другой, одинакового размера. Выложите из камней геометрические фигуры, цифры, буквы, посчитайте камушки, разложите по цвету, форме, размеру; «нарисуйте камнями» рисунок.

  1. «Роспись камешков»

Цель: развитие воображения, связной речи и мелкой моторики руки.

Инструкция: нарисуйте на камушках разные картинки акриловыми красками (они не токсичны) или маркерами. Это могут быть любые предметы, игрушки, растения, птицы, животные или сказочные персонажи. С готовыми камушками можно придумать истории.

  1. «Каменная картина»

Цель: развитие воображения, связной речи и мелкой моторики руки.

Инструкция: На картон с помощью пластилина наклейте камушки, украсив тем самым выбранную картинку.

  1. «Опиши предмет»

Цель: развитие воображения, исследовательской деятельности, связной речи и мелкой моторики руки, снятие тревожность и страхов.

Инструкция. Выбрав один камень, предлагаю детям рассмотреть его и описать камень. Образец первого описания дает педагог. Затем описываются два камня одновременно (путем сравнения).

  1. «Волшебный камень»

Цель: развитие воображения, исследовательской деятельности, связной речи и мелкой моторики руки, снятие тревожность и страхов.

Инструкция: Выбрать камушек и придумать историю этого камушка. Представьте, что камушек ожил и рассказывает историю своей жизни. О чем он может рассказать? Попробуйте придумать историю камушка.

Вот основные полезные свойства камнетерапии:

  • Игры с камнями помогают развивать мелкую моторику рук;
  • В процессе игры у детей развивается тактильная чувствительность; по камням можно ходить, а также, замещать ими предметы для игры (продукты питания, мыло, подушка, деньги, мебель и др.);
  • Использование камней способствуют развитию творческого воображения;
  • Манипуляции с камнями оказывают благотворное влияние на эмоциональное состояние ребенка, приучают к концентрации внимания;
  • Процесс игры даже в одиночку очень увлекательный, а в компании со сверстниками способствуют развитию элементарных навыков общения, развитию связной речи;
  • Способствует коррекции асоциального поведения у дошкольников, снятию симптомов тревожности, гиперреактивности, замкнутости, формированию умения выражать чувства, повышению самооценки и формированию уверенности в себе;
  • Способствует снятию психоэмоционального напряжения.

Доступность, экологичность, простота действий с камнями, свобода выбора деятельности самими детьми и самостоятельность позволяют ребёнку раскрыть свой потенциал, стимулируя развитие творчества.

Исходя из вышесказанного, считаю, что применение средств камнетерапии (создание композиции из камня, камнетворчество – творческий процесс взаимодействия ребенка с камнями при создании образа, игровые интерпретации с использованием камня) способствует духовно-эстетическому обогащению и коммуникативно-личностному развитию.

Библиографический список:

  1. Зайцева А. А. «Роспись по камешкам»- М. : Эксмо, 2011.
  2. Запольских О. Л. Мастер-класс «Литотерапия - как нетрадиционный метод работы с детьми дошкольного возраста» [Текст] // Актуальные вопросы современной психологии: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.) . — Челябинск: Два комсомольца, 2015.
  3. Черняева, А.В. Психологическое сопровождение творческого самовыражения детей старшего дошкольного возраста средствами камнетерапии // Журнал «Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук». – 2012. – №11.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие с семьей в вопросах социально-личностного развития старших дошкольников

         Социальный опыт приобретается ребенком в общении и зависит от разнообразия социальных отношений, которые ему предоставляются ближайшим окружением. Развивающая ...

Социально-личностное развитие старших дошкольников с речевыми нарушениями посредством приобщения к культуре и истории родного края

О социально-личностном развитиии дошкольников с речевыми нарушениями  путем приобщения к куьтуре и истории родного края...

Программа эмоционально-личностного развития старших дошкольников с ЗПР

Программа работа, направленная на развитие эмоциональной, личностной сферы детей 5-7 лет с задержкой психического развития...

Семинар-практикум с педагогами "СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С УЧЁТОМ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ"

Цель: выяснить представления педагогов о дифференцированном подходе в воспитании детей старшего дошкольного возраста; познакомить с составляющими социально-личностного развития и особенностях гендерно...

Коммуникативно-речевое развитие старших дошкольников через проектную деятельность

Сообщение из опыта работы педагога-психолога с детьми подготовительной к школе группы...

Коммуникативно-речевое развитие старших дошкольников с ОНР в контексте ФГОС

laquo;Речевое развитие» предусматривается реализация таких задач как: овладение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной ...